Как формируется речь детей. первый-второй год

Развитие речи у ребенка: этапы, показатели развития и причины задержки формирования - мамсила

Слайд 1ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ? Родители не всегда слышат все

дефекты в речи ребенка.Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.Речь является элементом социальной адаптации.Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению это не всегда так.У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается писать

Динамика формирования речи

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800— 1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Далее я приведу таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Динамика формирования речи в онтогенезе

Форма речи Примерный возраст появления
1. Интонирует крики. (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.
2. Гуканье, гуление.(Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1,5-3 мес.
3. Лепет. (Ребенок повторяет за вами и сам про износит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.
4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык» слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) 8 мес.-1 год 2 мес.
5. Двусловные предложения. (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) 1 год 6 мес.-2 года 2 мес.
6. Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) 1 год 9 мес.-2 года 6 мес.
7. Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) 2 года 4 мес.-3 года 6 мес.
88. Словотворчество (Ребенок сочиняет свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес – 3 года 5 мес.
99. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми 1 -1,5 года
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2 года 6мес -3 года 6 мес.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Факторы задержки формирования речи

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

  1. несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
  2. недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.

В первом случае не к кому обращаться, во втором – незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса – определения этих понятий смотрите ниже) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.

Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его “на вкус”, и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: “Как тебя зовут?”, “Сколько тебе лет?”, “Какая игрушка у тебя в руках?” и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.

Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова “скажи” и “повтори” хотя бы на первое время.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Признаки благополучного развития речи

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

У ребенка есть неврологические заболевания.

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как-будто вас не слышал.

Он предпочитает решать все свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.

Ребенок одинаково активно общается со взрослыми и незнакомыми ему людьми.

Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Этапы развития речи

В становлении речи все дети проходят одни и те же стадии, но индивидуальные особенности каждого ребенка накладывают свой отпечаток на картину его речевого развития и могут вызывать отклонения. Эти отклонения чаще всего касаются того возраста, в котором у него возникают те или иные речевые возможности. Иногда эти отклонения не выходят за пределы нормы, а иногда формирование речи у ребенка запаздывает, и тогда говорят о задержке у него речевого развития.

Активное формирование речи у детей начинается практически с самого рождения (есть мнение, что оно закладывается ещё во внутриутробном периоде). Сначала появляется понимание речи, затем развивается и собственная, внешняя речь.

Понимание речи складывается на базе фонематического (речевого) слуха. Уже на первом месяце жизни ребенок отличает человеческую речь от других звуков. В три месяца он узнает голос матери, различает интонации.

Примерно к пяти месяцам он понимает некоторые слова и наиболее частые обращения (Будем кушать. Дай ручку.).

После шести–семи месяцев понимание речи развивается бурно, но зависит от природных способностей ребенка, а также от речевой обстановки, в которой он находится.

Собственная речь возникает у ребенка также сразу после рождения. Первое проявление речи – это крик, потом появляются гласные звуки. На втором месяце ребёнок начинает смеяться. В три месяца появляется гуление (протяжное повторение гласных звуков в сочетании с согласными А-А, А-ГУ и т.п.), затем возникает лепет (произнесение более сложных сочетаний звуков, в том числе повторение слогов БА-БА, ПА-ПА, МА-МА).
Но все эти первоначальные опыты произнесения не являются ещё результатом преднамеренного подражания звукам речи, а производятся ребёнком бессознательно, инстинктивно.

Формирование же собственной осмысленной речи, как это ни может показаться странным, начинается с жеста. Первыми появляются указательный жест и жест, с помощью которого ребёнок тянется к предмету. Фактически эти жесты изображают действия и являются своеобразными аналогами глаголов (посмотри на или сделай что-то с этим предметом и дай).

Затем к жестам присоединяются слова, но они никогда до конца не вытесняют жестикуляцию. Жест как бы включается во внутреннюю смысловую структуру слова, «сворачивается», иногда вплоть до «внутренней» жестикуляции, едва заметной на глаз. У взрослого человека жестовая речь всегда сопровождает обычную, а иногда несколько её предваряет (как бы «запускает» её). Так что важная роль жеста в речи сохраняется навсегда.

Примерно после шести месяцев ребёнок начинает сознательно имитировать звуки речи, произносить напоминающие слова цепочки звуков. К концу первого года у него появляются первые простые слова (дай, мама, баба), а также усеченные формы более сложных слов.

После года в речевом развитии детей появляется уже слишком много индивидуальных особенностей и своеобразия, так что как-то типизировать его становится сложно. В целом к полутора годам у ребёнка должна появиться простая фраза (действие + предмет). Слова в этих фразах могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения.

К двум годам ребенок должен произносить предложение из трёх – четырёх слов. Ему пора начинать оформлять свою речь грамматически (пока ещё далеко не всегда, разумеется), то есть употреблять окончания (например, множественного числа, в том числе и неправильно: кукла – куклов), пора использовать некоторые суффиксы (например, уменьшительный), приставки (пришла, ушла). В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, насколько благоприятна речевая ситуация ребенка.

После двух лет нормально развивающийся ребёнок уже хорошо понимает речь, правильно выполняет доступные инструкции. К трем годам у него должна сформироваться сложная (из нескольких слов), полноценная, грамотно оформленная фраза с использованием предлогов, прилагательных, наречий, местоимений, то есть почти всех языковых средств. Для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдельных звуков: чаще всего (Р), (Л), шипящих и свистящих.

Таким образом к трем годам становление речи ребёнка в основном и в принципе завершается, и её дальнейшее развитие заключается в постепенном совершенствовании и усложнении уже сложившихся языковых форм.

Как происходит развитие речи и во сколько дети начинают говорить?

Каким образом дошкольник изъясняется

Прежде чем приступать к упражнениям по развитию речи, нужно понимать, что сама речь характеризуется различными чертами и разделяется по этим чертам на несколько видов.

Общаясь с семьей и близкими в таком возрасте, ребенок чаще всего описывает конкретную ситуацию или спрашивает вопросы, напрямую относящиеся к тому, что он видит вокруг. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется ситуативной.

Дошкольный возраст

Ситуативная речь

Ситуативная речь — речь, которую ребенок использует в определенной ситуации, чтобы описать происходящее вокруг или задать вопросы, требующие пояснения.

Главным маячком ситуативной речи является замена подлежащего местоимением. Взрослым в подобные моменты бывает довольно сложно уследить за ходом мысли малыша и определить, о чем идет речь. Вместе с хаотичным использованием местоимений сбивает с толку и пестрота наречий, которые тоже не добавляют конкретики. Однако, с течением времени, когда мышление начинает развиваться с новой силой, вместо бесконечных местоимений появляются существительные. Чувствуя, что он разговаривает с собеседником и должен донести свои мысли так, чтобы было понятно и другому человеку, ребенок после местоимения ставит название предмета, о котором говорит.

Обратите внимание! Таким образом, канва повествования каждый раз прерывается новыми подробностями об описываемом предмете, а вопросы со стороны слушателя только подогревают интерес и желание рассказывать дальше

Контекстная речь

Новые незнакомые люди и постоянно растущее любопытство помогают овладеть контекстной речью. Постепенно переходя от описывания конкретных ситуаций к абстрактным, ребенок учится описывать то, что происходило с ним ранее. В отличие от ситуативной речи, которая понятна только в момент происходящего, контекстная используется, чтобы объяснить, что волнующие его вопросы уже разрешились, и рассказать о том, как это случилось.

Причем она не заменяет ситуативную, а приходит ей на помощь, и дальнейшее развитие обоих типов речи происходит одновременно.

Объяснительная речь

Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте часто требует передачи инструкций игры или манипуляций с игрушками. Речь дошкольника, содержащая инструкции, объяснения, указания, называется объяснительной.

Объяснительная речь ребенка

Рекомендации родителям

Развитие речи у ребенка — это не только элемент социализации, но и важный показатель развития интеллекта. С появление всевозможных электронных устройств в последнии десятилетия потребность в вербальном общении людей снизилась, в том числе потребность общаться родителям с детьми.

В связи с этим на практике я все чаще стала замечать смещение сроков развития речи, у детей снижается стимул словесного высказывания своих потребностей. Большинство родителей не обращают на это внимания. Однако, это может быть признаком отставания развития ребенка в целом и речевого развития в частности. Обычно в таких случаях врачи назначают медикаментозное лечение, это позволяет стимулировать развитие артикуляционного аппарата и создает благоприятные условия для речевой терапии, которую проводит логопед.

Однако не всегда стоит прибегать к лечению медикаментами, гораздо эффективнее обратиться к логопеду на ранних сроках, когда, возможно, проблема еще не сформировалась.

Во время консультирования детей, к сожалению, постоянно приходится слышать от родителей, что специалисты рекомендовали исправлять нарушения в возрасте 5 — 6 лет, «перед школой», «попозже», «когда ребенок будет готов».

Это глубоко неправильная позиция очень пагубна для правильного развития речи у детей. Может получиться так, что ребенок годами лечится от речевых проблем у психиатра или психотерапевта, а результативность такого лечения невысока, не устраивает родителей. Но время оказывается упущенным, у ребенка складывается стойкий стереотип неправильной речи, в следствие чего большинство специалистов не могут помочь ребенку традиционными методами.

Поэтому я советую обращаться к логопеду как можно раньше, как только вы заметили у своего ребенка отставание в развитии. Это поможет не только сэкономить время и силы, но и позволит вашим детям гармонично развиваться.

Калачная М.М.,
учитель-логопед

Как быстро развить речь младшего школьника

Если ваш ребёнок уже младший школьник, и он до сих пор коряво строит предложения, затрудняется выражать свои мысли, не может писать изложения и сочинения, плохо пересказывает, то нужно бить тревогу. Но ребенка желательно не заставлять что-то делать, а заинтересовать.

Для этого я составила рабочую тетрадь, которая в руках ребёнка превращается в его творение — самостоятельно написанную книгу с рассказами собственного сочинения.

Все дети любят мечтать и фантазировать. Это заложено в них самой природой. Если этот талант еще не проявился в маленьком человечке, то его нужно осветить, чтобы он заблистал всеми радужными цветами.

В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.

Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.

Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.

Данные задания послужат хорошим подспорьем для уроков развития речи учащихся. Дети научатся не только фантазировать и образно мыслить, но и красиво строить предложения, грамотно оформлять их на письме. После этих упражнений детям гораздо легче будет даваться написание сочинений и изложений.

Тетрадь можно использовать по-разному.

Это может быть индивидуальная работа в течении года с периодическим обменом и прочитыванием работ друг у друга одноклассниками. Дети это очень любят, и одновременно с этим они полностью вовлечены в процесс и схватывают необходимые умения и навыки налету. Самые удачные работы желательно поощрять положительными оценками. Можно организовывать работу в парах или группах. Что тоже вызывает немалый интерес и сближает детей.

В результате у каждого ребенка будет целая написанная им книга с интересными историями, а вместе с тем развитое воображение и более уверенная грамотная речь.

В рабочей тетради есть 22 задания для составления рассказов по заданной тематике, а также есть страницы для свободного творчества, которые, при желании, можно всегда распечатать еще.

Как показывает практика, дети, которые имеет неразвитую речь также плохо читают. Поэтому занятия по развитию речи целесообразно совмещать с упражнениями для увеличения качества и скорости чтения. Для этого великолепно подойдет тренинг со специально написанными текстами и упражнениями.

Книги, написаны таким образом, что по ним можно заниматься не будучи профессионалом. То есть каждый родитель, при желании, может стать для своего ребенка хорошим репетитором. А если вы учитель, то эти разработки будут хорошим подспорьем в вашей работе.

Теория научения

Это наиболее известная теория. Она строится на постулате о том,
что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью, подражать, среди них способность подражать звукам. Подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. В рамках данной теории, таким образом, овладение речью сводится к научению всем основным её элементам. Подражание и подкрепление являются механизмами формирования речи.

Эта теория, однако, не может объяснить процесс усвоения языка, быстроту усвоения речи, наблюдаемую у детей в раннем возрасте. Для развития речевых способностей необходимы задатки, а они сами по себе не могут быть приобретены в процессе научения.

В развитии речи ребенка есть такие моменты, которые нельзя объяснить подражанием речи взрослых людей. Умные и рассудительные высказывания детей взрослые обычно подкрепляют одобрением, в этом состоит еще один факт, ставящий под сомнение истинность теории научения. Объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей в рамках этой теории достаточно трудно.

По мнению Уотсона между речью и мышлением существует тесная связь, и ребенок научается говорить методом обусловливания. Лингвистические поведенческие реакции, им приобретаемые, постепенно интериоризуются и формируют «внутренний диалог», который и будет мышлением.

По мнению ранних бихевиористов речь полностью определяется той средой, в которой ребенок находится и усваивает родной язык путем последовательных приближений под давлением этой среды.

Сторонники бихевиористского подхода подчеркивают особую роль подражания речи родителей, снижая значение социального подкрепления и окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций. Если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно бы воспроизводила «родительскую модель», т.е. грамматически правильную, но, это не так. Сначала ребенок произносит часто неправильные и оригинальные фразы. Потом, независимо от того, что навязывают родители, он сам корректирует их с точки зрения грамматики.

Релятивистская теория

Теоретик Сапир (1921), проводя наблюдение в различных общественных группах, выдвинул концепцию, которая рассматривает язык только в контексте какой-либо культуры. Каждой культуре при этом, свойственна определенная языковая структура. Это своего рода матрица для мышления её представителей.

Уорф (1956) считает, что само восприятие или картина мира, зависит от языка. У эскимосов, например, для обозначения разных видов снега, используется много различных слов, а это значит, что их дети должны четко воспринимать его формы. У представителей Новой Гвинеи для обозначения всех цветов существует всего только два слова, поэтому у них должно быть сужено восприятие цветового спектра.

Однако проведенные исследования показали, что при такой ограниченности цветового словаря они способны и различать и распознавать разные цветовые оттенки.

Язык, не смотря ни на что, является основой общения и разные народы вспоминают и рассказывают о произошедших событиях по-разному, таким образом, можно полагать, что способ выражения мыслей в значительной степени зависит от культуры, к которой относится тот или иной представитель языка.

С точки зрения советских психологов и конкретно Выготского (1966), язык является социальным продуктом. Он постепенно интериоризуется ребенком и становится главным «организатором» детского поведения, а также таких когнитивных процессов, как восприятие, память, принятие решений.

Когнитивная теория Ж. Пиаже

Когнитивная теория Ж. Пиаже является наиболее известной и популярной теорией усвоения языка и формирования речи.

Суть её заключается в том, что развитие речи зависит от способности воспринимать определенное сходство, т.е. письменная и устная речь в современных языках является звуковой.

Знаки письменной речи передают звуковой состав слова, а не его непосредственное значение. Автор считает, что детское спонтанное словотворчество еще раз подтверждает существование у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Это говорит о том, что развитие речи связано с развитием мышления. Исследования установили, что самые первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает. В период от одного года до трех лет прогрессирующее развитие мышления создает предпосылки для успешного освоения речи.

Обычно дети говорят о том, что для них интересно, а это значит, что на развитие речи будет влиять мотивация. Из всей совокупности звуковых раздражителей усвоение речи начинается с выделения речевых сигналов, которые потом объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На этой базе формируется связная, осмысленная внешняя речь, которая обслуживает общение и мышление. Перевод мысли в слово идет в обратном направлении.

Общая характеристика речи

Французский философ Рене Декарт полагал, что поведение животных, действующих автоматически, подобно машине и регулируется рефлексами. Поведение же человека определяется, с его точки зрения, обладающей свободой воли душой, атрибутами которой являются ум и речь. Эти идеи были характерны как для философии, так и для религии, в рамках которой, например, средневековый схоласт Пьер Абеляр утверждал, что человеческая речь порождается интеллектом и порождает интеллект.

Членораздельная человеческая речь, как процесс передачи символической информации, взятый в единстве с языком и культурой, является существенным признаком человека разумного

Несомненно, что у большинства видов животных есть способы передачи информации, которые позволяют сообщить другим особям своего вида об опасности (сигнальный крик), запретить проникновение на свою территорию либо привлечь внимание потенциального брачного партнёра. Но коммуникация животных отличается от человеческой речи тем, что ни одно животное, кроме человека, не передаёт информацию, не относящуюся к текущему моменту

То есть «речь» животных непосредственна и неотделима от ситуации, в которой происходит вокализация. Только в человеческом обществе ребёнок может освоить речь, прижизненное развитие которой происходит в раннем детстве на базе органического развития головного мозга и формирования функциональных систем, отвечающих за развитие речи.

В языкознании речь первоначально понималась как индивидуальная реализация системы языка, где речь и язык рассматривались в их противопоставлении. Вместе с этим утверждалась идея их единства, выражаемого тезисом о том, что речь есть язык в действии. Впоследствии в оппозиции языка (языковой компетенции) и речи (языкового исполнения) были выделены динамические и статические моменты. Динамическим моментом речи является собственно речевое действие, а статическим моментом — выделенное из этого действия речевое произведение (текст), изучением структуры которого занимается лингвистика текста. Изучением речеобразования и восприятия речи, механизмов речевых ошибок, коммуникативных установок, факторов, обеспечивающих эффективность речевого акта, связи речевых актов с прагматическими условиями их протекания занимается теория речевой деятельности. Под теорией речевой деятельности, разрабатывающейся на стыке лингвистики, психологии, психофизиологии и социологии, на постсоветском научном пространстве понимается дисциплина, аналогичная психолингвистике.

Тезис о том, что речь есть язык в действии, содержит идею о том, что изменение лексики, грамматики и звукового состава языка возможно лишь при непрерывном использовании языковых форм в живом общении, возникающим на основе трудовой деятельности. Отсутствие живого речевого общения приводит к гибели языка либо к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками, при наличии достаточного количества письменных документов. При всём при этом грамматика языка остаётся неизменной, лексика не отражает изменений, происходящих в пространстве культурно-исторического бытия, а фонетический строй может быть теоретически реконструирован лишь на базе родственных языков. Речь, по сути, является процессом передачи информации, осуществляющимся посредством языка, который, как система кодов, только через речь и может развиваться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: