Метод наглядного моделирования

Презентация, доклад на тему использование технологии моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Как развить речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной?

Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу. Характер речи ребенка тесно связан с его общим психическим развитием. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе

Следует подчеркнуть важность совместных занятий родителей с ребенком. Я провожу индивидуальные консультации для родителей, показываю фронтальные занятия на родительских собраниях, объясняю родителям, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, в том числе показывать, как использовать метод моделирования при работе над пересказом, составлением рассказа по картинке

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Овладение связной речью предполагает усвоение ребенком следующих умений:

  • выделение темы повествования или определение объекта описания;
  • соблюдение последовательности (структуры) монолога.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности.

Задачи моделирования

Мы упомянули в статье, что такое моделирование в информатике. Этот процесс имеет некоторые задачи, о которых мы поговорим в данном разделе.

Что такое задача в моделировании? Предположим, что у нас есть какая-либо проблема, для ее устранения нужно решить ряд задач. То есть, задача – это проблема, с которой необходимо справиться

Важно заметить, что все задачи можно разделить на две большие группы

Вид задач
Пояснение
Прямые
Эти задачи ставят перед нами следующий вопрос: «Что будет, если мы выберем именно это решение из возможного множества?»

При этом стоит обратить внимание на то, что прямая задача дает нам исходные данные, конкретные условия.
Обратные
Обратные задачи ставят перед нами немного другие вопросы: «Как максимизировать критерий эффективности? Какое решение из возможных удовлетворяет данному условию?»

Коррекция связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР с использованием метода наглядного моделирования будет эффективной, если в процесс обучения будут введены:

  • система подготовительных упражнений, направленных на осознанное усвоение правил организации композиции высказывания;
  • специальные приемы обучения детей действиям замещения;
  • различные модели, схемы, передающие предметно-смысловую и логическую организацию текста;
  • упражнения по нахождению различных вариативных средств связи предложений, что позволяет решить задачи с усвоением правил смысловой и лексико-синтаксической организации текстовых сообщений.

В процессе использования метода наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР предлагается вводить понятие о графическом способе изображения действия различных рассказов.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, оранжевый треугольник – морковка, коричневый овал – собака и прочее.

На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрый, печальный, теплый, влажный и прочее).

Похожие термины:

  • метод моделирования при помощи аналоговой ЭВМ, использующей аналоговое представление .

  • метод формирования содержания обучения в виде комплекса задач, заданий и упражнений, в совокупности полностью отражающих профессиональную деятельность от целеполагания до самоконтроля и анализ

  • осознание сущности, необходимости и достаточности отдельных поступков, их последовательности для достижения социально значимой цели собственной активности.

  • моделирование игротехнической деятельности в игропроцессе. При всей сложности игротехнической работы игротехник или его обслуживающий аналитик осуществляет систематизированную рефлексию. Он

  • метод познания интересующих качеств объекта через модели, т.е. через изображение, описание, схему, чертежи, графики, планы, карты и т.п. или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, использ

  • создание образа, модели некого объекта или процесса, его искусственное воспроизведение в целях исследования, обучения, прогнозирования.

  • представление на экране ЭВМ модели (математической, информационно-описательной, наглядной), адекватной оригиналу изучаемого исследуемого объекта, или модели процесса.

  • построение трехмерной модели объекта в каркасном виде, системой поверхностей, в виде замкнутого объема, все точки которого определяются системой координат .

  • построение копий, моделей педагогических материалов, явлений, процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем.

  • процесс построения воспитательной системы. М.в.с. включает формулирование замысла, разработку исходной концепции, анализ ранее сложившегося близкого к замыслу опыта, создание научного описания с

  • моделирование поведениясистемы в различных аспектах и в разных внешних и внутренних условиях с анализом ее характеристик (например, с использованием деловых игр) (Режим доступа: http://www.ascomp.ru/tech/techni

  • разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала.

  • – метод исследования и демонстрации структур, физиологических и др. функций, эволюционных, экологических процессов и т.п. – путем их упрощенного имитирования (логического, математичес

  • создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования педагогического процесса или какой-либо его части. Метод моделирования применяется при разработк

  • теоретическая основа педагогических измерений, позволяющая ввести метрику шкалы, по которой фиксируются результаты тестирования. Основные задачи : разработка моделей тестирования; проверка аде

Организация моделирования образовательных процессов

Определение 1

Моделирование – это отражение свойств исследуемого объекта с помощью научных понятий и предметно-имитирующих конструкций.

Модель объекта позволяет получить новые сведения, новые данные об изучаемом объекте. Моделирование выступает способом познания, посредством которого изучаются разные объекты и процессы.

Рисунок 1. Моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Моделирование активно используется в качестве метода исследования педагогической действительности, образовательного процесса, его разных сторон и процессов.

Использование моделирования в качестве метода исследования опирается на приемы аналогии познания т.е. создается объект со сходными параметрами реального объекта и проводится его исследование по определенным правилам. Таким образом, исследуется не сам образовательный процесс, объект, а его аналог, созданная модель с признаками, приближенными к реальным.

Выступая методом педагогических исследований, моделирование имеет два приложения:

  1. Инструмент познания, которым должны владеть учащиеся. В этом случае, моделирование направлено на развитие научного типа мышления, навыков оперирования теоретическими понятиями.
  2. Одно из составных компонентов учебных действий, являющихся составным элементом учебной деятельности.

Модель образовательного процесса предполагает:

  • Создание образа, аналогии образовательного процесса, с отражением его значимых свойств;
  • Создание в модели образовательного процесса его гипотетического описания, что дает возможности предвидения новых свойств объектов;
  • Предоставление абстрактной характеристики, изучаемого объекта;
  • Отражение существенных, значимых свойств объектов;
  • Формализацию образовательного процесса и его отдельных объектов;
  • Внесение компонентов фантазии, творческого видения исследуемого объекта;
  • Отражение видения исследователя сущностных характеристик образовательной деятельности.

Модель образовательного процесса является средством решения, поставленной в исследовании задачи. Она позволяет получить целостное представление об образовательном процессе и полноценную картину образовательной работы, рассмотреть ее с разных сторон.

Модель является динамическим процессом. Она может развиваться по мере развития научных знаний и совершения выводов по ходу исследования, а может и умирать т.е. приходить в негодность из-за несоответствия ее характеристик развитию реального образовательного процесса. В этом случае ее необходимо заменить на новую модель.

Модель образовательного процесса включает в себя следующие компоненты, отражающие структуру образовательного процесса:

  • Целевой компонент.
  • Содержательный компонент.
  • Организационный компонент.
  • Аналитический компонент.
  • Результативный компонент.

Моделирование позволяет объединить эмпирическое и теоретическое знание в проведенном исследовании. Однако, модель не может дать больше сведений об исследуемом педагогическом процессе, образовательной деятельности, чем в нее заложено на этапе ее формирования. Расширение данных требует преобразование модели, перевод ее на уровень динамического развития.

Актуальность использования технологии наглядного моделирования

Наглядное моделирование — это актуальная современная и эффективная технология коррекционно-развивающего обучения, воздействующая не только на отдельный недостаток — речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому нам представляется важным, не только использовать наглядное моделирование для коррекции речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность.

Актуальность использования технологии наглядного моделирования в работе с дошкольниками еще и в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник с речевыми нарушениями очень быстро утомляется и теряет интерес к происходящему на занятии. Использование наглядного моделирования поддерживает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное и систематизировать полученные знания.

Цель моделирования — обеспечить успешное освоение детьми знаний, необходимых при овладении школьной программой, обогащение коррекционно-развивающего процесса у дошкольников с ТНР с различными клиническими особенностями посредством использования технологии наглядного моделирования.

Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее приемлемы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно.

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Активное использование наглядного моделирования как технологии обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

Коррекционная работа с детьми с ТНР представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. сформировать речь как систему.

В основе данной технологии лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

Цели моделирования

Моделирование в информатике – это очень важный этап, так как он преследует массу целей. Сейчас предлагаем с ними познакомиться.

В первую очередь моделирование помогает познать окружающий нас мир. Испокон веков люди накапливали полученные знания и передавали их своим потомкам. Таким образом появилась модель нашей планеты (глобус).

В прошлые века осуществлялось моделирование несуществующих объектов, которые сейчас прочно закрепились в нашей жизни (зонт, мельница и так далее). В настоящее время моделирование направлено на:

  • выявление последствий какого-либо процесса (увеличения стоимости проезда или утилизации химических отходов под землей);
  • обеспечение эффективности принимаемых решений.

Условия построения модели педагогической деятельности

Создание модели педагогической деятельности предполагает соблюдение ряда условий ее продуктивности. К ним относятся:

  1. Обеспечение работы модели в соответствии с реальным объектом. Она должна демонстрировать его поведение или отдельные аспекты, отражать выполнение той же функциональной роли;
  2. На основе исследования модели должны быть получены новые знания, новые теоретические данные, открыты новые свойства, признаки, параметры оригинала. Иначе, моделирование не имеет смысла;
  3. Указание существенных признаков объекта, чьи свойства отражает модель. Она должна соответствовать, полноценно отражать сущностные характеристики реального объекта;
  4. Использование системы видовых моделей. Это условие не является обязательным, но позволяет полноценно исследовать объекты и процессы, рассмотреть их с разных сторон. Создается несколько моделей, отражающих структуру изучаемого объекта, его функции, назначение, использование в разных направлениях. Это позволяет раскрыть причинно-следственные связи исследуемого объекта;
  5. Модель не может быть полностью тождественна оригиналу. Да, она отражает его сущностные характеристики, но не является его клоном. Это позволяет дополнить модель иными свойствами и исследовать их актуальность, возможности практического применения. Таим образом, происходит жертвование полноты знаний для постижения сущности;
  6. Избегание чрезмерного абстрагирования при построении модели. Это необходимо для сохранение сути объекта и сущностных параметров исследования.

В ходе педагогического исследования могут строиться модели, опережающие исследование, а могут те, которые отражают его итоги т.е. дающие теоретические предположения, гипотезы исследования.

Модели позволяют увидеть все внутренние связи и зависимости, изучаемого педагогического процесса, отразить его сильные и слабые стороны. Это позволяет принимать управленческие решения, разрешать разнообразные образовательные задачи.

Процесс моделирования

Процесс моделирования включает три этапа:

  1. усвоение сенсорного материала,
  2. перевод на знаково-символический язык,
  3. работа с моделью.

В целях формирования моделирования более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.

Очевидно, что только целостный комплексный личностный подход к коррекции ОНР у старших дошкольников поможет повысить эффективность и оптимизировать педагогический процесс.

Анализируя современную методическую литературу по дошкольной педагогике и логопедии, целесообразно выделить личностно ориентированные методы, основанные на психолого-педагогических механизмах развития. Как приём наглядное моделирование часто встречается и в специальной методической литературе по логопедии.

В.М.Акименко использует наглядные модели для формирования артикуляционных укладов. Т.А.Ткаченко использует наглядные модели для формирования фонетико-фонематических процессов, а также в обучении детей описательным рассказам. В.К.Воробьёва в своей книге «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи» предлагает наглядное моделирование, как основной приём развития связной речи у данной категории детей.

В.П.Глухов использует готовые наглядные модели при обучении детей с ОНР рассказыванию. Н.Е.Ильякова, Т.Ю.Бардышева и Е.Н.Моносова работают над формированием лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР с помощью наглядных моделей на уровне фразовой речи. Для формирования грамматического строя логопеды давно применяют наглядные графические модели предлогов.

Широко известно применение наглядного моделирования в обучении звуковому и слоговому анализу в педагогических методиках Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой и в их современной интерпретации у Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой «Школа 2100», чем активно пользуются логопеды-практики. Применение мнемотаблиц и пиктограмм у разных авторов тоже есть не что иное, как наглядное моделирование.

Такое внимание со стороны педагогической общественности наглядное моделирование приобрело благодаря своей эффективности и результативности, которая основана на социокультурных механизмах психического развития. В основе метода лежат фундаментальные идеи отечественной психологии, выдвинутые Л.С.Выготским, разработанные А.В.Запорожцем и Л.А.Венгером. Развивая идеи Д.Б.Эльконинина, Л.А.Венгер отметил, что «наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — это сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др)

Развивая идеи Д.Б.Эльконинина, Л.А.Венгер отметил, что «наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — это сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др).

Во всех перечисленных видах деятельности, бесспорно, есть одна общая особенность — их моделирующий характер».

Этапы моделирования

Тема по информатике 9 класса «Моделирование и формализация» имеет большой вес. Она обязательна к изучению. В 9-11 классе преподаватель обязан познакомить учеников с этапами создания моделей. Этим мы сейчас и займемся. Итак, выделяют следующие этапы моделирования:

  • содержательная постановка задачи;
  • математическая постановка задачи;
  • разработки с использованием ЭВМ;
  • эксплуатация модели;
  • получение результата.

Важно отметить, что при изучении всего, что окружает нас, используется процессы моделирования, формализации. Информатика – это предмет, посвященный современным методам изучения и решения каких-либо проблем

Следовательно, упор делается на модели, которые можно реализовать при помощи ЭВМ

Особое внимание в этой теме следует уделить пункту разработки алгоритма решения при помощи электронно-вычислительных машин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: