Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте: как и чему учить ребенка

Три стадии развития

Действенное мышление формируется во время игры, здесь как раз полезны развивающие занятия. Желание что-то разломать, надкусить, построить башню из подручных предметов — процесс познания мира. В этот период ребенок узнает, как что устроено. Поскольку данный процесс происходит самостоятельно, то вмешиваться не стоит, можно лишь подогревать интерес новыми играми, следить за техникой безопасности.

Следом, в младшем дошкольном возрасте, активно развивается образное мышление. Это происходит вместе с развитием воображения, что положительно влияет на творческие способности. Осознанная сборка моделей конструктора, рисование заранее продуманной картины, придумывание собственных сюжетов в рассказах — залог креативности в будущем. Образное мышление связано с обработкой визуальной информации, оно входит в более обширное понятие наглядно-образного мышления. В дальнейшем оно помогает решать задачи в уме, придумывать нестандартные решения и идеи. Стимулировать его развитие можно при помощи совместных занятий творчеством, инсценировкой ситуаций, историй, ролевыми играми с изучением различных профессий и сфер жизни.

Ближе к старшему дошкольному возрасту, годам к 6, начинает активно развиваться мышление логическое. Он учится видеть закономерности, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свои слова, делать выводы

На этом этапе важно заложить основы правильной логики, чтобы научить его не поддаваться шаблонам. Логика руководствуется собственными законами, которые может быть сложно понять детям младшего школьного возраста, но их можно изучать при помощи прикладных инструментов — логических игр

Заодно будет формироваться системный взгляд, то есть понимание, что различные сферы жизни и области знания взаимосвязаны.

Способы развития мышления

Детский мозг постоянно активен. Кроха впитывает информацию об окружающем мире посредством всех органов чувств:

  • зрения;
  • слуха;
  • обоняния;
  • осязания.

Мышление должно быть развито

Он пытается строить причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Именно в раннем детстве формируется логика. Задача взрослых — помочь развить её путём создания различных игровых ситуаций, решения логических задач и головоломок.

Как развивается мышление у людей?

Методика развития мышления в саду основана на понимании возрастных особенностей. Упражнения должны соответствовать уровню развития психики ребёнка. В противном случае, цель не будет достигнута, и маленький член семьи потеряет интерес к подобным играм.

Мышление в своём развитии проходит три этапа:

  • Наглядно-действенное присуще детям первых лет жизни. Оно не требует речи, позволяя контактировать с окружающими предметами.
  • Наглядно-образное мышление характеризует трёхлеток. Часть предметов в этом возрасте заменяется их творческими образами, малыши начинают мыслить абстрактно.
  • Словесно-логическое мышление формируется к 6-7 годам после садика и позволяет размышлять при помощи слов, а не абстрактных образов.

Обратите внимание! На каждом этапе развития ставятся свои задачи. Мыслительные способности развиваются постепенно

Также поэтапно будут усложняться и дидактические материалы

Также поэтапно будут усложняться и дидактические материалы.

Игры помогают в развитии

Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

Малышам 2-4 лет (младших и средних групп) необходимо изучить предмет, потрогать руками, попробовать его на зуб, уронить на пол. Эти манипуляции дают представление о качествах предмета (вкус, запах, прочность и возможность его применения).

На этом этапе малышу необходимо активное участие взрослых членов семьи. В силу возраста он не способен понять задание с первого раза и самостоятельно его исполнить, нужно повторять несколько раз, показать примеры, ответить на вопросы. Обязательным условием является обсуждение процесса игры, исключающее интуитивный характер выполнения упражнений.

К 5 годам (старшая группа) дошколята могут мыслить методом образов. Они могут сравнивать не только однотипные вещи, но и предметы разные по цвету, форме и размеру.

Обратите внимание! Успех в решении логических задач зависит от регулярности занятий. Они должны стать ежедневными

Не обязательно проводить их в классической форме за столиком для игр

Стоит родителям включить креативное мышление, и учиться можно будет в процессе выполнения повседневных дел

Не обязательно проводить их в классической форме за столиком для игр. Стоит родителям включить креативное мышление, и учиться можно будет в процессе выполнения повседневных дел.

На шестом году жизни начинает формироваться абстрактное мышление. В этом возрасте у них богатый понятийный аппарат, развито воображение. Основным средством познания мира в этот период является речь.

Развивать дополнительно

Лучший способ вовлечь ребенка в какой-то процесс в любом возрасте — это игра. Для развития логики хорошо подойдут специальные онлайн-игры Викиум, которые тренируют мозг. Они выполнены в доступной форме, с привлекательным дизайном и легкими условиями. В то же время, каждый тренажер основан на научных методиках, которые доказали свою эффективность. Тренажеры Викиум подходят детям от 7 лет, как раз когда нагрузка на мозг резко возрастает из-за учебы. Тренажеры также помогают повысить концентрацию внимания и укрепить память, что повышает успеваемость, а также помогает комплексно развивать интеллект.

Как определить границу между детством и взрослой жизнью?

Степень взросления по моральным качествам человека легко определить по его индивидуальным способностям. По европейским нормам индивидуум созревает в четырнадцатилетнем возрасте, а в восемнадцать лет — он совершеннолетний. Но сейчас часто бывает, что в восемнадцать лет родители не отпускают своего ребенка во взрослую жизнь. Человек может проживать с родителями и дальше, при этом, нигде не работая, не имея никакого источника для нормального существования.

Все зависит от личности, воспитания и стремления к самостоятельности. У многих формирование взрослости по всем критериям происходит гораздо позже положенного возраста. Поэтому провести четкую границу для всех в этом плане достаточно сложно, у каждого индивидуума она своя.

Быть взрослым не всегда легко. И, несмотря на это, некоторые стремятся, как можно быстрее стать на путь самостоятельной жизни, чтобы ни от кого не зависеть и добиваются огромных успехов в различных ячейках общества. Потому что они идут навстречу своей мечте.

Сравнение меры свободы взрослых и детей: отличительные признаки

Если дети свободны от правовой ответственности, то взрослые отвечают за свои действия, начиная с восемнадцати лет. Есть еще ряд отличий по определению меры свободы взрослых и детей:

  • Возрастная сетка детей ограничена датой его рождения, и днем, когда ему исполняется восемнадцать лет. В этот день общество признает, что он становится полноправным гражданином.
  • До этих пор дети целиком зависят от взрослых.
  • Дети не могут полностью решать самостоятельно все проблемы, об этом пекутся родители.
  • Старшие ведут серьезные дела, дети познают мир, играя.
  • Совершеннолетние имеют права, обязанности, что регламентируются гражданскими правами. Правовые возможности детей определяются госорганами, международными организациями.
  • Взрослый обязан заниматься воспитанием своих детей. Дети же в свою очередь выступают лишь иногда в роли воспитателей, определяя необходимую меру индивидуальной ответственности за личностное поведение.

Мышление и его роль

Понять, насколько быстро и правильно развивается мышление у ребенка можно по некоторым операциям.

Сравнение

Его могут выполнять малыши, начиная с 2 лет, сравнивая предметы по их признакам, видеть между ними разницу или сходство.

Обобщение

Такая активность развивается ближе к 6-7 годам. К примеру, можно попросить ребенка назвать несколько предметов (чашка, ложка, кастрюля), одним словом – «посуда». Дети младшего возраста вряд ли сообразят, чего от них хотят.

Анализ

Анализировать дети начинают уже с 3-4 лет. К примеру, ребенок может провести анализ: из чего состоит бумага, дерево и т. д. Так можно понять, что он начал осваивать его технику.

Синтез

Эта операция может быть противопоставлена анализу. Ее ярким примером является освоение ребенком дошкольником навыков чтения. Сначала он изучает звуки, буквы, затем учится их складывать в слоги, слова, предложения и текст.

Классификация

Проводя эту операцию, ребенок учится выделять сходства или различия между окружающими его предметами и явлениями. А после выявления общих признаков, относит предметы к одной группе, к примеру, разделив игрушки по группам из одного материала.

Интересно: Простые эксперименты для детей в домашних условиях

Этапы развития

Детские психологи и педагоги выделяют несколько этапов развития детского мышления.

Наглядно-действенное

Самый ранний этап (1,5-2 года), когда малыши начинают исследовать мир руками. Они стараются все потрогать, попробовать на зуб и даже сломать.

Наглядно-образное

Относится к возрасту 3-4 лет, когда к наглядно-действенному типу присоединяется наглядно-образное мышление. Оба типа развиваются гармонично, дополняя друг друга.

Такое мышление формируется до того момента, когда ребенок пойдет в школу.

В этот момент большой упор нужно сделать на рисование, аппликации, конструирование и лепку.

Словесно-логическое

Начинается с 5-7 лет. Ребенок учится не только говорить о фактах, но и анализировать все окружающее, а также озвучивать свой анализ.

Творческое

Развивает способности создавать и творить что-то новое, принимать нестандартные решения в конструировании. Примечательно то, что развитие этого типа мышления во многом зависит от родителей, которые должны простимулировать это качество. Тем более, что оно есть у всех детей.

Чем взрослый отличается от ребенка?

К главному отличию можно отнести умение управлять своими эмоциями. Человек, не страдающий заболеваниями психики, в любой ситуации способен контролировать свое поведение, независимо от настроения. Дети, особенно маленькие, неспособны этого делать. Этой характерной особенностью можно объяснить шалости, гиперактивность и капризы малышей. С возрастом, благодаря наставлениям родителей и формированию нервной системы, ребенок начинает проявлять умение владеть собой независимо от настроения.

Еще одним важным аспектом вопроса «Чем отличается ребенок от взрослого?» является тот факт, что малыш неспособен обеспечить свое существование. Поэтому он всегда зависим от взрослых. Малыш неспособен принимать взвешенные решения самостоятельно, в отличие от своих родителей. Чаще всего чадо копирует наше поведение, тогда как взрослый является самодостаточной личностью и в объекте подражания не нуждается.

Каждый из нас занимается серьезными делами, а в это время наши детки познают мир, играя.

Все эти аспекты очень важны в развитии каждого маленького члена общества, поэтому родители должны в полной мере обеспечить своим детям питание, уход, понимание, любовь, защиту, достойный образец поведения и развивающие игры.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

Мышление

Накопление знаний не приводит к развитию мышления, оно формируется лишь в активной практической и познавательной деятельности. Развитие мышление дошкольника проходит 3 этапа и представляет собой сложную взаимосвязь различных форм мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление (3–5 лет). Основной признак — неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Чтобы мыслить, нужно действовать с предметами. Например, ребенок крутит игрушку, нажимает на все кнопки, пытается ее открыть, таким образом, он «экспериментирует и познает руками». В процессе многократных действий с предметами (а за пару лет через руки ребенка пройдут сотни и тысячи разных предметов), ребенок выделяет их скрытые характеристики и внутренние связи. Практические действия с предметами, становятся средством познания действительности и формируют мышление.
  2. Наглядно-образное мышление (4–6 лет) — ребенок в мышление начинает оперировать не конкретными предметами при помощи рук, а их образами и представлениями, хорошо представляя себе такие объекты. Ребенок научается познавать и решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах, тогда как до этого, мог лишь путем практических действий. Теперь, чтобы ребенку узнать, какая фигурка подходит к какому отверстию, не нужно попеременно вставлять их, он может сделать это в уме и довольно быстро.

Стоит учитывать, что ребенок не всегда способен через наглядно-образного мышления прийти к правильному ответу. На его мышление, может оказывает сильное влияние восприятие. Если ребенку показать два совершенно одинаковых и равных по объему шарика из теста, а затем на глазах у него, один из шариков превратить в лепешку и спросить где теста больше, то часто ребенок заявляет, что в лепешке количество теста стало больше. Такая ошибка мышления связана с тем, что ребенок пока не владеет понятием объема и знанием других метрических измерениях. Наглядные модели, в которых воспроизводятся свойства и отношения предметов, являются важнейшим условием для формирования внутренней мыслительной деятельности.

Для возникновения образного мышления, также важно подражание взрослому. Воспроизводя действия взрослого, ребенок строит внутренние модели действий, которые проигрывает в ролевой игре. 3

Логическое мышление — начинает складываться к концу дошкольного возраста (около 7 лет) и развивается долгие годы, позволяя ребенку овладеть принципами логики. Такое мышление характеризуется тем, что в результате ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной форме. Однако вначале, ребенку легче устанавливать причинно-следственные связи, если конкретный объект находится прямо перед ним и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Постепенно он переходит к более абстрагированному от наличной ситуации мышлению

3. Логическое мышление — начинает складываться к концу дошкольного возраста (около 7 лет) и развивается долгие годы, позволяя ребенку овладеть принципами логики. Такое мышление характеризуется тем, что в результате ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной форме. Однако вначале, ребенку легче устанавливать причинно-следственные связи, если конкретный объект находится прямо перед ним и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Постепенно он переходит к более абстрагированному от наличной ситуации мышлению.

Негативные стили воспитания

Давайте рассмотрим несколько ошибочных стилей воспитания:

  • избавительство;
  • преследование;
  • повышенная моральная ответственность;
  • игнорирование.

В реальной жизни часто встречается, что эти стили комбинируются между собой. В чем же заключается их суть?

Избавительство включает в себя следующие пункты:

  • делать за ребенка то, что он может сам;
  • принимать за него решения;
  • давать готовые решения;
  • решать проблемы ребенка, с которыми он может справиться сам;
  • ограничение активности под видом заботы.

Преследование может проявляться в агрессии, физических наказаниях. Часто этот стиль воспитания приводит к принуждениям, унижениям и оскорблениям со стороны взрослых к детям.

Под моральной ответственностью понимается соответствие ребенка определенным стандартам. В этом случае у малыша формируется механизм следования по определенному пути. Часто этому способствуют семейные легенды, предания.

При игнорировании ребенку не уделяется должное внимание. Обычно у взрослых нет времени поговорить, а тем более чем-то заняться с ним вместе

Такая ситуация часто встречается при появлении младенца, когда все внимание первые месяцы направлено на него, а старшего «забывают». Тот, в свою очередь, будет пробовать обратить на себя внимание различными способами, причем, не всегда они адекватны.

Именно от взрослых зависит то, какую реакцию даст ребенок на ту или иную ситуацию. Ошибки в воспитании малышей могут привести к возникновению у них проблем во взрослой жизни

Внимание, терпение, забота – основные качества, которые необходимо проявлять по отношению к ребенку

                                              Курс в подарок от клуба КРОСС 

Перейти к следующей статье ➯ Как стиль воспитания влияет на личность ребенка? 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Секреты воспитания 

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.

Этапы и особенности мышления дошкольников

Наглядно-действенное мышление

В самом нежном возрасте, примерно в 1,5-2 года малыш «думает» руками: исследует игрушку, разбирает её, нередко ломает.

Этими действиями он пытается в доступной ему форме исследовать окружающие предметы и сформировать о них собственное представление. То есть он использует наглядно-действенный образ мышления, когда оно полностью определяется его целенаправленными активными действиями по исследованию и попытке изменения окружающих вещей.

Основная задача родителей на этом этапе – не препятствовать попыткам малыша изучать руками окружающие предметы. Даже несмотря на то что его действия очень часто могут привести к поломке предмета, при этом крошечный «исследователь» может даже пораниться сам. Тут уже и будет важна функция родителей, которые могут поощрять его желание познавать, одновременно следя за мерами безопасности.

Для тренировки подобного способа мышления хорошо подходят предметы, которые могут заметно изменяться от воздействия манипуляций ребёнка:

  • наборы для прикладной деятельности;
  • игрушки-сортеры;
  • игры с подвижными материалами: снегом, водой, крупой, песком.

Нужно стараться, чтобы во время игры у малыша формировалась чёткая ассоциация «действие – его результат», впоследствии это поможет ему при занятиях математикой и логикой.

Наглядно-образный тип мышления

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до первого класса. В это время у ребёнка начинает активно работать наглядно-образный тип мышления. При этом наглядно-действенное мышление не вытесняется полностью. Ребёнок продолжает осваивать мир и предметы в нём, работая над ними руками, но кроме этого, он начинает соображать, оперируя системой уже сформировавшихся у него образов.

Особенно ярко данный вариант мышления проявляется в способностях к рисованию. Когда ребёнок рисует предмет, например, домик, то он уже представляет его в своём воображении, ведь в его памяти уже запечатлелись его характерные черты (стены, окошко, крыша). Полученное изображение при этом не получает индивидуальных чёрточек, являясь лишь собирательным образом, сложившимся к этому времени в представлении ребёнка.

Будет прекрасно, если ребёнок с удовольствием будет визуализировать возникающие в его голове образы, воплощать их в действительность. Помогают этому следующие занятия:

  • конструирование;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация.

Словесно-логическое мышление

У дошкольников в возрасте 5-7 лет начинает активно проявляться следующая ступень мышления – словесно-логическая. Например, если задать вопрос: «Что такое кот?» 3-4-летнему ребёнку, то ответом будет что-то вроде «Котик – это Барсик, живущий во дворе у бабушки». А 5-6-летний ребёнок ответит уже иначе: «Это такое животное, которое пьёт молоко и ловит мышей». В этом ответе уже прослеживается способность малыша к анализу, который является важнейшей мыслительной операцией. Благодаря ему у детей дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие мышления.

Творческое мышление

Наличие этого типа мышления определяет творческие способности, позволяющие принимать нестандартные решения. От желания родителей развивать в ребёнке творческое начало будет зависеть степень развития в нём творческих способностей. В отличие от предшествующих способов мышления творческий не связан с процессом роста и формирования у ребёнка интеллектуальных способностей. Любому малышу присущи формы психической деятельности – воображение и фантазия, без них невозможно возникновение творческого процесса. Взрослым же нужно создать соответствующую обстановку, где ребёнку было бы проще развивать свой творческий потенциал. Для этого подходят любые виды творчества:

  • изобразительное;
  • литературное;
  • музыкальное;
  • хореографическое.

Не бывает детей, неспособных к творчеству, родители должны об этом помнить. Даже дети с отставанием в развитии способны в предложенных задачах находить нестандартные решения, главное, чтобы учителя и родители способствовали этому.

Условное подкрепление

Условное подкрепление выполняется на двух уровнях: поступка и личности. Чем же они отличаются?

Уровень поступка предусматривает осуждение именно поведения ребенка. Классическим примером могут служить родители с детьми на детской площадке. Известно, что вечерами здесь выводят своих питомцев любители собак, соответственно, с утра на площадке можно найти много неожиданностей, которые могут заинтересовать ребенка. Если ориентироваться на уровень поступка, то следует сказать, что не стоит этого делать, так как это плохо и пр. Но есть родители, которые начинают кричать о том, что ребенок балбес, дурак и т. д., так как берет то, что не нужно. Это уже переход на уровень личности, то есть обсуждаются непосредственно качества ребенка.

Уровень личности сильно влияет на формирование «Я». В данном случае включаются механизмы «хороший» и «плохой».  Эти понятия закладываются у ребенка и в последствии негативно отражаются на самооценке. Уже став взрослым он будет на любое событие смотреть через призму заложенных в него понятий.

Механизмы воздействия на уровень личности подкрепляются по-разному. Одним из факторов может служить любовь. В таком случае ребенку дается установка «Я буду любить тебя, если ты будешь хорошим, делать что-то». Но что делать малышу, если он понимает, что не может соответствовать ожиданиям? Это влияет на самооценку и закладывает негативные черты характера, которые в будущем отрицательно скажутся на личности человека.

С точки зрения социализации нормальным явлением считается уровень поступка. Поэтому основным правилом общения и воспитания считается не трогать личность ребенка. К примеру, когда ребенок приносит двойку, то оценивать это с точки зрения его личных качеств (ты глупый, никак не можешь понять, в кого ты такой и т. д.) не следует. Необходимо узнавать, почему это случилось, чем вы можете помочь, обсудить, как это исправить.

Почему же родители чаще переходят на уровень личности? Потому что это проще. Уровень поступка требует мужества, времени, терпения. При этом не исключается вероятность того, что ребенок и в последствии сделает также, как того не хотят взрослого. Для тревожных родителей проще накричать и проявить агрессию, чтобы исключить повторение неприятного поступка. Например, маленький ребенок лезет к розетке. Теоретически необходимо объяснить ему, что этого делать нельзя, рассказать, почему и пр. Однако, подобное не исключают возможность того, что малыш потеряет интерес к опасной забаве.

В случае, если накричать и проявить агрессию, большая вероятность того, что ребенок больше не полезет к розетке. Однако, такое поведение взрослых способствует формированию механизма страха перед неизведанным, тревожности. Каждый раз ребенок будет бояться нового дела, так как у него оно будет ассоциироваться с агрессией.

Любовь к малышу может быть двух видов: безусловная и условная. В первом случае ребенку показывается, что его любят, чтобы он не сделал. Условная любовь нуждается в подкреплении на уровне личности. Ее суть заключается в том, что ребенку следует соответствовать определенным требованиям, в этом случае он будет хорошим, а родители его будут любить.

Проблема «отцов и детей» известна давно. Несмотря на все конфликты и неприятие поступков взрослых, мы часто повторяем ошибки своих родителей. Мы делаем с детьми то, что в детстве делали с нами. Причем, это характерно для большинства семей.

Психологические особенности

Мысленная деятельность детей также, как и взрослых построена на психологических аспектах. Ведь их развитие происходит с поочередной сменой разных типов мышления, которые постепенно накладываются друг на друга.

У младенцев мышление синтезивное, т. е. чувствительно ко всему происходящему вокруг них. В этот период жизни сознание крохи способно воспринимать информацию только через слух и прикосновения к нему.

В 1,5 года развивается способность наблюдать и совершать какие-либо действия с окружающими предметами.

В 3-4 годика у ребенка дополнительно к этим качествам формируется уже свое представление и образы, которые он пытается продемонстрировать.

К 5 годам зарождается словесно-логический тип понимания информации, которую ему преподносят.

Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте крайне важно вовлекать детей в игры обучающих программ. У детей возрастом 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и доминирует на другими типами познания, а также продолжает развиваться с 8 до 10 лет

У детей возрастом 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и доминирует на другими типами познания, а также продолжает развиваться с 8 до 10 лет.

У подростков в 11-14 лет начинает развиваться четкая потребность к самостоятельному познанию мира. Их мышление становится более сложным и переходит на новый уровень.

Именно в этот период, по мнению психологов, начинает формироваться личность.

Развитие мышления ребенка в соответствии с этапами развития

Импритинг

Под этим термином понимается:

  • запечатление образов людей и объектов;
  • отношения между членами семьи;
  • модели поведения.

Одним ученым проводился простой эксперимент с утками. После того, как утенок вылуплялся из скорлупы вместо того, чтобы видеть мать, он видел лицо именно этого человека. Далее малыш не реагировал на утку, а пытался следовать в сторону ученого.

То же самое происходит и с людьми. То, что дети видят в течение первых лет жизни, запечатлевается и откладывает отпечаток на их дальнейшую жизнь. К примеру, если девочка видит пьющего отца, который поднимает руку на мать, то велика вероятность, что в будущем она найдет мужа, похожего на него. Причем, скорее всего, сделает она это несознательно. Просто у нее отпечатался образ мужчины именно такого поведения.

Этапы развития

Детские психологи и педагоги выделяют несколько этапов развития детского мышления.

Наглядно-действенное

Самый ранний этап (1,5-2 года), когда малыши начинают исследовать мир руками. Они стараются все потрогать, попробовать на зуб и даже сломать.

Наглядно-образное

Относится к возрасту 3-4 лет, когда к наглядно-действенному типу присоединяется наглядно-образное мышление. Оба типа развиваются гармонично, дополняя друг друга.

Такое мышление формируется до того момента, когда ребенок пойдет в школу.

В этот момент большой упор нужно сделать на рисование, аппликации, конструирование и лепку.

Словесно-логическое

Начинается с 5-7 лет. Ребенок учится не только говорить о фактах, но и анализировать все окружающее, а также озвучивать свой анализ.

Творческое

Развивает способности создавать и творить что-то новое, принимать нестандартные решения в конструировании. Примечательно то, что развитие этого типа мышления во многом зависит от родителей, которые должны простимулировать это качество. Тем более, что оно есть у всех детей.

Как развить наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста

Для развития образного мышления у детей до полутора лет пирамидка требуется самая простая — максимум из пяти колец. Взрослый должен сам разобрать ее и показать малышу все необходимые манипуляции. Сейчас есть пирамидки с колечками разных размеров — эта задача станет для ребенка более сложной, однако значительно ускорит его развитие. Поначалу малыш будет нанизывать кольца, не обращая внимания на размер, но и в этом случае есть выход: купить пирамидку с коническим стержнем. Колечко, которое должно быть на вершине, невозможно надеть ниже.

Когда малыш будет немного старше, для развития наглядно-образного мышления дошкольников действия с пирамидкой можно разнообразить. Предложите ему сложить дорожку, кладя колечки от большего к меньшему. Сначала пусть он не обращает внимания на их величину, но в последующем он сам научится выкладывать сужающуюся дорожку.

Пирамидка с разноцветными кольцами представляет собой великолепный материал для того, чтобы научить ребенка различать цвета. Однако в этом случае взрослому придется не только принимать участие в игре, но и комментировать ее. Поэтому в этом случае для развития образного мышления у детей дошкольного возраста потребуются сразу две пирамидки. Малышу показывают красное колечко и просят найти аналогичное по цвету. Если он справился с заданием, ему показывают, что кольца совпали по цветам и хвалят. В случае, когда ребенок принес не то колечко, его вновь просят принести кольцо нужного цвета, но неверный вариант убирают.

Поначалу речь малыша неразрывно связана с его действиями, однако с течением времени слова начинают предварять любые поступки. Он сначала скажет, что он собирается выполнить, и только после этого сделает то, что запланировал. На этом этапе развития наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное. У ребенка накопился достаточный жизненный опыт, чтобы представлять в своей голове определенные предметы и совершать с ними определенные поступки.

В дальнейшем мышление детей дошкольного возраста развивается на базе соотношения между образом, словом и действием, где все большую роль начинает играть слово. Тем не менее, примерно до семилетнего возраста мышление ребенка конкретное, т. е. оно не вычленяется из того, что он воспринимает в окружающей жизни. Начиная примерно с шести лет, развитие образного мышления дошкольников позволяет им умело применять имеющийся фактический материал, обобщать его и делать необходимые выводы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: