Что должен знать и уметь ребенок в 7 лет

Формирование личности у детей в возрасте семи-десяти лет. формирование личности у детей в возрасте семи-десяти лет «быть лучше всех»

Слайд 8ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВО-ОБРАЗОВАНИЯ МЛ.ШК.ВОЗР-ТА 1. По Эриксону: формирование чувства компетентности. Учебная деятельность – основная,

и, если в ней ребенок себя не чувствует компетентным, его личностное развитие искажается.2. Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Становление самосознания зависит от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. Это появляется к концу мл.шк.возраста. По-новому формируется самооценка достижений и личностных качеств, она становится более дифференцированной и адекватной, суждения о себе – более обоснованными.3. К концу мл шк. возр. формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию взрослости.

Как развивать мотивацию к учёбе у школьника

Родители и учителя часто переживают о том, что дети используют свои новые возможности неправильно, занимаясь «не учёбой, а ерундой»: младшие школьники могут запомнить по именам десяток героев в игре на смартфоне, но забывают записать домашнее задание на уроке или взять в школу сменку. Это происходит не из‑за способностей или характера ребёнка, а из‑за недостатка мотивации.


Фото: Lena May / Shutterstock

Мотивация — это побуждение к действию, которое отвечает на вопрос «Почему я должен это делать?».

Мотивация бывает:

  • внутренняя — когда человек может найти ответ внутри самого себя: люблю учиться, интересно ходить на рисование;
  • внешняя — когда мотив зависит от внешних факторов: делаю уроки, потому что иначе мама отругает.

Познавательная (стремление к новым знаниям о мире) и учебная (желание учиться новому) мотивация формируются у детей ещё в дошкольном возрасте. К концу дошкольного возраста количество разных мотивов, влияющих на действия ребёнка, растёт, а главное — появляется иерархия мотивов, то есть ребёнок может разделять более и менее важные мотивы и не кидается делать что-то сразу после того, как идея пришла ему в голову

Это умение критически важно для младших школьников — именно оно позволяет ребёнку сосредоточиться на учёбе, удерживать внимание и добиваться результатов

Развитие самостоятельности и рефлексии у младших школьников неизбежно приводит их к вопросу, почему они должны делать то или это, в частности — учиться в школе, посещать уроки, делать домашние задания.

К сожалению, научить мотивации нельзя — воспитательные разговоры родителей и учителей в духе «Ты должен хорошо учиться» не помогают. Мотивацию можно показать только собственным примером: если вы сами не читаете книги или не занимаетесь спортом, то привить ребёнку любовь к этим занятиям не получится.

Что ещё вы можете сделать:

Исследовать интересы ребёнка и двигаться за ними.

Показать, как школьные занятия можно применить в жизни и как полученные знания пригодятся ребёнку в будущем.

Выявить сильные стороны ребёнка — что получается у него хорошо?

Поддерживать ребёнка в том, что у него получается: замечать успехи, не обесценивать их. Успех — это очень сильная мотивация.

Перестать делать акцент на неудачах — это только расстраивает. Ребёнок привыкает думать: «У меня никогда ничего не получается, лучше даже не пытаться».

Поддерживать тёплую атмосферу понимания и заботы в семье.

Когнитивное развитие

Prostock-studio/Shutterstock.com

В 7 лет у детей возрастают осознанность и разумность, когнитивные способности в этом возрасте заметно прогрессируют. Семилетние дети впервые начинают мыслить, опираясь на логику, а не на ассоциации, и такой способ мышления тоже отражается на всех когнитивных способностях ребёнка.

Память

Память семилетнего ребёнка развита хорошо, если он умеет:

  • запоминать и рассказывать наизусть стихи длиной 8–12 строк;
  • вспоминать, что было изображено на увиденной картинке, рассказывать об увиденном;
  • рассказывать о ярких моментах собственной жизни по просьбе других людей или по своему желанию.

В 7 лет у детей сформирована произвольная память: они могут запоминать информацию целенаправленно, даже если эта информация не представляется интересной. В этом же возрасте у ребёнка начинает формироваться опосредованная память — запоминание с помощью схем, символов и других похожих средств.

Мышление

Умения семилетнего ребёнка с развитым по возрасту логическим мышлением:

  • замечает и пробует объяснить сходства и различия предметов;
  • распределяет похожие предметы по группам, исключает лишний предмет: например понимает, что берёза лишняя в группе цветов;
  • находит ответы к логическим задачкам, соответствующим возрасту.

Внимание

К началу школьной жизни у ребёнка формируется произвольное внимание. Первоклассник удерживает внимание на предмете, если это необходимо, даже если предмет ему неинтересен

Длительность концентрации внимания к семи годам составляет 30–40 минут, но не менее 20 минут непрерывно. Если ребёнок не может сконцентрироваться, отвлекаясь каждые 5–10 минут, можно попробовать приучить его быть внимательным, занимаясь вместе интересными делами по 20–30 минут не прерываясь.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Особенности развития детей в 7 лет

Семь лет – это возраст, когда ребенок из беззаботного малыша превращается в школьника. Его жизнь кардинально меняется – появляются новые обязанности, новое окружение. Знания и навыки, которые ребенок получил в предыдущие годы, теперь понадобятся ему для учебы.

К семи годам у детей развиваются важные психические образования. Например, у ребенка появляется способность к рефлексии – умению анализировать свои действия, чувства, мысли. Рефлексия – это основа для морального развития и воспитания.

У детей развиваются такие качества, как заботливость, сострадание, чувство гордости, вины, самоуважения. К семилетнему возрасту дети уже имеют устойчивую самооценку. Они пока еще не могут оценивать себя объективно, поэтому ориентируются на оценки, которые им дают окружающие.

Ведущая потребность у детей этого возраста – общение со сверстниками и взрослыми. Они любят играть в сюжетно-ролевые игры, причем, роли и сюжеты становятся более сложными, чем раньше. Дети отыгрывают разные жизненные ситуации и взаимоотношения между людьми.

В этот период ребенок входит в очередной возрастной кризис – так называемый кризис семи лет. Основной признак кризиса – утрата детской непосредственности. Ребенок перестает быть по-детски открытым и наивным. Он начинает неумело подражать поведению взрослых, становится манерным, часто кривляется.

Кроме того, он пытается отстаивать свое мнение, спорит с родителями, заявляет, что уже взрослый и требует, чтобы с ним считались

Ребенок обращает внимание на свою внешность, сравнивает себя с другими, расстраивается из-за обнаруженных недостатков

Кризис семи лет – это возрастная особенность, которая исчезает сама, без какого-либо вмешательства извне. Задача родителей – давать сыну или дочери больше самостоятельности, но при этом учить нести ответственность за свои поступки и выбор.  

Как воспитывать ребёнка в 7 лет

К 7 годам у вас уже сложился определённый тип отношений с ребёнком. Проверка их на прочность происходит именно в сложные периоды развития малыша, поэтому стоит выстраивать правильную родительскую позицию с самого рождения. Кризис 7 лет не обходит стороной ни одного малыша, хотя может произойти чуть раньше или чуть позже. Он связан с психологическим взрослением ребёнка: он учится анализировать ситуацию и предугадывать результат, контролировать своё поведение, рассуждать, осваивает новую роль, обзаводится собственной точкой зрения на многие вопросы. Значительные изменения претерпевает социальная позиция — формируется самооценка, собственное «Я», школьник впитывает и обобщает новые правила поведения, становится восприимчив к критике и мнениям окружающих, может контролировать свои эмоции и скрывать их. Внешне кризисная ситуация может проявляться в излишнем кривлянии, манерности, неестественности, частых капризах и скандалах. Как же родителям вести себя с разбушевавшимся семилетним крохой?

  • В первую очередь, понимать и принимать ребёнка — он имеет право на негативные эмоции;
  • Воздержаться от критики и научиться поддерживать;
  • Давать достаточно времени на отдых и игры;
  • Транслировать положительное отношение к школе, лишённое паники и раздражения;
  • Разделять интересы сына или дочери, обсуждать важные для них вопросы, спрашивать совета;
  • Доверять самим и учить детей доверию;
  • Способствовать формированию положительной самооценки и уверенности в себе — проявлять любовь и нежность к ребёнку.

Семь лет — подходящее время для воспитания ответственности, честности и добросовестности. В школе ребёнок будет сталкиваться с различными ситуациями, в том числе неприятными, и задача родителей — показать правильные схемы и нормы поведения. Для коррекции всплесков капризов имеет смысл установить чёткие правила и режим дня ребёнка, например: уроки делаем до 18 часов, потом отдых, в 22 часа — отбой, компьютером можно пользоваться только с разрешения взрослых и ограниченное количество времени. Закрепив эти моменты и неукоснительно им следуя, у ребёнка будет меньше поводов начать скандал. Естественно, такая схема будет работать, если она подкреплена родительским авторитетом. Дошкольнику следует предоставлять право выбора в простых жизненных ситуациях (что кушать на завтрак, в чём идти в школу). Обязательно отмечайте любой успех малыша, хвалите даже за незначительные достижения. Будет полезно поручить ему посильную работу по дому — убирать и мыть посуду, выгуливать питомца и т.д

Осознание своей важности и степени доверия окрылит его и придаст уверенности в своих силах. В любом случае, как бы не вёл себя время от времени ваш ребёнок, оценивайте не его самого, а поступки, которые он совершает

Психологические особенности дошкольного возраста: трудности развития

Психология дошкольного возраста занимается изучением ряда проблем:

  • замедленное развитие интеллектуальной сферы (сложности с запоминанием, невнимательность, задержка речевого развития);
  • нарушения в поведенческой сфере (стремление главенствовать, гиперактивность, лживость, агрессивность);
  • неврологические расстройства (нарушение сна, мигрени, повышенная утомляемость, нервные тики, энурез, заикание);
  • эмоциональные и личностные проблемы (тревожность, робость, быстрая смена настроения, страхи).

При появлении подобных проблем стоит обратиться за консультацией психологу-гипнологу, например, к Батурину Никите Валерьевичу.

Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев

Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.

Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке. Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери

Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

Помимо перечисленных факторов, детские фобии развиваются в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов. Однако не стоит думать, что любой иррациональный страх в дошкольном возрасте является патологией. Многие из детских фобий, с точки зрения дошкольной психологии, считаются природными, характерными для данного возрастного периода и по мере взросления ребенка проходят сам по себе. Например, считаются нормой страх смерти, нападения, похищения, боязнь замкнутого пространства, темноты.

Методы лечения детских страхов и других психологических проблем напоминают любимые занятия дошкольников:

  • арт-терапия (рисование, лепка);
  • игровая терапия;
  • сказкотерапия (эриксоновский гипноз).

Смысл использования подобных методик в том, что логическое мышление у дошкольников еще недостаточно развито, и рациональное объяснение ребенку беспочвенности его страха не принесет результата. Апеллировать нужно к образному мышлению — через архетипы и символы, которыми насквозь пропитано изобразительное искусство и сказки.

Советы родителям ребенка 8-11 лет

«О детях по-взрослому»: Предподростковый возраст, 8-12 лет психолог Людмила Петрановская:

Восьмилетний возраст характеризуется и особым интересом к учебе. Поэтому родителям следует внимательно составлять рабочий распорядок дня ребенка. Ведь его нервная система еще недостаточно окрепла. Рекомендуется чередовать учебу, посещение секций с прогулками на свежем воздухе.

Ребенок должен спать не меньше 9 часов в сутки. За это время его организм успевает полностью восстановиться. Также стоит позаботиться и о питании. В его рационе должно быть много овощей, фруктов, орехов. Употребление сладкого следует ограничить, но не исключать полностью из рациона.

И мальчики, и девочки 8 лет очень активны. Чтобы хотя бы немного истратить энергию, их следует записать в спортивную секцию или на танцы. Это также хорошо влияет на их физическое развитие. Таким молодым организмам требуются нагрузка на все виды мышц.

Психолог, к.пс.н. Юлия Мужичкова о влиянии семьи в развитии ребенка и как укрепить отношения между родителями и детьми:

Активные занятия, особенно спорт, содействуют как гармоничному развитию, так и формированию стойкого характера. Ведь любой вид спорта не терпит слабых. Нужно прикладывать много усилий, чтоб быть лучшим. В дальнейшем развитии ребенку будет легче справляться с трудностями.

Нередко восьмилетние школьники капризничают. Это случается в 2 ситуациях: в семье появился еще один ребенок, и старший ревнует, требуя к себе внимания; у него какие-то неразрешенные проблемы, и он, переживая из-за них, становится раздражительным.

Нужно больше разговаривать с ним о делах в школе, в секции или даже просто так. Чем больше он будет общаться с родителями, тем больше будет им доверять. Ни в коем случае нельзя смеяться над его мыслями, даже если они по-детски наивны. Ведь пройдет еще совсем немного времени, и он станет подростком, до которого будет очень сложно достучаться.

Если ребенок становится неуправляемым, не стоит поспешно браться за ремень. Может, он с чем-то не согласен или от него слишком много требуют. Обычное бунтарство не следует наказывать. Иначе можно потерять доверительные отношения с ребенком.

Воспитание детей в возрасте 8-11 лет — нелегкое, но вполне выполнимое занятие. Детская психология в этот период довольно деликатна. Поэтому не нужно чересчур давить на детей. Следует как можно искренней и чаще разговаривать с ними. Ведь нужно обязательно поддерживать доверительные отношения с сыном или дочерью.

Ребенок в 3 месяца: физическое развитие и психология

Тип личности Психастеник

Как создать комфортные отношения? Границы личности

Мне нравитсяНе нравится

Физические показатели и двигательная активность

Prostock-studio/Shutterstock.com

Нормы веса и роста для семилетних детей устанавливают стандарты ВОЗ: средний вес в 7 лет — 23 килограмма, средний рост — 121 сантиметр. Если ваш ребёнок весит меньше 20 или больше 27 килограммов или его рост меньше 115 сантиметров, посоветуйтесь с педиатром. При необходимости детский врач даст рекомендации по изменению режима дня и питания.

Подробнее о нормах веса и роста, а также о возможных отклонениях и их причинах читайте здесь.

Двигательная активность к семи годам увеличивается за счёт окрепших мышц и суставов. Навыки, свидетельствующие о нормальном развитии семилетки:

  • может пройти по бревну, удерживая равновесие;
  • кувыркается;
  • намечает цель для попадания мячом, попадает в эту цель;
  • быстро бегает, при необходимости легко меняет траекторию бега;
  • перепрыгивает через не слишком высокие препятствия.

Физиологическое развитие

Prostock-studio/Shutterstock.com

Физиологическое развитие ребёнка в 7 лет уже достаточное для того, чтобы младший школьник мог справиться с необходимыми нагрузками. Опорно-двигательный аппарат семилетки выдерживает и тяжёлый рюкзак, и длительное нахождение в сидячем положении. Мышцы становятся крепче: в начале учебного года первоклассник ещё может жаловаться на усталость рук от долгого письма, но спустя несколько месяцев мышцы руки укрепляются настолько, что ребёнок не чувствует дискомфорта даже при долгом выполнении письменных заданий.

Развиваются отделы центральной нервной системы, но в целом нервная система сформирована не полностью, из-за чего у семилетних детей недостаточно быстрая реакция. Области головного мозга функционируют уже как у взрослого человека, и ребёнку доступны любые — даже самые сложные — эмоции.

Воображение и самопознание в возрасте младших школьников

В своем развитии воображение проходит две стадии:

репродуктивную (воссоздающую);
продуктивную.

Фантазия первоклассников опирается исключительно на конкретные предметы, однако с возрастом на ведущие позиции выступит слово, которое предоставит максимум свободы воображению.

Возраст 7-8 лет является сензитивным периодом для осваивания морально-этических норм. Психологически ребенок уже готов к пониманию смысла правил и норм, а также к их выполнению на постоянной основе.

Становление личности в младшем школьном возрасте преимущественно определяется успеваемостью ребенка и особенностями его общения с учителем и классом. У отличников нередко складывается завышенная самооценка, у слабых учеников возможно снижение уверенности в себе и в своих возможностях. В таком случае у них может возникать компенсаторная мотивация. Дети с низкими отметками пытаются утвердиться в другой области и переключаются на занятие спортом, музыкой или рисованием.

Огромное значение на формирование личности оказывают семейные отношения: стиль воспитания и принятые в семействе ценности. В столь раннем возрасте интенсивно развивается самосознание ребенка и потребность в самоутверждении. Немалое значение для него имеет не только авторитет взрослых, но и место, которое он сам занимает в семье.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Физкультминутки для начальной школы

Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста. Природа заложила в них потребность в активном движении, которое обеспечивает гармоничное физическое развитие формирующихся мышц. А общество требует в первую очередь интеллектуального развития, которое возможно лишь при школьном обучении. Физические упражнения на физкультуре не могут дать ученикам младшего школьного возраста необходимого уровня нагрузок.

Поэтому в начальной школе обязательно проводят физкультминутки на уроках и переменах. Они обязательно включают в себя упражнения на различные группы мышц. Одна из обязательных рекомендаций по проведению физкультминуток – проведение их на фоне положительного настроя школьников. Обеспечить это помогают подвижные игры.

Физкультминутки зачастую включают упражнения с использованием различных предметов
.

  1. «Пройди вслепую
    ». Несколько кеглей расставляются по прямой на равном и достаточно большом расстоянии (около 80 см) друг от друга. Играющий должен пройти от начала до конца дорожки, не сбив их.
  2. «Передай товарищу
    ». Детей выстраивают в ряд вдоль парт, и в каждом ряду от края к краю передается под музыку кегля. Музыку время от времени останавливают, и тот, у кого в этот момент остается кегля, выбывает из игры.
  3. «Успей схватить
    ». Школьников ставят друг против друга на возможно большем расстоянии. Посредине между ними ставят стул с кеглей. По сигналу одновременно пара детей бежит к стулу. Побеждает тот, кто схватит кеглю.

Статьи о психологии ребенка от сайта Childdevelop

Детская психология строится из множества кирпичиков, а они поочередно, на каждом возрастном этапе, составляют прочную основу его стабильного психологического здоровья. Знания в области психологии помогут создать и окружить малыша здоровым эмоциональным фоном, научать быть социальным и не боятся оставаться одному.

Статьи о психологии ребенка размещённые на сайте Childdevelop имеют такие преимущества:

  • каждый родитель может получить информацию о психологии; 
  • узнать все аспекты возрастной психологии;
  • научитесь вести себя с ребенком и направлять его развитие в нужное русло;
  • ознакомитесь с советами, как воспитать ребенка (традиции семьи, правильное поведение) и многое другое.

В каждой статье пишут советы опытные психологи: что можно сделать в конкретной ситуации, как поступить, советы для практических занятий. Более подробно в каждом разделе статьи расписываются нужные шаги, как решить проблему или ситуацию, а также над чем стоит мамам и папам поработать над собой для воспитания ребенка. Ведь психология воспитания ребенка требует специальных знаний и подготовленности.

Особенности психологического развития ребенка

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Типичные проблемы младшего школьного возраста

Ключевые особенности детей младшего школьного возраста, среди прочего, объясняются изменением их эмоциональной сферы с приходом в школу. С одной стороны у них в значительной мере сохраняются характерные для дошкольников бурные реакции на отдельные события и ситуации, которые их задевают. С другой стороны, школа всегда порождает у ребенка новые, довольно специфические эмоциональные переживания, поскольку на смену свободе дошкольного периода приходит зависимость и необходимость подчинения новым правилам жизни. Дети этого возраста впечатлительны, эмоционально отзывчивы и восприимчивы к воздействию окружающих условий жизни. Прежде всего, ими воспринимаются те объекты и свойства предметов, которые способны вызывать прямой эмоциональный отклик.

Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста предполагают решение целого ряда проблем психологического плана. Так, основными проблемами данного возраста являются:

  • страхи;
  • гиперактивность;
  • тревожность;
  • адаптация в школе;
  • развитие внимания;
  • хроническая неуспеваемость;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • агрессивность;
  • мотивация учебной деятельности;
  • неадекватная самооценка (завышенная, заниженная);
  • проблемы одаренности;
  • детско-родительские отношения.

Как правило, проблемы младшего школьного возраста связаны с приходом ребенка в жестко нормированный, малознакомый ему социум, где от ученика требуют дисциплинированности, организованности, хорошей успеваемости и ответственности. В новой социальной ситуации ужесточаются условия жизни ребенка. Это повышает психическую напряженность и нередко отражается на поведении и даже здоровье школьника.

Поступление в школу становится таким событием в жизни ребенка, когда в противоречие приходят два определяющих мотива поведения: желание (хочу») и долженствование («надо»). Первый всегда исходит от самого ребенка, а второй, как правило, инициируется взрослыми. Но какую бы стратегию поведения не избрал ребенок в необычных для него условиях, он неизбежно будет сомневаться и переживать из-за неспособности соответствовать новым требованиям и нормам взрослого мира.

Возраст младших школьников характеризуется особой зависимостью от отношения, оценок и мнений окружающих их людей. Любое критическое высказывание в адрес ребенка может привести к изменению его самооценки и даже повлиять на самочувствие.

С приходом в школу у ребенка обычно начинает развиваться чувство личности, формируется потребность в познании и признании. Внутри семейных отношений ему отводится новое место. Он становится учеником, ответственным человеком, с которым советуются и считаются. Усваивая нормы поведения, выработанные обществом, ребенок постепенно превращает их в собственные требования к себе самому.

Режим дня и питания

Prostock-studio/Shutterstock.com

Чёткий распорядок дня особенно важен для первоклассников: режим помогает снизить у ребёнка такие неприятные проявления, как гиперактивность, быстрая утомляемость, ухудшение памяти.

Примерный режим ребёнка в 7 лет:

07:00 Пробуждение
07:10 Гигиенические процедуры, завтрак
07.30 Сборы и дорога в школу
08:00–13:00 Учебное время, включающее одноразовое или двухразовое питание
13:30 Возвращение домой
14:00 Обед дома
14:30 Дневной сон или прогулка
15:30 Самостоятельные игры или игры с родителями, друзьями
16:00 Выполнение домашнего задания
17:00 Полдник
17:30 Прогулка или игры дома
19:00 Общение и занятия с родителями
19:30 Ужин
20:30 Гигиенические процедуры
21:00 Отход ко сну


Младшему школьнику необходимо спать не менее 10 часов в день. Многие семилетние дети отказываются от дневного сна, но некоторым ребятам ещё нужно поспать днём, чтобы восстановить силы.

Оптимальное количество приёмов пищи для первоклассника — 5 раз в день. В меню ребёнка должны входить овощи, фрукты, мясные блюда, молочные продукты. Первокласснику обязательно нужно завтракать: даже если у ребёнка нет аппетита утром, попробуйте предложить ему одно из любимых блюд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: