Тяжелые нарушения речи: где корректируются и зачем нужна коррекция

Тяжелые нарушения речи: где корректируются и зачем нужна коррекция

Что еще важно знать?

Согласно российскому закону об образовании, ТНР причисляют к ограниченным возможностям здоровья (ОВЗ). Все дети с ОВЗ должны в детском саду обучаться по адаптированной программе. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) может дать рекомендации и направить ребенка:

  • В комбинированную (инклюзивную) группу ДОО. Тогда он будет обучаться по адаптированной образовательной программе (АОП).
  • В компенсирующую группу. Тогда он будет учиться по адаптированной основной образовательной программе (АООП).

Тут речь заходит об инклюзивном образовании. Обучение деток с нарушениями речи в обычных детсадах и школах – это именно оно. Процесс адаптации такого ребенка в ДОУ часто сложен. И нам сложно. Нам работать и работать над тем, чтобы научиться помогать адаптировать и социализировать малышей с особенностями.

Кстати, наиболее распространенная категория малышей с ОВЗ в ДОО – именно дети с ТНР. С алалией, афазией, дизартрией, тяжелым заиканием, общим недоразвитием речи. К сожалению, сейчас это не редкость.

Если малыш с ТНР посещает обычный садик, то адаптированная программа действует наравне с общей развивающей. То есть ребенок ходит на занятия со всеми детьми по общей программе

Однако ему уделяется дополнительное внимание по коррекционной. Чем больше успехов будет в детсаду, тем больше вероятность, что маленький человечек адаптируется

При составлении адаптированной программы и проведении занятий важно помнить один момент. Нужно поддерживать детскую инициативу, заинтересовывать и развивать познавательные интересы ребенка

Сказать просто, сделать сложнее. Для ребенка с ТНР эти занятия – труд, он устает и изматывается. Конечно, играют роль опыт педагога, практика, педагогическое чутье.

Слайд 8Особенности осуществления образовательного процесса: области, выделенные в содержании ПрограммыУчастники образовательных отношений:

дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности. Образовательный процесс, организуемый в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР.

В качестве заключения…

По сути, адаптированная программа – как курс для космического корабля. Она описывает, куда идти и как идти. А логопед или преподаватель – капитан, следующий «космическим картам» (помните песню «14 минут до старта»?). Как он поведет, так далеко корабль долетит. Но результат зависит и от корабля, правильно выбранного курса, помощников капитана.

Коррекционные программы составлялись всегда. Во времена советского образования тема ТНР хорошо прорабатывалась. Задача современных педагогов – учесть накопленную практику. Но создать программу, которая учтет современные достижения.

Слайд 5Виды детской деятельности для реализации задач Программыигровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру

с правилами и другие виды игрыкоммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)восприятие художественной литературы и фольклора самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал изобразительная (рисование, лепка, аппликация)музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)двигательная (овладение основными движениями)

Слайд 4Задачи по реализации Программыобеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей

(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ. создание условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи и выравнивания их речевого и психофизического развития, всестороннего гармоничного развития;предупреждение возможных трудностей в усвоении общеобразовательной программы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Слайд 7Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Результаты освоения

Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. С целью определения уровня развития ребенка и определения дальнейшего образовательного маршрута может проводиться педагогическая диагностика воспитателем и учителем-логопедом в форме наблюдения за детьми во время образовательной и самостоятельной деятельности с фиксацией полученных результатов в специальном журнале. Эти результаты используются только для планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком и дальнейшего планирования образовательного процесса.

Слайд 6Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программыполноценное проживание ребенком с

ТНР всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развитияпостроение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ТНР содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ТНР полноценным участником (субъектом) образовательных отношенийподдержка инициативы детей с ТНР в различных видах деятельностисотрудничество детского сада с семьейприобщение детей с ТНР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государстваформирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ТНР в различных видах деятельностивозрастная адекватность дошкольного образованияучет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ТНРпринцип междисциплинарного подхода

Что такое адаптированная программа. Принципы составления

Ранее уже вышло несколько статей на тему речевых проблем у дошкольников. О ТНР у детей и необходимости работать с ними можно почитать здесь. «Вкусная» статья о корректирующей артикуляционной гимнастике со сладостями – здесь. Сегодня продолжим тему. Побеседуем о том, что собой представляет адаптированная программа обучения деток с ТНР. А также как она составляется и что в нее входит.

Как я уже писала, адаптированная программа – та, по которой с конкретным ребенком (детьми) будут заниматься в конкретном учебно-воспитательном заведении. Что учитывается при ее составлении?

Четыре важные вещи:

Примерная программа по преодолению речевого недоразвития, утвержденная Минобразования. Чаще не одна, а сразу несколько. Примерных программ – великое множество. Есть под редакцией Нищевой, Филичевой, Вераксы и других авторов. Из них выбирается все самое нужное и полезное.
Опыт коррекционно-компенсирующей работы в данном дошкольном учреждении.
Потребности и возможности воспитанников

В том числе возрастные, по состоянию здоровья, способности концентрировать внимание и т.д.
Инновационные технологии.

Адаптированная программа допускает вариативность. То есть темы и наполненность занятий могут меняться в зависимости от потребностей учеников. Такой откорректированный вариант называется рабочей программой педагога. Как видите, документации много, но вся она необходима.

Состав адаптированной программы должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольного образования. В документе должны быть следующие разделы и подразделы:

  • Постановка коррекционных задач. Среди последних – адаптация детей с ТНР, рекомендации родителям, психолого-педагогическая помощь ребенку по индивидуальному плану и т.д.
  • Основные направления работы.
  • Средства, через которые будет формироваться говорение и слушание ребенка. Это называется фонетико-фонематическая (слушательная) и лексико-грамматическая (говорительная) стороны.

Отражаются в программе и прочие моменты

Традиционно, это актуальность составления документа (важность правильной речи), особенности и принципы программы. Надо прописать запланированные результаты к определенному возрасту

А также саму последовательность образовательной и развивающей работы. Это самое важное. Документ получается длинным, до 100 страниц в ворде.

Полезная литература для тех, кто работает с детьми с ТНР

Сначала несколько вариантов общих программ и конспектов:

  1. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР». Обоснованная, целостная модель обучающего процесса для работы с детсадовцами 3-7 лет. Можно брать и пользоваться.
  2. Сборник «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с ТНР». Еще один взгляд на учебную программу деток с особенностями речи.
  3. «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с ТНР». Если прошлых двух изданий недостаточно, можно рассмотреть этот вариант.

Далее пойдем от общего к частному:

  1. «Формирование звукопроизношения у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» – о том, как поставить согласные звуки.
  2. «Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи» – полезное прикладное пособие о том, какие есть особенности при работе с плохо говорящими детками. О том, как «настроить» правильное произношение, обогатить словарный запас.
  3. Пособие«Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи». Книжка 2-в-1: одновременно и коррекционная работа, и знакомство с предметами народного быта, расширяющее кругозор.

Ребенка с нарушениями речи обязательно развивать физически. С помощью музыки, работы над дыханием, гимнастики, разных упражнений и игр. Это действительно помогает улучшить состояние здоровья, кровообращение в организме, повысить заинтересованность малыша в занятиях. И, конечно, поставить артикуляцию, научить слушать. Пара хороших пособий об этом:

  1. «Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3-7 лет». О том, как создать оптимальные условия для укрепления систем организма. Без этого педагогический процесс будет неполным
  2. «Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с ТНР методами физического воспитания». Конспекты занятий с примерами разнообразных игр, музыкальных и других занятий.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: