Психологическое развитие детей дошкольного возраста

Характеристика основных новообразований психики в дошкольном возрасте

Характеристика основных новообразований психики

Источником психологических новообразований дошкольника является социальная среда, предпосылками — биологические особенности организма. В качестве движущей силы психического развития выступают возникающие противоречия.

Основными новообразованиями психики в дошкольном возрасте являются следующие:

Восприятие. Ребенок овладевает новыми действиями восприятия. Он обследует объекты окружающего мира, их многообразные свойства и отношения. Формируются 3 основных вида действий восприятия: идентификация, соотнесение с эталоном и моделирование. К концу дошкольного возраста восприятие развивается в такой степени, что оно способно дать достаточно полное представление о предмете или явлении.

Появление произвольного внимания

В раннем дошкольном возрасте внимание является непроизвольным. Это означает, что ребенка привлекают непосредственно интересующие его в текущий момент предметы или люди

Внимание переключается быстро и не способно долго фокусироваться на одном предмете. По мере взросления дошкольник учится управлять вниманием, сознательно направлять его на конкретный объект. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием речи. С помощью планирующей речевой функции дошкольник способен заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Формирование произвольной памяти. В раннем возрасте память носит непроизвольный характер. Это означает, что малыши нецеленаправленно запоминают только интересные для них, эмоционально окрашенные события и явления. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность памяти. Ребенок сознательно старается что-то запомнить, для того чтобы использовать эту информацию в дальнейшем.

Наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Это осуществляется на основе развития произвольной и опосредованной памяти. Наглядно-образное мышление предполагает оперирование образами, формирующимися на основе восприятия.

Развитие произвольного воображения. Воображение как психический процесс появляется на третьем году жизни. В дошкольном возрасте происходит переход к опосредованному, произвольному характеру воображения. Оно превращается в относительно самостоятельный вид психической деятельности. К концу дошкольного возраста на смену репродуктивному воображению приходит творческое.

Самостоятельность и воля. Происходят серьезные изменения мотивационной сферы, формируется механизм соподчинения мотивов. Дошкольники способны принять решение в ситуации выбора, в то время как в раннем возрасте дети действуют импульсивно.

Самосознание. Появляются зачатки рационального самосознания. Ребенок пытается осознать образ самого себя не только с помощью эмоций, но и интеллекта. Он фиксирует свою идентичность — половую, социальную, этическую. Наиболее явно осознание себя проявляется в формировании самооценки — способности оценивать свои достижения и неудачи. Старшие дошкольники могут не просто эмоционально оценивать свои поступки, но и рационализировать их.

Примечание

Появление самосознания специалисты считают центральным новообразованием дошкольного периода.

Сущность познания

Познание — это процесс получения нового знания, открытие того, что раньше было неизвестно. Для получения результата от познавательной деятельности необходимо активное участие человека в этом процессе.

Человеческий мозг устроен так, что каждую минуту он получает и обрабатывает информацию, запоминая то, что считает полезным и избавляясь от лишних знаний. Ребёнок 4-5 лет открыт для всего мира

В этом возрасте он способен усваивать огромное количество информации.  Взрослые должны помогать дошкольникам определять, что важно, а что — нет

Развитие познавательной деятельности дошкольников направлено в первую очередь на формирование умения и желания учиться.

Окружающий мир

В три года у детей уже есть определенные знания об окружающим мире. Они различают диких и домашних животных, знают название некоторых деревьев, цветов и других растений. Малыши также знают названия овощей, фруктов и представляют, где они растут (в саду, в лесу).

Трехлетки уже должны знать времена года и суток и их последовательность, название дней недели и месяцев. Также малыши должны помнить свои имя и фамилию, имена членов семьи, название города.

Детей необходимо учить основным правилам безопасности (не выходить без старших на улицу, не выбегать на дорогу, не трогать лекарства, острые, горячие предметы, не включать приборы).

Роль игр в становлении новообразований

Ключевая роль в становлении новообразований психики дошкольника принадлежит игровой деятельности. По мере взросления игры усложняются и приобретают всё более творческий характер.

Этапы развития игровой деятельности:

  1. В раннем дошкольном возрасте продолжаются манипуляции с предметами, игры носят ситуативный характер. Более значительную роль играет воспитатель, а не общение со сверстниками.
  2. На второй стадии дети учатся воспроизводить реальные отношения между людьми. Их начинают увлекать не только предметы, но и социальные действия. Появляются такие игры, как «Дочки-матери», «Кошки-мышки», «У доктора». В игровой деятельности распределяются роли, большое значение приобретает взаимодействие со сверстниками.
  3. Для старших дошкольников характерен переход от предметных действий к обобщениям. Ребенок может сказать: «Я помыл руки и сажусь за стол», но не показывать это реальными действиями. В играх дети начинают моделировать реальные отношения между взрослыми. Сценарий игры усложняется и может сопровождаться конфликтами.

Роль игровой деятельности в становлении новообразований психики:

  1. Развитие произвольности внимания и памяти. Ребенок учится концентрироваться на игре, запоминать и воспроизводить ее правила.
  2. Появление соподчинения мотивов. В игре дети подчиняются определенным установкам и правилам, они учатся ограничивать себя, подавлять импульсивные действия.
  3. Формирование нравственных установок. В игре ребенок постигает моральные нормы, учится помогать и радоваться за других.
  4. Развитие коммуникативных навыков. Игровая деятельность способствует приобретению опыта общения со сверстниками. Ребенок учится отстаивать свое мнение, налаживать взаимодействие.
  5. Формирование самосознания. Через игру дети начинают лучше осознавать сами себя и свое место в системе социальных отношений.
  6. Преодоление эгоцентризма. Для ребенка характерно эгоцентричное мышление. В раннем дошкольном возрасте он не способен принять другие точки зрения на мир. Старшие дошкольники с помощью игры учатся смотреть на мир с позиции другого человека. Умение преодолевать эгоцентризм во многом определяет психологическую готовность ребенка к школе.

Откуда взялся капризуля?

Возрастные особенности этого периода характеризуются противоречивостью. По достижении 3 лет у малыша начинается неизбежный (при этом абсолютно нормальный) кризис развития: он начинает понимать, что он тоже личность, имеющая свои интересы и потребности, с которыми все должны считаться. Поэтому процесс самоутверждения (часто даже в попытках подчинить себе взрослых) – неизбежен.

Возникает парадокс

С одной стороны, ребенку этого возраста важно принять себя как отдельное «я», с которым считаются, которое уважают, вырасти в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому он настаивает на том, что все сделает сам и по-своему, даже если совершено не умеет и у него ничего не выходит

Такое проявление «противоволи» вполне естественно для этого этапа. С другой – такая самостоятельность и борьба за свою «личностную территорию» приводят к неизбежному отделению ребенка от родителей. А малышу этого возраста родительская любовь, их одобрение, поддержка, их гордость чрезвычайно важны как показатели того, что он – правильный, нужный, хороший. Поэтому действия, которые у него пока не получаются, вызывают бурю слез и капризов, ведь при этом он выглядит в глазах любимых взрослых недостойно.

Усугубляется внутренний конфликт малыша тем, что он сейчас чувствует себя собственником мамы («моя мама» – это теперь не просто понимание родственной связи). Поэтому могут случаться приступы ревности ее к папе или другим детям в семье.

Ребенок в шести-семилетнем возрасте

У 6-7-летних детей возраст имеет свои особенности. Ребёнок, став первоклассником, совершает огромный скачок на новую ступень развития. В процессе обучения он не только усваивает навыки, умения и знания, но также учится ставить себе учебные цели, ищет способы усвоения знаний и их применения, учится оценивать и контролировать свои действия. В этом возрасте малыш может на слух запомнить ряд цифр и повторить их все, либо ошибиться в 1-2 случаях. То же касается десятка несложных слов. Прослушав их в первый раз, он должен вспомнить хотя бы половину из них, а после 3-4 повторений способен уже запомнить 9 или все 10. В этом возрасте многие дети уже читают самостоятельно и могут пересказать текст. Ребёнок уже имеет представление о природе и основных её явлениях. Пополняется багаж его знаний в географии (о странах и городах, морях, реках и озёрах, солнце и планетах). Ребёнок знает о видах спорта и профессиях.
Особенности этого возраста (здесь проявляется готовность к школе):

  • Математические и общие знания. Перечисляет цвета радуги. По часам определяет время. Уверенно называет время суток, дни недели, месяцы и времена года. Знает все цифры и решает простейшие примеры.
  • Память. Если ребёнка попросить на слух запомнить недлинный ряд цифр (например, восемь), то в норме он должен повторить 5-6 из них. Также с набором из 10 простых слов. После прослушивания ребёнок повторяет запомнившиеся слова. После первого прослушивания в норме их должно быть не менее половины, после 3-4 повторений запоминаются все или почти все, а через час ребёнок должен забыть не более пары слов.
  • Мышление. Способен классифицировать предметы и явления, определять различие и сходство между ними.
  • Развитие речи. Текст читает самостоятельно и пересказывает его. Умеет писать простые слова.
  • Представление об окружающем мире. Отлично, если у ребёнка есть представления о природе: домашних и диких животных, травоядных и хищниках, перелётных и зимующих птицах, деревьях, кустарниках и травах, полевых и садовых цветах, различных плодах, природных явлениях. Он должен иметь багаж знаний в географии, знать важнейшие профессии и виды спорта.

Некоторые родители полагают, что если их ребёнок пошёл в школу, умея писать, читать и считать, то ему уже обеспечен успех. Но важным также является и степень развития у него познавательных механизмов в виде мышления, памяти, мелкой моторики и воображения.Психологически подготовленный к школе ребёнок должен иметь:

  • Личную готовность, то есть у него должна сформироваться внутренняя готовность к переходу на следующую социальную позицию – школьника, у которого есть специфические права и обязанности. Эта готовность личности проявляется в его отношении к школе, учителям, учебному процессу и самому себе. Ребёнок готов к обучению в школе, если она привлекает его не внешними признаками, а тем, что позволяет черпать новые знания. Личностная готовность связана с определённым развитием эмоциональной сферы. Перед началом обучения у ребёнка должна сформироваться достаточно прочная эмоциональная устойчивость, поскольку она нужна, как фон для успешного течения учебного процесса.
  • Интеллектуальная готовность означает наличие у малыша запаса конкретных знаний и кругозора, развитого аналитического мышления (способности выделить главные признаки, различия и сходства предметов), владение разговорной речью, произвольная память, развитая зрительно-двигательная координация и тонкая моторика рук.
  • Социально-психологическая готовность заключает в себе набор качеств, благодаря которым осуществляется общение с учителем и другими учениками. Ребёнок должен уметь гладко вписаться в детский коллектив, действовать совместно, подчинять свои интересы интересам и обычаям класса.

Память детей 3-4 лет

В этом возрасте память тоже пока является непроизвольной. На данном этапе ребенок в состоянии запомнить только то что несет в себе яркий образ в независимости от того положительны они или отрицательны. Особую роль в этом возрасте играют двигательная и наглядно-образная память. Запоминание происходит не по воле ребенка.

Замечание 2

Родители должны осознавать, что в этом возрасте память у детей развита на удивление хорошо, но работает она только в отношении того, что ребенку интересно.

У детей этого возраста часто высоко развита непроизвольная память, ее развитие является предпосылкой для развития произвольной памяти.

В этом возрасте ребенок уже может запомнить несколько слов или движений подряд, может по памяти рассказать короткую историю, или события текущего дня.

Этапы развития познания дошкольников

Познавательное развитие имеет несколько стадий:

  1. Любопытство — бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.
  2. Любознательность — это уже осознанный, живой интерес к получению новой информации. На этом этапе ребёнок радуется, удивляется и испытывает восторг, когда узнаёт новое.
  3. Развитие познавательного интереса. У дошкольников развивается познавательная мотивация, стимулирующая их к постоянному познанию неизведанного.
  4. Познавательная активность — высшая стадия познавательного развития.

Развитие познавательной деятельности происходит по-разному. У одних дошкольников она носит теоретический характер, а у других — практический. Всё зависит от особенностей воспитания.

С момента появления на свет, ребенок начинает познавать мир. Задача родителей на этом этапе — сформировать благоприятную среду для развития их чада. Младенцу необходимо оказывать много внимания, демонстрировать свою любовь, развлекать его яркими игрушками.

В раннем возрасте (1-3 года) процесс познания связан только с практической стороной. Информация накапливается путём:

  • изучения окружающих предметов, которые ребёнок может потрогать;
  • участия в различных ситуациях;
  • личного наблюдения за разными событиями.

Чтобы стимулировать познавательный процесс ребёнка возрастом до 3 лет необходимо постоянное разнообразие и возможность свободного исследования.

В 3-4 года малыш уже владеет большим количеством информации, но она носит бессвязный характер. Он только учится установлению взаимосвязей. В качестве объектов выступают не только сами предметы (например, игрушки) и действия с ними (сжимать, складывать в коробку, нажимать на кнопочку, кидать), но и их свойства (цвет, форма, размеры и т.п.). Малыш начинает сравнивать предметы между собой, находить общие и отличительные черты.

Когда ребёнку исполняется 4 года, процесс его познания переходит на более высокий уровень: речь становится одним из средств познания.

В 5 лет малыш уже может систематизировать и анализировать, обобщать, классифицировать и упорядочивать накопленные знания.

Игровые упражнения для развития познания

Любые занятия с детьми 4-5 лет должны проводиться в игровой форме:

  1. Проигрывание сюжета. У каждого ребёнка есть любимая сказка, например, «Колобок». Малышу предлагается изобразить главного героя этой сказки. Он примется старательно копировать любимого персонажа, передавать его характер и эмоции при попадании в ту или иную ситуацию.
  2. Танцы. Следует включить ритмичную музыку и танцевать вместе с малышом. Так он выплеснет всю лишнюю энергию и поднимет себе настроение.
  3. Соревнования. Педагог в детском саду может устроить спортивные соревнования между детьми. Это отличный вариант групповой активной деятельности.
  4. «Найди отличия». Спокойная домашняя игра. Ребёнку показываются две картинки, которые на первый взгляд одинаковые, но имеют между собой отличия в небольших деталях. Эта игра тренирует память и мышление.
  5. «Аукцион». Педагог показывает предмет детям (например, карандаш) и предлагает рассказать, что с ним можно сделать (нарисовать, бросить, потыкать) и назвать его качественные характеристики (деревянный, красный, длинный).
  6. «Самый зоркий». Дошкольникам показывают картинки, затем они прячутся, и малыши по очереди перечисляют, что на этих картинках было. Это упражнение развивает память.
  7. Сбор пазлов. Эта игра направлена на развитие восприятия.

Таким образом, дети 4-5 лет готовы познавать большие объёмы новой информации. Воспитатели в детском саду и родители должны не только предоставлять эту информацию, но и поддерживать постоянный интерес ребёнка к постижению нового, мотивировать его

Но самое главное — это внимание родителей к своему ребёнку и правильный личный пример, который они подают

Читайте далее:

Методы развития кругозора у дошколят

Нормы развития детей старшего дошкольного возраста

Календарь развития пятилетнего ребёнка

Visited 55 times, 1 visit(s) today

Общая характеристика периода дошкольного детства

Ребенок в 4 года

В четыре года малыш превращается в маминого помощника. Выполняя доверенное ему дело, он очень старается, и бывает очень доволен, получая похвалу. Мелкая и крупная моторика ребёнка продолжает совершенствоваться. Он уже легко бросает через голову мяч, спускается по лестнице, переступая обеими ногами, прыгает на одной ножке, копирует простые изображения и обводит по контурам. Малышам в этом возрасте легче даются логические задачи. Можно поставить перед ребёнком красный, зелёный и синий кубики и попросить, чтобы он дал не синий и не красный кубики. Либо можно попросить дать кубик цвета как у травки. Можно также усложнить задачу, попросив малыша дать кубик такого же цвета, как и шторы в комнате. Обычно подобные логические задачи дети решают легко. Четырёхлетнему ребёнку уже легко даются сравнительные степени, а также понятие времени и отличие настоящего от прошлого. В счёте дети продвигаются до десятка, а некоторые из них уже способны решать элементарные задачи на сложение. Обычно ребёнок в этом возрасте уже способен замечать в окружающих предметах геометрические фигуры, различает левую и правую руки, осваивает названия времён года.
Особенности этого возраста:

Предметно-игровая деятельность и восприятие. Способен сложить 3-4-компонентные матрёшки, зрительно соотнося или примеривая составные элементы. Аналогично справляется с пирамидками. Используя зрительное соотнесение, может собрать картинку, разрезанную на небольшое число фрагментов.

Память. Способен выполнить поручение, содержащее 2-3 последовательных действия

Запоминает до 5 слов по просьбе старших.

Внимание. Заинтересовавшись чем-то, может заниматься этим 15-20 минут.

Речь

Использует обобщающие слова, называет части предметов, людские профессии, по-разному животных и их детёнышей. С подсказками взрослых пересказывает знакомые сказки, наизусть выучивает короткие стишки.

Математика. Вводит в свою речь понятия «один» и «много», называет геометрические и объёмные фигуры. Распознаёт в окружающих предметах геометрические фигуры. Различает времена суток.

Моторика рук, двигательное развитие, графические навыки. Рисует достаточно прямые вертикальные и горизонтальные линии, раскрашивает простейшие формы, копирует большие печатные буквы. Схематично рисует дом (квадрат и треугольник-крыша), человеческую фигуру из 2-3 частей тела. Неоднократно складывает бумагу. Нанизывает на проволоку средние по величине бусины. На ощупь угадывает предметы в мешке. Попеременно прыгает то на одной, то на другой ноге, переходит по бревну. Мяч подбрасывает и двумя руками ловит. Шнурует ботинки и лепит из пластилина.

Физическое развитие

В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.

Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:

  • вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
  • окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
  • окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.

Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем

Нервно-психическое развитие

В этот период повышается работоспособность нервной системы. Малыш уже может сдерживать эмоции, например, не плакать, когда ему больно или обидно.

У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое

Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях

В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.

Периодизация дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, в который дети активно овладевают собственным телом и интересуются вопросами телесной конструкции людей. Они начинают осознавать свой пол, приобретают представления о разных типах и стилях поведения. Так, большинство мальчиков стремятся стать сильными и смелыми, а девочки хотят быть аккуратными и т. д.

В период раннего дошкольного детства (от 1 до 3 лет) дети уже не являются беспомощным существом. Они очень активны в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, начинают подражать им. Так, малыши готовятся к общению с окружающими и к доверительным отношениям с ними. В это время происходит формирование предметной деятельности, овладение телом и речью.

В старшем дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) дети овладевают социальным пространством отношений между людьми. Этот процесс осуществляется во время общения и игр со взрослыми и сверстниками. Дошкольники осваивают функции предметов, открывая ценностное отношение к ним. В этот период они учатся общепринятыми формами общения, которые имеют большое значение во взаимодействии с окружающими. Здесь на помощь маленькому человеку приходит развитие речи и коммуникация через выразительные движения.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя во времени. Он помнит себя в прошлом, видит в настоящем и представляет в будущем. Так же развивается его самосознание с помощью интеллектуального и личностного развития. Это производится на основе эмоций и оценки чужого поведения.

Психическое развитие дошкольника, как правило, связано с высокой ранимостью. Воздействие окружающего мира на него способно оказываться слишком сильным и становится часто причиной нежелательных нервных реакций

В этой ситуации важно уберечь его от воздействия очень сильных раздражителей

В дошкольный период дети бурно протестуют против барьеров, возникающих в ходе познавательной деятельности. Чрезвычайно строгие запреты могут порождать психологические травмы. Они серьезно дезорганизуют мысли, чувства и способны приводить к неврозам.

Замечание 1

Родители и педагоги должны заботиться об организации оптимального ритма дня дошкольника. Режим должен сочетать и чередовать интеллектуальные, физические и эмоциональные нагрузки.

Особенности развития дошкольника

Дошкольный возраст продолжается до семи лет. В это время происходит интенсивное созревание организма ребенка. Благодаря общему росту автоматически формируются и развиваются ткани и органы. Физическое развитие помогает создать условия для усвоения новых форм общественного опыта. Ребенок становится более самостоятельным в ходе воспитания и обучения.

Дошкольный период характеризуется переходом на новую социальную ступень развития. То место, которое занимает дошкольник среди других людей, начинает существенно отличаться от того, какое он занимал в раннем возрасте. У него появляется перечень определённых, элементарных обязанностей. Связь детей с взрослыми приобретает новые формы.

Совместная деятельность дошкольника и взрослого меняется путем выполнения указаний взрослого. В это время можно начать систематическое обучение по определённой программе. Существенная особенность детей представлена возникновением взаимоотношений со сверстниками. В этом процессе образуется «детское общество». Внутренняя точка зрения ребёнка в отношении других людей характеризуется увеличивающимся осознанием собственного «Я», роли своих поступков и увеличивающимся интересом к взрослому миру.

Психологическое развитие дошкольников подробно изучено

Ученые обращают внимание на раскрытие динамики развития психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Здесь важно обратиться также к рассмотрению совершенствования основных видов деятельности (игровая деятельность) на основе соответствующих методов воспитания и обучения

В дошкольном возрасте начинается социализация познавательных функций. Она включает в себя:

  • Вербализацию, когда речевое развитие напрямую связано с развитием всех процессов,
  • Опосредованность, при которой развитие познавательных процессов осуществляется с помощью использования орудий, знаков;
  • Произвольность (самостоятельное регулирование ребенком познавательных процессов).

Более целенаправленный характер восприятие дошкольника приобретает к шестилетнему возрасту

Он может долго рассматривать предмет или его изображение, обращая при этом внимание на детали, которые указал взрослый. Ребенок с интонацией поет песни, повторяет и импровизирует плясовые движения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: