Работа логопеда-дефектолога при дизартрии
Логопеду-дефектологу в данном случае достается ответственная роль корректора имеющихся нарушений в речи ребенка
Очень важно, чтобы родители относились с пониманием необходимости регулярных занятий и обязательного выполнения домашних заданий
При правильном подходе прогноз при стертой форме дизартрии — самый благоприятный. Ребенок полностью способен освоить правильную речь и сможет успешно учиться в школе.
Что входит в занятия:
- Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
- Упражнения для выработки правильного речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики. Широко известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
- Формирование пространственной ориентации.
- Логопедический массаж языка. Даже из-за незначительных поражений мозга многие дети имеют нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Специальный массаж помогает снять излишний тонус или, наоборот, укрепить нужные мышцы.
- Постановка правильного произношения звуков.
Конспект индивидуальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по развитию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, постановка звука [ш].
Трунова И.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад №18 города Крымска, Краснодарского
края. (17 лет педагогического стажа).
ТЕМА: ПОСТАНОВКА ЗВУКА (Ш)
ЗАДАЧИ
Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.
Учить правильно произносить звук (ш) с механической помощью.
Продолжать учить выделять звук (ш) из ряда слов.
Закреплять лексическую тему “Овощи”.
Упражнять в подборе слов — антонимов.
Развивать внимание, память, мелкую моторику
МАТЕРИАЛ
Игрушка “Змейка”; схемы артикуляционных упражнений; муляжи овощей; одноразовый
шпатель для постановки звука (ш).
Содержание организованной деятельности
- Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это,
ты узнаешь чуть позже.
Основная часть
Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться,
поработать над дыханием, сделать гимнастику для языка.
Работа над дыханием
Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз
(выдох носом). “Посмотрим, будет ли дождик”: Поднять голову в исходную позицию, затем
откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что — справа? Посмотреть направо —
увидеть “арбуз”, посмотреть налево — увидеть “дыню”. Поворачивать голову в стороны: налево
(вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).
Мимические упражнения
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное
пугало, чтобы все птицы вас испугались.
Артикуляционная гимнастика
А сейчас поработаем язычком. Выполним последовательно упражнения
“Забор” — “Окно” — “Мост” — “Лопата” — “Вкусное варенье” (следить или держать пальцами
нижнюю губу) — “Фокус” — “Теплый ветер”.
«Постановка звука Ш.»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
А теперь пора узнать, кто же к нам пришел.
Логопед. Правильно, к нам пришла “Змейка” (выставляет
игрушку). Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Что бы змейка зашипела,
ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку
(постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью).
Посмотри на змейку, какая она? Она короткая?
Ребенок. Нет, длинная!
Логопед. Она злая?
Ребенок. Нет добрая!
Логопед. Она грустная?
Ребенок. Нет веселая!
Логопед. Она колючая?
Ребенок. Нет, гладкая!
Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и
спряталась (постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью). Давай ее
поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка
шипит: ш-ш-ш, кричи громко: “Вот ты где!”
Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, игрушка
и т.д.
Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука (ш) от
звука (с) с механической помощью).
А сейчас змейка отправляется гулять на огород. Она хочет посмотреть,
какие овощи растут на огороде.
Развитие мелкой моторики.
Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Змейка устала и уползла к себе в домик. Покажи мне еще раз, как змейка
шипела (постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью).
Итог занятия.
Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал змейке,
как хорошо у тебя это получается!
Литература:
-
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными
дизартрическими расстройствами. – СПб.: Издательство “Союз”, 2005. – 192с.
- Пожиленко Е.А.- Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия) – 2007.- 38с.
-
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое
- пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
Кто диагностирует нарушения речи и занимается реабилитацией речи?
Я бы хотела начать с того, что логопед, который занимается восстановлением речи взрослых пациентов после различных заболеваний центральной нервной системы, это не логопед детских образовательных учреждений.
Цель работы клинического логопеда – опираясь на сохранные речевые механизмы и индивидуальный опыт, накопленный человеком, запустить процесс поиска компенсаторных возможностей для восстановления речи после инсульта.
- Клинический логопед не ставит звуки!
- Клинический логопед не работает с азбукой!
Если ваш близкий столкнулся с нарушениями речи после болезни, я рекомендую в обязательном порядке получить консультацию специалиста. Если у вас нет возможности организовать такую встречу очно, можно воспользоваться современными техническими средствами, которые позволяют проводить онлайн консультации.
По результатам консультации логопед установит, какое именно нарушение речи у пациента, а также в своем заключении напишет, какой вид коррекционного обучения лучше подходит конкретному пациенту:
- самостоятельные занятия
- индивидуальные логопедические занятия
- занятия в группе
Конечно, систематические занятия с логопедом дают лучшие результаты и могут сократить сроки восстановления речи. Но и дома самостоятельно тоже можно заниматься восстановлением речи, опираясь на специализированную литературу, которая ежегодно выпускается в большом количестве. Я попыталась собрать список практических пособий в помощь логопеду здравоохранения на сайте «ГКБ имени И.В. Давыдовского», который стараюсь обновлять, отслеживая новинки. В моем списке собрано более ста пособий, которые я разложила с учетом степени выраженности речевого нарушения. Большинство пособий рассчитаны для самостоятельных занятий дома. Также конкретные практические советы приведу ниже, когда буду рассказывать о каждом виде речевого нарушения более подробно.
Развитие мелкой моторики
Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.
Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.
Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.
Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:
- мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
- расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
- согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
- на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
- использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
- использование эспандеров;
- бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.
Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.
Массаж лица
Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.
Схема движений следующая:
- Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
- От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
- Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
- Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
- Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
- Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
- Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
- Растирайте подбородок.
- Уши поглаживайте.
Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.
Логопедический массаж лица
Цели и результаты занятий
Артикуляционная гимнастика не только развивает правильность речи и способствует постановке звуков, но имеет ряд других благоприятных эффектов:
- расслабляет мышцы, участвующие в звукообразовании, снимает с них гипертонус;
- развивает скорость и силу мышечных сокращений;
- учит переключаться с одного упражнения на другое;
- помогает ребёнку научиться выполнять сложные движения.
Насколько быстро появится эффект от артикуляционной гимнастики, зависит от тяжести заболевания, которое привело к дизартрии. При регулярном выполнении упражнений и соблюдении всех рекомендаций врачей вы достигнете результата в виде чёткой понятной речи.
https://www.youtube.com/watch?v=Nbj5u0mWLGo
Ход занятия.
Вводная часть:
«Сегодня мы отправимся в город «Шипяший-жужжащий». Но чтобы нам туда попасть надо слово из города назвать. Придумайте слова со звуком или . Придумали? Ну, тогда отправляемся. По плечику задеваю, в волшебную страну отправляю. (педагог задевает ребёнка по плечу, ребёнок называет придуманное слово)
Основная часть:
1. Д/И «Рассели жильцов»
Дети садятся на стульчики около мольберта. На мольберте в два ряда расположены «домики».
«Перед вами две новых улицы этого города. Первая улица «Ш», а вторая улица «Ж». На них ещё никто не живет, и дома стоят пустые. Вам нужно заселить их жильцами. Для этого вам нужно выбрать картинку и поселить её в домик на своей улице».
«Ну вот, всех жильцов расселили на свои улицы. И вы наверно догадались, что сегодня мы будем различать звуки и »
2. Сравнение звуков по артикуляции их характеристика:
Змея шипит. Как шипит змея? (Шшшш) Какой звук вы слышите? () Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? () Чья песенка звонкая? Чья глухая?
– Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса. Звук глухой (на доску вывешивается профиль звука , рядом зачеркнутый колокольчик)
— положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке . Но звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом. Звук звонкий (на доску вывешивается профиль звука , рядом колокольчик)
— Звук он какой? (согласный, твердый, глухой).
— Звук он какой? (согласный, твердый, звонкий).
3. Д/И «Скажи наоборот»
Дети становятся в круг на ковре.
«Когда я буду называть слог со звуком , вы мне будите называть слог со звуком , а когда я буду называть слог со звуком , вы мне будите называть слог со звуком ». (с мячом)
Слоги:
ША-ЖА ШЕ-ЖЕ
ШО-ЖО ШИ-ЖИ
ШУ-ЖУ
Дети садятся за столы.
4. Д/И «Проведи дорожку»
Детям раздают картинки с изображением мальчика и девочки, вокруг которых находятся различные предметы.
«Мальчику Жене и девочке Маше очень нравятся слова со звуками и . Женя любит слова со звуком , а Маша со звуком . Помогите ребятам поделить картинки. Нарисуйте к ним дорожки».
5. Д/И «Закончи предложения»
«Женя и Маша хотят рассказать вам о живом уголке, а вы помогайте: «В нашем садике есть живой уголок. Сначала там были только белые … (мыши). Потом Маша отдала в живой уголок (ежа). А Женя поймал … (ужа). Дядя Гриша подарил … (кошку). Потом появились … (жуки). Мы любим свой живой уголок»». (дети догадывают слова в предложениях по картинкам)
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнутся, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.
6. Д/И «Четвертый лишний»
Детям раздают листы, на которых в две линии расположены изображения предметов. В названии предметов расположенных на первой линии присутствует звук , а на второй линии звук .
«Жители города, посмотрев, что вы хорошо справляетесь с заданиями, просят вас о помощи. Один художник рисовал картины, на которых изображал улицы их города. Но на некоторых из них он допустил ошибки, нарисовав лишних жителей на улицах. Исправьте ошибки художника. Найдите лишних жильцов».
7. Звуковой анализ и синтез слов
«Вы очень старались при выполнении заданий. А теперь, жители города хотят узнать, умеете ли вы отгадывать загадки»
Взлетает вверх, как легкий пар.
Зовут его воздушный … (Шар)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж — железный,
я ж — же – ж – (Жук)
(на доску вывешивают картинки – шар, жук. Педагог медленно проговаривает слова, утрированно выделяя звуки и задаёт вопросы)
Вопросы:
— Какой первый звук в этом слове?
— Какой второй звук в этом слове?
— Какой третий звук в этом слове?
— Сколько всего звуков в слове?
— Покажи картинку , , .
— Назови картинку.
— Покажи картинку , , .
— Назови картинку.
8. Д/И «Составь предложение»
«Загадки отгадывать вы умеете, а умеете ли вы составлять предложения? Составьте предложения со словами-отгадками: шар и жук». (дети составляют предложения и рассказывают их педагогу)
Заключительная часть:
Другие методы
Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.
Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.
Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.
Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее
Перестала привлекать внимание прохожих
Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.
Из физиопроцедур актуальны:
- электрофорез;
- дарсонвализация;
- синусоидальные модулированные токи;
- локальная гипотермия.
Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.
Помимо перечисленных методов подключают:
- лечебные ванны;
- гирудотерапия;
- иглоукалывание.
Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.
Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.
Подготовка к занятиям
Прежде, чем приступить к работе над артикуляцией, нужно пройти первичный приём логопеда. После работы с ребёнком логопед пишет сопроводительную записку неврологу, в которой описывает тонус всей лицевой мускулатуры, звукопроизношение, мимику, положение языка при полуоткрытом рте и т.д.
Невролог на основании этой записки и собственного осмотра ребёнка может назначить медицинские препараты из следующих групп:
- препараты, улучшающие метаболизм;
- средства для улучшения мозгового кровообращения;
- витаминно-минеральные комплексы;
- препараты против судорог;
- мочегонные средства, к ним в дополнение — калий;
- нейролептики;
- рассасывающие препараты.
Также применяется физиолечение — электрофорез, термоаппликации.
Кроме медикаментозного лечения, необходимо обеспечить ребёнку хороший режим, переключение между разными видами деятельности, физкультминутки, занятия лфк.
Также ребёнку будут очень полезны различные упражнения на развитие моторики, занятия на улучшение внимания и памяти, расширение словарного запаса
Очень важно работать над дыханием, учить малыша правильному порядку вдоха и выдоха при разговоре
Упражнения и занятия при дизартрии
Пальчиковые игры и гимнастика:
- «Мальчик-пальчик, где ты был?» Ребенок раскрывает ладошку и вслед за словами известной всем считалки («С этим братцем в лес ходил, с этим братцем дрова рубил…» и т. д.) касается большим пальцем сначала указательного, потом среднего, безымянного и мизинца.
- «Изображаем зверей» Вспомните игру «Театр теней». Открытая ладошка, большой палец вверх — это собачка. Если двигать мизинцем вверх и вниз, собачка будет лаять. Большим пальцем прижать к ладони мизинец и безымянный, указательный и средний вверх, это заяц. Зайчик может шевелить «ушами».
- Большое значение имеет массаж рук. В зависимости от наличия спастичности или, наоборот, слабого тонуса ручек, он проводится по-разному. Для расслабления в домашних условиях можно просто проводить либо легкое поглаживание пальцев от кончиков к основаниям, затем ладошек и всех поверхности рук снизу вверх. Чтобы укреплять мышцы, домашний массаж проводится иначе — нужно активно поглаживать, разминать, растирать пальцы и ладони.
Артикуляционная зарядка:
- всем взрослым, вероятно, знакомо упражнение «лошадка», когда языком нужно цокать. Это очень полезно, но может получиться не сразу. Для тренировки язычка потребуются и другие «тренировки»;
- «блинчики» — язык нужно распластать в плоский блин, рот приоткрыт;
- «змея» — острый, как жало, язык высовывается вперед и назад;
- кончиком языка тянуться к носу, затем к подбородку;
- а если попробовать свернуть язык в трубочку?
Дыхательные упражнения:
- «Волшебное дыхание». Ребенку в ноздри (неглубоко, конечно) вставляются кусочки ваты. Он должен выдыхать таким образом, чтобы вата не упала.
- «Гонки». На стол кладутся два ватных шарика. Взрослый и ребенок должны дуть каждый на свой комок. Кто «угонит» свой комочек дальше, тот выиграл в гонках.
- Очень хорошее действие оказывает дыхательная гимнастика Стрельникова.
Развитие мелкой моторики:
Здесь поле для деятельности практически не ограничено. То есть ограничено лишь возможностями ребенка. Но если заниматься регулярно, у него будет получаться все лучше и лучше.
Можно использовать игры-шнуровки, сортеры, рисование на крупе, просто рисование карандашами. В рамках подготовки к школе полезно научить ребенка штриховке, аккуратному раскрашиванию картинок.
Упражнения для ориентации в пространстве:
- «Чьи следы». На бумаге оставлены отпечатки рук и ног. Ребенку нужно понять, где правая рука (нога), а где левая.
- «Магазин». Ребенку нужно правильно расставить товары на полках магазина, ориентируясь на указания взрослого — ПОД столом, НА полке, СЛЕВА от конфет и т. п.
- Игры со счетными палочками. Ребенок должен по образцу сложить заданную фигуру.
Что касается логопедического массажа и постановки правильного произношения звуков, заниматься этим должен обязательно специалист. Логопед даст задания, которые нужно будет выполнять дома, и разъяснит, как правильно их выполнять.
Коррекция произношения
После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.
Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:
- пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
- замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
- межзубное произношение, так называемая шепелявость;
- изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.
Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.
Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.
Задача специалиста сводится к следующему:
- моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
- постановка изолированного звука;
- закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
- произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.
Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.
Гимнастика для постановки звуков
В коррекционную программу при дизартрии обязательно включают пальчиковые игры. Их можно делать и дома с родителями. Например, такие:
- Считалка «Мальчик-пальчик, где ты был?». Малыш раскрывает ладонь и на каждую строчку считалки касается большим пальцем каждого пальчика — указательного, среднего, безымянного и мизинчика.
- «Изображаем животных». Это аналог «Театра теней». Малыш раскрывает ладошку, оттопыривает вверх большой палец — изображает собачку. Поднимает и опускает мизинец — собачка лает. А если прижать безымянный палец и мизинец большим пальцем к ладони, а средний и указательный пальцы поднять вверх, получится зайчик, который шевелит ушками.
- Массаж рук. Техника зависит от тонуса рук.
При спастичности нужно расслабление: поглаживать ручки: от кончиков пальцев вверх к ладошкам и до плеч. Затем повторить движение сверху вниз.
При гипотонусе мышцы нужно укреплять. Для этого родители активно разминают, растирают пальчики и ладошки. Движения стимулирующие.
Правила общения с человеком с нарушениями речи
Прежде чем переходить к тонкостям восстановления речи, я бы хотела поговорить об общих правилах общения, они представлены в таблице.
Можно
Нельзя
Всегда привлекайте внимание жестом или взглядом перед тем, как хотите что-то сказать.
Говорите простыми фразами, каждое свое действие сопровождайте словами.
Никогда не торопите с ответом, еще раз повторите свой вопрос или просьбу. Будьте терпеливы.
Используйте жесты, мимику и интонацию, облегающую понимание смысла вопроса.
Всегда поощряйте речевую инициативу.
Имейте под рукой блокнот, мягкий карандаш, смартфон, чтобы человек смог написать или нарисовать, если не может сказать.
Нельзя повышать голос до уровня крика.
Нельзя смеяться и перебивать на полуслове, даже если понятен смыл того, что человек хочет сказать.
Нельзя говорить о человеке в его присутствии в третьем лице
Люди даже с тяжелыми нарушениями речи, прекрасно улавливают смысл и интонацию.
Нельзя утрировать слова, сюсюкать и лепетать, говорить, как с маленьким ребенком.
Нельзя сравнивать взрослого человека с маленьким неразумным ребенком.
Нельзя говорить очень быстро или отвернувшись от человека.
Нельзя использовать детские пособия и азбуку для занятий. Существует специальная литература для восстановления речи.
С чего начать лечение
Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:
- ЭЭГ;
- электромиография;
- МРТ;
- электронейрография;
- трансканальная магнитная стимуляция.
После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.
Различают четыре степени заболевания:
- 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
- 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
- 3 степень – речь понимают только близкие;
- 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.
В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.
Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата у детей с “дизартрическим компонентом”.
Колесова С.В., учитель-логопед МКДОУ “Детский сад № 145” комбинированного вида г.
Дзержинск Нижегородской обл.
В настоящее время у многих детей, посещающих логопедическую группу
для детей с ТНР, в логопедическом диагнозе присутствует “дизартрический компонент”. Причины
такого заключения имеют неврологическую природу, работа по преодолению “дизартрического
компонента” комплексная, длительная.
Один из аспектов работы — нормализация мышечного тонуса артикуляционного
аппарата. Чаще всего присутствует гипертонус языка, наблюдается мышечная дистония
(неравномерное распределение тонуса оральной мускулатуры). Для нормализации тонуса
используются разные приёмы: массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, разные виды
релаксации. Основную работу проводит логопед, воспитатель закрепляет
результат, выполняя задания логопеда
Очень важно научить родителей элементарным, но очень. важным приёмам расслабления, чтобы выполнение рекомендаций для работы дома, дополнительных
важным приёмам расслабления, чтобы выполнение рекомендаций для работы дома, дополнительных
заданий было эффективным.
Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата.
Перед выполнением упражнений артикуляционной гимнастики
выполнить несколько глубоких вдохов (через нос) и выдохов (через рот), но не больше 5
раз.
Выполняйте следующее упражнение: ребёнку нужно открыть рот, высунуть
язык и положить его на нижнюю губу. Оставаясь в таком положении, поднести к подбородку
пустой пузырёк (держать его вертикально), вдохнуть носом и, выдыхая через рот, на язык,
добиться “гудения воздуха” в пузырьке.
! Языком пузырька не касаться, выполнять не больше 5 раз.
Если наблюдаются признаки усталости:
— нарушается чёткость произношения, хотя ребёнок старается;
— видны признаки мышечной усталости:
а) потемнение кожи в области носогубного треугольника;
б) дыхание становится прерывистым, преобладает ротовое;
в) ребёнку трудно удерживать артикуляционные позы, которые он раньше
выполнял легко и правильно;
НЕОБХОДИМО:
Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного
произношения использовать приёмы расслабляющего самомассажа:
— поглаживание щёк ладонями по направлению от ушей к уголкам рта;
— упражнение для языка “Накажем непослушный язычок”: открыть рот,
положить язык на нижнюю губу, приговаривая “пя-пя-пя”, пошлёпывать язык губами;
— поглаживание шеи (по центру) сверху-вниз.
Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного
произношения использовать приёмы расслабляющего массажа:
— поглаживание языка, лежащего на нижней губе, при широко открытом рте,
широкой частью ручки ложки по направлению от корня к центру;
— ритмичным качающим движением массировать подъязычную ямку (на стыке
нижней челюсти и шеи), при закрытом рте ребёнка.
Если при использовании перечисленных выше приёмов у ребёнка появляется
саливация (слюнотечение), которая раньше не наблюдалась, необходимо:
— при вытирании слюны растирать её по лицу, а просто “примакивать”
надавливающим движением;
— сообщить логопеду, занимающемуся с ребёнком.
Выводы
Дизартрия — это не просто невыговаривание некоторых звуков. И уж точно не стоит ждать, что ребенок с таким диагнозом «разговорится», как дочка соседей. Это речевое нарушение намного глубже и сложнее, но — не всегда приговор. Главное — не упустить время.
Вот почему закрывать глаза на проблему — огромная ошибка родителей. Конечно, принять тот факт, что у твоего чада какие-то нарушения, тяжело. Но сделать это необходимо именно во благо будущего своего малыша. Невылеченное же заболевание принесет взрослому человеку множество проблем в социальной жизни — начиная от общения и заканчивая работой.
Если выявить болезнь на ранней стадии развития, ее вполне можно вылечить. Комплексный подход к терапии дает хорошие результаты. Конечно, если нет грубых нарушений нервной системы.
Еще лучше, если удалось диагностировать болезнь, когда она еще не дала о себе знать, то есть до первых попыток малыша говорить. Такая ранняя коррекционная работа станет эффективной профилактикой.