Дошкольная математика

Математические развлечения и игры

Дополнительные материалы в помощь родителям

Olga Apanasenko/Shutterstock.com

В Интернете вы легко сможете найти примеры и задачи по математике любой сложности; но учебные пособия, прописи и рабочие тетради для дошкольников существенно сократят время, которое вы потратите на подготовку к занятиям.

Пособия для дошкольников

Выбор первого учебника по математике для вашего ребёнка — дело ответственное

Обратите внимание на то, чтобы пособие не было перегружено теорией, содержало множество наглядных примеров и задач разного типа, в том числе на логику и смекалку. Рекомендуем серии:

  1. «Игралочка — ступенька к школе», Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова (пособия для детей от 3 до 7 лет).
  2. «Раз — ступенька, два — ступенька», Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина (пособия для детей от 5 до 7 лет).
  3. «Математика вприпрыжку», Женя Кац (для детей 4–6 лет).

Рабочие тетради по математике

Рабочая тетрадь поможет вам разнообразить домашние занятия математикой, а ребёнку — повторить и закрепить пройденный материал в игровой форме. Среди огромного количества печатных изданий мы выделим следующие:

  1. «Необычная математика», Женя Кац (в серии — три рабочих тетради для детей 4, 5–6 и 6–7 лет).
  2. «Школа семи гномов. Математика для дошкольников», Д. Денисова (серия рабочих тетрадей для детских садов).
  3. «Ступеньки к знаниям», К. В. Шевелев (тетради для детей от 3–4 до 6–7 лет).

Прописи и графические диктанты по математике

Подготовка детской руки к письму и тренировка мелкой моторики — важная часть подготовки к школе. Тетради с прописями и графическими диктантами помогут научиться аккуратно писать цифры и рисовать линии.

  1. «Обучающие прописи для дошколят», К. В. Шевелев.
  2. «Графические диктанты и упражнения», К. В. Шевелев.
  3. «Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры», М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.

Обучение ребёнка дошкольного возраста основам математики — важная составляющая его интеллектуального развития и подготовки к школе. Можно довериться профессионалам или заниматься с малышом дома; главное — преподносить материал в игровой форме, не забывая о наглядной демонстрации. Сделайте математику частью повседневной жизни, используя наши советы и рекомендации, и ваш ребёнок с лёгкостью усвоит непростые математические понятия!

Слайд 10Примеры математических игрМатематическая карусель — командное соревнование в решении задач. Всем

командам, участвующим в карусели, предлагается в строго определенном порядке (одинаковом для всех команд) один и тот же набор задач, к которым достаточно указывать верные ответы.Математический бой — соревнование двух команд в решении математических задач. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. При решении задач команда может использовать любую литературу, но не имеет права общаться по поводу решения этих задач ни с кем, кроме членов жюри. По истечении отведенного времени начинается собственно бой, когда команды рассказывают друг другу решения задач в соответствии с данными правилами.

Слайд 9Математическая игра на уроке.Простейшие математические игры часто используют как задачи, в

которых нужно найти выигрышную стратегию, либо одно положение перевести в другое. Иногда задачи бывают весьма простыми, когда они решаются известными методами, такими как инвариант и раскраска, но есть и весьма простые, но до сих пор неразрешённые задачи, связанные с математическими играми. Сущность математической игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление

Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость.

Слайд 7Разновидности обучающих игримитационные игры используются при формировании определенных навыков;- сюжетно-ролевые. В

их основе лежит конкретная ситуация — жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет (играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры;- инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» — например, с использованием компьютерных программ

Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес, помогает им усваивать учебный материал и сознательная цель — сосредоточить внимание выделяется для детей легче всего в игре.

Как заниматься математикой с дошкольниками?

Oksana Shufrych/Shutterstock.com

Основные методы обучения дошкольников математике — наглядный, практический и игровой. Планируя домашние уроки математикой с ребёнком, не перегружайте их теорией и воспользуйтесь нашими подсказками:

  1. Определитесь с графиком занятий. Занимайтесь не реже 2–3 раз в неделю, но помните, что обучающие занятия для дошколят не должны быть продолжительными: от 15 минут для детей четырёхлетнего возраста до 30 минут для старших дошкольников.
  2. Подберите учебное пособие. Не стоит увлекаться решением задач из книжек, но всё же с правильно подобранным пособием добиться прогресса будет легче.
  3. Подготовьте наглядный материал. Для счёта используйте подручные материалы — кубики, пуговицы, мелкие игрушки, — либо купите счётный материал в магазине канцтоваров. Карточки с цифрами и картинками также необходимы для занятий — сделайте их своими руками, распечатайте или купите готовый набор.
  4. Познакомьте ребёнка с понятиями «один», «много», «мало», «больше», «меньше» и «равно». Научите его сравнивать предметы на картинках путём приложения и наложения.
  5. Начните обучение счёту. Подробно об эффективных способах и известных методиках обучения счёту мы писали в одном из наших материалов.
  6. Освоив и закрепив счёт до 10 (с четырёхлетними детьми начинайте со счёта до 5), переходите к знакомству с геометрическими фигурами и их делением на 2 и 4 равные части. Для занятий вам понадобятся карточки с их изображениями.
  7. Изучите состав чисел в пределах 10.
  8. Решайте простые примеры на сложение и вычитание, интересные математические и логические задачи.

Как сделать занятия математикой максимально эффективными: секреты и лайфхаки

ValeryMinyaev/Shutterstock.com

Математика никогда не будет казаться ребёнку скучной или сложной наукой, если с самого начала по-настоящему увлечь ей вашего маленького гения:

  1. Применяйте полученные знания на практике. Считайте стоимость покупок в магазине, сравнивайте предметы по размеру и читайте номера домов на адресных табличках — так малыш быстро поймёт, насколько полезна математика в повседневной жизни.
  2. Всегда показывайте образец и порядок решения задачи перед тем, как предложить малышу решить её самостоятельно. Не ругайте ребёнка, если он неоднократно будет просить вас объяснить ему одну и ту же тему: абстрактные задачи действительно тяжело даются маленьким детям.
  3. Используйте метод ассоциаций, если ребёнку тяжело даётся запоминание цифр или геометрических фигур: например, если он не может различать цифры 3 и 8, подскажите ему, что тройка похожа на закрученные вверх усы, а «восьмёрка» — на очки.
  4. Играйте с ребёнком в настольные игры, которые тренируют навык устного счёта — от игр-бродилок до детской «Монополии».
  5. На заставляйте ребёнка заниматься, если он не в духе или увлечён игрой; любые развивающие занятия должны проводиться только при наличии у ребёнка желания и в доброжелательной атмосфере.
  6. Выбирайте тот формат занятий, который ближе именно вашему ребёнку: если ему не хватает усидчивости для занятий по учебным пособиям, сделайте упор на весёлые игры.

Определение «Математические развлечения и игры» в Большой Советской Энциклопедии

Математические развлечения и игры. Рис.

Математические развлечения и игрыигр теории

Математические развлечения и игры. Рис.

nmnmm

Математические развлечения и игры. Рис.

инверсийрис. 1

Полное математическое обоснование имеется также у таких М. р. и и., как вычерчивание фигур одним росчерком, лабиринты, комбинированные задачи на шахматной доске и другие. Большая группа М. р. и и. связана с поисками оригинальных и красивых решений задач, допускающих практически неисчерпаемое или даже бесконечное множество решений.

К числу таких развлечений относится, например, «составление паркетов» — задача о заполнении плоскости правильно чередующимися фигурами одного и того же вида (например, одноимёнными правильными многоугольниками) или нескольких данных видов. Если «двухцветный квадратный паркет» с осями симметрии А’ А и B’B (см. рис. 2) составляется из 4n2 равных квадратов, каждый из которых разбит диагональю на белую и чёрную половины, то число различных паркетов равно 4n2 (это число быстро растет при возрастании n).

Очень большое, до сих пор точно не установленное число решений имеют также: задача Эйлера о шахматном коне — обойти ходом коня шахматную доску, побывав на каждой клетке по одному разу, и задача о составлении многоклеточных магических квадратов. В подобного рода задачах интересуются обычно определением числа решений, разработкой методов, дающих сразу большие группы решений. Математическое содержание ряда других М. р. и и. — в установлении наименьшего числа операций, необходимых для достижения поставленной цели. К таким развлечениям относятся: задачи типа «переправ», «размещений» или игры, аналогичные игре «ханойская башня», суть которой в подсчёте числа ходов, необходимых для перенесения пластинок со столбика А (см. рис. 3) на столбик С, пользуясь столбиком В, если за один ход можно переносить лишь одну пластинку с любого столбика на любой другой, но нельзя класть большую пластинку выше меньшей.

М. р. и и

пользовались вниманием многих крупных учёных [Леонардо Пизанский (13 век), Н. Тарталья (16 век), Дж

Кардано (16 век), Г. Монж (2-я половина 18 — начало 19 века), Л. Эйлер (18 век) и другие]. Сборники М. р. и и. начали появляться с 17 века. Содействуя повышению интереса учащихся к математике, развитию сообразительности, настойчивости и внимания, М. р. и и. применяются также и в педагогическом процессе. В России это нашло отражение уже в «Арифметике» Л. Ф. Магницкого (1703) и даже в математических рукописях 17 века.

Лит.: Игнатьев Е. И., В царстве смекалки или арифметика для всех, 2 изд., кн. 1—3, М. — Л., 1924 — 25; Кордемский Б. А., Математическая смекалка, 8 изд., М., 1965; Перельман Я. И., Живая математика, 9 изд., М., 1970: его же, Занимательная арифметика, 9 изд., М., 1959; его же, Занимательная алгебра, 12 изд., М., 1970; его же, Занимательная геометрия, 11 изд., М., 1959; Шуберт Г., Математические развлечения и игры, перевод с немецкого, Одесса, 1911; Арене В., Математические игры, перевод с немецкого, Л. — М., 1924; Гарднер М., Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки, перевод с английского, 2 изд., М., 1967; его же, Математические досуги, перевод с английского, М., 1972.

«БСЭ» >>

«М»
>>

«МА»
>>

«МАТ»
>>

«МАТЕ»

Настройки отображения

Математическое развитие дошкольников

Печать

Информация о материале

Просмотров: 6702

Белошистая А. В.

1. Белошистая А. В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях : методич. пособие / А.В. Белошистая. — 2-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 319 с. — Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1019529

2. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : учеб. пособие / А. В. Белошистая. — 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 300 с. — Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/989955

3. Белошистая А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения : монография / А.В. Белошистая. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 234 с. — Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/972377

4. Белошистая А. В. Современные программы математического образования дошкольников : монография / А. В. Белошистая. — 2-е изд., стереотип. — Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 252 с. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/523839

Помораева И. А.

1. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада : методическое пособие / И.А. Помораева, В.А. Позина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2013. – 176 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212481

2. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий : практическое пособие / И.А. Помораева, В.А. Позина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212656

3. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий : практическое пособие / И.А. Помораева, В.А. Позина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212987

4. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий : практическое пособие / И.А. Помораева, В.А. Позина. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 48 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212511

Новикова И. П.

1. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет : методическое пособие / В.П. Новикова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 48 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213091

2. Новикова В.П. Математика в детском саду. 4-5 лет. Рабочая тетрадь : учебное пособие / В.П. Новикова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 25 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212981

3. Новикова И.М. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет : практическое пособие / И.М. Новикова, Л.И. Тихонова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 96 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212983

Фрейлах Н. И.

1. Фрейлах Н. И. Методика математического развития : учеб. пособие / Н.И. Фрейлах. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. — 240 с. — Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/995634

2. Фрейлах Н. И. Математика для воспитателей : учебник / Н.И. Фрейлах. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРАМ, 2019. — 136 с. — Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/982875

Слайд 8Также можно выделить следующие виды игр 1) игры-путешествия, которые призваны усиливать

впечатления, обращать внимание детей на то, что находится рядом, окружает их. Это вид игр очень часто используется учителями-практиками на уроках математики, педагоги предлагают детям совершить какое-либо математическое путешествие в страну чисел, примеров, задач и т.п.;2) игры – поручения, которые проще по содержанию, а по продолжительности короче, однако они учат детей наблюдательности и самоконтролю

Этот вид дидактической игры может быть использован на уроках математики, например, при индивидуальном выполнении какого-либо задания;3) игры-предположения («Что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления и последующего действия. Такие игры требуют от детей сообразительности, наблюдательности, внимания, хорошо развитого логического мышления. Игры-предположения очень часто помогают учителю на уроках математики создать проблемную ситуацию и сформулировать цель урока;4) игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний и находчивости детей. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать и делать выводы.5) игры-беседы. В их основе — общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных, мыслительных и познавательных процессов.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Морфологический анализ

Основная цель: Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление. Формирует подвижность и системность мышления

Формирует подвижность и системность мышления.

Формирует первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. (ФГОС ДО) Помогает ребенку усвоить принцип вариативности.

Развивает способности детей в области восприятия, познавательный интерес.

Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической дорожке (МД)

1.Представление МД («Волшебной дорожки») с установленными заранее показателями по горизонтали (значками признаков), в зависимости от цели ООД.

2.Представление Героя, который будет «путешествовать» по «Волшебной дорожке».

(Роль Героя будут выполнять сами дети.)

3.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям. (Например, помочь объекту пройти по «Волшебной дорожке», отвечая на вопросы признаков).

4.Морфологический анализ проводится в форме обсуждения (возможна фиксация результатов обсуждения с помощью картинок, схем, знаков). Кто-то из детей задаёт вопрос от имени признака. Остальные дети, находясь в ситуации «помощники», отвечают на заданный вопрос.

Цепочка примерных вопросов:

1.Объект, ты кто?

2.Объект, какого ты цвета?

3.Объект, какое у тебя главное дело?

4. Объект, что ты ещё умеешь делать?

5.Объект, какие у тебя есть части?

6.Объект, где ты находишься («прячешься»)? Объект, а как называются твои «родственники», среди которых можно встретить тебя?

Обозначать форму Нахожусь, В природном мире (лист, ёлка, ттреугольник предметов вершины

– &nbsp– &nbsp–

Примечание. Усложнения: введение новых показателей или увеличение их количества.

Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической таблице (МТ)

1.Представление морфологической таблицы (МТ) с установленными заранее показателями по горизонтали и вертикали, в зависимости от цели ООД.

2.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям.

3.Морфологический анализ в форме обсуждения. (Поиск объекта по двум заданным свойствам).

Примечание. Показатели по горизонтали и вертикали обозначаются картинками (схемами, цветом, буквами, словом). Морфологическая дорожка (таблица) остаётся на некоторое время в группе и используется педагогом в индивидуальной работе с детьми и детьми в самостоятельной деятельности. Вначале, начиная со средней группы, проводится работа по МД, а затем по МТ (во второй половине учебного года).

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада образовательная деятельность проводится по МД и по МТ.

Что может представлять собой морфологическая таблица (дорожка) в группе?

В своей работе я использую:

а) таблицу (дорожку) в виде наборного полотна;

б) морфологическую дорожку, которая выкладывается на полу веревочками, на которой расставляются значки признаков.

Часто задаваемые вопросы по теме

Ellona Kritskaya/Shutterstock.com

Что такое математические представления у дошкольников?

Математические представления — это элементарные знания о пространстве, времени, форме, величине, количестве, их свойствах и отношениях.

Как объяснить дошкольнику, что такое время?

Проще всего познакомить ребёнка с понятием времени, начиная с времени суток и времён года, так как вы сможете наглядно продемонстрировать, какие изменения происходят в природе с течением времени. Затем переходите к секундам, минутам и часам: секунда — один хлопок в ладоши, минута — 60.

Могут ли ребёнку отказать в приёме в первый класс, если он не умеет считать?

Нет, но ребёнку будет тяжело адаптироваться к учебной нагрузке, и он будет отставать от сверстников.

Источник фото обложки: Ground Picture/Shutterstock.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: