Афазия. дизартрия. библиотека статей

Афазия

Моторная афазия

Моторная афазия является самой распространенной. Она возникает при повреждении речедвигательного центра Брока.

Эта форма характеризуется полной или частичной потерей способности разговаривать.

Человек с моторной афазией хорошо понимает речь. Однако он не может выговаривать сложные слова и правильно их связывать в предложения. Большинству моторных афазиков удается произносить случайные слоги, обрывки предложений. Обычно сохраняются наиболее часто используемые слова. Больному удается произносить отдельные слоги и несложные предложения, часто в речи появляются вставные слова, например «вот», «это». Подобное расстройство еще известно, как эмболфразия (эмбол – вставление, фразис – речь).

Большинство людей, страдающих моторной афазией не способны на спонтанную речь. В результате повреждения речевого центра Брока нарушается пусковой механизм и человек теряет способность воспроизводить звуки, строить слоги, слова. Но в то же время большинство больных хорошо понимают речь.

Дети с моторной афазией, как правило, не теряют способности различать цифры, буквы, могут складывать из разрезанной буквенной азбуки различные слова, свое имя, фамилию. Такие дети осознают свою проблему и обычно из-за этого сильно переживают. Такие дети очень самокритичны и при осознании собственной беспомощности. У них развивается депрессия, которая может усиливаться, если ребенка не понимают.

Этиология

Расстройства речи могут встречаться при различных церебральных патологиях. В качестве основных причин выступают:

  • Острые цереброваскулярные заболевания;
  • Травмы головы;
  • Нейроинфекции;
  • Токсическое влияние на ЦНС;
  • Нейродегенеративные болезни;
  • Церебральные новообразования.

Чаще всего наблюдается афазия после инсульта в системе arteria cerebri media доминантного полушария.

Этиология церебральных поражений определяет различия в клинической картине фазисных расстройств. Примером могут служить существенные отличия проявлений афазии при инфаркте мозга и геморрагическом инсульте.

Афазии преимущественно отмечаются у взрослых. Диагноз «афазия» у детей правомочен, если уже была сформирована речевая деятельность. При задержке развития речевых центров диагностируется дислалия, полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна была сформироваться, называется алалией. Наиболее распространенной причиной алалии и дислалий служит перинатальная патология нервной системы. Чаще всего патология устной речи сопровождается расстройствами чтения (алексией), письма (аграфией) и счетных операций (акалькулией).

Как функционирует речевой аппарат человека

Коммуникативные особенности людей напрямую связаны с формированием второй сигнальной системы или речевого аппарата. Все человеческие достижения в первую очередь связаны с прогрессивным развитием коммуникативных способностей, что позволило людям активно обмениваться накопившейся информацией и взаимодействовать сообща.

  1. Речевая зона Брока – рече-моторный или просто моторный центр, отвечающий за формирование устной речи человека. Данный центр отвечает за моторную функцию: фонологическое и синтаксическое построение исходящей от человека речи. Моторный центр является своеобразным вербальным анализатором и отвечает за работу лицевой мускулатуры и языка.
  2. Речевой центр Вернике – центр, отвечающий за анализ и восприятие поступающей речевой информации из вне. Зона Вернике имеет анатомическую локализацию в области височной извилины и как правило располагается в одном доминантном полушарии. Центр Вернике помимо обработки поступившей речевой информации также занимается обеспечением интонационных характеристик исходящей речи.

Несмотря на анатомическое разделение двух вышеперечисленных речевых зон, они постоянно взаимодействуют между собой и работают слаженно, как единое целое. Восприятие и анализ поступающей информации, дальнейшая интерпретация полученных данных и формирование ответной реакции – важнейшие функции, сформировавшие вторую рефлекторную сигнальную систему человека.

Профилактика и рекомендации

Профилактика афазии и общая забота о здоровье речевой системы играют важную роль в предотвращении возможных нарушений. Среди рекомендаций и мер профилактики:

Здоровый образ жизни.
Поддержание общего здоровья оказывает положительное воздействие на работу мозга и речевых функций

Регулярные физические нагрузки, сбалансированное питание, достаточный отдых и избегание вредных привычек способствуют общему благополучию организма, включая мозг.

Упражнения для развития речи.
Важно проводить упражнения для развития речевых навыков. Это может включать в себя чтение вслух, рассказывание историй, обсуждение новостей, а также участие в различных группах общения

Все это помогает поддерживать активность мозга и укреплять речевые мускулы.

Профилактические обследования.
Регулярные медицинские обследования, в том числе обследования мозга с использованием методов нейроимиджинга, могут помочь выявить ранние признаки возможных нарушений, таких как опухоли или инсульты. Раннее выявление и лечение основного заболевания может предотвратить развитие афазии.

Внимательность к возможным травмам.
Травмы, особенно те, которые могут повлиять на голову или шею, могут стать причиной афазии
Предупреждение травм в повседневной жизни, использование средств защиты (например, шлемов) при занятиях активными видами спорта, а также аккуратное обращение с транспортными средствами помогут избежать подобных травм.

Внимание к состоянию сердечно-сосудистой системы.
Поскольку многие случаи афазии связаны с нарушениями кровообращения в мозге, уход за здоровьем сердечно-сосудистой системы играет важную роль. Это включает в себя поддержание нормального артериального давления, уровня холестерина и предотвращение образования тромбов.

Избегание избыточного употребления алкоголя и никотина.
Избыточное употребление алкоголя и курение негативно влияют на общее здоровье, включая здоровье мозга
Отказ от вредных привычек или их минимизация способствуют профилактике не только афазии, но и других заболеваний.

Профилактика афазии — это систематический подход к поддержанию здоровья речевой системы.

Разграничение диагнозов

Определить точное речевое нарушение не всегда легко. В логопедии выделяют разные болезни, которые имеют определенные особенности. При дизартрии поражаются подкорковые структуры мозга, возникают проблемы с произносительной речью. При афазии грубые двигательные нарушения возникают вследствие поражения участков коры. Для дизартрии характерна ограниченность артикуляционного аппарата, которая наблюдается во всех ситуациях.

Симптоматика схожа с алалией, но это два разных диагноза. Афазия — это распад речи, которая начала нормально формироваться. Ребенок произносит звуки раннего онтогенеза, строит простые фразы, накапливает словарь. При алалии этого не происходит — нет слов, слогов, иногда только простые звукоподражания («ма», «биби»).

При афазии отмечается нормальный уровень физического слуха. Ребенок реагирует на раздражители, выделяет звуки речи из окружающей среды.

Если есть психические нарушения — задержка развития, умственная отсталость, аутизм – афазия не ставится. На ее фоне могут развиваться вторичные дефекты, но они не приводят к подобной проблеме.

Лечение

Афатические нарушения являются синдромом поражения головного мозга, поэтому в первую очередь лечить начинают основное заболевание, ставшее причиной расстройств фазиса. Используется комплексная терапия, включающая медикаменты, физиотерапию, нейропсихологическую и логопедическую коррекцию. Для лучшего восстановления связей между основными речевыми центрами применяют следующие классы лекарственных средств:

  • антиоксиданты,
  • нейропротекторы,
  • вазоактивные средства;
  • метаболиты;
  • ноотропы.

Непосредственная коррекция афазий сводится к нейропедагогическому обучению.

Ранние коррекционно-педагогические занятия с лицами, имеющими афатические нарушения, способны стойко восстанавливать утраченные речевые функции.

Нейропсихологическое восстановление речи при афазиях требует общего расторможивания фазиса, нивелирования персевераций и эхолалий, коррекции психической активности, мышления больного и его вербальной активности в целом. План нейропедагогической коррекции разрабатывается на основании классификации афазий и степени выраженности патологии. Используются специальные методики, примерами которых могут служить:

  • приемы сопряженного и отраженного повторения,
  • ритмико-мелодические упражнения,
  • окончание фразы;
  • семантический подбор слов;
  • вербализация собственных действий;
  • рисование, чтение, письмо, счет.

Афатические расстройства – одна из глобальных проблем неврологии, психологии и физиологии. Несмотря на то, что проблемы патогенеза, клиники и лечения афазий подвержены активному изучению, до сих пор они остаются достаточно спорными и неоднозначными. Афазии способны затрагивать различные уровни организации речи, тем самым существенно снижая коммуникативную активность, как взрослых, так и детей. Дезорганизуется вся психическая деятельность, в том числе и мышление, снижается трудоспособность и социальная адаптация индивида. Особенно остро это проявляется при тотальной афазии. Совершенствование комплексной диагностики афатических нарушений и их причин, а также грамотный анализ клинико-нейропсихологических особенностей патологии способны значительно улучшить результаты лечения пациентов с имеющимся речевым дефектом.

Оцените эту статью:

  • 4

Всего голосов: 171

Симптомы афазии

Основные симптомы афазии и их проявления в разные периоды жизни.

  1. Нарушения вербального восприятия.
    Первые признаки афазии могут проявляться в трудностях с пониманием смысла слов и фраз. Пациенты могут испытывать затруднения в распознавании общих слов и выражений, что делает для них сложным понимание их значения в контексте.
  2. Проблемы с образованием фраз и предложений (брокова афазия).
    В случае броковой афазии пациенты сталкиваются с трудностями в формировании полноценных фраз и предложений. Речь становится медленной, монотонной, и часто используются простые структуры. Задачи, связанные с построением грамматически сложных предложений, могут вызывать трудности.
  3. Трудности с произношением (дизартрия).
    Некоторые формы афазии, особенно сопровождающиеся поражением моторных областей мозга, могут привести к дизартрии — нарушению артикуляции и моторной координации. Пациенты могут испытывать трудности с выговариванием слов и звуков, что делает их речь нечеткой и труднопонимаемой.
  4. Объемная утрата словарного запаса (аномерия).
    Аномерия или утрата словарного запаса, может быть симптомом афазии, проявляющимся в трудности запоминания и использования слов. Пациенты могут испытывать временные пробелы в памяти, неспособность назвать объекты или описать их.
  5. Трудности в повторении слов и фраз.
    Некоторые формы афазии могут сопровождаться трудностями в повторении слов и фраз. Это может быть связано с поражением зон, ответственных за механизмы восприятия и воспроизведения речи.
  6. Потеря навыков письма и чтения.
    Пациенты с афазией могут столкнуться с потерей навыков чтения и письма. Это может проявляться в трудности чтения текстов, даже если они ранее обладали этими навыками, а также в затруднениях при написании своих мыслей.
  7. Трудности в сохранении смысла речи (сенсорная афазия).
    В случае сенсорной афазии пациенты могут испытывать трудности в сохранении смысла речи, даже если они способны повторять слова и фразы. Это связано с поражением зон, ответственных за семантическое понимание.
  8. Эмоциональные изменения и стресс.
    Афазия может вызывать эмоциональные изменения у пациентов, такие как депрессия, стресс и чувство изоляции. Трудности в общении могут повлиять на психосоциальное благополучие, требуя дополнительной психологической поддержки.

Лечение патологического отклонения

Лечение афазии проводится под контролем невролога, нейрохирурга (при необходимости) и логопеда.

Задача невролога — устранить функциональные нарушения. Применяются препараты для восстановления нормального церебрального кровотока (цереброваскулярные разных типов и ноотропы: Глицин, Пирацетам, Актовегин), противогипертензивные (для снижения артериального давления, блокаторы кальциевых каналов, бета-блокаторы и прочие).

Нейрохирурги участвуют при наличии аневризм, мальформаций, опухолей, анатомических дефектов и пороков развития. Их задача — оперативное лечение.

Основная тяжесть решения задачи ложится на логопеда. Главная цель — восстановление речи, восприятия, письма. Формы проведения занятий с больными — индивидуальные. Разрабатывать нужно сразу все аспекты высшей нервной деятельности. Способы разные:

  1. Устная речь – произнесение простых звуков, их отграничение друг от друга, произнесение слов, их сочетаний и предложений. Затем целых абзацев текста. Составление рассказов по визуальному материалу (карточки с изображениями, в хаотичной последовательности).
  2. Письменная речь, нарушение письма – написание диктантов, списывание текстов. Чтение вслух.
  3. Восприятие – слушание речи, повторение, воспроизведение сказанного, написанного.

Задача логопеда — воздействовать сразу на все аспекты нарушения.

Дизартрия

Дизартрия – нарушение произносительной части речи. Такое расстройство связано с нарушением иннервации мимических мышц, отвечающих за формирование речи. Проявляется дизартрия невнятной, нечеткой речью «в нос», слюнотечением. Речь тихая, глухая, монотонная.

По месту локализации очага поражения выделяют бульбарную дизартрию, псевдобульбарную дизартрию, подкорковую дизартрию, мозжечковую дизартрию, корковую дизартрию.

Бульбарная дизартрия

Данное нарушение встречается при поражении ядер черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, лицевого, тройничного). Эти ядра расположены в продолговатом мозге и зачастую поражаются при инсульте. В норме вышеуказанные нервы отвечают за иннервацию мимических мышц. При их поражении появляются следующие симптомы: отсутствие мимики (амимия), расстройство сосания, глотания, слюнотечение. Речь невнятная, плохо артикулированная, голос тихий, «в нос».

Псевдобульбарная дизартрия

Этот вид дизартрии развивается при поражении корково-ядерных путей. Проявляется гипертонусом мышц и спазмом – кончик языка невозможно поднять вверх и отвести в стороны; характерно обильное слюнотечение, нарушение глотания. Речь также невнятная, с носовым оттенком.

Подкорковая дизартрия

Связана с поражением подкорковых ядер головного мозга. Характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мимических мышц, которые усиливаются при попытке речи. Иногда непроизвольно больные могут производить гортанные выкрики. Речь пациента может быть быстрой, медленной или с заиканиями.

Мозжечковая дизартрия

Этот вид дизартрии связан с поражением мозжечка. Проявляется типичными нарушениями функции мозжечка – толчкообразной, скандированной речью, отдельными выкриками в сочетании с шаткой походкой, неловкостью движений.

Корковая дизартрия

Связана с поражением коры головного мозга и проявляется симптомами, похожими на моторную афазию, однако, в отличие от второй, при корковой дизартрии нет нарушений письма, чтения и понимания речи.

Общая характеристика патологии

Афазией называют вторичное расстройство речевой функции, связанное с поражением участков головного мозга, отвечающих за речь. При таком нарушении человек не может говорить, то есть выражать свои мысли в словах, понимать обращенную к нему речь, а также читать и писать.

У больных с афазией страдают:

  • экспрессивная речь (произношение звуков, словарный запас);
  • импрессивная речь (понимание и восприятие);
  • внутренняя речь;
  • письменная речь (сюда же входит и чтение).

Афазия является результатом патологических изменений особых участков (речевых центров) головного мозга. Отклонение имеет органический характер. Его отличительная особенность – утрата речи после ее окончательного формирования. Отклонение может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего встречается у пожилых людей.

Помимо нарушения речевой функции у больных с афазией наблюдаются психические нарушения, нарушаются сенсорная и двигательная активность, а также личностная сфера. Именно поэтому афазию относят к одному из самых сложных и труднопреодолимых отклонений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: