Ребенок взял чужую вещь: почему такое происходит и как объяснить, что это делать нельзя

Ребенок 7-12 лет ворует – что делать

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога

Если подросток без спросу берет деньги у родителей, это и сама по себе нездоровая ситуация, и первый шаг к чему-то более серьезному.

Почему подросток это делает:

  • Он берет деньги, потому что считает их своими Решает свои проблемы. Родители отказались дать денег, не разобравшись, но проблема осталась, поэтому он решил взять сам Компенсирует недостаток внимания и заботы от родителей, считает, что они ему должны

Вдобавок ко всему вышеперечисленному, важно объяснить, что подросток не может брать без спроса деньги даже у родителей. Не стоит искушать подростка — деньги не должны валяться по всему дому

Чтобы гарантированно решить проблему, нужно понять, почему ребенок врет, изворачивается, берет деньги втихаря? Может он живет в слишком жестких рамках? Ему не с кем поделиться проблемами и переживаниями? Если наладить диалог не получается, не забывайте подключать психолога.

Зачем он это делает?

Мотивы кражи могут сильно отличаться от ребенка к ребенку, да и ребенок может красть по разным причинам. Нет одной причины, типа «вы не занимаетесь своим ребёнком, и ему требуется больше внимания». Не всегда просто разобраться, почему это происходит, даже если ребёнок имеет свою собственность дома и умеет различать «своё — чужое».
Дети могут воровать, потому что таким способом они удовлетворяют какую-то психологическую потребность, и не видят других способов ее реализовать. (Конечно, мы сейчас не говорим о детях, которые воруют еду для того, чтобы не быть голодными).

Причины могут быть, например, такими:

1. Ребенок импульсивен и хочет немедленного удовлетворения своих желаний
2. Его не учили, что воровать неправильно, или у него была возможность наблюдать, как это делают взрослые с чужими вещами или вещами ребенка
3. Он и правда хочет внимания взрослого

И считает, что лучше негативное внимание, чем совсем никакого
4. Ребенок испытывают недостаток в семейной близости и чувствует себя забытыми

Он думает, что с помощью украденного предмета он сможет «вернуть» любовь
5. Ребенок страдает от жестокого обращения и нуждается в помощи
6. Таким способом он выражают чувстао гнева или тревоги, вызванные серьезными изменениями в жизни, такими как развод родителей, переезд, переход в новую школу или отвержение сверстниками
7. Он хочет отомстить за боль и вред, которую причинили ему другие люди: крадет, чтобы сделать больно кому-то
8. Ребенок страстно хочет то, что есть у других, завидует, и не может купить или попросить у родителей, боясь отказа. Например, это может быть какая-то еда, игрушки, одежда известных брендов или гаджеты.
9. Он хочет похвастаться
10. Ребенок хочет выглядеть жестким, смелым и крутым, чтобы соответствовать группе сверстников
11. Ему нравятся ощущения от воровства, он чувствует власть и безнаказанность
12. Он восстает против власти или слишком строгих секмейных правил
13. Подростку нужны деньги, чтобы покупать алкоголь, сигареты и наркотики

Отучаем малыша брать чужие игрушки без спроса

Любой ребенок любит играть с другими детьми в песочнице. Однако, общение малышей часто проходит не так беззаботно, как это представляют взрослые.

Сначала все мирно и спокойно: детишки развлекаются, делятся игрушками. Но вот настала пора уходить домой, и ваш ребенок хочет забрать с собой, к примеру, красивую красненькую машинку. А его партнер по играм, конечно не отдает любимую игрушку. Ваш ребенок искренне не понимает такую реакцию, ведь он привык думать, что в песочнице все общее!

Что произошло?

Малыш до 3 лет не улавливает разницу между понятиями “свое” и “чужое”. Поговорите с ребенком: объясните, что вещь принадлежит другому человеку.

Решение

Отведите ребенка в сторону и обсудите с ним тему “свое-чужое”:

“У каждого человека есть личные вещи: например, у тебя есть… (назовите любимую игрушку). Если ее у тебя заберут, тебе это не понравится, правда? Тебе будет очень обидно. Чтобы сохранить дружбу, не обижай других детей и не бери их вещи без спроса.”

Также можно обсудить простые правила поведения, которые помогут ребенку в общении:

“Можно взять чужую игрушку, спросив разрешения, и если разрешат, то можно с ней поиграть. Если владелец игрушки просит ее вернуть, отдай ему игрушку. Поблагодари знакомого за то, что одолжил интересную вещь, и он наверняка разрешит поиграть с ней в следующий раз.”

Понять причину

Расследование окончено, и вы убедились, что ребенок деньги все-таки взял

Дальше что?Дальше важно понять, почему он это сделал. Возможно, ему просто захотелось что-то купить — и это не худший вариант

Хуже, если ребенок украл деньги, чтобы отдать их вымогателям, или попал в какую-то другую опасную ситуацию.

Маленькие дети могут стащить деньги просто потому, что не понимают, что они чужие: монеты и купюры лежат дома, на виду. Их берет тот, кому они нужны, — и тратит. Вот и ребенок поступил так же. Подростки уже наверняка понимают, что делают что-то не то, когда присваивают часть семейного бюджета. И нужно разобраться, какой мотив их к этому побудил.

Советы психолога родителям если ваш ребенок ворует

Если ваш ребенок ворует или взял нужную ему вещь без спроса, значит он не смог справиться со своими внутренними желаниями и у него возник эмоциональный дефицит. Возможно, у вашего ребенка не хватило элементарных знаний, самоконтроля или он был в стрессе. А это значит, что он нуждается в психологической помощи и поддержке.

Решить данную проблему можно одним из способом: ребенку помогут занятия с психологом или второй вариант вам, как родителю стоит прийти ко мне на психологическую консультацию, а если вы живете в ином городе и не можете приехать ко мне в психологический центр на Цветном бульваре, то возможна консультация с психологом онлайн.

Ради близких

А иногда ребенок руководствуется и вовсе «благородными» намерениями: — Когда Ирине было восемь лет, она украла у друзей своих родителей довольно крупную сумму денег, которую те держали в ящике стола. Сначала несколько сотен рублей она отдала бабушке и на ее удивленный вопрос ответила, что нашла деньги на улице. Потом оставшуюся сумму девочка отдала маме. Ситуация прояснилась довольно быстро, и на вопрос родных, зачем же было красть деньги, Ира ответила, что таким образом «хотела помочь маме с бабушкой, ведь денег все время не хватает».

Быть в центре внимания И о совсем уж экзотическом мотиве воровства рассказала мне моя подруга:

— Мне было лет 10, когда мы в выходной день поехали с классом в лес, чтобы поиграть в футбол и просто отдохнуть. У моей одноклассницы Тамары были часы, которые она сняла перед игрой и положила около своего пакета. Играть мне не хотелось и вообще было скучно. Тогда я решила взять часы Тамары, спрятать их где-нибудь, а потом, когда все начнут их искать, неожиданно «найти» пропажу.

В данном случае ребенок использовал факт воровства как возможность обратить на себя внимание и заслужить похвалу от учителя и одноклассников за якобы найденную им вещь. Но чаще всего, как показывают и наши примеры, и рассказы родителей, предметом кражи становятся деньги, на которые ребенок намеревается купить вожделенную вещь или игрушку

Но чаще всего, как показывают и наши примеры, и рассказы родителей, предметом кражи становятся деньги, на которые ребенок намеревается купить вожделенную вещь или игрушку.

Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство

Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.

Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:

1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.

2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.

3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают

Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.

4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать

У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план

5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».

6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»

7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.

После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.

Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.

Как реагировать, если ребенок берет деньги без спроса

Самое основное правило в воспитании ребенка — предупредить возможное неправильное поведение дитяти. Начинать нужно с беседы, чтения поучительных сказок, экономического образования малыша, когда он только начинает понимать суть слова «деньги». У ребенка ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, которыми он учится распоряжаться уже лет с 3–4.

Мама и папа в этом помогут: определить приоритеты (что важно, нужно в данный момент), научат рациональности (как выбрать покупку и рассчитать денежные средства на то, что хочется и что можно позволить себе, исходя из наличия денег). Но если уж случилось то, что случилось, — тогда нужно реагировать

Но если уж случилось то, что случилось, — тогда нужно реагировать.

Первым делом нужно выяснить причину, и от этого уже отталкиваться. Иногда достаточно просто побеседовать с ребенком, понять его, поддержать и направить. Такой подход действенен для детей, которые совершили свой проступок впервые, которые чувствительны, способны на самоанализ и рефлексию.

Для других же стоит углубиться:

  1. Убрать деньги с видного, доступного места.
  2. Наказать действием: ребенок должен отработать деньги, которые взял. Например, помыть полы, постирать, приготовить еду ― то есть сделать ту работу, которая не является его обязанностью.
  3. Узнать, в какой компании друзей вращается ваш ребенок и, может быть, даже на время оградить его от нее, придумав поездку куда-то или определив его на какие-то кружки, секции.

Поговорив с ребенком, нужно найти общие интересы и точки соприкосновения: берет деньги, значит, они ему нужны. Просто давать их ему не стоит. Пусть найдет способ заработать. В наше время интернет-технологий это реально: проводить мастер-классы по чему-либо, что хорошо умеет сам, изготовлять что-то нужное и продвигать свой товар и т.п. Или даже просто помощь родным по дому, поощрение хороших отметок и достижений в школе.

Если же вы замечаете, что сами не справляетесь, обратитесь за помощью к специалисту ― детскому психологу.

НО НИКОГДА НЕ БЕЙТЕ И НЕ НАБРАСЫВАЙТЕСЬ С КРИКАМИ И УГРОЗАМИ. ЭТО БЕСПОЛЕЗНО.

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Почему ребенок ворует и что делать родителям? Мнение детского психолога

YAKUTIA. INFO. Узнав, что ребенок украл игрушку в гостях или шоколадку в магазине, одни родители впадут в панику — растет маленький воришка, другие отмахнутся — все в жизни хоть раз что-то воровали. Истина, как обычно, находится где-то посередине

Не стоит сразу отчитывать ребенка, важно разобраться, почему он взял вещь, которая ему не принадлежит, понимает ли он, что такое воровство и, если да, то зачем он это делает. Иногда причины такого поведения могут удивить родителей

Если вы столкнулись с воровством ребенка или другими проблемами в поведении, попробуйте обратиться за помощью к детскому психологу. Специалист поможет разобраться в корне проблемы, найти к ребенку подход и скорректировать его поведение. По запросу «детский психолог Одесса» вы сможете найти грамотного специалиста в вашем городе.

В этой статье предлагаем обсудить взгляд психологов на детское воровство — в чем причины и что с этим делать.

Почему дети берут чужое или воруют?

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что если ребенок украл какую-то вещь в дошкольном возрасте, он сделал это неумышленно, то есть, не понимая, что такое воровство. Дело в том, что маленькие дети не всегда четко понимают, где чужая вещь, а где моя.

Дети в возрасте 4-6 лет уже понимают, что есть мои вещи, а есть чужие, но для этого возраста характерна сильная импульсивность. Ребенок может взять игрушку в магазине, потому что ему захотелось. Да, он понимает, что нельзя, но взял

В таком возрасте дети еще слишком эгоистичны и родителям важно действовать деликатно — объяснять ребенку, что чужие вещи без спроса брать нельзя, почему это плохо. Но клеймить ребенка как вора категорически недопустимо

Посмотрим, что, по мнению психологов, может побудить ребенка украсть или взять чужую вещь:

— ребенок еще маленький, он давно хотел какую-то игрушку или другую вещь, увидел ее в магазине или в гостях и взял;

— некоторые дети хотят сделать маме или папе подарок, так как не имеют своих денег, воруют какие-то вещи;

— очень часто дети могут воровать, чтобы привлечь внимание родителей или продемонстрировать им свою обиду на какой-то поступок;

— бывает и так, что дети воспринимают воровство как норму — здесь уже вопрос к родителям, воспитанию и окружению ребенка.

Что делать, если ребенок ворует

Никогда нельзя осуждать ребенка, не разобравшись. Вначале узнайте, что побудило ребенка так поступить, а потом, исходя из ситуации, объясните, почему так делать нельзя. Попросите ребенка вернуть украденную вещь другу или в магазин и извинился — это лучший способ наказания, который покажет, что за каждым поступком идут определенные последствия.

Также детские психологи советуют:

— не обсуждайте проблему с посторонними — только в кругу семьи и с психологом;

— если ребенок признался, что виноват, вернул вещь и попросил прощения, тема закрыта — не вспоминайте об этом;

— не приводите в пример другого ребенка — говорите с вашим ребенком только о нем, покажите, что осуждаете его поступок, но не его самого;

— периодически обсуждайте с ребенком, почему брать чужие вещи нельзя, рассказывайте, какие последствия могут быть у воровства.

Помните, что чаще всего детское воровство — это попытка ребенка привлечь внимание родителей. Работа с психологом поможет разобраться, что беспокоит ребенка и помочь ему

Разобраться в ситуации

Вообразите себя детективом: вам предстоит разгадать очень запутанную историю. И желательно, чтобы в процессе никто не пострадал. Для начала нужно удостовериться, что кража точно была — если стопроцентных доказательств нет, то, возможно, кто-то что-то не так понял.

Обвинив невиновного ребенка, вы потеряете гораздо больше своего авторитета, чем если оставите кражу безнаказанной. Так что поосторожнее с обвинениями. Сначала несколько раз перепроверьте: может быть, вы потратили деньги и забыли, куда-то их переложили или их забрал другой взрослый член семьи и не предупредил вас. После этого можете спросить ребенка:

По реакции ребенка, скорее всего, будет видно, знает он или нет. Но не каждый поспешит признаться в содеянном. Многие дети предпочтут дождаться, пока вы отвлечетесь, и незаметно подложат купюру обратно. Как будто так и было.

Другие денег не вернут (особенно если они их потратили) и будут стоять до последнего: не брал, не видел, не знаю, чего ты ко мне цепляешься. Если детей в семье больше одного, возможен «перевод стрелок» на братьев и сестер. Но зато братья и сестры обычно знают друг о друге больше, чем взрослые, и могут стать свидетелями — как обвинения, так и защиты.

Почему ребенок ворует?

Существует 6 основных причин того, почему ребенок ворует:

1. Кража из личных побуждений, убеждений и понятий

Кража из личных побуждений проявляется чаще всего. К примеру, ребенок хочет сделать подарок своим родителям или друзьям. Но, где он возьмет деньги, чтобы купить подарок? В его голове и рождается логичное убеждение – вещь можно взять самостоятельно. А если он ее берет с благими намерениями, что в этом страшного? Если это происходит, родителям не нужно ругаться на ребенка и сердится, а нужно спокойно сесть с ним и объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо.

2. Очень хочется иметь то, чего нет

Когда ребенку очень хочется иметь то, чего нет, является упущением в обучении со стороны родителей. Ребенок должен в любом возрасте осознавать то, что если он чего-то хочет, об этом нужно попросить и не нужно воровать. Есть мое, а есть твое и здесь речь уже идет о психологических границах.

Если родители не могут подарить ему определенную вещь, то он попытается взять ее самостоятельно. Такая же ситуация может наблюдаться в общественных магазинах, когда дети начинают активно тянуть конфеты себе в карманы.

3. Понравилась необычная вещь, но родители не хотят ее приобрести

У детей есть собственное мнение на окружающий их мир, они видят вещи, которые могут показать их определенный статус. А разве взрослым не хочется выделяться среди серой массы? Вот так поступают и дети, ведь если у кого-то игрушка есть, а у них нет, значит, ее нужно получить самостоятельно. 

4. Подражание друзьям, слияние с коллективом

Когда дети попадают в плохую компанию, то — это уже настоящая проблема. Их новые друзья могут научить ребенка воровать, обманывать или оскорблять более слабых. В обществе всегда притупляется чувство ответственности за собственные действия когда идет симбиотическое слияние с коллективом или значимым человеком, поэтому дети перестают осознавать опасность собственных деяний и начинают подражать. Если это происходит и вы не знаете, как с этим поступить, звоните мне и мы с вами это обсудим.

5. Месть, проявление агрессии в отношении какого либо

В качестве мести дети воруют не так часто, но такой вариант также возможен. Как правило, кража происходит только у обидчика. Осуществляя воровство в таком случае, ребенок начинает ощущать собственную силу и превосходство. Ответственность уходит на второй план, задача – расстроить оппонента и проявить агрессию. Если украсть не получается, а агрессии уже накопилось достаточно для выхода ее наружу то — это может привести к драке или иному физическому воздействию.

6. Потеря самоконтроля или нарушения восприятия реальности

У детей также могут быть стрессовые ситуации. Поэтому они могут делать необдуманные вещи, включая кражу различных вещей. Похожим образом поступают и взрослые люди

Причин стресса у ребенка может быть несколько, важно оценить всю серьезность и уже после этого принимать решение

Говорите с ребенком

Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:

  • Принцип ясности. В 3–5 лет нужно ввести точные определения: когда поступок считается воровством, когда это нарушение чужого личного пространства, а когда – допустимое поведение.
  • В 5–7 лет наступает время, когда дворовые игры, спортивные секции и посещение творческих кружков позволяют ребенку наладить отношения со сверстниками и обрести первых настоящих друзей. Дошкольник должен понимать, что из-за воровства и несдержанности можно этих друзей потерять. Фраза при этом строится именно в сослагательном наклонении: «Если человек ворует деньги или вещи у друзей, он может потерять дружбу». В такой форме вы предлагаете ребенку альтернативу, иллюзию выбора.
  • Принцип личной ответственности можно применять, начиная с первого класса школы. Убежденность ребенка в неотвратимости наказания – обязательное условие. Установите заранее алгоритм действий для воришки. Например, в случае обнаружения кражи он должен вернуть украденное, извиниться и добровольно отдать что-то ценное (пожертвовать свои накопления в фонд семьи, на несколько дней расстаться с гаджетом, лишиться просмотра телепередач или выполнить определенную работу сверх обычной). Только не наказывайте дополнительными уроками, а то ненароком интерес к учебе может упасть!
  • Разумное планирование покупок, в котором может принимать участие младший школьник или подросток, позволит избежать ситуаций, когда украденными оказываются предметы первой необходимости: канцелярские принадлежности, материалы для творчества, еда, одежда.
  • Создавайте ситуацию успеха – ребенок может поступить только правильно и никак иначе и быть за это вознагражден. Убирайте из поля зрения кошельки и ценные вещи, пока не будете уверены в том, что воля ребенка стала сильнее и устойчивее.
  • Презумпция невиновности. Тут как никогда актуален принцип: «не пойман – не вор». Не обвиняйте ребенка в том, что не было доказано, даже если «никто больше не мог так поступить».

Снова и снова выясняйте причины детских поступков. Именно в глубоких мотивах кроется и выражается истинный характер маленького человека. Лучше, если он с детства научится доверять старшим и откровенно говорить с ними о своих жизненных затруднениях

Любовь и внимание к проблемам и потребностям юного члена семьи – лучшее средство коррекции поведения у трудных детей

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Психология детского воровства

Почему ребенок ворует

Настоящие причины детского воровства могут заключаться в следующем:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи. Чаще всего воруют дети, недовольные своей жизнью. Проблема может заключаться как в нехватке денег, так и в плохом отношении со стороны родителей.
  2. Желание получить признание сверстников. В детском возрасте всеобщими любимцами часто становятся наиболее смелые дети. Ребенок может украсть какую-то мелочь, чтобы получить авторитет у своих товарищей и казаться в их глазах круче.
  3. Ошибки родительского воспитания. Маленькие дети всему учатся у своих родителей. Если они вовремя не заложили ему морально-этические нормы, в дальнейшем это может привести не только к воровству, но и к другим серьезным проблемам.
  4. Острое желание завладеть конкретной вещью. В этом случае ребенок осознает, что его поступок негативный. Он продумывает пути отхода на тот случай, если его поймают.
  5. По принуждению сверстников. Воровство может быть спровоцировано давлением извне. Такое случается, если у ребенка вымогают деньги ребята старшего возраста. Жаловаться родителям в такой ситуации станет далеко не каждый. Именно поэтому ребенку приходится удовлетворять просьбы обидчиков.

Ошибки родителей

К воровству могут подталкивать следующие пробелы в воспитании:

  • у родителей различаются подходы к воспитанию (мама запрещает, а папа разрешает);
  • ребенку никогда не прививались морально-этические нормы;
  • непоследовательность воспитания (разная реакция родителя на один и тот же поступок);
  • чрезмерный контроль над ребенком;
  • вседозволенность.

Причины детского воровства

За тем, что ребенок берет чужое и присваивает себе, часто скрываются самые разные причины, но большинство из них имеет одну природу — глубокую дисгармонию, внутренний кризис, тесно связанный с семьей. За желанием взять чужую вещь часто может скрываться детская зависть: почему у кого-то есть такая игрушка, которую я хочу, а мне ее не хотят покупать. Кроме этого, ребенок может присвоить чужую вещь, чтобы сделать больно владельцу этой вещи, который очень ею дорожит. Этакая детская месть. Чувствуя свое физическое превосходство, ребенок может отбирать вещи у других детей, с целью самоутвердиться, а может своровать, чтобы получить признание среди одноклассников.

Главной причиной воровства у детей служит эмоциональная холодность в семье, отсутствие элементарного внимания и ласки к ребенку, детское одиночество, враждебность между родителями

В этом случае ребенок может брать чужие вещи с целью привлечь к себе внимание. Он даже может понимать, что его будут ругать, накажут, но и такому варианту внимания со стороны родителей будет рад

Именно поэтому психологи рекомендуют родителям не идти на поводу у своего гнева, а постараться вызвать ребенка на разговор, деликатно выяснить причину его проступка. И может быть задуматься, не потому ли ребенок так поступил, что у его родителей вечно нет времени на простые разговоры, объятия, внимание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: