Исследование особенностей мышления у учащихся младших классов с дизорфографией

Слайд 14при объяснении переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях объясняют значение

лишь отдельных, часто встречающихся словосочетаний (тяжелый характер — «нехороший характер»), обобщенный смысл предложений остается для детей недоступным (Девочка не бежала, а летела к дому. — «У девочки были крылья» или «Она упала»), буквально понимают значение крылатых выражений (золотое сердце — «сердце из золота», тяжелый характер — «тяжело поднять из люка, если он упал в люк»);при подборе антонимов дети используют приставку не- (длинный — «недлинный»); изменение данных словоформ (добрый — «добрая»); подбор слов, близких по значению (высокий-«длинный»);при объяснении значения слова не выделяют существенных признаков предмета, заменяют описание слов описанием их функционального назначения (пила — «ей пилят», коробка — «чтобы в нее класть кубики, разные яблоки…»);названные учащимися слова часто не соответствуют заданной лексической теме (к понятию «дни недели» относят слова «сегодня, позавчера»; «инструмент» — «стружки, опилки»; смешивают понятия «месяцы» и «времена года»).

Слайд 13при подборе синонимов учащиеся прибегают к словоизменению, к подбору родственных слов

(сердечный — сердце, рыбачить — рыбак) или к лексической оценке значения слов (сердечный — хорошо(ий)), вместо подбора синонима к имени прилагательному называют другую часть речи, по аналогии «предмет и его признак» (колючий — ежик);при объяснении значения имен прилагательных выделяются лишь отдельные черты лексического значения слов (нарисованная — «значит кисточкой нарисованная»), смешиваются лексическое и грамматическое значение слов («чайная — это какая? быстрый — это какой?»), выделяются незначительные признаки (чайная — «полезная»);при объяснении значения глаголов дети соотносят их с конкретными объектами (читать — книгу), опираются на звуковую оболочку слов (шутить — «это значит шить»), заменяют данную словоформу (читать — «читаем»), или подбирают родственное слово (шутить — «шутка»);

Коррекция дефекта

  1. Совершенствование фонетики, уточнение техники произношения звуков, развитие слуха и его восприятия, анализа произношения слов и синтеза, работа с ударениями. В процессе работы логопеда с ребенком стоит задача научить школьника владеть словами и буквами, проводить анализ.
  2. Разнообразие лексики. Работа с лексикой направлена на обогащение запаса слов, уточнение их значения, формирование знаний оперирования словами в процессе разговора. Логопед обучает синонимам, антонимам, фразеологизмам и другим лексическим оборотам.
  3. Усвоение грамоты. Данные занятия подразумевают изучение характеристик всех частей речи, что помогает сформировать навыки изменения слов в процессе разговора, умение составлять рассказы.
  4. Образование слов. Коррекция на этом этапе происходит путем объяснения ребенку моделей образования слов при помощи суффиксов, приставок, окончаний. Во время занятий главной целью становится формирование выделения у слов общего корня. В дальнейшем ребенок в состоянии самостоятельно анализировать слово и использовать различные правила родного языка.
  5. Развитие понятия синтаксис. Специалист проводит занятия при синтаксических и смешенных формах. Школьник учится работать с предложениями, определять их структуру, выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания.
  6. Развитие самостоятельного контроля орфографии. Подразумевает закрепление правил родного языка и формирование умения использовать орфограммы и находить ошибки, применять правила.

Важно!Параллельно с корректирующими занятиями нужно обязательно проводить работу по развитию речи и слуха, зрительной памяти, внимательности, языковому мышлению, аналитической и синтетической деятельности. Все эти процессы играют огромную роль в усвоении письменных принципов, формируют самостоятельный контроль в процессе усвоения школьной программы и деятельности

Классификация

Р.И. Лалаева, Л.Ф.Спирова, И.В. Прищепова в своих научных трудах описывают три вида дизорфографии:

  1. Морфологическая. Ребенок чаще делает орфографические ошибки, затрудняется с проверкой безударных гласных. Знает, помнит правило, но не применяет его. Испытывает сложности в запоминании правильного написания слов с удвоенными согласными, непроизносимыми звуками.
  2. Синтаксическая. Школьник делает ошибки при расстановке знаков препинания, определении частей предложения, имеют место систематические синтаксические ошибки. Возникают трудности в самостоятельном составлении текста, высказывания.
  3. Смешанная. При анализе письменных работ фиксируются частотные синтаксические и орфографические ошибки.

По количеству ошибок на одну работу дизорфография классифицируется по степени тяжести заболевания:

Легкая степень

Школьник допускает не более 15 ошибок на одну работу. Большинство заданий выполняет на среднем м и высоком уровне.

Средняя степень

Фиксируется средний уровень выполнения большинства заданий, в письменных работах допускается не более 30 ошибок.

Тяжелая степень

Уровень знаний находится на низшей ступени. Школьник допускает 50-80 орфографических и пунктуационных ошибок на одну работу.

Даная классификация помогает при организации коррекционной работы с младшими школьниками по эффективному устранению дизорфографии.

Как же определить есть дизорфография или нет?

Необходимо обратить внимание, какие ошибки допускает школьник, как правило, они будут носить не системный характер, одно и то же слово ученик может написать и правильно и не правильно.

В тетрадях школьников с дизорфографией можно увидеть следующие ошибки (проявления дизорфографии):

• неверное написание словарных слов (плоток, сапаги, ягада);

• неверное написание безударных гласных в корне слова (марской, кашачий);

• неверное написание гласных после ш,ж,щ и ц (ципленок, цырк);

• ошибки в написании личных окончаний глаголов (гладют, носют);

• ошибки в суффиксах (серебреный,беседывать);

• неверное написание звонких и глухих согласных (сруп, винограт).

Сложности возникают и при переносе слов (крол-ик, ста-ль, ко-шка). И это далеко не полный перечень допускаемых ошибок, любые правила русского языка с трудом усваиваются и применяются на практике.

Наряду с ошибками допускаемыми на письме наблюдается и недостаточное развитие других речевых функций

Детям трудно подобрать нужное слово, им не важно как звучит их речь, они не стремятся исправить возникающие ошибки, а иногда их вовсе не замечают. Не могут определить сколько слогов в слове, составить слова из данных слогов

Школьником сложно понять, в чем разница между лексическим и грамматическим значением слова. Не усваиваются грамматические категории (род, склонение, спряжение и др.), а, следовательно, и возможность ими оперировать. Сложно определить в слове ударный слог и гласный.

Зачастую всего этого можно избежать, если уделить достаточное внимание речевому развитию ребёнка в дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладывается база знаний, «чувство языка», на основе которой и происходит усвоение грамматических правил

Это вовсе не означает, что дошкольника нужно нагружать специальными занятиями. Достаточно просто общаться с малышом, рассказывать ему о предметах окружающего мира, читать книги, играть. Именно общение со родителями помогает ребёнку познать окружающий мир и накопить достаточный словарный запас.

Важен не только больший объем словаря, но и понимание значения слов, что в будущем поможет ребёнку подбирать однокоренные слова.

В школьном же возрасте, если у родителей или учителей есть подозрения, что у ребенка дизорфография, необходима консультация логопеда, который проведет детальную диагностику речи и сможет подобрать индивидуальную программу по преодолению этого сложного нарушения.

Работа по устранению дизорфографии проводится в несколько этапов:

• Диагностический этап. Логопед изучает процессы чтения и письма, выявляют индивидуальные речевые особенности и особенности мышления, внимания, памяти. При необходимости рекомендует консультацию психолога.

• Подготовительный этап: на этом этапе изучаются зрительная память и способность узнавать предметы; развивают мыслительные операций, внимания, память, мелкую. Проводится работа по снятию негативных реакций, неуверенности в себе.

• На третьем, коррекционном этапе, устраняются основные ошибки, которые есть у школьника. Кроме этого, если есть необходимость, устраняются недостатки звукопроизношения, чтения и письма.

• Четвертый этап направлен на оценку эффективности проведённой коррекционной работы. Проводится повторная диагностика.

В заключении приведём пример из логопедической практики:

Азад, 4 класс

Пример диктанта: «Наша школ болшая в сюду тиха идут уроки наш класс светлые у доски дима Дима пишит мы тожпишм в тетрадих».

При обследовании у ребенка была выявлена низкая самооценка, он плохо ориентировался в пространстве. Бедный словарный запас, сложности в подборе слов, наличие аграмматизмов. Недостаточная слухоречевая память. Рекомендована консультация психолога.

Заключение: дисграфия, дизорфография.

В результате коррекционной работы количество допускаемых ошибок уменьшилось, повысилась успеваемость по русскому языку.

Телефон в Санкт-Петербурге:

Ежедневно с 10:00 до 21:00

Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков и , с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Слайд 16замена одним предлогом нескольких предлогов (на — над, за — перед,

из — под);использование ненормативных окончаний имен существительных («мяч над стола»);в активном словаре школьников с дизорфографией не отмечается отдельных сложносоставных предлогов (например, из-под, из-за);часто употребляются неправильные окончания имен существительных множественного числа (дома — «домы»); при выполнении заданий на словоизменение учащиеся основываются на словообразовании (стул — «стульчик») или на семантических ассоциациях (яблоко — «груша», дупло — «нора»);частое нарушение согласования имен прилагательных с именами существительными единственного числа женского и среднего родов (синее ведро — синяя ведро);

Сущность и причины дизорфографии

Определение 1

Дизорфография – это одно из специфических расстройств усвоения навыков орфографии, опосредованное нарушениями в речевом онтогенезе и невербальных процессах психики, которое проявляется в устойчивых, частых орфографических ошибках в письме, которые возникают и повторяются несмотря на то, что ученик знает орфографические правила.

Дизорфографию выявляют в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, при анализе рабочих тетрадей учащихся. Коррекционный логопедический процесс состоит из формирования фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического и синтаксического компонентов речевой системы.

Вместе с дислексией и дисграфией, дизорфография является одним из нарушений письменной речи. Дизорфографические ошибки начинают появляться к концу второго – началу третьего года обучения в школе, когда дети осваивают морфологический и традиционный принципы правописания, приступают к изучению и применению на письме грамматических правил.

Причины развития дизорфографии крайне неоднородны и многообразны. В логопедии дизорфография рассматривается и изучается комплексно, с точки зрения педагогики, медицины и психологии. Принято выделять несколько групп этиологических факторов:

  • нарушения устной и письменной речи – в дошкольный период у детей с дизорфографией встречается функциональная дислалия или стертая дизартрия, но при поступлении в школу обычно встречается стертое выражение общего недоразвития речи;
  • отягощенный соматический статус – обычно у детей отмечается резидуально-органическое поражение ЦНС, которым объясняются патоморфологические механизмы трудностей обучения грамоте. Группой риска являются часто болеющие младшие школьники;
  • школьная незрелость – психосоматическая ослабленность или педагогическая запущенность ребенка, что вызывает незавершенность созревания определенных структур мозга и психических функций на момент начала обучения. Дизорфография может быть инициирована перегруженностью ученика начальной школы учебными материалами.

Диагностика

Обследование школьников с серьезными нарушениями письменной речи проводится в два этапа: сначала определяется симптоматика дисфункции, затем ее механизм.

  • Первый диагностический этап необходим для анализа всех видов работ младшего школьника. Исследуются диктанты, сочинения, изложения, списывания. Обязательно высчитывается коэффициент ошибок на одну работу. Это помогает установить степень заболевания.
  • На втором этапе исследуются устные работы логопата и проводится серия письменных упражнений, специально подобранных тестов. Выясняется наличие отклонений в орфографических знаниях, проверка ЗУН, фонематического слуха, неречевых процессов. Во время выполнения тестов педагог наблюдает за ребенком, фиксирует наличие или отсутствие мотивации к учебе, степень понимания алгоритма действия для правильного письма.

На основе диагностики тестов, заключений школьного психолога, учителя и логопеда составляется карта ребенка, его образовательный маршрутный лист. В нем обозначены планируемые занятия, цели, рекомендации родителям для преодоления дизорфографии в домашних условиях и в школе.

Слайд 6Примеры ошибок, характерных для дизорфографии. При установлении грамматической связи слов в словосочетании

вылез из ручья дети чаще всего задают семантический вопрос: вылез «Зачем?», «Как?» из ручья.При назывании букв используются названия звуков, в ряде случаев искажают их: (буквы К, Р, С обозначают как «кэ», «рэ», «сэ»).Дети забывают названия частей речи, не умеют различать лексическое и грамматическое значение слова («Зима — это прилагательное. Зима — какая?»).Учащиеся испытывают затруднения при определении рода и числа имен существительных, имен прилагательных и глаголов, не умеют пользоваться памяткой для морфологического разбора слов.При выполнении упражнений читают все задания сразу, а не по отдельности. Часто переспрашивают (уточняют) содержание инструкции.При определении ударного звука указывают безударный («в слове школа ударный звук »). Вместо ударного звука называют ударный слог, верный или искаженный по структуре («я нашла ударный звук в слове «букет» — «кет», а в слове «унесённые» — «свё»).

Слайд 17при дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида дети не могут безошибочно

назвать глаголы (по картинкам), ошибаются при образовании глаголов несовершенного вида с помощью приставок (Девочка оделась — «Девочка наделась»); нарушение дифференциации и неточное употребление глаголов единственного и множественного числа («Девочки ездит на коньках» — «Эти тоже ездит на коньках»);в процессе словообразования выделяются две наиболее характерные ошибки детей с речевым недоразвитием: неправильное использование суффиксов при словообразовании («лисиная», «рыбиный», «птичячее крыло», «утячее яйцо») и использование вместо словообразования приема словоизменения. При назывании детенышей допускаются такие ошибки, как «у свиньи свиненок, у лошади — лошаденок»;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: