Активизация познавательной деятельности школьников

Рубрика: консультации для педагогов

Сущность активизации познавательной деятельности школьников

Отношение учащихся к процессу обучения принято характеризовать его активностью.

Активность обучения определяется степенью проникновения учащегося в изучаемый предмет, «погружением» в учебный материал.

Замечание 1

Активность учащихся непосредственно сопряжена с мотивацией учащихся, а именно с самостоятельностью в процессе обучения. Под самостоятельностью обучения понимают умения без помощи педагога находить нужную учебную информацию, систематизировать и анализировать ее, обрабатывать и усваивать, ставить себе учебные цели и достигать их, осуществлять проектную и исследовательскую деятельности и т.д.

Познавательная активность и самостоятельность взаимосвязаны и неотделимы. Так, учащиеся, которые проявляют большую активность в процессе обучения и более самостоятельны.

Большое значение имеет управление познавательной деятельностью учащихся, которое принято называть активизацией.

Основная цель активизации познавательной деятельности – формирование познавательной активности учащихся и повышение эффективности педагогического процесса.

Современная педагогическая наука предлагает различные пути активизации познавательной деятельности школьников:

  • использование разнообразных методов, средств и форм обучения;
  • создание учебных ситуаций, которые дают учащимся возможность отстаивать собственную точку зрения, оценивать работу одноклассников и педагога;
  • создание учебных ситуаций, при которых учащиеся могут применять свои знания в практической деятельности (например, работа с отстающими учащимися, объяснять более «слабым» ученикам учебный материал и т.д.);
  • предоставление возможности самостоятельно выбирать темп и уровень организации педагогического процесса, подбора содержания обучения и т.д.;
  • организация учебных занятий, имеющих в основе разнообразные проблемные ситуации, требующие для их решения проявления познавательной активности со стороны учащихся;
  • создание ситуаций для осуществления самопроверки, самоанализа и т.д. собственной познавательной деятельности;
  • организация учебных занятий, требующих комплексного применения имеющихся у учащихся знаний и умений для решения различных познавательных задач.

Задача педагога заключается в том, чтобы подобрать такие методы и средства, которые будут нацелены на получение продуктивного результата обучения. От учащихся в данном случае требуется понять, запомнить и воспроизвести при необходимости полученные знания, получит умения оперировать собственными знаниями, применять их в практической и повседневной жизни.

Замечание 2

Таким образом, уровень продуктивности обучения во многом зависит от активности познавательной деятельности учащихся.

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

   Одной из главных задач учреждения дошкольного образования является патриотическое воспитание детей.

 Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями…

  Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

  Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе.

  Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

  Для того, чтобы с малых лет растить патриотов, воспитатели должны ясно представлять себе, в чём состоит своеобразие патриотизма ребёнка- дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в детском саду. Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей.

  Цель патриотического воспитания детей направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.

  Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

  Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

развивать:

— осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

— интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;

— чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;

— умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);

— интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

— гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

— любознательность к понятию «Родина» (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;

— активное  участие во всех видах детской деятельности;

формировать:

— адекватные представления о себе, о других;

-осознание себя как члена детского общества;

— интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

— сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

— национальное самосознание;

— знания о  государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

— чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;

— самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

— интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

— гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

— интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;

— патриотические чувства, гражданственность;

— чувства любви к родному краю и гордость за него;

— лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

— уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

  Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи.

свернуть

Музыка в жизни детского сада

Музыка в часы досуга

        Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, во время прогулок, самосто-ятельных игр.

        Дети с большим удовольствием слушают песни, танцевальную, инструменталь-ную музыку. Поэтому воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, же-лание слушать её. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей явля-ется закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкаль-ных занятиях. С этой целью он поёт вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца. Следовательно, воспитатель должен хорошо знать весь музы-кальный репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий.

Музыка во время игр детей

        В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т.д.,дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импро-визируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.

       Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, ве-сёлая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на авто-мобиле. Мальчики, играя в «солдат», чётко маршируют под звуки барабана, «акком-панируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т.д.

       Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкално-дидак-тические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребён-ка. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жиз-ни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.

Музыка на прогулке

       Музыка оказывает своё воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные пе-реживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

        Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы. Многие песни можно интересно инсценировать. Воспитатель дол-жен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнять.

свернуть

Понятие познавательной деятельности

В настоящее время в процессе обучения на первое место выдвигают не просто получение учащимися определенного комплекса знаний и умений, но и развитие личности ребенка, как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.

Именно характер мотивов, интересов и потребностей, которые лежат в основе деятельности личности, определяет содержание и направление ее активности. Вовлеченность учащегося познавательную деятельность, проявляемая им активность и инициативность, удовлетворенность полученным результатом и своей деятельностью, являются важным фактором для дальнейшего качественного развития личности, ее самореализации и самосовершенствования.

Определение 2

Познавательная деятельность – это единство теоретического мышления, практической деятельности и чувственного восприятия.

Познавательная деятельность осуществляется учащимися во всех сферах жизнедеятельность, а также проявляется во всех видах взаимоотношений учащихся. Однако только в процессе обучения она приобретает четко оформление, которое присуще только человеку и в реализуемых им видах деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: