Экспресс-обследование речи детей 4–6 лет с общим недоразвитием речи

Экспресс-диагностика детей дошкольного возраста | коррекционная работа в доу  | учительский журнал

Основы психодиагностики

Для психодиагностического обследования используются психодиагностические методы, то есть исследовательские методы психологической науки. Отличительной особенностью психодиагностических методов является их измерительная и исследовательская направленность, которая обеспечивает количественную и/или качественную оценку изучаемого явления.

Основными требованиями к психодиагностическим методам являются:

  • Стандартизация приборов на основе концепции нормы;
  • Надежность и валидность инструментария;
  • Строгое регулирование процедуры тестирования.

Психодиагностические процедуры конкретизируются в трех основных диагностических подходах, которые охватывают практически все многообразие диагностических методик:

  • «Объективный» подход — диагноз ставится на основании успешности (результативности) и способа (характеристик) выполнения деятельности. В основном это тесты личности и интеллекта, а также тесты конкретных навыков и тесты производительности.
  • «Субъективный» подход — диагноз ставится на основании данных, сообщаемых исследователем, самоописаний черт личности и поведения в конкретных ситуациях. Для этого используются различные анкеты.
  • «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с нейтральным, как бы безличным материалом, который в силу своей определенной неопределенности становится объектом проекции. Это различные проективные методы исследования личности.
  • Психодиагностическое исследование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Выбор формы психодиагностического обследования зависит от цели и методик, используемых практическим психологом.
  • Индивидуальное обследование требует от практического психолога работы с человеком в течение определенного периода времени. При групповом экзамене каждый получает бланк ответов и стимульный материал. Размещение людей в комнате при психодиагностическом групповом обследовании должно создавать необходимые условия для сосредоточенной работы.

Преимущества индивидуального психодиагностического обследования заключаются в возможности получения дополнительной информации, так как практический психолог может наблюдать за процессом работы человека во время диагностики, его поведением, эмоциональными реакциями на задания и т.д.

Преимуществом психодиагностического группового обследования является экономия времени при обследовании большей группы людей. Однако от этого может пострадать точность и качество полученной информации. Поэтому индивидуальное психодиагностическое обследование обычно проводится после группового психодиагностического обследования для уточнения данных.

Процедура психодиагностического исследования предполагает выполнение трех этапов:

  • Сбор данных в соответствии с задачей исследования;
  • Обработка и интерпретация полученных данных;
  • Формулировка диагноза или прогноза.

Если детализировать эти основные этапы процедуры психодиагностического исследования, то получится пошаговое описание процедуры:

  • Расследование, на основании которого формулируется цель расследования.
  • Сбор истории болезни, то есть информации об особенностях развития на момент обследования. Можно собрать информацию о человеке от родителей, учителей, сотрудников и начальников. Наблюдения за человеком в различных ситуациях.
  • Подготовка программы психодиагностического обследования, которая должна включать цель, перечень диагностических методик, оборудование, описание условий и режима обследования.
  • Установление психологического контакта с испытуемым.
  • Проведение программы психологического обследования с занесением результатов в протокол.

Обработка результатов обследования

Первичная интерпретация результатов, отдельно для каждой методики.

Холистическая интерпретация результатов, включающая информацию из истории болезни и наблюдения.

Подготовка психологического диагноза, который, помимо описания психологических данных человека, должен включать анализ психологических механизмов возникновения и проявления его проблем, а также рекомендации по форме и содержанию необходимой человеку помощи.

Повысить эффективность психодиагностического обследования можно путем реализации следующих принципов:

  • Добровольное участие и интерес к психодиагностическому обследованию;
  • Обеспечение физического и психологического комфорта во время психодиагностического обследования;
  • Эмпатическое отношение психолога к клиенту;
  • Объем и сложность диагностики;
  • Учет индивидуально-типологических особенностей обследуемых: Динамика утомляемости, темп деятельности, интересы, общительность, черты темперамента и т.д;
  • Поддержка позитивной мотивации во время психодиагностического обследования.

Теоретическая психодиагностика

Теоретическая психодиагностика базируется на основных принципах психологии:

  • Принцип отражения — адекватное отражение окружающего мира позволяет человеку эффективно регулировать свою деятельность;
  • Принцип развития — ориентирует на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений;
  • Принцип диалектической связи сущности и явления — позволяет увидеть взаимообусловленность этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
  • Принцип единства сознания и деятельности — сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность регулируется одновременно сознанием и психикой;
  • Личностный принцип — требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека с учетом его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: