История[править | править код]
Термин был введён немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.
В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай, аналогичный случаю Берлина, про мальчика, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.
В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.
В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.
В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Как помочь ребенку адаптироваться к обучению?
Диагностика дислексии
- Определить у ребёнка дислексию необходимо как можно раньше. При этом как правило большинство родителей и не подозревают о наличии этой проблемы до тех пор, пока ребёнок не начнёт изучать буквы в школе или детском саду. Поэтому рекомендуется с профилактическими целями обследовать всех детей, страдающих задержкой активной и пассивной речи.
- Самым важным необходимо произвести ЭЭГ головного мозга
- Необходимо проверить остроту зрения и слуха малыша.
- Важным компонентом диагностики является и глубокое медико-психологическое обследование, при помощи которого можно определить наличие неврологических нарушений для того, чтобы наверняка исключить прочие заболевания, “маскирующиеся” под дислексию и выбрать форму обучения, предпочтительную для ребёнка в дальнейшем.
Классификация дисграфии
Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:
- Если у ребенка нарушена работа речеслуховой анализаторной системы – это акустическая форма. Причиной ее появления является недостаточная сформированность фонематических процессов. Акустическая дисграфия проявляется в виде замены и смешения букв на письме. Школьник путает букву, фонемы которых имеют схожие акустические признаки.
- Если нарушена работа речедвигательного звена, то может возникнуть артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Школьник путает на письме буквы, фонемы которых имеют схожие артикуляционные характеристики. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то в начальной школе большинство учеников проговаривают про себя буквы, что может привести к такой форме дисграфии.
- При нарушениях работы зрительного, пространственного и кинестетического анализаторов появляется оптико-пространственная форма. У школьника имеются затруднения в различении звуков на слух, нарушена пространственная ориентация буквы или ее элементов. Ребенок затрудняется в определении границ предложений и текста, видении строки и т. д.
Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения
Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта
Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?
Коррекция дислексии
Лечится дислексия при помощи специальных обучающих программ, построенных так, чтобы помочь ребёнку восполнить имеющиеся пробелы в навыках овладения чтением с помощью специальных приемов с учетом типа нарушений. Надеяться, на то, что дислексия пройдёт «сама» в процессе взросления ребёнка, недопустимо.
В любом случае, следует помнить, что дислексия – это не приговор. Дети, страдающие дислексией могут стать в будущем художниками – как Леонардо да Винчи или Уолт Дисней, актёрами – как Дастин Хоффман или Квентин Тарантино, учёными – как Альберт Эйнштейн, и даже литераторами – как Владимир Маяковский или Ганс Христиан Андерсен! Все эти великие люди тоже когда-то страдали дислексией, но сумели решить свою проблему, и в результате достигли самых высоких результатов в своём деле.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.
Клиническая картина
Устная речь больных данным заболеванием сопровождается различными дефектами в произношении звуков. Помимо этого, у людей с подобным диагнозом часто наблюдается скудность словарного запаса и проблемы с пониманием различных слов. В речи больного часто отсутствуют развернутые предложения, а используемые слова могут быть почти не связаны друг с другом.
Симптомы дислексии у взрослых часто проявляются в виде смешивания или замены различных звуков, которые имеют схожие акустические признаки. Довольно часто люди с подобной проблемой читают по слогам и искажают звуко-слововую структуру произнесенных слов. Семантическая дислексия часто характеризуется при помощи термина «механическое чтение». Данная форма заболевания проявляется в виде нарушений, связанных осознанием прочитанных фраз. Аграмматическая дислексия характеризуется неправильным прочтением окончаний различных слов. Также данная патология выражается нарушением согласования разных частей речи.
Мнестическая форма патологии является нарушением ассоциации среди зрительных форм букв и соответствующих им акустических звуков. При наличии этой формы заболевания, больной испытывает сложности с запоминанием букв, что приводит к их смешиванию и замене во время чтения. Во время проведения обследования могут быть выявлена трудность воспроизведения слов, состоящих из нескольких последовательных согласных. Для оптической формы заболевания свойственные такие симптомы, как смешивание и замена букв, имеющее схожие графические элементы. К таким буквам относятся «Б — Д», «Д — Л», «В — З». Также характерный симптом для этого типа заболевания, резкое смещение с одной строчки на другую во время чтения. Также клиническая картина при этой форме заболевания проявляется в виде зеркального чтения.
Тактильная форма рассматриваемого заболевания характерна лишь для незрячих людей. Во время чтения азбуки Брайля у больных наблюдается смещение тактильных ощущений букв, имеющих определенную схожесть. Как и в случае с оптической формой заболевания, больные часто смещаются через строки, пропускают буквы и слова и практически не вникают в смысл прочитанного.
Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций участвующих в осуществлении процесса чтения
Классификация дислексии
По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.
В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
- Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
- Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
- Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
- Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
- Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
- Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.
Симптомы дислексии
В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.
При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).
Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.
В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.
При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.
Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.
Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.
Что делать, если у ребенка дислексия?
Коррекцией дислексии детей и взрослых занимается логопед. В зависимости от вида нарушения применяются свои способы лечения дислексии.
Несмотря на все возможные отрицательные последствия, дислексия, как и дисграфия, не приговор: дети могут быть весьма одаренны в других сферах деятельности, часто они проявляют способности мыслить нешаблонно, образами, творчески. Казалось бы, такая проблема может поставить «крест» на развитии ребенка и его будущем, однако история знает множество выдающихся людей, страдающих дислексией и дисграфией: Уолт Дисней, Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Генри Форд, а также артисты Шер, Мерлин Монро, Том Круз, Кира Найтли, Дастин Хоффман и другие.
Главное, принятие дислексика таким, каков он есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его талантов, так и в коррекции дислексии.
Фото предоставлено пользователем Jelenko.
Диагностика дислексии
При появлении симптомов дислексии нужно обращаться к логопеду. Специалист обследует ребенка и составит характеристику, включающую уровень правильного формирования разговорной и письменной речи, чтения, памяти, внимания и мышления.
Начальный этап работы логопеда — сбор информации о формировании личности и жизнедеятельности ребенка. Специалист осматривает артикуляционный аппарат ребенка, его речевую и ручную моторику, оценивает успехи школьника по чтению и русскому языку.
Диагностика разговорной речи происходит путем оценки произношения фонем, построения слогов, умения строить предложения и тексты.
Чтобы диагностировать письменную речь, логопед дает ученику следующие задания:
- переписать часть текста;
- написать текст под диктовку;
- составить индивидуальное письмо.
Проверяя у детей чтение вслух и молча, специалист оценивает скорость, правильность, метод чтения, осмысление прочитанного и учитывает своеобразные дефекты.
При исследовании дислексии необходимо выяснить степень развития зрительного восприятия, умения анализировать и синтезировать, оптическое ориентирование в пространстве.
При необходимости речевое диагностирование добавляется медицинскими обследованиями, включающими консультирование у докторов: невропатолога и окулиста. Невролог может назначить ЭЭГ, ЭхоЭГ, а окулист проводит офтальмологические исследования.
Классификация дислексии
Как классифицируется болезнь
Данное заболевание подразделяется на две категории: вербальную и литературную дислексию. Вербальная дислексия проявляется в виде нарушений навыков чтения, а литературная форма заболевания связана с проблемами усвоения отдельных букв
Разбирая вопросы о том, как проявляется дислексия, что это такое, виды и признаки, следует уделить особое внимание различным формам проявления этой болезни и характерным симптомам:
- Тактильная – результат нарушения тактильной формы восприятия у людей со слабым зрением.
- Мнестическая – является следствием дисфункции речевой памяти и характеризуется трудностями в сопоставлении звуков и букв.
- Оптическая – дисфункция, связанная с недоразвитостью зрительно-пространственных навыков.
- Аграмматическая – нарушения в развитии грамматического речевого строя, функциональных и морфологических обобщений.
- Фонематическая – проблемы с фонематическим восприятием, анализом и синтезом.
- Семантическая дислексия – это совокупность проблем со слоговым синтезом и словарным запасом. Данная патология характеризуется проблемами с восприятием синтаксической связи в различных предложениях.
Специалисты связывают фонематическую, сематическую и аграмматическую формы заболевания с нарушениями речевых функций. Остальные формы рассматриваемой патологии являются нарушениями психических функций.
Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу
Клиническая симптоматика
Что такое дислексия и дисграфия в школе
Раньше детей, у которых были трудности с обучением и письмом называли невнимательными и лентяями. Сейчас все изменилось, и врачи определили, что эти нарушения — следствия определенного диагноза — дислексия.
Как понять, что у человека дислексия:
- он пишет очень неразборчиво;
- он плохо ориентируется в тетради и постоянно пропускает строки и клетки;
- он не может охватить слово целиком и поэтому плохо и медленно читает.
Врачи выделяют еще один диагноз — дисграфия.
Дисграфия может выражаться в:
- переставлении букв и цифр местами;
- одинаковых и повторяющихся ошибках;
- неслитном письме;
- путанице между левой стороной и правой;
- изменении структуры слова.
Все эти особенности связаны со спецификой нервной системы. Иногда дислексия и дисграфия проходят самостоятельно, а иногда сопровождают человека на протяжении всей жизни, но их признаки могут стать не такими явственными.
Дислексия — это не препятствие к успеху. Например, Леонардо да Винчи тоже страдал дислексией, но это не помешало ему обрести мировую известность.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Прогноз и профилактика
Дислексия охватывает настолько широкий круг людей и имеет настолько различные признаки и степени проявления, что прогноз можно дать только после длительного общения с клиентом. Как правило, прогноз бывает благоприятным, если дислексия обнаружена в раннем возрасте, а рядом с человеком есть семья и друзья, которые его поддерживают. Целеустремлённость и сила воли тоже имеют не последнее значение. Хорошим примером в данном случае является Рон Дэвис, который научился контролировать своё состояние только в 38 лет, но это не помешало ему сделать впоследствии отличную карьеру.
Поскольку это состояние обусловлено наследственными причинами, для него не существует мер профилактики, как для ОРЗ. Однако ранее выявление и своевременно предпринятые меры по коррекции могут дать прекрасные результаты и избавить человека от многих проблем в будущем.
Существует ряд методик, которые могут помочь дислексикам преодолевать трудности с чтением и письмом:
- Индивидуальные занятия или занятия в небольших группах;
- Психологическая поддержка дома и в школе;
- Задействование большего количества органов чувств (лепка букв из глины, вырезание их из бумаги, проговаривание вслух и т.п.);
- Использование различных компьютерных программ для обучения фонематическому распознаванию.
Дислексия
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.
По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.
В НИУ ВШЭ проверили диагностическую валидность теста СМИНЧ
Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с профессором нейропсихологии из МГУ им. М.В. Ломоносова и специалистами из Центра патологии речи и нейрореабилитации провели оценку диагностической валидности СМИНЧ и проверили, насколько актуальны имеющиеся нормативные данные. Результаты исследования, обновленные уровни по скорости чтения, а также контрольные уровни для оценки этих показателей представлены в статье, опубликованной в The Russian Journal of Cognitive Science. Новые сведения помогут специалистам проводить более точную диагностику нарушений чтения.
Ранее до этой работы экспериментальная оценка диагностической валидности теста СМИНЧ никогда не проводилась. Отсутствовала научная проверка, насколько точно при использовании этого теста дети с дислексией будут диагностированы как дислектики, а дети, не имеющие нарушений чтения — как относящиеся к группе нормы.
Авторы исследования протестировали 90 типично развивающихся детей, успешно осваивающих чтение, и 50 детей, у которых опытными специалистами была клинически диагностирована дислексия. После этого они проанализировали соответствие между клиническим диагнозом и показателями этих детей по СМИНЧ, используя оригинальные нормы, приведенные в опубликованном руководстве к тесту, а также новые нормативные данные.
Исследование показало высокую специфичность теста. Это означает, что СМИНЧ позволяет идентифицировать типичные показатели чтения и отсутствие дислексии с высокой точностью: от 100% (при использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах) до 94,4% (при использовании контрольных уровней, рассчитанных на данных 2018 года). Однако чувствительность СМИНЧ, то есть его способность выявить ребенка с дислексией как имеющего нарушения чтения, существенно зависит от нормативных данных, используемых для расчета «уровней отсечки».
При использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах, чувствительность теста находилась между 36,6% и 39,0% (в зависимости от текста), а при использовании новых данных по скорости чтения, полученных в 2018 году, чувствительность теста достигала 60,0–72,0%. Однако даже 72,0% — очень низкий показатель чувствительности. Он означает, что до 28,0% детей будут ошибочно диагностированы как не имеющие нарушений чтения, хотя по факту могут быть дислектиками.
Относительно низкая чувствительность СМИНЧ является результатом использования только одного (хотя и самого важного) диагностического критерия — скорости декодирования. Однако СМИНЧ фактически позволяет использовать два дополнительных диагностических критерия: уровень понимания прочитанного и взвешенную оценку ошибок, допущенных при чтении.IQ
Где учатся дети с дислексией и дисграфией
Дети с дислексией могут учиться в общеобразовательной школе. Чтобы их диагноз не отражался на успеваемости, нужно принести справку от врача, в которой врач подтверждает это заболевание.
Однако и дисграфия, и дислексия могут сильно мешать ребенку учиться в обычной школе, и его родителям могут порекомендовать перевести ребенка в коррекционную школу. Но этот вариант остается на усмотрение родителей, и заставить перевестись никто не может.
Если родители для своего ребенка с дислексией или дисграфией выбрали обучение в обычной школе, то нужно понимать, что ребенок будет учиться по обычной учебной школьной программе. Однако вполне возможно, что учителя будут относиться к таким детям снисходительнее.
Как проявляется и на что влияет дисграфия
Дисграфия – это специфические трудности, связанные с письмом, когда человек не всегда может правильно определить соответствие между звуком (фонемой) и буквой. По этой причине он во время написания текста заменяет одни буквы другими или переставляет их местами. Путаница может возникать также и со слогами или частями речи.
Дисграфия встречается в 2-3 раза чаще, чем дислексия. Учёные также отмечали случаи, когда у человека проявлялась полная неспособность читать (алексия) при отсутствии серьёзных проблем с письмом, или полная неспособность писать (аграфия) без проявления трудностей со чтением.
Процесс написания состоит из нескольких стадий:
- Анализ фонетической структуры слова или предложения.
- Мысленное соотнесение фонем со зрительными образами букв.
- Воспроизведение этих образов при помощи движений руки.
За первую и вторую стадии отвечает так называемая «угловая извилина», расположенная в теменной доле мозга. Она служит своеобразным мостом для передачи визуальной информации в речевую зону Вернике: область, ответственную за распознавание устной и письменной речи. Моторная стадия письма регулируется другой областью – «зоной Экснера». При поражении одной из этих зон, либо при нарушении взаимодействия между ними, у человека возникают сложности с речью, письмом или чтением.
Люди, у которых диагностирована дисграфия, имеют проблемы не только с грамотностью при письме, но и с воспроизведением символов, потому что у них плохо скоординированы визуальные образы букв и движения, которые нужно совершить для их повторения на бумаге.
О признаках наличия у ребёнка дисграфии могут свидетельствовать:
- Неудобный, слишком напряжённый хват ручки или карандаша;
- Напряжённое положение тела при письме;
- Уклонение от задач по написанию и рисованию;
- Быстрая утомляемость во время письма;
- Попытки произносить слова вслух во время письма;
- Пропущенные слова в написанном предложении, незаконченные предложения.