Публикация «Методическая разработка „Помощь учителя-логопеда по предупреждению ошибок письменной речи у младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Типичные ошибки при дисграфии :
-Многочисленные пропуски гласных и согласных
-Встречаются лишние буквы-«голубокий ров»
-Раздельное написание приставок-«на ступил»
-Слитное написание предлогов и слов-«В лес поскатертина стол», «Неспешис языком, а спеши сделом»
-Пропуски предлогов
-Перестановка слогов- «Дерево воде не топонет»
-Неумение передавать мягкость согласных на письме- «Ветки деревень», «Больит»
-Аграмматизмы-«Туча поднялся над лесом», «Теплый время года»
-Грубые искажения слов-«Аеве дай капанадаши» (Леве дай карандаши)
-Затруднения при звуко-буквенном анализе слов
-Смешение оптически сходных букв-«у-ч», «т-п», «м-л», «о-а», «ш-щ», «ц-и», «х-ж»
-Не чувствует ударную гласную и поэтому затрудняется в определении безударной и в подборе проверочного слова
Методы и приемы для профилактики и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников.
1. Анализ и синтез слов с последующей записью.
2. Звук-буква-анализ-синтез на уровне слога, слова, фразы с последующей графической записью и работа с буквой на разрезной азбуке.
3. Узнавать контуры изображенных предметов.
4. Узнавать предметы, изображенные один над другим, один за другим.
5. Уточнить из каких элементов состоит буква.
6. Найти изученную букву среди других.
7. Проводить работу по развитию зрительной памяти.
8. Учить пространственному восприятию, зрительному анализу и синтезу слов.
9. Находить левую и правую стороны.
10. Уметь ориентироваться на местности.
11. Отгадывать слова. «ба-/бочка/»
12. Придумывание слов со стечением согласных в различных частях слова. (вначале, середине, конце)
13. Списывание из текста слов со стечением согласных. Вставлять пропущенные согласные.
14. Различать на слух звонкие и глухие согласные.
15. Писать словарные диктанты с предварительным звуко-буквенным анализом.
16. Записывать пары слов по слуху – кадушка-катушка; бык-бок.
17. Списывание предложений с пропущенными словами.
18. Составление предложений под картинками. Запись.
Особенности и приемы работы по списыванию:
Должно быть списывание, а не срисовывание букв.
1. Чтение слова целиком, разбиваем на слоги. Записываем слоговой анализ МА-ШИ-НА.
2. Чтение написанного слова по слогам и сравнение его с напечатанным.
3. Такая же работа проводится и по списыванию по словам.
Для улучшения качества образования, при наличии подобных ошибок, рекомендую обращаться к логопеду для получения индивидуальной помощи.
Основы устранения оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Организация: МАОУ СОШ № 84
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Проблема нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем современной логопедии
В настоящее время активно разрабатываются методы выявления, устранения и профилактики расстройств речи у данной категории детей, при этом особое внимание уделяется изучению тех нарушений речи, которые препятствуют овладению школьной программой. Существенное место в логопедии на сегодняшний день занимает проблема коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Известно, что дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся с задержкой психического развития. Оптическая дисграфия, нарушение сложное по своей структуре, и без специально организованной, систематической помощи специалистов, знающих причины и механизмы речевой патологии, не может быть устранена. Всё это является препятствием в овладении грамотой учениками на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка в более старших классах и поэтому необходимо проведение своевременной логопедической работы по устранению различных нарушений письменной речи у детей, в частности и оптической дисграфии.
Общей характерной особенностью дисграфии у детей с задержкой психического развития является то, что структура нарушения письма, за редкими исключениями, включает несколько разновидностей дисграфии, а также различные нарушения устной речи. Поэтому перед проведением логопедической работы по устранению оптической дисграфии у детей с задержкой психического развития, необходима дифференциальная диагностика, позволяющая разграничить данное нарушение письменной речи от других форм дисграфий. Именно это условие обеспечивает эффективность логопедической работы.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что нарушения темпа развития всех психических функций у детей с задержкой психического развития, обусловленные структурой дефекта, приводит к стойким нарушениям письменной речи, в частности к различным видам дисграфий, которые провоцируют осложнения учебно-познавательной деятельности учащихся и должны стать объектом коррекционной работы, в особенности с младшими школьниками с задержкой психического развития.