Как развивается и как развивать мышление у детей

Развитие мышления у детей дошкольного возраста - статьи о развитии детей

Развитие мышления

Развитие мышления может происходить естественным образом или с помощью специальных упражнений и тренировок

Чтобы улучшить навыки мышления и научиться принимать решения в сложных ситуациях, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, практиковаться, искать новые подходы и обращать внимание на детали

Исследования процессов мышления у детей показывают, что детское мышление обладает рядом особенностей.

Детское мышление проходит через несколько стадий развития, начиная с самого рождения и заканчивается во взрослой жизни.

На первой стадии, до двух лет, дети используют сенсорные и моторные способы взаимодействия с миром, не обладают возможностью абстрактного мышления и не понимают понятия времени и пространства. На этой стадии дети осваивают навыки общения и координируют движения.

На следующей стадии, от двух до семи лет, дети начинают использовать язык для описания своих мыслей и идей. Они начинают понимать простые понятия времени и пространства, но их мышление все еще ограничено конкретными объектами и событиями.

Следующая стадия, от семи до двенадцати лет, характеризуется появлением абстрактного мышления и возможности решать сложные проблемы. Дети начинают понимать принципы и законы, которые описывают окружающий мир, и начинают применять их в своих рассуждениях.

Наконец, на последней стадии, начиная с подросткового возраста и продолжающейся во взрослую жизнь, мышление становится более сложным и абстрактным. Люди начинают рассуждать о сложных и абстрактных понятиях, таких как справедливость, мораль и политика.

Сравнение

Для начала уточните понятия «разные», «одинаковые», а после выясните, одинаковые ли предметы по форме, по цвету, по размеру. Говоря о размере, мы можем использовать слова «больше» и «меньше».

Какое кольцо самое большое? Какая матрешка самая маленькая? Или лучше так: «Самая маленькая матрешка плачет — пожалей ее». В игре расставляйте фигурки по размеру, от маленькой до большой и наоборот.

Вроде с этим все понятно. Однако не так все просто. Попробуйте сравнить с ребенком количество воды в одинаковых банках. Если вода на одном уровне, малыш скажет: «Одинаково». Но стоит перелить воду из одной банки в узкую бутылку — и в глазах малыша ее тут же станет больше.

Рекомендации родителям по развитию математических способностей ребенка

Зачастую родители-гуманитарии склонны игнорировать вопрос развития математических способностей у своих детей, и это ошибочный подход. В дошкольном возрасте данные способности применяются ребенком для познания окружающего мира.

Дошкольник нуждается в стимулировании математического подхода, чтобы уяснить закономерности, причинно-следственный и логичный уклад реальной жизни.

С раннего детства следует окружать ребенка развивающими игрушками, требующими элементарного анализа и поиска закономерных связей. Это различные пирамидки, мозаики, игрушки-вкладыши, наборы кубиков и других геометрических тел, конструкторы LEGO.

По достижении трехлетнего возраста необходимо дополнить познавательную деятельность ребенка игровыми занятиями, стимулирующими формирование математических способностей. При этом следует учитывать несколько важных моментов:

  • Развивающие игры должны быть непродолжительными. Дошкольники с соответствующими задатками проявляют любопытство к подобным играм, следовательно, они должны длиться столько, сколько присутствует интерес. Других детей нужно умело завлекать выполнением задания.
  • Игры аналитико-логического характера нужно проводить с применением наглядного материала – картинок, игрушек, геометрических фигур.
  • Стимульный материал для игры несложно подготовить самостоятельно, ориентируясь на примеры данной статьи.

Ученые обосновали, что применение геометрического материала наиболее эффективно в развитии математических способностей. Восприятие фигур опирается на сенсорные способности, которые формируются у ребенка ранее других общих и специальных талантов, позволяя малышу улавливать связи и отношения между объектами или их деталями.

Но не следует игнорировать и задания, которые легко использовать в беседах с дошкольником без применения каких-либо наглядных пособий. Исключение лишнего из набора четырех предметов, определение сходства двух объектов и примерные упражнения являются эффективным тренажером для развития мыслительных навыков ребенка.

Развивающие логико-математические игры и упражнения способствуют формированию самостоятельности мышления дошкольника, его умению выделять главное в значительном объеме информации. А это и есть качества, которые необходимы для успешного обучения.

Особенности мышления в дошкольном возрасте

Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период.

Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.

Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:

Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли.
Формирование аналитического мировосприятия

Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь.
Становление личностных качеств

Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками.

Стадии развития мышления

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление формируется в возрасте 1-3 лет. Когда в результате своих действий ребенок, сам того не осознавая, делает выводы «на будущее». И подтверждением тому являются разобранные на запасные части игрушки, клавиатуры, родительские гаджеты. Целью этих действия является познание «а что там внутри?».

В возрасте 3-7 лет формируется наглядно-образное мышление. Именно в этот период проявляются первые признаки анализа. Например, имея определённые навыки, ребёнок уже может сказать какой игрушка будет на ощупь, видя её на витрине магазина. Многие уже могут прогнозировать ситуацию.

Ближе к 6 годам появляются первые задатки словесно-логического мышления. На этой стадии ребенок начинает давать развернутые ответы после анализа информации, способен выстраивать в правильном порядке последовательность событий, может охарактеризовать практически любой предмет. Речь оказывает первостепенное значение на развитие мышления ребёнка.

Типы мышления: этапы развития ребенка

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

  • предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное мышление

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Наглядно-образный тип мышления

Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое мышление

В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление (креативность)

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.

Другие игры на логику и математику

Вот парочка игр, которые позволят дошколятам 5-7 лет привыкнуть к цифрам. А еще – закрепят количественные представления. Набор для занятий можно сделать самостоятельно, это карточки с цифрами и цветными кружочками.

  1. Какое число убежало? Берем несколько комплектов карточек с числами от 0 до 10, разбиваем ребят на пары. Сначала пара раскладывает карточки по порядку. Потом один из играющих закрывает глаза, а второй переставляет несколько карточек. Когда первый откроет глаза, он должен найти изменения. Если нашел правильно – начинает вести. Чтобы усложнить, можно предложить карточки от 0 до 20 или от 10 до 20.
  2. Найди пару. Игра проходит весело и шумно, не стоит мешать ребятам бегать и веселиться. Готовим карточки с числами и соответствующим количеством кружочков. Делим деток на 2 команды. На один стол раскладываем перевернутые числовые карточки, на другой – с кружочками. Предлагаем детям побегать, а потом по сигналу взять карточки со столов. И после этого найти пару: если на карточке число, надо отыскать ребенка с карточкой с таким же количеством кружочков.

Первая игра была на сериацию – построение упорядоченного ряда. Ряды можно организовывать по разным признакам: по размеру, длине, высоте, цвету. Можно использовать камешки, ленты, кукол, палочки – буквально все, что есть под рукой на определенный момент.

Очень интересны игры на синтез – соединение разных предметов по определенному признаку. Например, это задания, где нужно выбрать:

  • красные мячики;
  • красные, но не мячики;
  • круглые, но не мячики;
  • все мячики;
  • самый большой зеленый мячик (тут соединено два признака – цвет и размер, это уже сложнее).

Играть можно с предметами или карточками. Еще вариант – предложить выбрать из ряда отличающуюся фигурку. Или найти на картинке три треугольника. Все это тоже задачки на синтез.

Еще один логический прием – сравнение. Чтобы сравнивать, надо научиться концентрироваться на одном признаке и абстрагироваться от других. Скажем, это задания типа «выбери большое желтое», «выбери большое круглое» и т.д. Причем, малышам легче сначала выучить различия, а потом – сходства.

Игры для малышей

  • Мы уже говорили о сортерах — игрушке, в которой ребенку нужно вставить деталь в отверстие, подходящее по размеру. Самый простой ее вариант — пластиковая бутылка, в крышке которой вырезано отверстие для опускания внутрь пуговиц.
  • «Кто что ест?», «Где чей дом?» и т. д. Для игры подойдут карточки или игрушки. Ребенок должен подобрать пару — животное или птицу и их домик, нарисованный на картинке, или вид пищи, которые они едят.
  • «Чаепитие» — рассадите вокруг кукол или плюшевых игрушек, они пришли к вам в гости выпить чаю. Предложите ребенку расставить каждому угощение — чашки, тарелки, пирожные или конфеты. Всем поровну? Никого не обделили?
  • «Волшебный мешок» — положите в мешок различные по форме и фактуре игрушки или фигуры. Пусть ребенок узнает предметы на ощупь, вытаскивает их по вашему заданию — только пушистые, только круглые и т.д.
  • «Картинка из ладошки» — из отпечатка ладони, вымазанной в краске, предложите ребенку создать рисунок. Замечательно развивает фантазию и нестандартный подход.

Для дошкольников

  • Загадки — отличный способ развить логическое мышление. Используйте не только готовые вопросы, но и придумывайте свои. Попросите ребенка тоже придумать свою загадку.
  • Собирайте мозаику, создавайте из нее новые рисунки.
  • Различные лабиринты очень нравятся детям. Во многих книжках и журналах можно найти готовые варианты, а можно нарисовать самим. Обязательно предложите ребенку нарисовать задание для вас.
  • Игры в слова — безграничные возможности для развития творческого мышления и логики. Ищите пары-антонимы к заданному слову, придумывайте рифмы, подбирайте синонимы. Один из вариантов из нашего детства: стучать мячом по полу, проговаривая «Я знаю 5 имен девочек. Оля — раз, Маша — два…», помните?
  • Хорошо развивают логику задания типа «Продолжи ряд», «Найди лишнее». Интересно слушать рассуждения ребенка, когда ответ неоднозначен. Помогите ему разобраться, по какому признаку можно объединять предметы в группы, как их классифицировать.
  • Различные головоломки, задачки типа «Переложи спичку, чтобы получилась другая фигура», конструкторы, паззлы — все эти занятия очень полезны. Не забывайте только, что занятия должны проходить в веселой, положительной обстановке. Пусть ребенок привыкает к тому, что узнавание нового, обучение может быть интересным.

Цвет рисунка в психологии ребенка

Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.

В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи.

Обратите внимание: Формирование личности ребёнка

Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.

Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.

  • темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
  • зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
  • красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
  • фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
  • коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
  • черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
  • если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.

Что же такое раннее развитие?

Что стоит за бесконечными «Почему»?

Мысли дошкольника основываются на представлениях. Если ранее он мог думать только в конкретной ситуации, находясь в ней, то теперь он способен размышлять о том, что не воспринимает в данный момент, но о чем знает по предыдущему опыту. Использование образов позволяет мышлению не зависеть от ситуации, выходить за ее пределы, а значит – значительно расширить горизонты познания.

Детское размышление стартует с вопрошания. Постановка вопроса является признаком проблемного мышления, через нее видно поставленную перед малышом задачу интеллектуального или практического характера. Вопрос имеет познавательную функцию, означает любознательность, желание постичь окружающий мир.

Не стоит пренебрегать детскими вопросами: за их невинностью стоит недюжинное стремление понять сущность явления. Следует очень серьезно, со всей ответственностью подходить к ответам. Вы же не желаете, чтобы у вашего чада сложилась неправильная картина мира?

Вопросы возникают по нескольким причинам:

  • ребенок встречает новый объект, который ему непонятен,
  • рождается противоречие между тем, с чем малыш познакомился раньше и что видит сейчас,
  • желание убедиться в собственной компетентности, верно сформированном выводе.

Малыш пытается выстроить стройную картину реальности, понять функции предметов, установить внешние связи, а также назначение предметов. Поэтому вопрошание играет важную роль для развития мышления у детей.

Вместе с взрослением увеличивается понимание причинности. Возраст пяти лет можно назвать переломным: внешние причины сменяются выделением внутренних, причины подвергаются более точному объяснению, начинается процесс отражения всеобщих закономерностей.

Что такое ФЭМП?

Конкретно-образное мышление

Способность ребенка мыслить в терминах конкретных предметов, образов и ситуаций. Конкретно-образное мышление является одним из первых этапов в развитии мышления у детей и появляется уже в раннем детстве.

Дети в этом возрасте предпочитают работать с предметами и конкретными ситуациями, которые они могут увидеть и потрогать, абстрактные идеи и понятия им могут показаться неинтересными или сложными для понимания

Важно отметить, что конкретно-образное мышление не является недостатком, а скорее — естественным этапом в развитии мышления ребенка

Кроме того, конкретно-образное мышление также может быть связано с развитием визуальных и моторных навыков. Ребенок учится реагировать на окружающий мир через зрительные и тактильные сигналы, а также использует двигательные навыки, чтобы исследовать свою окружающую среду.

Важно помнить, что конкретно-образное мышление не должно рассматриваться как конечная стадия развития мышления у ребенка. Он является первым этапом, и дети постепенно переходят к абстрактно-логическому мышлению по мере развития своих навыков и опыта

Воспитатели и родители могут помочь развивать конкретно-образное мышление у детей, предоставляя им возможность работать с предметами, игрушками, материалами для рисования и создания

Важно также поощрять их любопытство, давая возможность исследовать окружающую среду и задавать вопросы. Ответы на вопросы ребенка могут способствовать развитию его мышления и расширению его понимания окружающего мира

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

Консультация для родителей подготовительной группы «Как подготовить ребёнка к школе»
Человек без воспитания – тело без души
Что такое конструктор LEGO для ребенка?
Как LEGO влияет на развитие детей
ЛЕГО-сказки
Конспект игрового часа «В гостях у бабушки Пчелы»
Я – человек, играю, думаю, живу
Использование кейсов в дошкольном образовательном учреждении
«Осень. Обобщение». Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Прививаем любовь к книге у дошкольников
Складная опора-штора «Сухой душ»
Консультация для педагогов и родителей ДОУ «Что такое логоритмика»
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Зачем нужно закаливание?
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию
Консультация для педагогов Тема: «Современные формы работы с детьми»
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»
Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»
Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение летней оздоровительной работы в ДОУ и образовательных учреждениях»
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду»
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет
Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи
Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре
Ребенок грызет ногти. Причины. Решение
Почему дети капризничают?
Гиперопека и ее последствия для ребенка
Безопасный Новый год для ребёнка: что нужно знать
Методика и программное содержание социально-нравственного воспитания детей в старшей группе
Авторитет родителей в воспитании детей
Компьютер: «за» и «против»
Дисциплина на улице — залог безопасности
Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации
Музыкальное воспитание в семье
Музыка и здоровье в детском саду
Активный детский отдых зимой
О проблемах приобщения дошкольников к книге
Развитие детей в театрализованной деятельности
Что должны знать родители перед первым посещением бассейна
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Дети и чтение
Несколько слов о наказании ребенка
Игрушка в жизни ребёнка
Сказка ложь, да в ней намек
Несколько советов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях
Как помочь ребёнку научиться различать цвета?
Веселые карандаши в руках у ребенка
Организация работы по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Личность и личностное развитие детей дошкольного возраста
Организация трудового воспитания младших дошкольников в современном детском саду
Сенсомоторная координация как показатель психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Дышим правильно – говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании
Ребенок играющий
В детский сад без слез
Игрушки — подружки
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Запреты и ограничения
Кризис семи лет
Как подготовить ребенка к школе?
100 тысяч «почему!»
Как победить застенчивость
Почему дети разные?
Пойми меня! (Умному взрослому — от умного ребёнка)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: