Что такое дизорграфия?
Конечно, все правила сразу не запомнить. Мы изучаем их 11 лет в школе, а иногда и после, уже будучи взрослыми людьми. Но в силу разных причин некоторым детям правописание дается очень тяжело. В диктанте таких школьников от 5 до 50 орфографических ошибок, т.е. ошибок «на правило» (например, «глас» вместо глаз, «исчо» вместо ещё, «питно» вместо пятно и т.д.). Здесь звучание слова не искажается: «глас» или «глаз» — на конце все равно звучит С. Но вот только значение у этих слов разное. Если речь про орган зрения, то «глаз», потому что «глаза».Давайте сравним дисграфические и орфографические ошибки, чтобы понять, что различить их бывает непросто.
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
празднк, слнце, здравстуйте, шссе |
празник, сонце, здраствуйте, шосе |
торожка, сёрнышко, тедрать, стача, просьпа |
дорошка, зёрныжко, тетрать, здача, прозьба |
счаштье, считачь |
щастье, щитать |
одеваеча, дечкий, синича, кузниса |
одеваеца, децкий, синитца, кузнитса |
песна, клуч, несошь |
песьня, ключь, несёш, рож, нет тучь, шол (шёл), девчёнка |
Приведем пример двух детских работ. На первом фото — дисграфия. Есть смешения букв т-д (Антрюша), трудности обозначения мягкости согласных на письме (взали), перестановки (утт), пропуски (выши), необозначение границ предложения.
На втором фото – дизорфография. Преобладают ошибки на правило, есть лишь несколько пропусков букв. Такое письмо можно назвать «фонетическим» — звучание речи ребенок в целом передает, но правила не соблюдает.
Часто у младших школьников дисграфия и дизорфография наблюдаются одновременно, поскольку причины этих нарушений сходные. Однако с возрастом число дисграфических ошибок уменьшается и сходит на нет. А вот дизорфография может сохраниться и во взрослом возрасте.Заметим, что нарушения письма диагностируются только в том случае, когда они имеют стойкий характер, т.е
в течение длительного времени у ребенка в диктанте от 4-5 ошибок и более.Вовремя распознать нарушение письма и определить его характер очень важно, поскольку содержание логопедической и психологической работы с ребенком и объем помощи определяется типом и механизмом трудностей
Величенкова Ольга Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, член Российской ассоциации дислексии, автор более 50 учебных и научных работ по проблеме нарушений письма и чтения у детей.
- На приёме у логопеда. Работаем над анализом предложения: как научиться писать слова раздельно
- О дисграфии: что это такое, как отличить от обычных ошибок и что делать?
Дизорфография
Дизорфография — это стойкое нарушение способности пишущего применять орфографические правила при написании заданий или своего речевого замысла. Ведь письменная речь — это особая форма речи, которая очень сложно организована. Письменная речь зависит от уровня развития устной речи, но имея такой базис, при осуществлении процесса письма, задействуются дополнительные системы мозга человека: двигательный анализатор, кинестетические ощущения, зрительно-моторные координации, пространственные зоны затылочной зоны головного мозга для вспоминания образа буквы, и логические зоны лобных участков мозга, и фонематическое восприятие (височные зоны Брока и Вернике) и межанализаторные связи, и лексико-грамматический арсенал человека. Процесс письма в школьном обучении имеет ещё одну существенную основу: это желание писать, желание овладевать грамотой. Стойкое нежелание младшего школьника, недостаточная включённость внимания, памяти, недоразвитие волевого компонента личности, приводит к сбою в формировании своевременного навыка грамотного письма.
Понятно, что если у ребёнка имеется органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, то у него будет нарушение письменной речи: дисграфия или дизорфография. Запоздалое созревание этих корковых зон, или нарушение их функционирования тоже приводит к такому состоянию
Если ребёнок на ранних этапах своего развития длительно болел простудными, инфекционными заболеваниями с повышением температуры, то от этого могут страдать клеточки мозга, и позднее могут возникнуть дисграфия и дизорфография.
Неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов приводит к возникновению таких диагнозов. Бывает также и наследственная предрасположенность к дисграфии, когда передаётся качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи.
Недостаточная психологическая готовность первоклассника к школьному обучению, приводит к возникновению дизорфографии
Это проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. Избалованность, вседозволенность, отсутствие стремления что-то иметь и трудиться, закормленность по всем параметрам, приводит к отсутствию мотивации для овладения чем-то новым.
Неадекватное отношение к своим способностям, завышенная самооценка, и к результатам выполненной работы (не критичность, необоснованное захваливание), является основой того, что у таких детей с трудом формируются способы продуктивной учебно-практической деятельности. Отсюда неуравновешенность, беспечное отношение к учению. «Уровень самосознания школьника снижается и выявлено резкое снижение тонуса познавательной активности в целом. Особенно в сфере языковых явлений».
Недостаточная мотивация учебно-практической деятельности – вот что является ведущим фактором, характерным для детей с дизорфографией. Это выражается в повышенной отвлекаемости! Дети с дизорфографией нечётко владеют учебной терминологией, на могут запомнить и смешивают такие термины, как «звук»,«слог» и «слово». Найти то место в слове, где надо применить правило – очень трудная, порою непосильная задача! Написание жи, ши, ча, ща, чу, щу, разделительного мягкого знака относится к таким «ошибкоопасным местам» и даже в 6 классе ученики с дизорфографией, делают ошибки в таких словах, то есть не усваивают правила графики русского языка. Ученики не умеют проверить собственные ошибки, потому что у них существенно нарушен самоконтроль, что не позволяет им находить и исправлять огромное количество орфографических ошибок, усложняет выбор способа проверки слов.
Существует методика коррекции дизорфографии, позволяющая повлиять на качество письма учеников, она построена на развитии зрительного распознавания символов; анализа и синтеза (операций сравнения и сопоставления); оптико-пространственного распознавания и конструирования; речезрительных (глазодвигательных) функций, по развитию восприятия и воспроизведения ритма; зрительной и речеслуховой памяти. Методики созданы учёными, логопедами : Ястребовой А.В., Прищеповой И.В. на основе исследований Левиной Р.Е. и расширены, конкретизированы Ивановской О.Г., Гадасиной Л.Я., Николаевой Т.В. и Савченко С.Ф.
И вся эта работа даст лучшие результаты, если повлиять на подсознательную мотивацию учебной деятельности, что позволяет осуществить такой метод, как суггестивное внушение
Основные виды дисграфии
Исходя из особенностей письменных нарушений, специалисты выделяют пять основных видов дисграфии. Рассмотрим подробнее, как проявляется каждый из них.
Акустическая дисграфия
Ребенок правильно выговаривает слова и не испытывает сложностей со слухом, однако, при отображении информации на бумаге заменяет буквы на схожие с ними по звучанию. Это могут быть гласные или согласные буквы, звонкие или глухие, шипящие или свистящие. Ученик может также испытывать затруднения с правильным отображением букв в мягкой форме.
Например: «дикданд» – «диктант», «масина» – «машина», «сыпленок» – «цыпленок», а также «лублу» – «люблю», «сьюртук» – «сюртук».
Артикулярно-акустическая дисграфия
Проблемы с написанием слов являются результатом неправильного их произношения. Ребенок, который имеет логопедические дефекты и делает ошибки во время разговора, не может правильно перенести звуки на бумагу. То есть, как ученик говорит, так он и записывает. Соответственно, если у малыша неправильное произношение, то и написание будет таким же.Например: «лыба» – «рыба», «лабота» – «работа», «заяс» – «заяц», «сапка» – «шапка», «наса скола» – «наша школа».
Оптическая дисграфия
У ребенка возникают трудности с визуальным отображением письменных знаков. Ученик может присваивать буквам дополнительные детали, петельки, галочки или крючочки, либо же терять необходимые их элементы. Довольно часто наблюдается зеркальное написание букв, особенно в тех случаях, когда школьник – левша.
Пример: наиболее часто ребенок путает написание схожих букв «и» – «ш», «о» – «а», теряет элементы символов «» – «А» или же отображает их зеркально «Е» – «З».
Аграмматическая дисграфия
Становится заметной лишь после того, как учащиеся осваивают основные грамматические правила. Наиболее часто это происходит это во 2 или 3 классе. Ребенок при этом делает множество ошибок при склонении слов или согласовании всех членов предложения, неправильно образовывает множественное число и неуместно его использует. Возникают сложности во время конструирования сложных предложений. Также наблюдаются проблемы при формировании уменьшительной формы слов и относительных прилагательных.
Например: «хороший девочка» – «хорошая девочка», «доброму мальчик» – «добрый мальчик», «дерева» – «деревья», «рукавы» – «рукава», «котёнки» – «котята», «одна чашки» – «одна чашка», «кожевый» – «кожаный», «машины ехала на дороге» – «машина ехала по дороге».
Такой вид дисграфии наиболее распространен среди у детей, растущих в двуязычных семьях. Если малыш параллельно учится разговаривать на разных языках, то вполне возможно, что в будущем возникнут сложности с письмом на одном из них.
Нарушения языкового анализа и синтеза
Ученик двукратно прописывает одно и то же слово либо же наоборот, пропускает составляющие предложения. Имеет место также произвольная перестановка слогов, написание нескольких слов или их частей слитно. Школьнику сложно разделить слова на слоги или звуки, в результате чего он может упускать некоторые буквы или ставить их в неправильном порядке. Наблюдаются пропуски слогов, их перестановка или добавление. В целом, при данном виде дисграфии формируются сложности с делением текста на отдельные слова, слов – на слоги, слогов – на звуки.
Например: «лодк» – «лодка», «магази» – «магазин», «лес ник» – «лесник», «вскоч ил» – «вскочил», «кулбок» – «клубок», «весена» – «весна», «моцикл» – «мотоцикл», «казерло» – «зеркало», «глва» – «голова».
Диагностика и коррекция дисграфии и дизорфографии
Диагностирование таких речевых отклонений, как дисграфия и дизорфография возможно родителями или самим педагогом, при знании специфики их проявления. Однако, лучше всего диагностирование доверить квалифицированному специалисту в этой области – логопеду. Им будет проведена оценка устной и письменной речи учащихся учебного заведения и сформированы, соответствующие их речевому развитию, заключения.
Рисунок 1. Виды дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Логопедическая диагностика позволяет оценить:
- Степень понимания речи учащимся;
- Уровень овладения связной речью, ее синтаксическим и грамматическим строем;
- Уровень фонематического развития;
- Объем лексического запаса.
При выявлении каких-либо ошибок написания, логопед определяет степень тяжести проявления дисграфии и дезорфографии.
При диагностировании отклонения логопед первоначально проводит дифференциацию нарушений и отделяет дисграфию от дезорфографии
Также, стоит обратить внимание на общую успеваемость ребенка, уровень его интеллектуального развития, чтобы понять являются ли грамматические ошибки именно речевым отклонением и насколько стойкий у них характер
Устранение речевых отклонений проводится за счет организации специальных коррекционных занятий, реализуемых по следующим направлениям:
- Развитие фонематических компетенций. Происходит уточнение произношения звуков, отрабатывается постановка ударения, отработка анализа слогов.
- Расширение словарного запаса.
- Освоение грамматических норм. Происходит работа по изучению правил написания разнообразных частей речи. Она развивает умения изменять слова.
- Формирование навыков словообразования. Дети учатся составлять слова с использованием приставок, суффиксов и окончаний и проводить морфемный анализ слова.
- Развитие синтаксиса. Дети учатся формировать предложения, правильно расставлять его члены и знаки препинания.
- Формирование навыков орфографического самоконтроля. Происходит тренировка и закрепления навыков применения орфографических правил написания слов и развитие умений нахождения орфограммы в слове.
- Развитие навыков проведения звукового анализа слова. Дети учатся различению звуков и их соотношению с буквенными символами.
Как понять, что у ребенка дисграфия?
По своей сути, дисграфия – достаточно распространенный логопедический дефект, при котором нарушается письменная речь. Данное отклонение диагностируется практически у 30% учеников. Наличие патологии у младших школьников связано с недостаточной зрелостью психической системы, а также с отсутствием согласованности в функционировании мозговых долей, которые отвечают за восприятие информации и мелкую моторику рук.
Наиболее часто наличие дисграфии обнаруживается именно в начале школьного обучения, когда происходит целенаправленное освоение данных навыков. В прописях ребенок делает фонетические ошибки различного характера.
Например, не различает схожие по звучанию буквы («з» и «с», «ж» и «ш», «т» и «д»), добавляет лишние или пропускает необходимые («весена» вместо «весна», «трлка» вместо «тарелка»), пишет слитно слова и проч.
На первых порах, просматривая работы такого ученика, преподаватель может сделать вывод о его лени, безответственности или неграмотности. Однако причина кроется гораздо глубже. Такие дети старательно относятся к поставленной задаче, однако, в силу определенных причин, не могут справиться с правильным написанием слов.
Например, если сравнить ошибки двух учеников в написании слова «предложение», то ребенок с простым незнанием грамматических правил напишет «придложение», а малыш с дисграфией – «бретлошение». В таких нюансах и просматривается наличие данной патологии.
Более того, как правило, дисграфики пишут очень неаккуратно и криво. Как бы они не старались, им не удается успевать за более быстрыми одноклассниками, что становится причиной постоянной раздражительности, недовольства, подавленного настроения и пониженной самооценки. При этом довольно часто дисграфия дополняется дислексией (сложностями с чтением) и речевыми нарушениями.