Цели и задачи артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей

Как делать массаж пальчиков ног ребёнку

Одной рукой аккуратно нужно взять ножку ребёнка, другой проводить поглаживающие действия от пяточки к пальчикам и обратно. Упражнение выполняется не более 4 раз.

Теперь можно прогладить тыльную сторону стопы от кончиков пальцев до голеностопного сустава. Помните, что сами суставы массировать нельзя. Упражнение выполняется максимум 6 раз.

Мышцы детей до 1 года очень чувствительны, поэтому важно выполнять упражнения аккуратно, дабы не навредить малышу. Если у ребёнка нет никаких отклонений и он полностью здоров, то массаж пальчиков выполняется довольно просто и содержит несколько простых упражнений, таких как:

Если у ребёнка нет никаких отклонений и он полностью здоров, то массаж пальчиков выполняется довольно просто и содержит несколько простых упражнений, таких как:

Поглаживание каждого пальчика

Растирание каждого пальчика

Разминание каждого пальчика

Массаж дома могут выполнять как сами родители, так и массажист.

Массаж пальчиков позволяет активизировать процесс кровообращения в организме ребёнка, а также стимулирует работу внутренних органов.

Выполнение массажа малышу возрастом более года:

Возьмите ручку малыша в свою. Массируйте его рукой пальчики ног. Пусть сам попробует выполнить такое упражнение при помощи указанной техники. Такое полезное, но простое упражнение поможет развивать моторику не только ног, но и рук.

Аккуратно, каждый пальчик берите в свою руку и прокручивайте его, немного вытягивая вперед. Помните, нельзя создавать болевых ощущений!

Важность данного массажа заключается в том, что ребенок сам участвует в его проведении, пусть даже с вашей помощью. Это позволит развивать все органы чувств, включая, речевой аппарат

Массажу пальчиков нужно уделять не менее 15 минут ежедневно.

Эффективность способны оказывать даже самые простые приемы:

  • Сгибание и разгибание пальчиков ног (каждого отдельно).
  • Плавное вращение стопы в левую и в правую стороны.
  • Поглаживание пальчиков снизу вверх, и обратно.
Показания для массажа пальчиков

Малышам, которые имеют некоторые неврологические или ортопедические отклонения, такой массаж назначается в обязательном порядке.

Обычно, массаж пальчиков ног назначают при:

  • Гипертонусе мышц
  • Гипотонусе мышц
  • Различных заболеваниях и патологиях, связанных с опорно-двигательным аппаратом.
  • Профилактике различных болезней.
  • Если ребёнок поджимает пальчики на ногах.

После консультаций с врачом, и нескольких процедур, выполненных массажистом, мама ребенка может самостоятельно его делать. Техника выполнения не составит никакого труда, тем не менее, она является очень эффективной.

Противопоказания

Существуют и противопоказания по массажу для малышей, как по общему, так и для конкретных частей тела.

Ни в коем случае нельзя его делать при:

  • Онкологических заболеваниях
  • Гнойных заболевания кожи
  • Детям после операции
  • Пороке сердца

Польза и эффективность массажа пальчиков ног и рук очень велика. Он является одинаково полезным как для здоровых деток, так и для малышей с отклонениями в состоянии здоровья.

Родителям стоит серьезное внимание уделить массажу пальчиков ребёнка. Ведь эта несложная процедура поможет вырастить крепкого, смышленого и здорового малыша

Как ответственные родители, вы должны понимать, что интеллектуальному здоровью следует уделять не меньше внимания, чем физическому. Умение правильно и красиво разговаривать, грамотно излагать мысли напрямую зависит от того, насколько вы готовы вкладывать в свое дитя.

В целях предупреждения логопедических проблем, а также для их устранения можно освоить массаж рук для детей для развития речи, который станет любимым занятием вашего малыша.

Способов развития речи существует множество. Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием. И напрасно. Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса. Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.

Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой). В этом случае проблем с речью у него быть не должно. Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.

Для чего это нужно:

  • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
  • он успокаивается и расслабляется;
  • происходит улучшение кровообращение;
  • кожа становится мягче.

Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.

Тренируются все!

В артикуляционных упражнениях не меньше нуждаются губы и нижняя челюсть. Поможем им работать более динамично!

  •  “Рыбка”. Зубы крепко сжать, губы вытянуть вперед (см. упражнение “Хоботок”). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).
  • “Воронка”. Выдвинуть нижнюю челюсть, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет “раз” губы вытягиваем вперед, на счет “два” втягиваем губы внутрь рта, подвернув их за зубы. Сделать не менее 10 повторов.
  • “Досада”. Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее 10–15 раз. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперед.
  • “Литавры”. Губы слегка завернуть за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одной о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Повторить не менее 10 раз.
  • “Пофыркивающая лошадка”. Губы расслабить, пофыркать, подражая лошадке. Повторить не менее 10 раз.
  • “Засов”. Нижнюю челюсть выдвинуть вперед как можно дальше. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10–15 раз с максимальной амплитудой.
  • “Прятки”. Здесь есть три варианта.
  1.  спрятать верхнюю губку, прикусив ее нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх, к носу. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.
  2. спрятать нижнюю губку, прикусив ее верхними передними зубами. Видна только верхняя губа, она тянется вниз, к подбородку. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.
  3.  спрятать верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.

 “Рубанок”. Поскрести нижними центральными зубками по верхней губе не менее 10–15 раз. Нижняя челюсть выдвигается вперед и энергично работает. Затем то же самое повторить с нижней губой, но ее надо будет “обрабатывать” уже верхними зубами.

Артикуляционная гимнастика для малышей: основы и нюансы проведения

Занятия начинаются с артикуляционной разминки. Это может быть игра с пальцами, на мимику, дыхательная разминка. Первая способствует развитию пространственного представления, мелкой моторики рук: малышу нужно найти и показать (разогнуть из кулачка) мизинчик, большой пальчик, указательный палец, затем можно сжать и разжать кулачок, погрозить кому-нибудь пальчиком и так далее. Упражнения на мимику очень нравятся детям, так как кривляться в этом возрасте — любимое занятие малышей.

Что касается дыхательной гимнастики, то она очень полезна, так как позволяет ребенку научиться правильно распределять дыхание во время произношения слов и предложений. Упражнений здесь можно придумать много, например, задувать свечи: одну медленно, другую — с подсвистыванием, третью — быстро. Еще одно интересное упражнение — «шар»: мама-учитель надувает воздушный шар, а ребенок-ученик представляет, что он шарик — и набирает в себя воздух или выпускает, когда шарик сдувается. Наконец, можно поиграть в «иголочку»: роль иголочки выполняет язык, который «прокалывает» сначала одну надутую щеку, потом вторую, при этом воздух медленно нужно выпускать изо рта.

Артикуляционная гимнастика в 3 года может включать в себя разные упражнения, перечислим самые интересные:

  1. «Окошко». При команде «жарко» малыш должен широко открыть рот. Когда родитель говорит «холодно», рот нужно закрыть.
  2. «Чистим зубки». Фишка в том, что зубки чистить нужно кончиком языка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и с внутренней стороны аккуратно «прочищает» зубы. Это задание входит в разные комплексы логопедической гимнастики для языка, оно простое и полезное.
  3. «Замешиваем тесто». Тесто в нашем случае — язык. Ученик улыбается и шлепает языком между губами. Затем нужно зубками аккуратно покусать язычок. Эти упражнения делают поочередно несколько раз.
  4. «Лягушка». При сомкнутых зубах нужно улыбнуться максимально широко.
  5. «Маляр». Ребенку нужно улыбнуться, чуть приоткрыть рот и острым языком «покрасить», то есть, погладить нёбо.
  6. «Лошадка». Нужно вытянуть губы, чуть приоткрыть рот и цокать «узким» языком.
  7. «Ловим мышку». Нужно улыбнуться, чуть приоткрыв рот. В таком положении следует произнести «А» и поймать мышку за хвостик, прикусив кончик языка.
  8. «Как пьет слоник». Ученик вытягивает губы вперед, как будто хобот у слоника», и втягивает в себя воздух — «набирает водичку», при этом нужно немного причмокивать.
  9. «Разговор индюка». Нужно быстро двигать языком по верхней губе вперед-назад.
  10. «Орешки». При закрытом рте кончик языка ребенка должен упереться сначала в одну щеку, образуя «орешек», потом в другую.
  11. «Качели». Начальное положение — улыбка с чуть приоткрытым ртом. Языком нужно дотронуться сначала снаружи до верхних зубов, потом до нижних.
  12. «Часики». Рот открыт, малыш улыбается, и кончиком языка передвигает из одного уголка рта в противоположный.
  13. «Вкуснятина». Ребенок улыбается, рот приоткрыт. Язык широкий, в форме чашечки, облизывает верхнюю губу.
  14. «Шарик». Нужно попеременно надувать и сдувать щеки.
  15. «Парашютик». Понадобится кусочек ватки — нужно положить его на кончик детского носа, ребенок должен сдуть вату, при этом широкий язык в форме чашечки прижимается к верхней губе.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» специализируется на лечении неврологических заболеваний, в том числе на различных видах нарушения речи. Мы уверены, что своевременное обращение к врачам позволяет устранить практически любую проблему на начальном этапе с наименьшими затратами сил, времени и денег. А профилактика различных заболеваний — лучший способ борьбы с ними. Наши специалисты готовы поработать как с ребенком, так и с родителями, и предложить план артикуляционной гимнастики, которая будет максимально полезна малышу, обеспечит развитие и укрепление мышц его речевого аппарата, позволит ребенку заговорить быстро и правильно.

Динамично и увлекательно

Объединяя два статических упражнения в единую связку, получаем динамичные композиции.

  • “Заборчик” — “Хоботок”. Зубы плотно сжать. Под счет “раз-два” губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Следите, чтобы зубы на протяжении всей комбинации не размыкались, а мимика была естественной (кроха не должен жмурить глазки).
  • “Блинчик” — “Трубочка”. Эта связка одна из самых сложных. Если ее выполнить не удается, возьмитесь за разучивание более легких каскадов: “Блинчик” — “Жало”, “Блинчик” — “Чашечка”, “Блинчик” — “Грибок”. Когда малыш сможет проделывать их безукоризненно, вернитесь к трудной связке.

Все каскады выполняются под счет “раз-два”. Cначала медленно, с четкой фиксацией каждой позы. От занятия к занятию скорость, с которой ребенок выполняет упражнения, увеличивается.

Ваш ребенок уже освоил эти упражнения, выполняет их с легкостью? Тогда самое время перейти ко второй, более сложной части логопедии!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: