Должностные обязанности воспитателя в детском саду

Воспитание и развитие дошкольников в детском саду

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — М.: Просвещение, 1989. — № 5. — с. 10-2

Стр. 1

Ребенок и общество

Стремление одеть в гранитные берега детство — характерная черта недавнего прошлого. Она не изжита и сегодня. Сооружение искусственных берегов началось в 30-е годы.

Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет “вернуть детям детство”, избавиться от манеры “всех стричь под одну гребенку”, “прекратить муштру”, наступление на детство приобретало необходимый характер. В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.

“Детство — этап подготовки к будущей жизни”. Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени “подготовки”, то отрицается самоценность “проживания” эпохи детства ребенком.

Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь нев том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства!

“Взрослый — для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок — для того, чтобы учиться и слушаться”. Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья+воспитание+обучение Детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, проявление “личных чувств” и т. п.) , становится избыточным.

Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарных взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспитательному процессу. От такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из него выпадает “человеческий радикал”.

“Все лучшее—детям!”—пока этот лозунг-стереотип остается только лозунгом. Исходным пунктом оценки этого предоставления является экономический критерий, выражающий готовность общества осуществлять материальные вклады в детство.

Сказать, что в этой сфере действует “остаточный принцип”,— это сказать не всю правду. Дети получают “остатки от остатков”. Последствия экономии на детстве (в таких сферах, как обеспечение материнства, профессиональная подготовка и переподготовка педагогов, пособия и технические средства обучения, строительство, пропаганда педагогических и медицинских знаний и т. п.) непосредственно отражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка, на возможности обеспечить преемственность между различными периодами его жизни.

Необходимо отказаться от “остаточного принципа” в самом народном образовании и социальном обеспечении применительно к детям.

Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право в обязанность взрослых не утешаться верой в счастливое детство наших детей,

Ключевые позиции обновления советского детского сада — охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического) , гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления.

из 12

Источник pedlib.ru

Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС

Хочу сразу сказать, что про вытирание носов, плетение косичек, правильное одевание и докармливание ничего не сказано в должностной инструкции. Так что, опрятный внешний вид ребенка зависит от личности самого воспитателя. Если ему (ей) все равно, как выглядят дети, или сама воспитательница не отличается аккуратностью, то тут уж ничего не изменить.

Если других недостатков нет – она добра к детям, малыши сыты и веселы, то стоит принять ситуацию и не нервничать. Но когда детки ходят неопрятные, в группе бардак, режимные моменты не выполняются, то тут уж нужно проявлять недовольство.

С другой стороны, когда мамочка сооружает на волосах девочки башни с множеством заколок и резинок, то, извините, для сна все равно это расплетется, а потом никто обратно возводить прически не будет, хвостик или косичка – и хватит.

Обычно я проговариваю с родителями все требования к одежде, прическе, наличию сменки и другие вопросы, чтобы потом не возникало недоразумений.

Итак, кратко о должностных обязанностях:

  • Построение и организация воспитательной и образовательной работы в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • Тщательный присмотр за вверенными детьми в помещении и на территории сада строго по требованиям инструкции по охране здоровья и жизни детей;
  • Контроль состояния здоровья малышей, постоянное проведение мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья, обеспечение гигиены по СанПин;
  • Всестороннее изучение индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка, на основании наблюдений построение коррекционной и воспитательно-образовательной работы;
  • Строгое соблюдение режима дня и плана занятий в доу;
  • Целенаправленная и постоянная просветительная работа с родителями;
  • Выполнение предписаний и требований нормативных документов по ФГОС

Это краткое перечисление моих обязанностей, но каждый из перечисленных пунктов содержит огромный перечень режимных и воспитательных моментов. Самое главное – ответственность за здоровье и жизнь малышей, а также четкое выполнение должностной инструкции.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ — Страница 6

Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

Внедрение результатов исследований в практику.

Задача педагогики
прогнозирование образования
— становится особенно акту­альной для нашей страны. Без научных прогнозов нельзя строить политику и экономику в области образования, со­вершенствовать образовательную систему, подготовку спе­циалистов.

Задачи вре­менного характера
, требующие от науки быстрого реаги­рования:

Задачи создания новых типов учебников, по­собий для школы, дошкольных учреждений;

Разработка раз­личных тестов (для определения готовности детей к школьному обучению и др.) ;

Внесение изменений в пред­метно-материальное, пространственное оформление груп­повой комнаты и др.

В современных условиях развития общества педа­гогическая наука сосредотачивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим ценностям:

Нравственные, культурные и образовательные, занимающие ведущее место. Это прежде всего гума­низм, добро, любовь к ближнему, почитание матери и отца, стремление к знаниям, трудолюбие, ответствен­ность, дисциплинированность.

Отечество, семья, человек и его здоровье, достижения науки и культуры, труд, образование.

В связи с этим Задачи дошкольной педаго­гики
можно рассматривать, как организацию процесса воспитания по осознанию ребенком значимости обще­человеческих ценностей.

ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
как составной ча­сти общей педагогики
обязательно учитывают законо­мерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

1. Определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных возрастных групп.
Дошкольная педагогика на осно­ве психолого-педагогической характеристики ребенка определенного возрастного развития конкретизирует содержание развития и формирования личности, на­учно обосновывает приемы и средства воспитания и обучения детей.

2. Обоснование основных направ­лений
работы дошкольных учреждений по обеспечению преемственности
между дошкольным и начальным общим образованием.

Преемственность
между дошкольным и началь­ным общим образованием обеспечивается по следую­щим направлениям:

Развитие любознательности у вос­питанников дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей уже в млад­шем школьном возрасте;

Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося;

Развития коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из направле­ний учебной деятельности.

3. Научное обоснование технологии и методики использования вариативных программ
в образова­тельно-воспитательной работе с дошкольниками различных возрастных групп.

4. Разработка содержания и технологии личностно-ориентированного подхода
в образовании и воспитании детей на каждой возрастной ступени развития.

Индивидуальный подход (учет индивидуальных особенностей ребенка) как принцип обучения и вос­питания в современной теории педагогики называется личностно-ориентированным.

5 Дать характеристику нравственных качеств,
которые можно сформировать у ребенка
в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения, в семье и социуме.

6. Разработка содер­жания и методов развития, экологической культуры
у дошкольников, обеспечения последовательности, пре­емственности и систематичности этой работы.

В теории и практике в настоящее время экологическое образование и воспитание детей становится самомостоятель­ным компонентом педагогического процесса.

7. Разработка более эффективных тех­нологий реализации
функций педагогического процесса
обра­зовательной, воспитательной, развивающей
в процессе работы воспитателя с детьми различных возрастных групп. Т.к. эти функ­ции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие мышления и познавательных способностей.

Источник otveti-examen.ru

Предмет, задачи и функции дошкольной педагогики. » Мурзим

Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу. Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста. Задачи:временного и постоянного характера1.

Разработка теоретических основ воспитания, обучения и образования2. Изучение, обобщение практики опыта педагогической деятельности3.внедрение результатов исследования в практику 4. прогнозирование образования1.разработка образовательных технологий, тестов, диагностических программ2. создание новых пособий3. внесение изменений в предметно-игровую среду4. разработка новых концепций5. изучение эффективности служб дополнительного образования Функции:1.

Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.2. Прогностическая.

Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ.3. Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий.

Авторское право на материал Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Материал murzim.ru

Особенности выполнения основных задач воспитателя

Четко сформулированные задачи, стоящие перед воспитателями детского сада, облегчают выполнение их сложной и ответственной работы. Однако их грамотное решение невозможно без главного условия – любви к детям. Каждый воспитатель должен быть в первую очередь человеком, полностью преданным своей работе, тогда для него не станут препятствиями трудности, которые часто встречаются в воспитательной и образовательной деятельности.

В своей работе каждый педагог фактически решает одну основную задачу – сформировать и воспитать полноценную, самодостаточную творческую личность. Дошкольный возраст – самое благоприятное для этого время. Малыши, приходящие в детский сад, прекрасно воспринимают любую информацию, а взрослый человек, обладающий авторитетом, служит для них образцом для подражания

Именно поэтому для воспитателей важно стать таким образцом вместе с родителями и другими ближайшими родственниками воспитанника

А это указывает на тот факт, что в достижении основных задач воспитания педагогу и воспитателю ДОУ приходится много времени и сил уделять не только работе непосредственно с детьми, но и заниматься собственным развитием. Воспитатель не может остановиться на каком-то этапе самообразования и самообучения, иначе он безнадежно отстанет от постоянно развивающейся и прогрессирующей педагогической науки. Решение важнейших задач воспитания и образования напрямую связано с профессиональной грамотностью, педагогическим опытом и умением применять полученные прогрессивные навыки и умения на практике.

Для решения основных задач, стоящих перед каждым воспитателем детских дошкольных учреждений, потребуется следующее:

  • Отличная профессиональная подготовка. Государство позаботилось о том, чтобы наших детей воспитывали люди со средним или высшим педагогическим образованием, что уже обеспечивает необходимую профессиональную базу.
  • Постоянное повышение уровня квалификации. Для этих целей используется аттестация как способ проверки профессионального соответствия педагога, а также прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки, обеспечивающее современный уровень профессионального педагогического мастерства.
  • Участие во всевозможных состязаниях, мастер-классах и конкурсах также служит для роста профессионального таланта воспитателя и развития его новаторских возможностей.
  • Работа с родителями. Это важный пункт в свете достижения основных задач воспитателя детского сада, так как и семья, и ДОУ должны действовать единым фронтом, следовать общим методикам воспитания и поддерживать друг друга для получения максимального эффекта. Зачастую этот пункт является одной из самых труднодостижимых задач, потому что семьи все разные, и далеко не во всех хотят прислушиваться к рекомендациям и советам работников детского образовательного учреждения.

От воспитателя детского сада требуется множество различных знаний и умений. Например, для решения задачи сохранения здоровья и безопасности детей он должен отлично знать все требования инструкции по охране жизни воспитанников. Для собственной безопасности и защиты других взрослых необходимо точно следовать инструкции по охране труда воспитателей. Кроме этого, ему необходимо иметь основы знаний других профессий, например, уметь выявить заболевшего ребенка, чтобы изолировать его и предотвратить вспышку заболевания во всем коллективе, понимать, как оказать первую помощь пострадавшему и многое другое. Все это требует постоянной работы над собой.

Решение основных задач воспитания детей в ДОУ для воспитателя означает постоянное совершенствование своих знаний, достижение значительного педагогического успеха, развитие личных качеств и талантов.

Что входит в основные задачи работы воспитателя

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении достаточно сухо сформулированные следующие основные задачи деятельности воспитателя ДОУ:

  • Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественного и физического развития воспитанников.
  • Воспитание любви к Родине, семье, окружающей природе, уважение свобод и прав личности с учетом возраста воспитанника.
  • Коррекция имеющихся недостатков в воспитании и поведении детей дошкольного возраста.
  • Охрана жизни, обеспечение безопасности, укрепление физического и психического здоровья.
  • Взаимодействие с родителями или опекунами воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
  • Оказание методической помощи, проведение консультаций с родителями или опекунами воспитанников по различным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В этом документе основные воспитательные задачи сформулированы предельно кратко, в сжатой форме

На самом деле в каждом пункте содержится очень много дополнительных задач, успешно решать которые жизненно важно для достижения основного результата

Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?

      • Умение организовать эмоционально благополучный климат в группе путем непосредственного общения с каждым воспитанником. Построение взаимодействия с детьми на основе уважительного отношения к чувствам и потребностям каждой личности;
      • Стремление поддержать инициативность и индивидуальность малышей через наблюдение, изучение наклонностей и личностных качеств деток, создание благоприятных условий для развития;
      • Умение построить общение в коллективе детей через создание теплого, равноправного, открытого общения между детьми и педагогами. Учитывать при этом религиозные и социальные особенности семьи каждого ребенка, а также индивидуальные физические и психологические особенности малышей.
      • Обучать дошкольников умению общаться со сверстниками и взрослыми. Организовать благоприятную среду в группе для развития коммуникативных навыков у детей.
      • Распределение посильных трудовых обязанностей между детьми;
      • Построение эффективного взаимодействия с родителями воспитанников так, чтобы сделать их союзниками в деле всестороннего развития детей.

Кроме всего прочего, я, как воспитатель, слежу за соблюдением порядка и чистоты в группе, контролирую работу помощника воспитателя, осуществляю ведение кучи документации, организовываю проведение занятий и праздничных мероприятий, заменяю при необходимости напарницу… Всего сразу и не упомнишь, честно говоря.

Думаю, каждый из вас может тоже долго перечислять свои трудовые обязанности, правда? Интересно, кто-то из вас, друзья, занимает должность, именуемую в народе «не бей лежачего»? Расскажите!

Как обычно, просьба поделиться статьей в соцсетях, а также оформить ни к чему не обязывающую подписку на новости

Спасибо за внимание!

Публикация «Современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

  • Воспитание детей. Материалы для педагогов
  • Темочки

Все мы знаем,что игра является важным и неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Через игру постигаются навыки общения,мышления,игра формирует познавательную активность. одним словом игра-это естественный способ обучения для детей и самый доступный. Современные дошкольные программы включают в себя разнообразные игры,которые развивают креативность,логику,социальные навыки,моторику детей. Игровые методы позволяют детям учиться,не чувствуя нагрузки и создают положительный опыт обучения.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

С развитием современных технологий развивается и педагог,воспитатель. Он должен идти в ногу со временем,поэтому применение в своей работе планшетов,интерактивных досок,компьютерных игр и образовательных приложений стало неотъемлемой частью дошкольного образования. Они делают обучение более интересным и доступным,а также помогают развивать информационные навыки с самого раннего возраста. Применение таких технологий делают занятия воспитателей и педагогов более интересными и информативными.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Современные методы воспитания ставят перед собой задачу включения детей с различными особенностями в общественные процессы. Инклюзивное образование способствует формированию толерантности и уважения к различиям среди детей,а также помогает детям с особенностями развития развиваться наравне с остальными. Инклюзивное образование в ДОУ включает в себя обучение взаимодействия,помощь в преодолении сложностей развития,подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению,учитывая особенности каждого ребенка. В результате такой работы,дети становятся полноценными членами общества

И очень важно,чтоб такое образование становилось повсеместной практикой и правильно понималось и исталковывалось родителями и педагогами

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Этот метод обучения позволяет детям самостоятельно решать задачи и проблемы,стимулируя их аналитическое мышление и творческую активность. Дети,участвующие в проблемном обучении развивают навыки самостоятельности и решения конфликтов. Проблемное обучение активизирует мыслительные процессы детей,придает критичность мышлению,приучает к самостоятельности в процессе познания. Это очень важный и нужный метод и его использование в процессе обучения приводит ребенка к самоанализу,ребенок учится оценивать,рассуждать и объяснять свои поступки.

ОБУЧЕНИЕ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.

Важным аспектом современных методов воспитания является активное времяпрепровождение на свежем воздухе. Проведение занятий на улице способствует физическому развитию детей,укрепляет их здоровье и развивает интерес к природе. Сюда мы включаем различные экскурсионные походы,»экологические»тропы,походы,прогулки по паркам. Данный метод объединяет взрослых и детей,делает коллектив сплоченнее,расширяется кругозор ребенка,приобретается новый опыт.

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Важной частью современных методов обучения и воспитаниям детей является семейное воспитание. Родители становятся активными участниками образовательного процесса,обеспечивая поддержку и стимулируя интерес к обучению вне детского сада или школы

Обучение,таким образом,идет параллельно с образовательным учреждением,родитель выступает помощником этого процесса. Такой метод очень действенен,если ребенок,по каким то причинам долгое время не может посещать образовательное учреждение.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ.

Для успешной адаптации в современном обществе дети должны развивать социальные навыки

Методы обучения сосредотачиваются на коммуникации,сотрудничестве и понимании других людей,что важно для формирования эмоционального интеллекта. Проводить с детьми беседы на темы патриотизма,финансовой грамотности,уважение к другим национальностям и их культуре,беседы об сохранении окружающей среды и т

д. очень важно начинать с раннего возраста и формировать у детей эти понятия.

Итак,современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста направлены на создание оптимальных условий для разностороннего развития ребенка. Они учитывают специфику детского возраста,индивидуальные особенности каждого ребенка и требования современного общества

Важно помнить,что ключевым элементом успешного образования остается заботливое и любящее отношение к ребенку,которое стимулирует его любознательность и желание постигать все новое

Что входит в основные задачи работы воспитателя

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении достаточно сухо сформулированные следующие основные задачи деятельности воспитателя ДОУ:

  • Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественного и физического развития воспитанников.
  • Воспитание любви к Родине, семье, окружающей природе, уважение свобод и прав личности с учетом возраста воспитанника.
  • Коррекция имеющихся недостатков в воспитании и поведении детей дошкольного возраста.
  • Охрана жизни, обеспечение безопасности, укрепление физического и психического здоровья.
  • Взаимодействие с родителями или опекунами воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
  • Оказание методической помощи, проведение консультаций с родителями или опекунами воспитанников по различным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В этом документе основные воспитательные задачи сформулированы предельно кратко, в сжатой форме

На самом деле в каждом пункте содержится очень много дополнительных задач, успешно решать которые жизненно важно для достижения основного результата

Родительские собрания

Первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что в должностные обязанности воспитателя входит проведение родительских собраний и, разумеется, бесед с мамами и папами. О данном пункте известно всем

Особенно когда время близится к праздникам и надо решать, каким образом это событие будет отмечаться. И, конечно же, если детскому саду необходимо провести сбор денег.

Тем не менее воспитатель детского сада должен своевременно и регулярно проводить собрания родителей

Очень важно информировать об успехах и неудачах, а также об успеваемости каждого ребенка. После этого приходится иногда давать некоторые рекомендации по занятиям с малышом дома, так сказать, «домашнее задание» родителям

На практике такое происходит крайне редко, приблизительно 2-3 раза в год. Хотя лучше всего проводить родительские собрания раз в месяц или два. Это помогает отследить успехи ребенка и его своевременную подготовку к школе.

4 метода дошкольного образования

Методы дошкольного воспитания детей – это систематизированные, последовательные и взаимосвязанные действия педагогов, направленные на максимальное достижение задач и результатов.

Дошкольная педагогика состоит из следующих методов:

  1. Формирование сознания личности (метод включает пояснение, беседу или рассказ, которые направлены на получения знаний об окружающем мире, о природе и обществе, правилах поведения, трудовой деятельности взрослых; метод формирует у ребенка систему понятий и четких убеждений, помогает в создании собственного жизненного опыта и учит давать оценку своему поведению и поведению других людей).

  2. Организация деятельности, общения, поведения (посредством специальных упражнений, создания ситуаций, спортивных и логических игр со сверстниками, познавательных речевых и арифметических конкурсов метод приводит ребенка к познанию действительности в процессе разной деятельности).

  3. Стимулирование и мотивация деятельности и поведения – методы, которые предполагают применение к воспитанникам поощрений (положительной оценки поведения детей, которая всегда вызывает яркие эмоции, гордость, удовлетворение собой), наказаний (осуждения плохого поступка или отрицательного отношения с целью скорректировать дальнейшее поведение и активировать желание исправиться) и соревнований (состязание на выявление лучшего результата уже имеющихся навыков, несет в себе много положительных эмоций, связанных со стремлением к труду, первенству и достижению поставленных целей). Добавим, что в поощрительных оценках при всем коллективе, очень нуждаются необщительные, несмелые дети. А вот вынесение наказания рассматривается в каждом случае индивидуально – некоторых детей нельзя осуждать в присутствии коллектива.

  4. Контроль и самооценка (проведение бесед, опросов, тестов и создание специальных ситуаций для выявление степени воспитанности).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: