Аппликация как вид изобразительной деятельности

Аппликация в детском саду как вид изо-деятельности

Введение

Занятие по декоративной аппликации актуальны на современном этапе воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую

Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования. 

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Цель работы: рассмотреть своеобразие аппликации в дошкольном возрасте и задач обучения в этой деятельности.

Работа состоит из введения, двух вопросов, заключения и списка использованной литературы.

Слайд 4Я считаю, что нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют

их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Виды аппликации как изобразительной деятельности

Для выбора рисунка нужно учитывать тематику аппликации. По тематике изображений виды аппликаций бывают: предметная, сюжетная, абстрактная и декоративная (орнаментальная).

  1. Предметная аппликация – это изображения отдельных предметов.
  2. Сюжетная аппликация отображает совокупность событий, явлений, состоит из нескольких разных фигур.
  3. Абстрактную аппликацию образуют геометрические фигуры, замкнутые контуры различной конфигурации.
  4. Декоративная аппликация – это преподавание орнаментальных композиций на основном материале.

Рисунок для аппликации можно выбрать из разных источников – книг, журналов, а также найти в сети Интернет. Их можно распечатать на принтере или снять ксерокопию, обязательно учитывая соотношение размеров изображения и готового изделия.

Аппликация как вид деятельности в детском саду

Аппликация в детском саду может быть предметной и состоять из отдельных изображений, сюжетной — определенный сюжет, силуэтные изображения определенных силуэтов людей, животных,птиц. Также есть декоративная аппликация -создание композиции путем наклеивания нарезанных элементов из цветной бумаги.

В группах младшего возраста педагог рассматривает с детьми аппликационные работы и делает это так, чтобы ребенок ладошкой почувствовал рельефность и понял, что это не рисунок, а совершенно другая техника.Рассматривая материалы для аппликации, чтобы удержать внимание педагог сопровождает действия словами, дети могут манипулировать материалом. На следующем этапе педагог предлагает детям готовые формы и приглашает работать сообща

В совместных действиях с педагогом дети осваивают приемы смазывания формы клеем и наклеивания, пользование салфеткой из ткани для уборки остатков клея

На следующем этапе педагог предлагает детям готовые формы и приглашает работать сообща. В совместных действиях с педагогом дети осваивают приемы смазывания формы клеем и наклеивания, пользование салфеткой из ткани для уборки остатков клея.

Можно выбрать такую технику: выложить, а потом наклеивать, или без предварительного выкладывания наклеивать. Также есть прием сотворчества: творческая работа вместе с воспитателем. Дети в этом возрасте могут использовать природный материал и осваивать флористику.

Также выполняется декоративный вид аппликации, начиная с младшей группы.Это может быть как выкладывание рисунков из геометрических и растительных элементов, так и узоров народного орнамента.

Творчество в изобразительной деятельности дошкольника — сложное личностное образование, в основе которого лежат эмоциональное восприятие, изобразительные умения, знания, навыки, задатки общего и специфического характера.

Представим фрагмент занятия аппликации в детском саду в старшей группе

Задачи:

  • Учить выкладывать и наклеивать узор в форме круга по мотивам народной керамики; располагать элементы узора симметрично в определенной последовательности: цветок с лепестками посередине, листики по кайме.
  • Развивать глазомер, чувство ритма и симметрии.
  • Воспитывать интерес к керамике.
  • Закрепить умение пользоваться клеем, салфеткой.

Материал: керамические тарелки, образец, листы круглой формы с коричневым фоном; готовые вырезанные лепестки цветков красного цвета, листочки зеленого цвета, кружочки, клей, кисти, салфетки, подставки.

Предварительная работа: рассмотрение керамических изделий, узоров на них.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, дети, какие красивые тарелочки принесла нам Олина мама. Эти тарелочки сделали наши мастера керамики. Называются они декоративными, потому что украшены красивыми узорами. Используют их для украшения помещения. Какие красивые, яркие цветы, листочки, точки, линии – это элементы узора. Чтобы узор был красивым, элементы должны быть различными. Рассмотрим вот эту керамическую тарелочку. Вопросы к детям:

– Где расположен узор?

– Из каких элементов он состоит?

– Какого цвета лепестки цветка, листья?

Воспитатель. Нравятся вам тарелочки? А вы хотели бы иметь такие тарелочки?

Хорошо, тогда вы тоже будете маленькими умельцами и украсите узором каждый свою тарелочку. Вот как украсила свою тарелочку я. Посередине восьмилепестковая цветок, а по краю тарелочки листики. Лепестки у цветка красного цвета, симметрично размещенные.

Выложите свои узоры на тарелках. Сначала ищем середину и ставим кружочек – это середина цветка. Затем размещаем лепестки: сначала сверху, снизу, слева, справа, а остальные между ними. Листочки выкладываем по кайме напротив каждого лепестка. Выложили? А теперь можете наклеивать.

Старайтесь работать аккуратно, чтобы получилось как у настоящих мастеров. Красивые тарелочки подарим куклам, чтобы они смогли украсить ими свои комнаты.

Анализ детских работ.

Итог занятия.

Слайд 19В процессе работы над темой решаю задачи: — развивать умения выполнять точные

движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием;

— развивать творческую фантазию, воображение и активность;

— развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер, а также познавательный интерес;

— тренировать мышцы рук и обучать ловкому обращению с различным материалом;

— воспитывать в себе усидчивость, доброжелательность, аккуратность, умение работать индивидуально и в коллективе;

— привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместные мастер классы, тематические вечера, выставки детских работ.

Основы технологии

Аппликация — один из видов изобразительной техники. Она заключается в том, что вырезают детали будущего изображения, накладывают их на основу, принятую за фон, и закрепляют.

Аппликация — очень древнее искусство.

Раньше ею украшали одежда, обувь, жилище, конскую сбрую. Аппликация выполнялась из различных материалов: обычно ее делали из кожи, меха, войлока; позже стали использовать тканину; основной аппликацией считают аппликацию из бумаги.

Аппликация очень проста в использовании. Изображение сохраняет свою реалистичность. Благодаря этому такое оформление можно применять для украшения картин или орнаментов.

Основные особенности аппликации состоят в том, что она отличается силуэтностью.

Элементы аппликации могут быть плоскими или объемными. Для придания объемности,перед прикреплением на основу, под детали аппликации подкладывают объемный материал.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник аппликации

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Организация: МБОУ ЦО №18

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники  изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию  у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках называемых схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазии, а наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка.

Тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям.  

С помощью аппликации можно изучать геометрические фигуры, понятия величины, пополнять словарный запас, делать открытки к празднику или украшения для группы. Кроме того создание аппликации – это целая серия последовательных действий, дети постоянно занимающиеся аппликацией, развивают следующие навыки: аккуратность, настойчивость, сосредоточенность, выдержку, самостоятельность.

Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. 

Работая с детьми, обратила внимание на то, что дети испытывают:

  • неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
  • растерянность при использовании способов нестандартного творчества и   экспериментирования с  материалами;
  • затруднения в проявлении творчества;

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель ДОУ, педагог дополнительного образования, учитель. Организация данной работы не трудоемка при наличии материалов, образцов для аппликации, методической базы и соответствующей подготовке самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства-оборудование, цветной картон, различные виды цветной бумаги, разноцветные шерстяные нитки, разноцветные бумажные салфетки, конфетти, вата, ватные диски, кисти для клея, различные виды клея, матерчатые салфетки для прижимания, стэки, деревянные палочки;  фонотека, видеотека.

В процессе выполнения работы, у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Все дети любят аппликацию. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Список литературы

  1. Бойченко О., Старикова Е. Развитие творчества на занятиях по аппликации / Дошкольное воспитание – 1989г.
  2. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение – 1992г.
  3. Гусакова М. А. Деревья из ситца, или нескучное занятие для больших и маленьких / Дошкольное воспитание – 1993г.
  4. Григорьева Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью. / Дошкольное воспитание – 1991г.
  5. Гульянц Э. К. Базис И. Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение – 1984г.
  6. Комарова Т. Н. О способностях к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. / Дошкольное воспитание – 1989г.
  7. Комарова Т. Н. Изобразительная деятельность взаимосвязь с игрой. / Дошкольное воспитание – 1991г.
  8. Плеханов А., Манасина М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. – 1994г.
  9. Сакулина Н. Г., Комарова Т. Е. Изобразительная деятельность в детском саду. М. Просвещение – 1989г.
Опубликовано: 25.01.2017

Слайд 23Заключение, выводы Проведение систематичной и целенаправленной работы по данной теме позволило получить

хорошие результаты:
– дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук;
– процесс аппликации вызывал у детей положительные эмоции и удовлетворение от работы с разным материалом;
– у детей сформировался навык наблюдения, совершенствовались приёмы создания аппликационных сюжетов, сформировались более четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира;
– у детей хорошо сформировался навык работы в коллективе, а также умение согласовывать свои действия с товарищем, что содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: