Что такое дислалия у детей

Что такое дислалия у детей

Разновидности дислалии и особенности ее проявления

Дислалия бывает двух основных типов:

  • Механическая дислалия.
  • Функциональная дислалия.

Каждый из видов имеет свои особенности проявления и причины развития. Рассмотрим их.

Причинами развития механической дислалии и особенности ее проявления в следствии них являются:

  1. Физические поражения органов артикуляции. Любые дефекты в строении языка, губ, челюсти могут привести к нарушению звукового произношения. Такие поражения возникают в следствие каких-то травм, полученных во внтуриутробном периоде или раннем детстве. Такие поражения могут приводить к искаженному произношению, смазанности речи, непоследовательности звуков;
  2. Короткая уздечка языка. Она приводит к нарушению произношения звуков, которые произносятся верхнеязычными органами;
  3. Слишком широкий или слишком узкий язык. Данная патология ведет к сложностям развития связной речи. Речь теряет свою внятность и четкость;
  4. Аномалии губ. Толстые или тонкие губы, затруднения их подвижности обуславливают появление проблем в произношении губных и губно-зубных звуков;
  5. Неправильный прикус, проблемы с зубами приводят к трудностям произношения зубных звуков.

Что касается функциональной дислалии, то она исключает наличие каких-либо аномалий в строении органов артикуляции, т.е. не имеется основы нарушения звукового произношения. Нарушение произносительной стороны речи в данном случае становится следствием воздействия внешних факторов и общего недоразвития организма.

К основным причинам развития функциональной дислалии относятся:

  1. Неправильная речь взрослых. Дети подражают взрослым и стремятся говорить точно также. Поэтому, необходимо тщательно следить за своей речью, исключая сюсюканье и косноязычие, а также употребление жаргонов и быстрого произношения, стирающего окончания слов;
  2. Билингвизм в семье. Родители, говорящие на нескольких языках, часто становятся причиной неправильного становления детской речи;
  3. Физическая слабость организма и всех его органов, вследствие проблем с иммунитетом;
  4. Мозговые дисфункции. Они ведут к позднему развитию речи и сложностям ее становления;
  5. Нарушения в работе фонематического восприятия.

Все эти факторы приводят к тому, что ребенок оказывается неспособным различать звуки на слух, т.е. он слышит их, но при схожести фонем не может отличить и заменяет их одним звуком. Это может проявляться в путании звонких и глухих звуков, мягких и твердых.

Кроме того, дислалия, часто проявляется в проблемах использования звуках в разных словах и разных позициях в слове. Один и тот же звук может правильно произноситься в одном слове и совершенно неверно в другом т.е. когда находится в другой позиции. Также, звуки могут произноситься невнятно или нетипично, т.е. не так, как это сложилось в определенной системе языка.

Афазия

Афазии относят к патологиям, при которых общение нарушено из-за поражения речевых центров. Это нарушение речи характеризуется следующими признаками:

  • трудности с пониманием услышанного текста;
  • проблемы с произношением звуков, слов и построением предложений;
  • нарушение письменной речи из-за неправильного формирования слов.

Последний симптом часто отмечается у детей. Это связано с отсутствием автоматизированного письма. Ребёнок прокручивает в голове нужное слово, где оно уже формируется неправильно. В результате на бумагу оно передаётся уже в искажённой форме.

Отсутствие письма у взрослых пациентов сочетается с поражением правой стороны тела, включая руку. Часто такая картина возникает на фоне инсульта. Но этот навык может сохраняться у левшей. Общению на бумаге может препятствовать и нарушенное восприятие текста — больные не понимают написанного.

Классификацию афазий проводят в соответствии с ведущим признаком, который считается первичным у данного больного. При моторном типе пациенты первично перестают правильно произносить слова и звуки. Они могут быть полностью немы, выдавать искажённые слоги или заменять их по причине артикуляционной слабости и отсутствия координации движений. В речи возникают длительные паузы, во время которых человек пытается найти правильное положение языка и губ, чтобы сформировать нужный звук.

При локализации патологии в нижнетеменной зоне коры головного мозга возникает афферентная моторная афазия. В результате пациенты заменяют звуки или путают их порядок в словах. Это связано с нарушенной передачей импульса от нейронов на артикуляционный аппарат.

Эфферентная моторная афазия характеризуется тем, что пациент не может сформировать из звуков серию. При этом отдельно он их произносит без труда. Патологический очаг при этом заболевании находится в премоторной части коры мозга.

При амнестической афазии главным признаком считается забывание отдельных слов. При этом пациент может охарактеризовать предмет и помнит основной признак или функцию. В памяти больных дольше сохраняются хорошо знакомые простые слова, употребление которых происходит ежедневно. Такие люди часто не могут подобрать обобщение для группы предметов и воспринимают метафоры буквально.

Поражение средней височной зоны коры левого полушария головного мозга вызывает акустико-мнестическую афазию. При этом заболевании ухудшается память на только что озвученную речь. Человек не может вспомнить, что ему сказали, но не забывает информацию, полученную ранее.

Динамическая афазия подразумевает нарушение у пациента формирования речи. Больной долго составляет предложения, из-за чего снижается темп разговора. При этом он может нормально произносить звуки и слоги. Такие пациенты не используют в общении сложные предложения и фразы, так как им трудно их построить. Это состояние обусловлено патологией префронтальной части коры левой половины головного мозга, где локализованы нейроны, отвечающие за грамматику.

При семантической афазии пациенты плохо понимают логику составления предложений и изменения слов в соответствии с падежом без контекста. При этом они могут знать значение термина, но не уметь его правильно истолковать из-за особенностей формирования окончания. Такое состояние обусловлено патологией корковой зоны, локализованной на стыке височной, теменной и затылочной области.

Лечение афазии тесно сопряжено с коррекцией неврологических нарушений. После снятия острой симптоматики можно приступать к логопедическим занятиям. Их проводит как специалист, так и родственники больного. Причём второе предпочтительнее из-за психологического комфорта пациента.

Причины дислалии

Рассмотрим основные причины, которые могут провоцировать развитие дислалии.

  1. Генетические факторы.
    Одной из основных причин дислалии являются генетические факторы. Если у члена семьи были проблемы с произношением или другими аспектами речи, у его потомков также может возникнуть подобное нарушение. Генетическая предрасположенность создает условия для возможного развития дислалии, однако влияние окружающей среды также играет ключевую роль.
  2. Проблемы с зубочелюстной системой.
    Аномалии в развитии зубочелюстной системы также могут быть причиной дислалии. Например, неправильное положение зубов, наличие дефектов в зубах, даже потеря зубов могут влиять на произношение звуков. Артикуляционные сложности могут возникнуть из-за нарушения физиологических условий для правильного формирования звуковой артикуляции.
  3. Недостаток лингвистической стимуляции.
    Окружающая среда также играет важную роль в развитии речевых навыков. Недостаток лингвистической стимуляции в раннем возрасте может существенно повлиять на правильное формирование речи у детей. Например, если ребенок редко слышит правильное произношение слов и звуков в своем окружении, это может стать причиной дислалии.
  4. Психосоциальные факторы.
    Стрессы, эмоциональные травмы, а также общее психосоциальное состояние человека могут влиять на его способность к артикуляции и произношению звуков. Например, дети, подвергшиеся психологическим травмам, могут испытывать трудности в общении и произношении слов.
  5. Нарушения аудитивного восприятия.
    Нарушения аудитивного восприятия, такие как проблемы со слухом, также могут стать причиной дислалии. Недостаточное восприятие звуков и звукосочетаний может затруднить формирование правильной артикуляции.
  6. Недоразвитие речевых моторных навыков.
    Дислалия может быть связана с недоразвитием речевых моторных навыков, что означает неполное формирование мускульной системы, необходимой для правильного произношения звуков и слов.

Патогенез дислалии является сложным механизмом, включающим в себя физиологические, нейрологические и психологические аспекты. Это нарушение звукопроизношения имеет свои уникальные черты, и процессы, которые запускаются при дислалии, в значительной степени варьируются в зависимости от её формы и степени тяжести.

  1. Физиологический аспект.
  • Недоразвитие речевых мускулов. У детей с дислалией может наблюдаться недостаточное развитие мускулатуры, ответственной за артикуляцию. Это усложняет формирование правильного произношения звуков.
  • Аномалии зубочелюстной системы. При наличии аномалий в зубочелюстной системе, таких как неправильное положение зубов, создается сложность в формировании звуковой артикуляции.

Нейрологический аспект.

  • Нарушения речевого мотора. Дислалия может быть связана с нарушением речевого мотора, что означает неправильное функционирование моторных нейронов, контролирующих движения речевых органов.
  • Аудитивные проблемы. Нарушения аудитивного восприятия могут привести к трудностям в различении и восприятии звуков, что, в свою очередь, сказывается на способности к правильному произношению.

Психологический аспект.

  • Эмоциональные аспекты. Стрессы, эмоциональные травмы или негативные психологические воздействия могут оказывать влияние на формирование речевых навыков и способствовать развитию дислалии.
  • Обучение и общение. Отсутствие лингвистической стимуляции или неправильное обучение в раннем детстве могут оказать негативное воздействие на формирование навыков произношения.

Моменты появления симптомов.
Моменты, когда становится понятно, что процесс заболевания начинает нарастать, могут быть различны в зависимости от индивида и формы дислалии. Однако, некоторые общие черты можно выделить:

  • Детский возраст. У детей первые симптомы дислалии могут проявиться в возрасте 2-3 лет, когда начинается активное формирование звукопроизношения. Неверное произношение звуков и слов может стать явным признаком.
  • Школьный возраст. В период обучения в школе дети с дислалией могут столкнуться с трудностями в овладении чтением и письмом, что станет сигналом для внимательного обследования.
  • Взрослый возраст. У взрослых проявления дислалии могут усугубиться в условиях повышенной социальной ответственности, особенно на работе или в общественных ситуациях.

Современные методы лечения

В зависимости от причины, логопед или ЛОР предложит терапию или лечение, адаптированное кпациенту, которое будет основано на выполнении упражнений для улучшения мышц, используемых для произношения и совершенствования артикуляции, а также дыхательных и экспрессионных упражнений. Когда причиной дефекта речи является порок развития, может потребоваться хирургическое вмешательство для его исправления.

Терапия речевых расстройств включает занятия, которые создают гармоничное развитие разных сфер:

  • Общие упражнения (имитация движений при ходьбе, движения рук и шеи, имитация аплодисментов, упражнения на укрепление мышц живота и груди и т. д.).
  • В зависимости от диагноза гимнастические упражнения можно выполнять с разными частями тела. Например, нарушения письменной речи требуют тренировки руки, кисти, пальцев.

Подвижность фоноартикуляционного аппарата:

  • Упражнения на подвижность челюсти: открытие/закрытие рта, опускание и поднятие челюсти, прикус.
  • Упражнения на подвижность языка: языковые игры «кошка пьет молоко», тиканье часов, быстрое и многократное произношение слога «ля».
  • Упражнения для губ и щек: сосание щек, сжатие губ, вибрация губ, улыбка, надувание щек,
  • Упражнения на мягкое небо: имитация зевоты, упражнения на глотание.

Эти упражнения предназначены только для начальной фазы, перед произнесением звуков, после этого будут использоваться только упражнения, необходимые для передачи звука.

4 Коррекция

Медикаментозного лечения дислалии не существует. Нарушение звукопроизношения осуществляется с помощью лечения в три этапа:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков произношения;
  • формирование коммуникации пациента.

При механической форме недуга на первом этапе нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата с помощью оперативного вмешательства или стоматологического лечения

Кроме этого, на первых занятиях логопед развивает внимание и слуховую память, что позволяет добиться лучшего эффекта в коррекции дислалии. Это связано с тем, что недостаточный уровень восприятия и понимания чужой речи способствует формированию неправильного произношения. Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики

Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки

Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки.

При сенсорной функциональной дислалии необходимо уделить внимание работе с фонематическими процессами. Для правильного звукопроизношения нужно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и постоянно отрабатывать произношение опорных (основных) звуков. Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте

Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.

Для коррекции этого недуга ребенок может собирать паззлы, конструкторы. Лепка из пластилина также может помочь в лечении дислалии

Важно с ребенком проговаривать действия вслух и контактировать с ним. Если малыш допускает ошибки в произношении слов, то нужно это корректировать. Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

  • способом подражания;
  • механическим (использование логопедических зондов);
  • смешанным.

Необходимо формировать автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и различение звуков.

Заключительный этап характеризуется тем, что проводится формирование безошибочного употребления отработанных звуков в ситуации общения.

Занятия с логопедом проводятся от 3 раз в неделю. Длительность 1 занятия составляет обычно 60 минут. Если логопед дает домашние задания, то их надо выполнять, в противном случае эффекта от коррекции не будет. Все задания делаются под контролем родителей. Курс коррекции составляет 1-3 месяца. Если наблюдается сложная форма дислалии, то 3-6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения на улучшение звукопроизношения. Их может подсказать логопед. После регулярных домашних заданий эффективность коррекции будет более заметна.

Из-за наличия речевых дисфункций у детей отмечается нарушение социальной адаптации. Чтобы ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, необходимо обратиться к психологу за помощью. Специалист поможет ребенку наладить контакт с окружающими, несмотря на наличие дефектов.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить

Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю

Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда

У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

https://youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Типы дислалии и симптомы

Тип языкового расстройства, который классифицируется по изменению, пропуску или замене одних фонем на другие, неправильные.
Существуют разные виды дислалии:

  1. Физиологическая дислалия: органы ребенка недостаточно зрелы, чтобы произносить определенные слова. Это совершенно нормально и не о чем беспокоиться, если только это не длится слишком долго.
  2. Аудиогенная дислалия: как следует из названия, эта проблема с речью вызвана дефектом слуха ребенка, который не позволяет ему должным образом имитировать звуки.
  3. Функциональная дислалия: может появиться после длительной физиологической дислалии, когда органы уже созрели. Это связано с дефектом формулировки сообщения.
  4. Органическая дислалия: этот тип патологии также называется диглоссией и связан с дефектами органов, которые используются в речи.

Обычно после пяти лет дети могут хорошо и без труда произносить все фонемы, хотя иногда на «Р» может потребоваться немного больше времени. С пятилетнего возраста серьезное затруднение произношения определенных фонем или слов является ключевым симптомом дислалии.

Диагностические мероприятия

Для постановки верного диагноза и дифференцировки органической патологии от функциональной, необходимы консультации нескольких специалистов – детского невролога, логопеда, психолога, оториноларинголога и педиатра. На приеме врач использует следующие диагностические подходы:

  • Сбор жалоб и анамнеза речевых нарушений. Родителей подробно опрашивают, когда начались затруднения речи, чем сопровождались, имеет ли ребенок заболевания нервной системы, как протекала беременность у матери и т. п.
  • Осмотр ротовой полости.
  • Исследование речевых навыков ребенка: выполнение особых упражнений – открывание и закрывание рта, вытягивание губ в трубочку, улыбка, изменение позиций языка (широкий, узкий, дудочка). При таких манипуляциях врач отмечает тонус мышц артикуляционного аппарата и может выявить его нарушения.
  • Оценка звукопроизношения – ребенка просят назвать предметы, изображенные на картинках. Задания подобраны таким образом, что предъявляемый звук находится в разных позициях – начале, конце или середине слова. После окончания исследования можно узнать характер дефекта – пропуск, замена, искажение или смешение звуков.
  • Логопед проводит анализирует фонематический слух – повтор слогов за специалистом, чтение по слогам с изображений.
  • Дополнительные методы инструментальной диагностики – электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография головного мозга при подозрениях на органическую патологию.

После окончания диагностики специалисты ставят диагноз и назначают необходимое лечение индивидуально для каждого ребенка.

Как ставится диагноз

Ребенка, а также родителей обследуют. Врач (логопед) задает вопросы, связанные с развитием, в том числе и внутриутробным, с прохождением родов, являлись ли они искусственными, естественными, наблюдались ли осложнения в речи у родителей.

После этого специалист берет для изучения медицинскую карту пациента.

Завершающим этапом обследования является проведение тестирования. Это нужно для того, чтобы определить уровень развития речи, слуха, зрения. Затем доктор начинает произносить слова, которые пациент должен повторить.

От правильности произношения слов будет зависеть оценка развития болезни. Пациенты с механическими нарушениями обследуются командой врачей (логопед, ортодонт, стоматолог, хирург, невролог).

Отличие дислалии от дизартрии

Дизартрия – это проблемы звукопроизношения из-за нарушений речевого аппарата. Отличий от дислалии немало:

Возникнуть может при ослабленном здоровье.
Расстройства вегетативной системы могут содействовать развитию болезни

К таким относятся: плохой сон, бессонница, бледность, повышенное потоотделение.
У пациентов, страдающих недугом моторика в плохом состоянии, ловкость отсутствует, нарушена координация движений.
Присутствует тремор пальцев, рук.
Невозможность держать тело в неподвижном вертикальном положении, оно покачивается.
Есть вероятность анемии некоторых, всех мимических мышц лица.
У больного не получается жевать пищу, глотать воду, еду маленькими порциями.
Мозговые процессы ухудшаются (снижается память, внимание, появляется утомляемость).
Такие дети легко возбудимые, обладают отрицательным поведением, неуравновешенны.
Речь отличается от нормы темпом, плавностью, смазывается звуковоспроизведение.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка

Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь. Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее

Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: