Взаимозависимое развитие физических и интеллектуальных способностей детей на оздоровительной основе

Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельности

Этапы формирования интеллекта

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу  исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления

Главное при этом, чтобы занятия проводились в доступной форме. В этот период приступают активному обогащению словарного запаса, речи, малышу много читают, разговаривают с ним.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир

На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например игровые интеллект тренировки онлайн.

Малышей обучают читать, писать и считать.

Когнитивное развитие дошкольника непременно должно включать совершенствование речи. А также развитие любознательности.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями,  кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. Интеллектуальное развитие ребенка влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

Методы и средства воспитания интеллектуальных способностей

Особенности любых занятий для дошкольников и старшего, и младшего возраста, это их проведение в форме игры. В этом случае усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям.

Задача родителей обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. С самого раннего детства необходимо покупать ему не просто яркие и красивые безделушки, а приобретать те, которые помимо развлекательной будут играть еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки.

Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.

В возрасте 3 – 4 лет отличным обучающим развлечением для крохи станут кукольные спектакли, участие в которых принимает, и он сам, и другие члены семьи. Сюжеты развлекательных программ и постановок могут быть самыми разнообразными, но непременно должны включать в себя нравственную и поучительную составляющую.

Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов.

Ведение диалогов с сыном или дочкой играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Отвечайте на их вопросы, объясняйте почему надо сделать именно так, а не иначе, заставляйте анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.

Положительное влияние на эстетическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста оказывает музыка, физкультура, изучение иностранных языков.

Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Не экономьте средства при покупке материала и различных наборов, для таких занятий идеально подойдет тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое. Если с первого раза вам не удалось заинтересовать своего ребенка, возьмите инициативу на себя, покажите ему, какие замечательные произведения он может создать собственноручно, проявив немного фантазии и воображения.

План двигательной активности ребенка на день

Рационально организованная двигательная активность разбивается на определенные этапы. Наиболее удобным является деление в режиме дня.

  1. Утро. Предлагаемая деятельность должна быть хорошо знакома детям. Варианты игр: «Холодно-горячо», «Пронеси мяч через препятствие» и др. Следует учитывать, какими будут занятия после завтрака. Если запланировано обучение (рисование, математика), то утренние занятия могут быть более активными. Если же детей ожидает физкультурное занятие, то утром лучше ограничиться разминкой или другими малоподвижными видами. Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии (ожирение, нарушения слуха или зрения), также должна осуществляться утром.
  2. Прогулка. Прогулка проводится дважды в день и включает в себя самостоятельную деятельность, когда активный ребенок проявляет творческие способности, а также специально организованную. Предлагается устраивать одну подвижную игру, в которой участвуют все дети сразу, и по две игры для подгрупп.
  3. Вечер. Период начинается сразу после дневного сна (с гимнастики и дыхательных упражнений). Возможно проведение физкультурных праздников или самостоятельная двигательная активность детей с использованием различного спортивного инвентаря. Период носит более спокойный характер, настраивает ребенка на завершение дня.

Восприятие формы

Упражнение «Спрятались от дождика»

Положить под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросить ребёнка спрятать под зонтик все вырезанные фигуры. Все одинаковые фигуры спрятались вместе под один зонтик.

Упражнение «Построй башню и лесенку»

Задание:

  • Построй башню из цветных квадратов. Построй башню из одинаковых по цвету квадратов. Построй большую и маленькую башни. Построй две одинаковые башни.

Упражнение «Что изменилось»

Ставим всех матрёшек в ряд по росту. Просим ребёнка отвернуться и меняем двух матрёшек местами. Просим повернуться и сказать, что изменилось.

«Узнай фигуру на ощупь»

В картонную коробочку положите несколько картонных фигур разного размера и попросите ребёнка с закрытыми глазами вынуть фигуру и ощупать её пальцами и сказать название.

«Помоги рыбкам»

Помоги мамам-рыбкам найти своих детишек. Показать детям, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и расположить рядом с мамой рыбкой красного цвета. Затем синего, зелёного и жёлтого цвета.

«Собери капельки в стакан»

Разложить перед ребёнком вырезанные цветные кружочки разного цвета.

Попросить его собрать капельки в стакан по одной капельки каждого цвета, проговаривая свои действия: « Сюда положу капельку красного цвета, а сюда зелёного. Наберём целый стакан одинаковых капелек.

«Семья»

Ребёнку предлагается игрушки разных размеров: три разных по величине грибочка, три рыбки, три птички.

В каждой семье есть папа, мама и сыночек. Нужно дать три коробочки или блюдечка. Папа пошёл на работу, показать, как грибочек идёт к коробочке.

Папа-птичка пошёл на работу. Все большие игрушки собрались в одной коробочке. А мамы пошли в магазин. Показать другую коробочку. Ребёнок сам должен положить туда игрушки поменьше, а детишки пошли в садик. Это третья коробочка.

Педагог-психолог
КУЛИКОВА Татьяна Сергеевна

Виды двигательной активности

Двигательный режим детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

  1. оздоровительные занятия физкультурой;
  2. учебные занятия конкретной направленности (плавание, групповые виды спорта);
  3. самостоятельная двигательная активность;
  4. физкультурно-массовые мероприятия (эстафеты, соревнования);
  5. дополнительные (вне группы) занятия.

Целью формирования двигательной активности является не только удовлетворение биологической потребности, но и полноценное развитие способностей детей. Следует рационально организовывать двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.

Формирование подгрупп детей с разным уровнем активности

В зависимости от степени подвижности, проявления самостоятельности и склонности к определенным занятиям дети делятся на три подгруппы. Подобный подход дает возможность проводить прицельную работу и применять индивидуальный подход.

Высокая активность

Гиперактивные дети всегда заметны, часто конфликтуют, поведение их неуравновешенно. Из-за чрезмерной активности они не успевают вникать в суть деятельности. Выбирают бег и прыжки, избегая занятий, требующих высокой сосредоточенности и точности. Движения быстрые, но бесцельные.

Есть мнение, что гиперактивных детей нужно сдерживать. Однако лучшим решением будет не ограничение подвижности, а ее регулирование, направление в иное русло

Деятельность остается активной, но требующей развития осмысленности, осторожности. Полезны будут перемещения по ограниченной площади, метания, занятия в паре с выполнением движений по очереди

Средняя активность

Поведение спокойное, подвижность умеренная и постоянная. Движения осмысленные, уверенные, целенаправленные, настроение хорошее. Ярко выражена саморегуляция двигательной активности при наличии необходимых условий (достаточное пространство, игрушки, спортивный инвентарь). Корректировка двигательного режима сложностей не вызывает.

Низкая активность

Плохой прогностический признак развития малыша. Причинами могут быть слабое здоровье, плохая психологическая атмосфера в дошкольной группе, постоянные запреты взрослых и др. Такие ребята обычно пассивные, молчаливые, быстро устают. Они предпочитают находиться в стороне, избегают активных игр. Хорошим способом корректировки двигательного режима будет увеличение площади и предметное ее обогащение.

Кроме прицельной работы с каждой из групп в отдельности, полезно объединять детей разной подвижности в совместных играх, при этом на двоих предлагается лишь одна игрушка. Примерами таких занятий могут быть перекидывание друг другу мяча, вращение скакалки вдвоем, преодоление препятствий по очереди.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие способностей
детей средствами
двигательно-игровой
деятельностиАвтор проектаПарамзина Вера Сергеевнаинструктор по

интеллекту. (С.Н.Труфанов)

Слайд 4Двигательно-игровая деятельностьРазвитие интеллектуальных и коммуникативных способностейсредствами двигательно-игровой

деятельностиContent 02Дети дошкольного

возраста (ст.гр.)

Объект, предмет и цель исследования

интеллектуальных и коммуникативных способностей дошкольников средствами двигательно-игровой деятельности

развития

Проанализировать имеющийся опыт исследований по этой проблеме

исследованияИзучение передового педагогического опытаПедагогическое наблюдение.

Слайд 11Цели и задачи этапов: 1 этапФормирование двигательной сферы и создание

развитиякоммуникативных и интеллектуальных способностей в процессе двигательно-игровой деятельности

Формирование интеграционных связей между разными способностями (двигательными и интеллектуальными; интеллектуальными и коммуникативными; двигательными и коммуникативными)

2 этап

3 этап

Слайд 13Тематический модуль
(старшая группа)Москва-столица нашей родины «Мой

любимый город» 2. Деревья и кустарники «У Лукоморья

дуб зелёный»Овощи и фрукты «Чиполлино и его друзья»4. Русские обычаи «Добро пожаловать»

13. Зима «Снегурочкины подружки»14. Домашние животные «Кот Котофеевич»15. Дикие животные «Санитары леса»16. Транспорт «Дорожные истории»17. Защитники Отечества «Бравые солдаты весело идут»

5. История нашего города «А из нашего окна площадь красная видна»6. Золотая осень «Осенняя сказка»7. Транспорт «Весёлое путешествие»8. Гостеприимство «Гости дорогие»

18. Народные праздники «Масленица- проводы зимы»19. Ранняя весна «Журчат ручьи, поют скворцы»20. Летят перелётные птицы «Добро пожаповать, вестники весны»21. Покорение космоса «Тайны вселенной»

9. Русская народная игрушка «Народные игрушки –детские забавы» 10. Вода «Волшебные капли»11. Детям об огне и пожаре «Девочка со спичками12.Зимние забавы «Зимние забавы- коньки, снежки и санки»

22. С чего начинается Родина «Мой дом, моя семья»23. Цветущая весна «Травушка-муравушка»24.Сказка А.С. Пушкина «Свет мой, зеркальце, скажи»25. Во саду ли, в огороде «Юный садовод»

года67,3 %16,8 %15,9 % средний уровеньВысокий уровень низкий уровень

пособие)Божович Л И. Личность и её формирование в детском возрасте.

М. Просвещение, 1968 г. Г. Венгер Детские игры и развлечения .

Леонтьев А. А. Психология общения. М.1999 г.Рубинштейн С. П. Основы общей психологии СПб.,1999 г.

Копытин А. И. Основы арттерапии. Спб, 1999 г.Клюева Н.В.Учим детей общению. Академия развития. 1997 г.

Журнал «Аистёнок» 2008 г. «Дошкольное воспитание» 2009 г.

Возрастные особенности двигательной активности

Характер двигательного режима напрямую зависит от возраста детей. Дети младшего возраста более активны, выбираемые ими игры отличаются подвижностью. У детей старшего дошкольного возраста приоритеты смещаются в сторону образовательных занятий, появляется интерес к компьютерным играм.

3-4 года

В этом дошкольном возрасте движение является обязательным условием всестороннего развития. Двигательная активность учит общению, положительно влияет на эмоции и воображение, способствует развитию интеллекта. В основе режима лежит нерегламентированная активность, когда игры ребенок выбирает самостоятельно. Но и некоторые сложные движения уже под силу малышу (бег, движение спиной вперед, подпрыгивания на одной ноге).

5 лет

Ярко проявляются половые различия в активности детей дошкольного возраста, их игровая деятельность приобретает различную направленность. Мальчики проявляют интерес к играм подвижного характера (футбол). Девочкам нравятся спокойные сюжетные игры («Дочки-матери», «Кухня»).

6 лет

Совершенствуются двигательные навыки, улучшается координация. Деятельность становится разнообразной и осознанной. Резкие отличия в выборе самостоятельной активности исчезают, дети организовываются в небольшие группы с участием мальчиков и девочек и вместе выполняют несложные упражнения (прыжки через препятствия, бросание мяча, ходьба по бревну).

7 лет

Проявляется устойчивый интерес к определенным видам активности, спортивным играм. У детей старшего дошкольного возраста появляется чувство самоконтроля и самооценка. Они целенаправленно тренируют конкретные навыки, многократно повторяют одни и те же движения, оценивают свою деятельность в сравнении с другими.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка

Эмоциональные игры помогают получать разные ощущения и анализировать, что является приятным, а что нет.

«Радость»

Детям предлагают сосредоточиться на собственных ощущениях и описать, как они испытывают радость или другие эмоциональные ощущения. Каждый участник игры начинает свою фразу так: Радость – это…

Данная игра помогает детям сосредоточиться на положительных моментах и испытывать приятные ощущения.

«За стеклом»

Малыши учатся контактировать между собой и доносить другим собственные ощущения. Ведущий пытается выразить с помощью мимики эмоцию или состояние, остальные – угадывают, что испытывает человек, стоящий перед ними. Человек, отгадавший эмоцию, становится ведущим. В игре дети учатся быть внимательными друг другу и понимать желания друг друга.

Интеллектуальное развитие детей проводится в доброжелательной атмосфере. Родители помогают малышам справляться с трудностями. Уроки организуют ежедневно. Выбирая упражнения для когнитивного развития младшего школьника, следует учитывать возраст, способности и интересы ребенка. Заботливые родители должны знать, как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным.

Развитие интеллектуальных способностей школьников

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из получаемых массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь
и покажите это ребёнку.

Такие упражнения — отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта

В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Средняя школа и подростковый возраст

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

Влияние двигательной активности на развитие ребенка

Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ,  совершенствуется нервная система.

Опорно-двигательный аппарат

В результате систематической работы мышцы становятся более объемными и крепкими, не теряя при этом эластичности. Одновременно совершенствуется и костная система: повышается прочность костей, их готовность к нагрузкам

Равномерная работа мышц туловища формирует осанку, что имеет важное эстетическое и физиологическое значение. Правильная осанка предполагает правильное положение органов и нормальное их функционирование

Система внутренних органов

Наиболее активно работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Сердце под влиянием адекватных нагрузок становится сильнее. Позитивные изменения отмечаются даже у детей, изначально имеющих нарушения в работе сердца.

Емкость легких возрастает, увеличиваются их функциональные возможности: ткани тела лучше кровоснабжаются и получают больше кислорода. Особенно полезны упражнения на улице, способствующие закаливанию.

Психическое регулирование

Работающие мышцы стимулируют центральную нервную систему. Чем более высоко координированными становятся движения, тем лучше идет процесс психического развития.

Между уровнем физической активности и речевым развитием существует прямая зависимость. Практический опыт, который получает активный ребенок, приводит к увеличению словарного запаса и развитию мышления. Позитивное влияние двигательная активность оказывает на эмоциональную и волевую сферу психики.

Как занятия спортом влияют на мозг ребенка

Человеческий организм остро нуждается в физической активности. За последние несколько десятков лет наша жизнь в корне поменялась – люди стали все больше времени проводить сидя за компьютером дома или на работе. Особенно сильно от этого страдают современные дети. Для полноценного развития им просто необходимо больше времени проводить на свежем воздухе: бегать, прыгать, играть в подвижные игры.

Разумные нагрузки полезны для здоровья всем от мала до велика. Но мало кто знает, что спорт не только позволяет сделать организм крепче, но и способствует развитию мозга человека. Ученые выяснили, что подвижный образ жизни влияет на рост нервных клеток, которые улучшают различные функции интеллекта, а именно память и мышление.

К тому же, спорт делает человека более бодрым

Для детей это особенно важно, ведь ясность ума и умение сохранять концентрацию напрямую влияет на качество усвоения новых знаний в школе. Недостаточное количество прогулок на свежем воздухе и сидячий образ жизни, наоборот, делают ребенка сонным и вялым

Ему сложнее сосредоточиться на занятиях, чем подвижным сверстникам, что отражается и на успеваемости, и на желании учиться. Поэтому важно приучать детей к спорту, ведь он значительно повышает качество их жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: