Стресс у детей и подростков

Как помочь ребенку пережить стресс

Важно увидеть не только сам факт эмоционального переживания, но и установить его причину.

Стрессом для ребенка может стать первое столкновение с социальной средой. Конечно, самой частотной причиной стресса у детей является поступление в детский сад, в школу, а в нашем случае, помещение ребенка в приют. В этих ситуациях ребёнок испытывает стресспотому, что находится в новой, непривычной обстановке, рядом нет родителей, необходимость разлучаться с близкими людьми, друзьями, произошли перемены в привычном течении жизни, не имея опыта общения со сверстниками или этот опыт незначительный, ребенок вынужден часами пребывать в их окружении, необходимость соблюдать режим .

Дети начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Главный «возбудитель» стресса у школьников – учителя и их требования. Их боится каждый десятый ребенок.

Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства или переход в новую школу и конечно же потеря родителей,близких людей, домашнего питомца.

Кроме того, причиной стресса у детей могут стать внутренний конфликт, переизбыток внешкольных занятий, домашние задания и контрольные,конфликты с другими детьми, неуспехи или конкуренция в учебе, посещение больницы, просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию, боязнь одиночества, принуждение, начало полового созревания, дефицит родительской заботы или гиперконтроль; нарушение внутрисемейного общения, недостаток душевного тепла, антагонизм между членами семьи; воспитание психически больным или неполноценным родителем; жестокость, сексуальные злоупотребления и т.д.

Наиболее вредоносными для детей являются такие психосоциальные стрессоры, как: пребывание в круглосуточных яслях, доме ребенка, больнице или санатории; изолированность от семьи; неправильное воспитание, отвержение или враждебность со стороны сверстников или взрослых и пр. Причинами стресса у детей могут быть и глобальные факторы: война, экологические и промышленные катастрофы, стихийные бедствия (взрывы, пожары, землетрясения, наводнения).

Более всего дети подвержены отрицательным воздействиям в социально изолированных семьях, с бедными межличностными связями; в семьях, испытывающих стресс из-за трудного финансового положения, бедности, плохих жизненных условий;

в неполных семьях;

в семьях с незрелыми, гиперэмоциональными родителями;

в семьях с наличием психических заболеваний, асоциального поведения, алкогольной или наркотической зависимостью у кого-либо из членов;

в семьях, где по отношению к ребенку используются неадекватные методы воспитания.

Кроме того, стрессорное воздействие дети могут испытывать и в образовательном учреждении: нерациональный режим жизнедеятельности, необоснованное ограничение свободы детей, нерациональное питание и плохая его организация, неправильная организация сна и отдыха, авторитарность стиля общения взрослых с детьми при отсутствии к ним внимания и заботы, интеллектуальные и физические перегрузки, неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и пр.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь, прежде всего, идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать ребёнка тем, что вы сдадите его в детдом, если он не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро и при определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Профессор Дэвид Элкинд, американский исследователь в области детской психологии, создал шкалу детского стресса в зависимости от событий, с которыми дети сталкиваются в течение одного года. Интересно отметить, что, совсем как у взрослых, многие из событий расцениваются детьми как позитивные, радостные, но от этого они не перестают быть стрессообразующими, поскольку влекут за собой нарушение стабильности.

Шкала детских стрессоров по Дэвиду Элкинду

Если в течение одного года ребенок в сумме набирает:

  • менее 150 баллов — у него средний уровень стресса.
  • от 150 до 300 баллов — ему грозит проявление симптомов стресса;
  • более 300 баллов — у него могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем или поведением из-за стресса

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным

И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:. Стресс в возрасте до 2 лет:

Стресс в возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

Стресс у дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

Стресс у младшеклассников:

Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
Появляются или усиливаются ночные кошмары.
Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно

На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
Родители замечают частые попытки обмануть их.
Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.. Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса.  С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие

С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса.  С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений

Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет»

Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

Методы лечения стресса у ребенка

Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.

Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

Обратите внимание! Необходимо помнить, что сложнее снять стресс у ребенка, чем предупредить его возникновение

Депрессия у детей

Депрессивные расстройства дебютируют в более позднем возрасте (старше 1–12 лет) и, как правило, возникают вторично – после появления тревоги. Более склонны к депрессивным расстройствам дети, у которых имеются проблемы взаимоотношений со сверстниками, постоянная тревога, отсутствие социальной поддержки, негативные переживания в раннем детстве, проблемы с поведением в детском и подростковом возрасте, а также наличие депрессии у родителей. Чувство одиночества в детстве предсказывает ухудшение социального функционирования в подростковом возрасте, а это в свою очередь предсказывает депрессию в зрелом возрасте.

Клинически депрессия у детей может проявляться в виде следующих симптомов и их сочетаний:

  • высокая степень общей и школьной дезадаптации (психосоматические расстройства в сочетании с негативным отношением к школе и учителям, плохой успеваемостью, конфликтами со сверстниками);
  • негативная эмоциональность (тревожность, сложность межличностных отношений, в т.ч. и внутрисемейных, низкая самооценка, подверженность стрессам, печаль, чувство одиночества, ссоры между братьями и сестрами);
  • множество проблем с поведением (агрессивность, невнимательность, гиперактивность);
  • высокая эмоциональная реактивность (уязвимость, возбуждение, раздражительность);
  • плохие социальные навыки (низкий уровень общения, сотрудничества, напористости, ответственности, сопереживания, активного участия в жизни, самообладания);
  • низкий уровень стрессоустойчивости, т.е. низкое чувство компетентности (низкий уровень оптимизма и самоэффективности, адаптируемости) и принадлежности к обществу (низкий уровень доверия, низкая социальная поддержка, чувство дискомфорта, низкая терпимость к трудностям).

Нарушения поведения могут проявляться как злоупотреблением психоактивными веществами, так и насилием, пищевыми расстройствами или склонностью к аварийному поведению (связано с высокой вероятностью травматизации и аварийных ситуаций).

Чем опасен стресс у детей

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Симптомы появления стресса у детей

  • Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.
  • Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет). Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность — это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.
  • Стресс у школьника младшего возраста. В этом периоде развития может появиться быстрая утомляемость, начинают мучить ночные кошмары. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной роты. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы ребенка похвалили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также длительное (несколько дней) вызывающее поведение.

Причины стресса у ребенка

Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость, может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение температура у ребенка от стресса.

Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины, зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие от обстановки, которая сложилась в его семье. Данные причины необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно. Также можно выделить ряд общих для всех малышей факторов, провоцирующих стрессовые состояния, например, развод родителей или смерть близкого, травмы или переезд, применение насилия в семье к ребенку или рождение второго малыша.

Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок. У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже, кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.

Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на тревожность и переживания собственных родителей.

Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный стресс у детей.

У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс. Ранее он существовал в атмосфере любви и всеобщего им восхищения

Окружение его составляли только родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему. А с выходом малыша на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать через игровую деятельность с ровесниками. Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними

Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка. К другим стрессовым причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать режим в детском саду, страх одиночества и прочее

Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними. Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка. К другим стрессовым причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать режим в детском саду, страх одиночества и прочее.

У малышей младшего школьного возраста часто стрессовыми причинами становится напряженное отношение с преподавателями или одноклассниками в учебном заведении, внутриклассовая конкуренция, неуспеваемость. На данном возрастном этапе малыш уже начинает понимать, что он может в чем-то уступать ровесникам. Однако наряду с этим, он еще недостаточно взрослый для понимания того, что это нормально. Вследствие чего у многих младших школьников возникают серьезные стрессовые состояния.

Также наступить стрессовое состояние может в результате наличия внутреннего конфликта, причиной которого может быть раскаяние в совершении плохого поступка, представления себя злым, безнадежным, непутевым или плохим. Просмотры телепередач или роликов в сети интернет, несущих негативную информацию, могут стать факторами, провоцирующими нервозность детей. Малыши этого возрастного периода характеризуются повышенной впечатлительностью, поэтому, услышав сообщения о катаклизмах в природе, военных действиях и др., они начинают сильно переживать.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Как не пропустить признаки стресса у ребенка?

Первый и основной признак того, что возникает проблема стресса, — изменения в поведении. Ребенок становится совсем другим. Еще вчера веселый и общительный, он вдруг отказывается выходить из дома и общаться с ровесниками. Девочка, отличавшаяся скромностью и аккуратностью, грубит и разбрасывает свои вещи. А спокойный и уравновешенный мальчик начинает проявлять истеричные черты.

Прежде всего, нужно убедиться, что подобные перемены не являются следствием кризиса определенного возраста или, тем более, проявлениями сформировавшегося характера. К примеру, если малыш всегда был забиякой, а теперь к этому еще добавилась агрессия — то это, скорее всего, характер. А если до этого спокойный и послушный малыш кричит без повода и швыряется игрушками — это, скорее всего, стресс.

Порой родители замечают в развитии ребенка определенный регресс. Некоторые дети перестают разговаривать или самостоятельно есть, а некоторые требуют, чтобы родители одевали их на прогулку. Хотя до этого со всеми этими задачами малыши прекрасно справлялись самостоятельно.

Очень часто в таких ситуациях родители ведут себя неправильно: «Перестань вести себя как маленький», «Прекрати притворяться», «Ты это должен делать сам».

В таких случаях психологи рекомендуют не давить на ребенка, а принять его поведение и даже подыграть. Так он быстрее успокоится и перестанет капризничать. И обязательно надо уделять малышу больше внимания.

Снижение воздействия, устранение стресса у детей

Помочь справится со стрессом должны родители. Нужно ежедневно общаться с детьми, даже если они не принимают участия, а лишь присутствуют рядом.

Родители должны быть легкодоступными для детей. Особенно это имеет значение при их взрослении. В общении необходимо обсуждать интересные для ребенка темы. Это достаточно трудно при напряженном рабочем дне, но делать нужно обязательно

Интересуясь детскими проблемами, родители показывают их важность для них. Взамен получают уважение, открытость для общения на любые темы

При закрытости детей обсуждайте с ними свои проблемы.

Справиться со стрессом можно помочь ребенку и проводя анализ причин его возникновения. Совместно можно придумать различные направления решений ситуации. Помочь можно и предупреждением стрессовых ситуаций, предварительной подготовкой детей к возможному развитию событий. Здесь нужно учитывать возраст. Малышей может напугать обилие деталей, которые разъясняет взрослый. Подросткам следует все объяснять досконально, подробно.

Профилактические меры

Профилактика стресса у подростков, так же как и у детей дошкольного и младшего возраста должна заключаться в адаптации несформировавшегося организма к разным факторам окружающей среды. Бороться со стрессом можно с помощью разных методов профилактики.

Режим сна

В зависимости от возраста дети должны спать определенное количество времени. По советам врачей и детям и подросткам необходимо ложиться спать в одно и то же время. Оптимальный варианта: он с 22:00 до 8:00.

Головные боли при хроническом стрессе

Рекомендации по гигиене сна:

Нельзя укладываться ко сну очень рано, это может сбить суточные жизненные ритмы.
Важно, чтоб дети засыпали с позитивными мыслями и хорошим настроением.
Теплый душ поможет быстрее уснуть.
Вести контроль за количеством съеденной вечером еды. Исключить из рациона жирную пищу, сладости, можно приготовить нежирные виды рыбы или мяса, растительную пищу, творог.
Исключить компьютерные игры, т

к. они активизируют работу нервной системы, и ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Следует заняться спокойными тихими играми, чтением книг непосредственно перед сном.
Умственная нагрузка вечером должна быть сведена к минимуму.

Физическая нагрузка

Повысить выносливость ребенка и научить его преодолевать стрессовые напряжения поможет регулярная физическая активность. Все танцы и активные упражнения должны быть закончены за три часа до укладывания ко сну, или раньше. Самым оптимальным временем для физических упражнений является утро и день.

Виды физической нагрузки, которые предотвращают возникновение стрессов:

  • спортивная ходьба;
  • езда на велосипеде;
  • лыжный спорт;
  • фитнес;
  • аквааэробика;
  • спортивные танцы;
  • плавание;
  • большой теннис;
  • борьба.

Подростковый стресс можно снять йогой, пилатесом, стрейчингом. Такие упражнения необходимо делать не больше одного или двух раз в неделю, что позволит укрепить опорно-двигательный аппарат.

Также рекомендуется проводить с детьми интервальные тренировки от 30 до 40 минут.

Особенности питания

Употребление некачественной пищи негативно воздействует на организм и снижает его устойчивость к стрессовым ситуациям. Необходимо подобрать правильное питание: сбалансированное, богатое минеральными веществами и витаминами.

Магний регулирует выработку и распределение энергии, контролирует работу нервной системы. В ходе незначительной стрессовой ситуации в детском организме возникает дефицит магния. Увеличить количество можно с помощью таких продуктов:

  • зеленые овощные культуры;
  • фрукты;
  • гречка;
  • злаки;
  • крупы;
  • бурый рис;
  • бананы.

В процессе приготовления пищи использовать морскую соль. В качестве профилактики также назначается препарат «Магне В6». Перед тем как давать его ребенку, необходимо проконсультироваться с врачом и сдать анализы на определение уровня магния в крови.

Симптомы стресса у ребенка

Дети с нормальным полноценным состоянием испытывают радость, бодрость, веселье, азарт, постоянное желание играть и находиться в движении. Однако стрессовое состояние приводит к ухудшению самочувствия и изменению их поведения.


Симптомы стресса у ребенка

Основными симптомами стресса у ребенка считаются следующие проявления:

  • Нарушение полноценно сна. Ребенок испытывает затруднения и беспокойство в процессе засыпания и часто просыпается в ночные часы. Сновидения наполнены страхами или кошмарными сюжетами.
  • Резкая усталость у ребенка возникает при минимальной умственной или физической нагрузке.
  • У детей без существенных причин проявляется обида, злость, агрессия.
  • Наблюдается рассеянность, забывчивость, заниженная самооценка, беспокойство, гиперактивность. Сигналом о помощи у детей служит тесное прижатие к родителям.
  • Снижение двигательной активности. У ребенка пропадает желание участвовать в играх со сверстниками.
  • Нарушение аппетита.
  • Расстройство пищеварения. Дети, находящиеся в состоянии длительного стресса, теряют вес или слишком быстро его набирают.
  • Расстройства памяти. У детей наблюдаются трудности при запоминании услышанной информации. Снижается концентрация внимания и утрачивается интерес к любимым занятиям. В результате происходит нарушение психоэмоционального состояния, которое со временем приводит к развитию стресса.
  • Физиологическими признаками стрессового состояния ребенка являются: дрожь конечностей, качание головой, недержание мочи в любое время суток.

Все перечисленные симптомы свидетельствуют о наличии стрессового состояния у ребенка и появлении психосоматических расстройств, оказывающих негативное влияние на самочувствие и поведение детей. Регулярное эмоциональное напряжение лишает ребенка радости и провоцирует развитие неврозов.

При детском неврозе нарушается функционирование когнитивной деятельности, вызывающее появление раздражительности, обиды, злости, агрессии. Наблюдаются частые головные боли, повышение внутричерепного давления, дискомфорт в желудочно-кишечном тракте.

Опасные последствия стресса у детей

Стрессовые состояния у детей при несвоевременном и неквалифицированном лечении приводят к развитию стресса в хронической форме. В результате происходят вегетативные, гормональные и эндокринные нарушения, вследствие которых развиваются психосоматические патологии.

Опасные последствия стресса у детей:

  1. Хронические заболевания. Истощение нервной системы приводит к снижению иммунитета и развитию хронических болезней.
  2. Психосоматические патологии. Длительный стресс у детей провоцирует возникновение астмы, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний.
  3. Нарушение полноценного сна со временем вызывает у ребенка серьезные трудности с засыпанием и приводит к развитию хронической бессонницы.
  4. Психологические проблемы. Депрессивные состояния, тревожные расстройства, комплексы, страхи и фобии различного происхождения – вызывают психологические травмы в детском и подростковом возрасте.

Последствия стресса у детей

Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

Негативные последствия

Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

  • Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.
  • Нарушается сон. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.
  • Появляются психологические проблемы. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.
  • Проблемы с едой, ее усвоением. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.
  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма. Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».

Позитивные последствия

Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.

Важно! После позитивного стресса организм ребенка быстро восстанавливается, и при аналогичной ситуации уже не будет столь бурной реакции

Снятие стресса

Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, необходимо особое общение с ним.

Дошкольники

Стресс у детей дошкольного возраста может возникать по разным причинам:

  • присмотр за малышом посторонних людей (няня, друзья родителей);
  • поход в дошкольное заведение;
  • посещение кружков.

Чтобы снять стресс после посещения детского садика, необходимо дать время малышу рассказать, что его тревожит. Не надо на него давить. Хорошим временем для этого может стать время перед сном.

Воспитателю важно успокоить ребенка, попытаться переключить его внимание, если он капризничает в садике. Стресс у ребенка после детского сада поможет снять рассказ родителей о своей жизни

Стресс у ребенка после детского сада поможет снять рассказ родителей о своей жизни.

Дети младшего возраста

Причиной стресса у детей младшего школьного возраста могут быть трудности с обучением, боязнь преподавателей.

Помогут в стрессовой ситуации:

  • непринужденные беседы на прогулке;
  • рисование (дети часто выкладывают свои переживания и страхи в рисунках);
  • ролевые игры (можно разыграть ту или иную трудную ситуацию и помочь малышу найти выход из нее).

Оказать помощь в стрессовой ситуации могут как родители, так и преподаватели или школьный психолог.

Домашний питомец снимает стресс

Подростки

Как справиться со стрессом подростку: для него важно предупреждение возникновение стрессов, но часто это сделать сложно, т. к

дети старшего возраста труднее идут на контакт с взрослыми. Часто возникает вопрос, почему дети подвержены стрессам в старшем возрасте? Причинами неуравновешенности подростков могут стать проявившиеся последствия стресса, который был перенесен в детстве. Поэтому рекомендуется проводить диагностику стрессоустойчивости и подобрать необходимо лечение для подростков.

Спинер — антистрессовая игрушка

Современная психология предлагает множество методик и тестов на стрессоустойчивость у подростков:

  • тест Холмса и Раге определяет уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации детей подросткового возраста;
  • методика Л.П. Пономаренко и Р.В Белоусова позволяет определить уровень самооценки стрессоустойчивости личности старшеклассника;
  • методика И.А. Усатова определяет стрессоустойчивость подростков.

Избавиться от стресса и депрессии в домашних условиях можно самостоятельно.

Стресс у подростков — непослушание

Взрослым необходимо аккуратно и уважительно общаться со своим взрослеющим ребенком, не стоит давить на него, но и вообще не придавать значения его поведение не стоит. Родителям и преподавателям следует найти золотую середину в общении, искать баланс, это позволит предотвратить стрессы и не допустить негативных последствий.

Если своими силами снять стресс не получается, следует обратиться за помощью к специалистам. Лечение стресса подразумевает применение разных форм терапии, в том числе и психологическая помощь. У детей психика до конца не сформирована, поэтому следует пройти консультацию у специалистов, если возникают проблемы с психоэмоциональным фоном. Ученый Н.Д. Линде создал уникальную методику – эмоционально-образную терапию, которая позволяет избавить подростка от негативных стрессовых состояний хронической формы.

Стресс и проблемы с учебой взаимосвязаны

Существуют разные препараты, которые помогают снизить негативное воздействие стресса на работу нервной системы и являются действенными методамы избавления от стрессовых проявлений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: