Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга

Формы дизартрии у взрослых. | логопед по скайпу

Осложнения у детей

Дефект речи влияет на развитие речи в целом, состояние нервной системы и когнитивные функции. Дети плохо наращивают словарный запас, у них наблюдается общее недоразвитие речи

Ухудшается внимание и память. Дефект произношения становится причиной ухудшения восприятия фонем

Такие нарушения чреваты проблемами с обучением: страдает письменная речь, чтение.

В более старшем возраст высока вероятность психологических проблем. Дети школьного возраста тяжело переживают расстройства речи, становятся замкнутыми, могут проявлять агрессию, раздражительность. Возможно развитие депрессии. Ситуация усложняется, если отсутствует понимание и помощь со стороны родителей.

Лечение корковой дизартрии у детей

Коррекция корковой дизартрии начинается с патогенетического лечения заболевания, которое привело к речевому дефекту. Без этого шага никакая логопедическая помощь не поможет восстановить речь.

Комплексное лечение включает:

  • медикаментозную терапию, направленную на стимуляцию метаболизма в головном мозге и восстановление его функций. Назначают ноотропные лекарственные средства, витамины, метаболиты. В сложных случаях могут понадобиться успокоительные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты;
  • логопедическую коррекцию корковой дизартрии — логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики рук, постановку звуков. Если нужно, в лечебный процесс подключается психолог;
  • физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия, массаж, лечебная физкультура помогают устранить парез мышц, наладить кровоток во всем организме;
  • методики релаксации — арт-терапия, ароматерапия, музыкотерапия помогают снять стресс, улучшить эмоциональный фон.

Обычное лечение длительное. Специалисты назначают несколько курсов терапии, по ходу которых могут проводить коррекцию программы с учетом ответа организма на лечебные мероприятия.

Причины дизартрии у детей

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относят: асфиксии, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка осуществляется нейропсихологом, логопедом и неврологом

Крайне важно провести нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а так же ЭЭГ, УЗДГ, по показаниям – МРТ мозга

Коррекция при лечении дизартрии строится с учетом ее формы, возраста ребенка и уровня его развития (речевого, моторного и высших психических функций).

Основными принципами лечения дизартрии у ребеннка являются:

  • Комплексность коррекционного воздействия. В коррекции должны принимают участие: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование закономерностям нормального онтогенеза;
  • Опора на сохранные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию (сенсомоторную и когнитивную);
  • сенсорную интеграцию;
  • мозжечковую стимуляцию;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работу с звукопроизношением и слоговой структурой слова;
  • коррекцию темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • коррекцию или профилактику нарушений письма и чтения;
  • медикаментозную терапию (по показаниям);
  • лечебную физкультуру (при ДЦП).

Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Например, работа над моторными функциями ведется с использованием упражнений как в статике (устойчивые положения, как-то: удерживании рук, ног, определенных артикуляционных позиций под счет), так и в динамике (движении)

Уделяется внимание пространственной организации движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольной регуляции движений (например, останавливаться по сигналу), темпо-ритмике (движениям под счет, прохлопывание действий, перебрасывание мячиков или мешочков под счет на балансировочной доске)

Опасность отсутствия помощи специалиста и советы родителям ребенка с дизартрией

Прогноз качества жизни ребенка с дизартрией напрямую зависит от того, насколько рано началась коррекция, насколько качественно, систематично и грамотно она проводилась. Кроме того для того, чтобы прописать маршрут лечения дизартрии, необходима качественная дифференциальная диагностика. Стоит так же отметить, что дизартрия встречается и у детей с нормальным психофизическим развитием, поэтому порой родители могут списать речевые проблемы на возраст ребенка или наследственность. Поэтому родителям, подозревающим у своего ребенка дизартрию, следует как можно раньше обратиться за помощью к профессионалам, не упуская драгоценное время.

Огромная часть успеха в лечении дизартрии у детей зависит и от поддержки близких и родных, регулярных занятий со специалистами, выполнении всех рекомендаций дома.

В случае своевременно начатой терапии, прогноз может быть вполне благоприятным.

Характеристика клинических форм дизартрии.

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации детской дизартрии. Наиболее распространенная из них связана с локализацией патологического очага, влияющего на работу речевого центра. Выделяют следующие формы заболевания:

  • псевдобульбарная (встречается наиболее часто);

  • бульбарная;

  • экстрапирамидная (подкорковая);

  • мозжечковая;

  • корковая.

В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:

  • стертая: характеризуется минимальными расстройствами произношения;

  • средней степени: выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;

  • анартрия: полное отсутствие речи или отдельные звуки.

Часть 3. Дизартрии. Клинические формы дизартрии у взрослых.

Диагностика дизартрии у детей

  • развитие мимической и речевой мускулатуры;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • характер дыхания и др.
  • произносительная речь;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.
  • Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
  • Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
  • Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
  • Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.

Дизартрия и ее определение

Дизартрия определяется как расстройство звукопроизношения и просодической стороны речи, связанное с органической несостоятельностью  иннервации мышц речевого аппарата. При дизартрии всегда присутствует та или иная степень повреждения структур центральной и периферической нервной системы. Сама по себе дизартрия представляется неоднородной группой расстройств. Выделяют ряд форм дизартрии, которые отличаются по симптоматике и по топической локализации очага повреждения в неокортексе, то есть в коре головного мозга.

Таким образом, при дизартрии нарушение произношения является следствием  дефицитарной иннервации речевого аппарата. Причиной является та или иная степень поражений подкорковых и/или заднелобных отделов мозга. Нужно иметь в виду, что черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола мозга анатомически тесно прилежат к шейному отделу спинного мозга, имеют аналогичное структурное строение и получают кровь из вертебробазилярного бассейна, как и шейный отдел.

Важность своевременной коррекции дизартрии

Ребенок, страдающий дизартрией, очень часто имеет серьезные проблемы в развитии навыков письма и чтения. Своевременная и полная коррекция дизартрии нейропсихологом и логопедом чрезвычайна важна для необходимого развития  мышления, внимания, воображения, восприятия.  Нельзя упускать драгоценное время – вторичные нарушения интеллекта и памяти при отсутствии коррекции вовремя обычно необратимы.

Полный спектр новейших нейропсихологических и логопедических методик, используемых в нашем “Нейроцентре – Здравомед” в сочетании с методиками микрополяризации позволяет добиться хороших результатов при различных формах дизартрии.

Звоните по телефону  регистратуры в Саратове 8(8452)24-89-90!

Симптомы корковой дизартрии у детей

Характерной симптоматикой корковой дизартрии являются нарушения темпо-ритмической составляющей речи: наблюдается медленный темп экспрессивной речи, отсутствует плавность и автоматизм. Со стороны кажется, что ребенку трудно шевелить языком и губами.

Труднее всего даются переднеязычные звуки. Малыш заменяет или пропускает проблемные звуки. Речь из-за этого смазанная, невнятная. А вот со смысловой частью проблем нет, то есть словарный запас достаточный, дети правильно используют слова в предложении и грамотно выражают свои мысли.

Для корково-подкорковой дизартрии характерны насильственные непроизвольные движения в покое и во время разговора.

Афферентная корковая дизартрия

Признаками этого варианта корковой дизартрии являются поиск правильной артикуляционной укладки при произношении звуков, из-за чего появляются паузы. Голос вследствие напряжения при разговоре громкий со снижением при звонких согласных. Из-за замедленности в речи появляются вставочные звуки.

Малыш произносит аффрикаты (согласные из двух звуков) по отдельности или произносит только отдельную часть. Например, «т» или «с» или протяжное «тс»от вместо звука «ц». Он также заменяет одни звуки другими: щелевые согласные на смычные. Ребенок не может назвать место на лице, к которому прикасается логопед.

Эфферентная корковая дизартрия

Корковая кинетическая дизартрия характеризуется замедленностью речи вследствие проблематичного перехода между звуками. Ударные гласные удлиняются, согласные, если они находятся в начале и конце слова — тоже. Страдает произношение «л», «ш», «р», «ж»: для этого нужно участие языка, а движения языка у ребенка затруднены. Их он может заменить на «д» или «т».

Ребенку сложно зафиксировать нужную артикуляционную позу, поэтому появляются лишние вставки и пропуски звуков. Дети могут морщить лоб, высовывать язык, зажмуривать глаза, облизывать губы при разговоре.

Симптомы дизартрии

При патологии речи нарушается положение органов артикуляции во время разговора. Ребенку сложно поставить язык в необходимой позиции, удерживать его при произношении некоторых звуков.

При дизартрии ребенку или взрослому тяжело удерживать губы в улыбке неподвижными, контролировать в это время положение подбородка. Это связано со слабостью мышц речевого аппарата.

Дизартрия простыми словами — шепелявость, картавость и другие нарушения произношения звуков. До пятилетнего возраста у таких детей практически полностью отсутствуют согласные: малыш не может их выговорить и четко произнести.

Среди других характерных симптомов дизартрии:

  • неправильное произношение звуков «С», «З»;
  • непроизвольная замена звуков «Ш» и «Ж» призвуком «Ф»;
  • проблемы с произношением звука «Л»;
  • картавость, связанная с неспособностью правильно поставить язык во время произношения звука «Р».

Дети и взрослые с дизартрией разговаривают быстро, поэтому речь сбивчивая, ее сложно разобрать даже близким людям и родственникам. Пытаясь объяснить собственные мысли, человек выбрасывает из предложения целые слова.

Среди других характерных симптомов дизартрии у детей и взрослых:

  • повышенный тонус мышц, отвечающих за артикуляцию;
  • обильное выделение слюны;
  • спазмы лица, непроизвольные тики;
  • неестественно сильное и плотное смыкание губ;
  • дыхательные нарушения, которые также негативно влияют на четкость речи.

Взрослые люди стараются приспособиться к проблеме. Они разговаривают медленно, пытаются четко произнести каждое слово. Поэтому речь становится заторможенной, тихой и смазанной. Нередко нарушается тембр голоса.

ПРОГНОЗ И ПРОФИЛАКТИКА

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции

Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Диагностика дизартрии

Для специалистов важно умение дифференцировать языковые нарушения (афазию) от расстройств говорения, то есть от нарушения «исполнительных» функциональных средств, с помощью которых языковые понятия реализуються собственно в акте речи. Итак, дизартрия как нарушение, обусловленное органическими поражениями центральной или периферической нервной системы, отличается от дислалии как нарушения речи в связи с анатомическими дефектами периферического речевого аппарата

Дизартрия отличается от задержки речевого развития (физиологического косноязычия, когда основной причиной нарушения говорения является, например, тугоухость). И наконец, дизартрия отличается от заикания, основной причиной которого является психогенное нарушение артикуляции.

При объективном исследовании детский невролог констатирует, что ребенок нормально выполняет все неврологические пробы, но при этом неизменно нарушена артикуляция. Прежде всего, потому, что четкое и согласованное действие речевого аппарата в условиях дефицита иннервационных стимулов попросту невозможно. Основные внешние проявления дизартрии следующие:

  • нарушение артикуляции звуков
  • расстройство голосообразования
  • существенное изменение ритма и темпа речи
  • нарушение адекватной интонации

Указанные нарушения имеют разную степень тяжести и встречаются  в разных сочетаниях. Это зависит от топической локализации очага поражения, от его протяженности, тяжести поражения нейрональных структур, а также от времени возникновения и существования проявляющегося/проявляющихся дефектов.

Расстройства артикуляции и фонации, затрудняющие, вплоть до полного отсутствия, членораздельную звучную речь, образуют так называемый первичный дефект, своеобразное дизартрическое «ядро».

Дизартрия кроме фонетических нарушений включает в себя расстройства развития как общей, так и мелкой моторики, артикуляции, а также нарушения ориентации в пространстве.

В практическом отношении нейропсихологи, логопеды и врачи характеризуют как дизартрию мало разборчивую, невнятную, смазанную речь, причиной которой являются локальные стволово-подкорковые очаговые поражениями головного мозга.

Важность эффективность коррекции дизартрии состоит в следующем: есть четкая прямая корреляция  между развитием речевых навыков и степенью развития интеллекта и  базисных функций психики

КЛАССИФИКАЦИЯ

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедомпри специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Степени тяжести дизартрии

Дизартрия у ребенка имеет 3 степени тяжести:

  • Анартрия – это полное отсутствие голоса и речи. Возможны отдельные нечленораздельные звуки.
  • Непосредственно дизартрия. Ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.
  • Стёртая дизартрия. Данный вид заболевания встречается наиболее часто. Ребенок не сильно выделяется среди сверстников, однако при этом достаточно неловок, быстро утомляется в процессе выполнения нагрузок, имеет стойкие расстройства в произношении звуков (по большей части — шипящих и свистящих). При разговоре проблемы с артикуляцией у ребенка выражены неярко, губы двигаются минимально.

Классификация корковой дизартрии у детей

В зависимости от локализации патологического очага и механизма развития выделяют два вида патологии:

  1. Корковая кинетическая дизартрия (эфферентная) связана с поражением центральной зоны передней области коры. Из-за близости зоны, которая контролирует движения кисти, может быть гемипарез. Характерна медлительность речи, отсутствие ритма. Некоторые дети говорят слогами;
  2. Кинестетическая (афферентная) дизартрия связана с поражением постцентральных зон. Характеризуется дискоординированной работой органов артикуляции, движений мышц кисти с противоположной стороны.

По степени тяжести выделяют 4 формы дефекта. При первой степени нет яркой клинической картины, далее их выраженность нарастает. 4 степень может сопровождаться полной анартрией, то есть отсутствием речи.

Возможно смешанные варианты заболевания, например, корково-подкорковая дизартрия, когда помимо корковой части, поражаются и подкорковые отделы головного мозга.

Прогноз и профилактика

Результат лечения зависит от вида нарушения и его степени

Важное значение имеет регулярность занятий. Только постоянные тренировки и доскональное выполнение рекомендаций врача позволит полностью или частично справиться с проблемой

Если речь идет о тяжелой инвалидности, при которой дизартрия возникла на фоне других патологий, вероятность успешной коррекции значительно снижается.

Профилактика заболевания включает общие мероприятия: снижение риска травм, здоровый образ жизни во время беременности и т.п.

Как только стали замечать первые признаки дизартрии у дошкольника, не затягивайте визит к специалистам. Только комплексное специализированное обследование позволит выявить или исключить проблему. В нашем центре вас встретят грамотные специалисты и логопеды, которые помогут установить объективный диагноз и провести коррекцию выявленных нарушений.

Формы дизартрии у детей

По локализации очага поражения головного мозга дизартрия у ребенка может иметь следующие формы:

  • Бульбарная— поражены ядра периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;
  • Псевдобульбарная— обуславливается поражением проводящих систем, обеспечивающих проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга;
  • Подкорковая дизартриясвязана с поражением подкорковых ядер, которые отвечают за регуляцию мышечного тонуса и эмоциональную выразительность речи;
  • Корковая— поражены корковые структуры головного мозга, которые ответственны за наиболее тонкую иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса;
  • Мозжечковая – поражены ядра и проводящие пути мозжечка, ответственные за координированность в работе дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата и за эмоциональную выразительность речи. Редко встречается изолированно от других видов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: