Шипящие согласные

Твердые согласные шипящие буквы – мягкие и твердые шипящие согласные звуки, примеры. как определять?

Варианты сигматизма распадаются на две группы: (О.В. Правдина)

Фонетические сигматизмы

Межзубный сигматизм – кончик языка просовывается между верхними и нижними резцами. Боковой сигматизм – воздушная струя идёт не к средней линии передних резцов, а вбок, или выходит по обоим краям языка. Носовой сигматизм – струя воздуха идёт в нос, соответственные движения губ, челюстей и образование желобка не формируется или оказываются неполными. Губно – зубной сигматизм – звуки произносятся подобно звукам ф и в. Нижняя губа поднимается к верхним резцам, образуя преграду на пути выходящей воздушной струи. Язык при этом остаётся внизу, не принимая участия в произношении.

Парасигматизмы

Призубный сигматизм — язык направлен не вверх, а к щели между передними зубами и таким образом прикрывает свободный выход выдыхаемой струе. Вместо звука ш слышится т, вместо ж – д, вместо ч, щ – ть Свистящий сигматизм – передняя часть языка пассивна и не поднимается за верхние зубы. Шипящие звуки заменяются свистящими Шипящий сигматизм — шипящие звуки заменяются одним нечётким смягчённым звуком, похожим на щ. Кончик языка в этом случае опущен вниз и несколько оттянут в глубь рта, желобок для воздушной струи не образуется, боковые края языка не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате воздушная струя распространяется по всей поверхности языка, что обуславливает нечёткий шипящий звук.

Артикуляционные упражнения на шипящие звуки

Для более легкого восприятия материала, представляем вам основные логопедические упражнения с картинками. Стоит отметить, что данные упражнения подходят для автоматизации не только Ш, но и других букв (например Р, Л, Щ, Ж).

Улыбка. Из названия становится понятно как следует выполнять упражнение. Широко улыбаемся и показываем белые зубки.

Трубочка. Губы тянем вперед так, как будто собираемся произнести У-у-у.

Чистим зубы. Губы в улыбке, языком водим внутри верхних зубов из стороны в сторону.

Варенье. Медленно облизываем верхнюю губу от носа вниз.

Качели. Кончик языка движется сверху вниз: от верхних зубов к нижним.

Ветер. Губы принимают положения для произношения У. Из этого положения дуем на предметы, находящиеся на столе. Это могут быть: шарик из бумаги, из ваты, небольшие мячики, игрушечные машинки и цветные карандаши.

Лошадка. В данном упражнении изображаем звук копыт лошади.

После выполнения предложенных упражнений, переходим к их автоматизации. Для дополнительных занятий вы можете воспользоваться конспектом индивидуальных занятий с картинками (буклетом) в пособиях по логопедии.

твердые и мягкие, звонкие и глухие, шипящие

В русском языке, как отмечалось, 37 согласных звуков.

1. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

пары

Звонкие
Глухие

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие
Глухие

Звуки , , ,  называются шипящими.

2. Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые
Мягкие

Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые
Мягкие

Буква Ш

Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.

При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.

Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.

  • межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
  • произнесение «в нос»,
  • способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
  • при нарушении прикуса звук похож на Ф,
  • звук, напоминающий С.

Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.

Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.

Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия

Важно размять не только язык, но и губы

  1. Упражнения для языка:

«Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
«Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола

Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
«Гармошка»

Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.

  1. Упражнения для губ:

«Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
«Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы

Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.

Игры с буквой Ш

  1. Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:

Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

  1. Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.

Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.

  1. Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
  2.  Песни, потешки, стихотворения.

Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.

Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.

Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Скороговорки с буквой Ш

Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.

  • Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
  • Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
  • Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
  • Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
  • Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
  • Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
  • Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.

Диагностика

Начнем с этапа диагностики. Необходимо выяснить с чем связано нарушение или отсутствие шипящих звуков, например, из-за произношения звуков в бок, произношения звука в щеки, из-за носового произношения, губно-зубного произношения или ребенок замещает шипящие звуки на свистящие. От этого уже будут зависеть этапы постановки звуков.Если у ребенка раздуваются щеки, значит плохо работают боковые края языка и нам надо их укреплять упражнениями на покусывание боковых краев языка, упражнением «Горочка». Если ребенок заменяет шипящие на свистящие звуки мы проверяем различает ли он фонематически свистящие и шипящие звуки, например, называем слова со звуком «Ш» и просим в этот момент хлопнуть в ладоши

Если ребенок ошибается, то перед этапом постановки нам необходимо провести работу по развитию фонематического слуха у ребенка.Важно натренировать язык, предлагая ребенку различные артикуляционные упражнения, например, упражнение «Горочка», «Лопатка». Все упражнения делаются под счет до 10, максимум до 15

Трудные звуки

Приведенные выше ориентиры являются условными: одни детки начинают произносить те или иные звуковые сочетания или слова раньше, другие – позже. Но существуют и другие ориентиры, которые помогут родителям оценить своевременность речевого развития их детей. Это нормы усвоения артикуляции так называемых сложных звуков, требующих определенных навыков. Как то умения правильно располагать язык перед зубами вверху, поднимать его вверх, вибрировать им, точно располагать губы, направлять струю воздуха. К сложным звукам относятся свистящие (, , ), шипящие (, , , ), а также сонорные  и . Для большинства из них еще требуется, чтобы подъязычная уздечка была эластичной и имела достаточную длину. Иногда она оказывается слишком короткой для этого, поэтому ребенок чисто физиологически не сможет выговорить  или .

При незначительных отклонениях уздечка может растянуться при помощи специальных упражнений, а бывает достаточно употребления ребенком твердой пищи, чтобы к нужному времени уздечка растянулась. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

На какие возрастные нормы артикуляции трудных звуков можно ориентироваться, если у ребенка нет физических проблем?

Свистящие ( и )

Твердый в норме появляется в речи ребенка к 2 – 2,5 года. Иногда в этом возрасте встречаются варианты произношения: , нечеткое призубное или межзубное произношение (что-то среднее между  – или ). Допускаются также пропуски или замены. Но к 5 годам правильная артикуляция свистящего  уже должна выработаться. Если в речи дошкольника имеет место смешение звуков (употребление вместо , например, ,  или ) при том, что каждый по отдельности ребенок выговаривает правильно, требуется коррекция логопеда.

А вот  чаще всего появляется в мягкой форме, и только к концу 4 года «твердеет». «Поддается» он примерно в том же возрасте. Также возможно смешение с  или .

До того как научиться говорить , ребенок может ее искажать: заменять на , , ,  или на нечеткое . Это допустимо, но не обязательно для всех детей без исключения. Большинство малышей осваивают звук аж к 4 годам.

Шипящие (, , , )

Шипящий  в «смазанной» форме появляется примерно к 3 годам. Многие малыши заменяют его другими (, , , даже ). Встречаются случаи неправильной артикуляции звука  и в 4 – 5 лет (боковое или нижнее произношение). Это также требует коррекции специалиста, если ребенок сам не «выговорится» к 6 годам.

Шипящий  между 2 и 3 годами дается лишь некоторым деткам. Остальные обычно заменяют его на  (заба, зук). Довольно часто ситуация выравнивается к 4 годам. Но даже если в 5 лет малыш «зэкает» — это еще не критично. А вот к 6 годам артикуляция уже должна быть правильной. При этом допускается, что ребенку сложно произносить слова со стечением свистящих и шипящих (пример из начала статьи: расшуршался).

Звук  малыш может освоить примерно к 2,5 года. Но это ориентир, а не аксиома. Часто в этом возрасте дети еще заменяют его на нечеткий  или . Правильно и четко  произносит большинство детей к 4 годам. В 5 лет этот звук уже должен обязательно быть в речи малыша в правильном виде. Если имеет место смешение (с  или ), также нужна обязательная коррекция, работа над развитием фонематического слуха.

Шипящий  может не даваться малышу до 4 лет: он будет заменять его на , и это не считается патологией. Научившись правильно артикулировать , малыш может начать наоборот, вставлять его вместо других звуков (, ). А вот к 6 годам этот звук дошкольник должен уметь говорить совершенно точно. Имеющиеся смешения (с   или ) – повод для обращения к логопеду.

Сложные сонорные (, )

Мягкий  обычно покоряется малышу к 2 годам. Его проще произнести, чем твердый . Поэтому довольно часто дети заменяют им в своей речи более сложный твердый или . Если у ребенка не получается выговорить правильно, он часто заменяет его на Й. В 3–4 года это еще не критично, но к 5 должно насторожить родителей и стать поводом для коррекционной работы. Допускается, что малышу сложно выговаривать слова со стечением звуков и даже в 6 лет (например, лаборатория).

Звук может малыш может освоить уже к 2,5 года. Но такое случается не часто. В норме ребенок должен выговаривать его к 5 годам. До этого допускаются замены его на , , , звук, похожий на . Однако не всегда неумение дошкольника произнести связано с его физическими проблемами. Нередки случаи, когда он просто не понимает, что нужно делать с языком, чтобы извлечь этот звук. Если это так, логопед сможет поставить его довольно быстро.

Исправление недостатков произношения звуков ш, ж, ч, щ

При правильном произношении звуков «ш», «ж» рот полуоткрыт, губы слегка округлены и вытянуты вперед трубочкой, между зубами — небольшая щель. Широкий кончик языка подтянут кверху, но не касается твердого неба. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Между коренным и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой проходит сильная воздущная струя.

На тыльной стороне руки при поднесении ее ко рту можно ощутить выход теплой струи воздуха.

Звук «ш» в отличие от звука «ж» произносится без участия голоса.

Звуки «ч» и «щ» — сложные звыки. Звук «ч» произносится как тьшь, звук «щ» — как шьшь.

При произнесении звука «ч» губы и зубы принимают такое же положение, как при «ш», средняя часть спинки языка поднимается  к твердому небу, касается его, а затем, быстро опускаясь вниз, образуется щель. Язык напряжен, воздушная струя выходит толчко-образно.

Положение  органов речи при произнесении звука «щ» мало чем отличается от положения органов речи при произнесении звука «ш»: губу выдвинуты вперед, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним альвеолам и образует в этом месте щель. Воздушная струя проходит посередине языка. Корень и спинка языка приподняты (в отличие от звука «ш»). Спинка языка немного приближена к передним зубам. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Весь язык напряжен.

Звуки «ч», «щ» произносятся без участия голоса.

Неправильное произношение шипящих звуков у детей дошкольного возраста наблюдается довольно часто. Чаще всего дефект выражается в замене этих звуков свистящими (ш — звуком с, ж  — з, ч — ц, щ — сь) и реже — звуками ть, ф, в. Например, слова шапка, ежик, жаба, очки, клещи ребенок может произносить как «сапка», «езык», «заба» («ваба»),  «оцки» («отьки»), » клесси». Шипящие звуки произносятся  с высунутым между зубами кончиком языка. Иногда язык принимает неправильное положение. В этом случае произносимые звуки воспринимаются на слух как смягченные, приглушенные, недостаточно четкие.

Если шипящие звуки отсутствуют или заменяются другими, попытайтест вызвать их у ребенка по подражанию. Сначала покажите ему перед зеркалом, какое положение должны принимать язык, губы, зыбы. Затем используйте звукоподражания, например, попросите малыша воспроизвести шелест листьев на деревьях или шипение змеи (шшш), жужжание жука (жжж), пыхтение паровоза (ччч), «пение» пилы (щщщ). Если звук будет вызван, переходите к его закреплению, а затем и дифференциации с другими звука.

Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков направлены на развитие движений органов артикуляционного аппарата ( в основном на выработку умения придавать нужное положение языку) и фонематического восприятия.

Для выработки движений органов артикуляционного аппрата проведите следующие упражнения:

  • при сомкнутых зубах, слегка округлив губы, вытянуть их вперед, стараясь удержать их в таком положении как можно дольше;
  • высунуть широкий кончик языка и поднять его кверху ( если ребенок не может сделать язык лопаточкой, предложите ему высунув язык, произнести звукосочетание пя- пя- пя);
  • высунуть язык, поднять широкий кончик его кверху ( язык принимает форму чашечки) и облизывать верхнюю губу ( при этом язык двигается сверху вниз);
  • поднять широкий кончик языка кверху ( не касаясь им твердого неба), придать языка форму чашечки;
  • при слегка округленных и вытянутых губах ( язык при этом принимает форму чашечки), равномерно выдувая воздух, произносить звук ш.

одновременно с отработкой движений органов артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различии на слух шипящих и свистящих звуков. Например, взрослые произносят слоговой ряд (ша, ва, са, жа, ша, ча, са, ша, ща, са, за, ша, за, ша, на, са), а ребенок поднимает руку, услышав в слог с заданным звуком. Далее аналогичное упражнение можно

Варианты форм

Дошкольникам скучно сидеть перед зеркалом. В таком случае можно использовать нетрадиционные подходы. Первый – это интерактивные игры. Включается презентация на компьютере, ребенок следит за анимацией и выполняет упражнения.

Можно сочинять сказки о приключении Язычка, использовать красочные альбомы, элементы биоэнергопластики или сопряжённые движения рук. Сложный вариант: настольная игра. На поле рисуют клетки с определенными упражнениями и действиями. Куда фишка встанет, то и приходится делать.

Для гимнастики используйте нестандартное оборудование. Например, чайную ложку. Ее приставляют вогнутой частью к уголку рта – задача ребенка языком ее передвигать влево-вправо. Аналогичные действия делают уже с движениями вверх-вниз.

При дизартрии язык может находиться в сильном напряжении – это видно при визуальном осмотре. Орган как бы собирается в «комок», отодвинут вглубь рта. В таком случае применяют пассивную гимнастику – поверхность языка похлопывают ложечкой.

Для расслабления постукивают краем столового прибора. Движения идут вдоль языка. Для снятия тонуса губ ребенку предлагают их сжать, после чего ложкой массируют их по кругу. Следующей действие – губы растянуты в улыбке, ложкой обводят по контуру сначала по часовой стрелке, потом против.

Можно похлопывать вогнутой частью по щекам, после растирать их круговыми движениями. Такая пассивная артикуляционная гимнастика серьезно облегчает подготовку к постановке звуков.

Нарушения произношения шипящих звуков

Дефекты произношения шипящих звуков называются  сигматизмом шипящих.

Самыми частыми  нарушениями произношения шипящих звуков  являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:

Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.

  1. Заднеязычное произношение шипящих.  Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский  Г.

Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ  заменяются другими звуками. Такое нарушение называется  парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звук Ш  чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж  чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук Щ  чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук  Ч  чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

Твердые непарные шипящие согласные звуки

Все звуки русского языка создаются при помощи тона (голоса) и называются гласными или различного положения языка, губ и т.д. и называются согласными. Согласные, в свою очередь, разделяются по особенностям произведения на твердые/мягкие и глухие/звонкие. В отдельную группу выделяются шипящие звуки, обладающие специфическими чертами. Рассмотрим их подробнее.

Что такое шипящие согласные

Шипящие звуки дают следующие четыре буквы:

Такое название они получили, потому что их произношение отчасти похоже на шипение. Чтобы правильно произнести данные звуки, нужно немного вытянуть губы вперед и начать выдыхать воздух в щель между приподнятым кончиком языка и нёбом. 

Шипящие имеют особые фонетические признаки и неслучайно являются составляющими сразу нескольких правил правописания (например, знаменитого правила “ЖИ-ШИ пиши с буквой И” или “ЧА-ЩА пиши с буквой А”). Поговорим об особенностях признаков данных звуков.

Фонетические характеристики шипящих

Главной особенностью этой категории звуков является то, что они не всегда образуют пары. Описание каждого из них будет выглядеть следующим образом:

  • – согласный, глухой/парный, твердый/непарный;
  • – согласный, звонкий/парный, твердый/непарный;
  • – согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный;
  • – согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный.

Таким образом, к твердым непарным шипящим относятся звуки и .

Шипящие звуки в составе слова

Из-за своих особенностей шипящие звуки располагаются в слове в определенной позиции и ставятся только перед конкретными звуками (с этим и связаны правила орфографии, в которых они участвуют). Например:

  • мышонок – – после пишется и произносится О, потому что этот звук всегда твердый и не может стоять перед смягчающим Ё;
  • жилет – – после пишется И, но произносится , поскольку он всегда твердый и не может стоять перед смягчающим ;
  • щука – после пишется и произносится У, поскольку он всегда мягкий и писать рядом дополнительный смягчающий Ю просто не имеет смысла.

Техника выполнения упражнений

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось  4,5 года  (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

Техника выполнения:

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения  3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
  • рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Примерные наборы

Артикуляционная гимнастика для звука направлена на выработку подъема языка, расслабление:

  • «Месим тесто». Для него необходимо открыть рот, положить язык на нижнюю губу, аккуратно пошлепать его верхней губой или мягко прикусывать, произнося «пя-пя-пя».
  • «Вкусная конфетка». На кончик языка кладут кусочек ириски, предлагая приклеить его к альвеолам.
  • «Грибочек». Нужно улыбаясь, приоткрыть рот, широкий и распластанный язык приклеить к верхнему небу. Удерживать в такой позиции 5 секунд.
  • «Чашечка». Рот открыт, язык распластан на нижней губе. Необходимо поднять его боковые края так, чтобы получилась «чашечка». Позу удерживают 5 секунд.
  • «Вкусное варенье». Язык принимает форму «чашечки» и аккуратно облизывает верхнюю губу.
  • «Фокус». Для него понадобится крохотный кусочек ватки, который кладут на кончик носа ребенка. Он высовывает язычок «чашечкой» и пытается сдуть ватку.
  • «Бублик». Необходимо округлять губы, слегка выдвигая их вперед. Позу удерживают 5 секунд. Можно добавить «вишенку» − полностью сжатые.

Для артикуляционной гимнастики для звука и добавляют к основному комплексу несколько упражнений:

  • Первое — это «Лопаточка». Широкий язык кладется на нижнюю губу, удерживают позицию 5 секунд.
  • Второе упражнение – «Лошадка». Ребенок цокает языком. Рот открыт, язык присасывается к небу, резко опускается.
  • Третье упражнение – «Почистим зубки». Рот открыт, кончик языка трогает каждый зуб.

Для каждого случая логопед подбирает комплекс упражнений. Он позволит эффективно решить проблему.

Постановка Ш при искаженном произношении

От разновидности сигматизма зависит способ постановки. У каждой из них свои причины, поэтому логопед подбирает приемы для их коррекции:

  • При межзубном варианте проводится точно такая же подготовительная работа, как и при отсутствии фонемы в речи. Упор делается на подъем языка, поэтому дополнительно отрабатывают четкое проговаривание Т, от которого будут ставить звук. Произнося Т, ребенок держит рот открытым. Нужно медленно проговорить звук, добавляя придыхание. Постепенно логопед учит ребенка удлинять воздушную струю и не задевать языком бугорки.
  • При боковом искажении используют механический способ. Перед постановкой укрепляют боковые края языка; учат поднимать и удерживать язык за зубами, формируют сильный длительный направленный выдох. Для постановки можно использовать специальный логопедический зонд или чайную ложку (если вы занимаетесь коррекцией в домашних условиях). Зондом или ложкой поднимают переднюю часть языка и убирают за верхние зубы, отодвигая его ближе к бугоркам. Ребенок прикусывает ложку и произносит С. Постепенно длительность выдоха увеличивается, формируется умение поднимать и удерживать язык в нужном положении самостоятельно.
  • Метод постановки от Р – этот способ используют редко, потому что для произнесения сонорной группы язык занимает аналогичное положение, что и для шипящих. Поэтому мало кто из детей может правильно говорить Р, имея нарушения произношения шипящих. Ребенок, держа рот открытым, произносит Р беззвучно. Взрослый, используя черенок чайной ложки, останавливает вибрацию. В результате получается шипение. Постепенно ложку используют меньше, ребенок приучается держать зубы вместе и произносить шипящий звук без механической помощи.
  • Метод постановки от свистящих. Ребенок произносит удлиненный С, взрослый под передний край языка помещает чайную ложку или зонд, поднимает его и отводит вглубь рта, пока в речи не услышит Ш. Постепенно ребенок учится самостоятельно поднимать и удерживать «чашечкой» язык.

Если имеются нарушения тонуса мышц языка, назначают курс логопедического массажа. Его выполняют зондами (для этого нужно пройти специальное обучение) или пальцами в стерильных одноразовых перчатках. Но вместе с массажем нужно делать артикуляционную гимнастику. Тогда подготовка органов артикуляции к постановке Ш будет эффективнее.

Звук Ш является основным в своей группе. Поэтому, исправив его произношение, легко поставить другие шипящие. Только нужно обязательно объяснять разницу в артикуляции, чтобы ребенок не смешивал их в речи. Заниматься постановкой других шипящих звуков нужно тогда, когда будет пройден этап автоматизации звука Ш в речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: