Что такое воспитание и что формируем в ребенке

Факторы развития личности

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.


На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание личностных качеств в подростке

Не секрет, что все люди на собственном опыте знают, что самый сложный и трудный возраст — это подростковый. К этому периоду у него уже имеются все задатки личности и сформирована индивидуальность. Но, сказать, что процесс завершен еще нельзя, так как у подростков активно развивается и создается его духовно-нравственное сознание. Конечно, о нормах морали и этики, принятых в обществе, он уже знает к этому возрасту, но принятие этих норм происходит как раз в пубертатный период.

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности подростка довольно значима, стоит неустанно и ненавязчиво говорить с детьми на эту тему. Семейные беседы, если они доверительные и без принуждения, способны оказывать сильное влияние на внутренние установки ребенка

На этом этапе жизни важно не потерять связь и доверие своего чада. Подростки невольно ищут свое место среди других ровесников. Далеко не всегда они попадают в компании с высокими нравственными понятиями, и там может произойти неправильное представление о нормах морали и духовности, ведущее к девиантному поведению

Иными словами, главный влияющий фактор на развитие личности подростка — это одобрение и принятие его сверстниками, а родителям не стоит открыто и негативно критиковать это стремление и тем более его друзей. Стоит понимать эту зависимость, избежать влияния со стороны не получится, поэтому нужно принимать ее в качестве фактора, который будет оказывать свое воздействие на личностные проявления ребенка

Далеко не всегда они попадают в компании с высокими нравственными понятиями, и там может произойти неправильное представление о нормах морали и духовности, ведущее к девиантному поведению. Иными словами, главный влияющий фактор на развитие личности подростка — это одобрение и принятие его сверстниками, а родителям не стоит открыто и негативно критиковать это стремление и тем более его друзей. Стоит понимать эту зависимость, избежать влияния со стороны не получится, поэтому нужно принимать ее в качестве фактора, который будет оказывать свое воздействие на личностные проявления ребенка.

Важно суметь выстроить новые доверительные отношения со своим ребенком. Новые не потому, что связь нарушена, а потому что взаимодействие и общение переходят на другой уровень. Для личности подростка важно, чтобы его слышали, с ним считались и советовались

У него есть четкое убеждение, что он достаточно взрослый и может принимать самостоятельно решения. Нужно суметь дать ему это чувство, показать, что семья и ребенок неразделимы, но в то же время он уже на многое имеет право

Для личности подростка важно, чтобы его слышали, с ним считались и советовались. У него есть четкое убеждение, что он достаточно взрослый и может принимать самостоятельно решения

Нужно суметь дать ему это чувство, показать, что семья и ребенок неразделимы, но в то же время он уже на многое имеет право.

Общего совета, как воспитывать подростка, быть не может, так как к каждому человеку нужен свой подход и методы воздействия. Но возрастные закономерности у всех практически одинаковы, и в этот период может показаться, что влияние семьи на развитие личности немного теряет свои позиции. На самом деле, стоит менять методы воспитания и относиться к своему чаду с уважением и пониманием.

Что такое личность

Важно понимать, что такое личность. Это понятие часто путают с понятием индивидуальности, особенно по отношению к детям

Часто родители говорят, что их 4-летний ребенок уже сформировавшаяся личность, потому что любит определенную музыку. Но психологи отмечают, что предпочтение определенной музыки у малышей говорит не о личностных особенностях, а об индивидуальности. К ней же относится темперамент, некоторые способности и т.д. Это немало влияет на становление личности, но не является определяющим фактором.

Осознание себя как личности у детей происходит тогда, когда определяются некоторые критерии:

ребенок полноценно использует личные местоимения;он может описать себя, даже на примитивном уровне, поведать о собственных проблемах и чувствах;у него присутствуют навыки самоконтроля. А детские истерики из-за незначительных поводов говорят о недостаточном личностном развитии;у малыша есть основные представления о понятиях «плохо» и «хорошо». Он умеет отказываться от того, что «плохо», поступаться сиюминутным желанием для общего блага.

Понятие и факторы саморазвития личности

Саморазвитие — это постоянная усердная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. Как и социализация, этот процесс длится на протяжении всей жизни.

Этапы саморазвития

Самопознание, а также анализ собственной личности и деятельности в самых разнообразных ее проявлениях.

Самое главное и основное для личности — это понимание, кто она такая, какие у нее сильные стороны, какие недостатки. К чему ей стремиться, а чего не хватает. Без самоанализа не получится и никакого развития, человек просто не будет понимать, что ему делать и зачем.

Формирование идеального образа.

Грубо говоря — постановка конкретных целей. Человек решает каким он хочет быть, а потом переходит к следующему этапу.

Создание плана саморазвития.

На этом этапе создается четкий план: человек уже не только понимает, чего он хочет, но и знает, как этого добиться.

Реализация плана саморазвития.

Тут все понятно из названия: человек создает четкий план и строго ему следует ради достижения своей цели.

Подведение итогов

После того, как цель достигнута, человек анализирует весь процесс еще раз с самого начала.

Основные формы саморазвития

Самоутверждение. Оно дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, с помощью подтверждения в той или иной форме.

Самосовершенствование. Стремление стать еще лучше в соответствии с заранее созданным идеальным образом.

Самоактуализация. Стремление выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни, а также использовать свои возможности по максимуму для достижения этой цели.

Факторы саморазвития

Внутренние.

К ним относятся личные качества человека, мировосприятие, предпочтения, а также личные интересы и цели.

Внешние.

К внешним факторам относится все, что окружает человека: семья, система обучения, государственные органы и т.д., а также их влияние на него и его развитие.

Социальные.

К социальным факторам относится среда обитания человека, ее особенности и то, как она воздействует на него. Важную роль здесь также играет самоидентификация, а точнее, ощущает ли человек принадлежность к той или иной социальной группе или нет.

Наследственные.

К ним относятся любые факторы, которые передаются по наследству и могут как-то влиять на его жизнь. Например, к этому относится предрасположенность к психиатрическим болезням.

Сущность определения

По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.

Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.

На первый взгляд может показаться странным приобщение эмоционального и психологического комфорта плода к вопросу воспитания. Ведь многие привыкли под этим термином подразумевать определенные правила и рамки, которые внушают детям для того, чтобы направить их развитие в определенное русло. Однако правильное семейное воспитание базируется на эмоциональном спокойствии, комфортном отношении взрослых и детей.

В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.

В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:

  • Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
  • Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
  • Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
  • Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).

Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.

Последнее утверждение многие приверженцы свободного воспитания оспаривают, однако нельзя отрицать роль подражания, к которому склонны все дети. Все малыши с точностью копируют манеру поведения, привычки и даже лексику родителей. При этом, как правило, быстрее всего им «запоминаются» отрицательные черты характера взрослых. Поэтому можно с уверенностью заявить: ценности взрослых членов семьи перейдут в жизненное кредо их детей.

Стадии и фазы социализации личности

Социализация стоит в основе всего, что было упомянуто выше. Между тем, это сложный процесс, включающий в себя несколько стадий.

Этапы социализации

Первичная социализация

Происходит от рождения ребенка до приблизительно того возраста, когда он пойдет в школу. Ее агентами в первую очередь выступают родители, а также другие близкие родственники. Агентами называют конкретных людей, которые и проецируют те или иные культурные нормы и обучают им человека. Они присутствуют и в первичной, и во вторичной социализации.

Именно в семье, с ее самобытными устоями, правилами и порядками закладывается личность ребенка, его собственное мироощущение. Так, например, в религиозной семье, ребенок с самого детства будет приучен к той или иной религии и для него не будет существовать никаких иных, альтернативных вариантов, поскольку такой образ мышления и жизни в целом закладывала в него семья, единственные, кто на тот момент имеет для него значение.

В процесс первичной социализации входит также подготовка ко взрослой жизни, путем ролевых игр в «дочки-матери» или семью. Дети имитируют то, что видят в семье, и это становится необходимым этапом взросления.

Вторичная социализация.

Она начинается, когда круг важных для ребенка людей перестает ограничиваться только семьей, обычно это совпадает с поступлением в школу. Появляются учителя, а потом и друзья — то есть другие люди, к чьему мнению и взглядам ребенок будет прислушиваться, а его кругозор станет расти. Процесс вторичной социализации или ресоциализации длится всю жизнь, до самой смерти человека.

Также присутствуют другие, более конкретные виды социализации.

Групповая социализация.

То есть перенимания норм поведения какой-то конкретной социальной группы. К социальным группам относится что угодно: и этническая группа, и возрастная, и профессиональная. Она бывает как большой, например, целая нация, так и маленькой.

У каждой социальной группы есть свои особенности и нормы поведения. Человек, попавший в нее, так или иначе, в той или иной степени должен вписаться в них, иначе он не сможет интегрировать.

Гендерная социализация.

Это принятие ролей, которые относятся к мужскому или женскому полу. В наши дни с этим сложно определиться, поскольку за последние сто лет эти роли, устанавливающиеся веками, сильно поменялись, и не всегда есть способ определить, что к чему относится и есть ли сейчас гендерные роли в принципе.

Безусловно, они также обусловлены менталитетом и религией. Так, например, в мусульманских странах гендерные роли выражены куда более четко, чем в государствах Европы и США.

В вопросе гендерной социализации в последние годы на первый план выходит также проблема трансгендерности. Из-за генетических сбоев во время формирования плода, человек может быть физически одного пола, а психологически другого. В этом случае также непонятно, что делать с гендерными ролями.

Существуют два глобальных института социализации.

Первичные институты.

Основным и самым ключевым является семья. Дальше идет учебное заведение, группы сверстников и т. д. Это базовые и основные институты, те, которые оказывают наибольшее влияние.

Вторичные институты.

Они, в свою очередь, более второстепенные. К ним относится государство, церковь, СМИ и прочее.

Определение понятий развитие и воспитание

Для понимания взаимосвязи между развитием и воспитанием ребенка, а также влиянием воспитательной деятельности на развитие индивида необходимо четко дать определение этим двум основным педагогическим категориям.

Развитие – это не только процесс изменения личности под влиянием различных факторов, таких как среда, наследственность, воспитание и обучение, но это понятие так же включает в себя и результат таких изменений.

Из определения понятия развития становится очевидно, что воспитание является одним из важнейших факторов влияющих на развитие.

Определение

Воспитание – это процесс передачи воспитуемым общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов, путем воздействия на поведение и сознание человека.

Воспитание является исключительно человеческой функцией. Особенностью этой деятельности является не просто передача опыта от воспитателя к воспитуемому, а формирование качеств, которые помогут в приобретении новых знаний и умений.

Теории взаимосвязи между развитием и воспитанием

Проблема взаимосвязи между двумя педагогическими категориями развитием и воспитанием начала волновать ученых достаточно давно. Глубоким изучением данной проблемы занимались швейцарский психолог Жан Пиаже и советский психолог Лев Семенович Выготский. Следует отметить, что их теории имели значительные расхождения.

Ж.Пиаже придерживался мнения, что воспитание идет вслед за развитием. Именно уровень развития определяет и является основным при определении методики воспитания. Воспитание не дает новых качеств человеку, оно лишь определяет степень проявления существующих (Рис.1).

Рис. 1

Согласно теории Л.С.Выготского правильное воспитание ведет к развитию ребенка. Он считал необходимым в процессе воспитания учитывать начальную степень развития, но при этом результатом должен являться переход на более высокий и качественно новый уровень развития. Задача воспитания состоит в преодолении начального уровня развития, а не культивировании его.

Рис. 2

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является обучение. Оно должно идти в паре с воспитанием для поэтапного и успешного развития личности. Но при этом необходимо различать эти две категории. Их отличие состоит в том, что обучение – это процесс усвоения знаний и способов деятельности, в то время как воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного отношения к ним.

Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности

Для того чтобы воспитание было эффективным и достигало своей основной цели, необходимо выполнение нескольких условий:

  • целенаправленность;
  • последовательность;
  • квалифицированное руководство процессом.

Оценить роль воспитания в развитии достаточно сложно. Справедливым в данном случае будет высказывание Д.Дидро по этому поводу:

Цитата

«Воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа».

Уровень воспитательного воздействия, а, следовательно, и его эффективность на прямую зависят от правильного определения уровня актуального развития, т.е. того, что ребенок уже умеет и зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется возможностями ребенка, которыми он обладает в настоящий момент времени, но реализация их возможна только с помощью взрослых.

Воспитание является средством достижения своей основной цели – развития личности.

Задачи воспитания

Достижение заданного уровня развития личности возможно вследствие решения основных задач в результате реализации воспитательного процесса:

  • естественно-культурные;
  • социально-культурные;
  • социально-психологические.

Решение естественно-культурных задач воспитания подразумевает достижение физического и сексуального развития соответствующего определенному возрастному этапу.

Социально-культурные задачи различаются своей спецификой для разных исторических социальных групп. Результатом решения таких задач должно стать наделение личности морально-нравственными, ценностными характеристиками, принятыми в окружающем социуме.

Решение социально-психологических задач позволяет развивать личности такие качества как самосознание, самоопределение, самоутверждение. Специфика таких задач и способов их решения определяется возрастными этапами.

Следует отметить, что нерешенные задачи воспитания могут значительно затормозить процесс развития, сделать его неполноценным

Очень важно в воспитательном процессе четко прорабатывать задачи и следовать алгоритму их решения, придерживаясь принципа последовательности

Образование, воспитание, самовоспитание, обучение

В настоящее время образование трактуется как “единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны”. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Воспитание — одна из фундаментальных категорий педагогики. Понятие “воспитание” употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. В узком смысле “воспитание -это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса”. Деятельность педагогов при этом называется воспитательной работой.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Возникло воспитание из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, оно является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основные виды воспитания — умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое.

Понятие “воспитание” тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение — это “специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности”.

Обучение отличается от воспитания более высокой степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, таки организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т. п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей. Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание — обучающим. Графически это можно представить следующим образом .

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Роль деятельности, общения, активности в развитии и воспитании личности

Анатомо-физиологическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Деятельность — способ бытия человека в мире, его способность вносить в действительность изменения. Основными компонентами деятельности являются: 1) субъект с его потребностями, 2) цель, согласно которой предмет превращается в объект, на который направлена​​деятельность, 3) средство реализации цели, 4) результат деятельности.

В развивающих видов деятельности можно отнести игру, обучение и работу. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленные и Гедоническая (направлена на получение удовольствия, удовольствия) деятельность. Важным условием эффективности развития личности в вышеупомянутых видах деятельности является ее активность, способность к сознательной трудовой и социальной деятельности, степень целенаправленного, планомерного преобразования окружающей среды и самого себя. Активность проявляется в движениях, познании окружающей действительности, в общении, воздействии на окружение и на саму себя. Последний вид активности называют самовоспитанием.

На каждом этапе развития ребенка существует своя ведущая деятельность, т.е. деятельность, которая удовлетворяет актуальные потребности индивида согласно его возрастными особенностями, именно она предопределяет наиболее важные изменения в психических свойствах личности.

Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка. Поэтому детства следует поддерживать детское любопытство, отвечать на вопросы ребенка, развивать в ней интерес к знаниям. Активность личности в трудовой деятельности способствует его физическому и интеллектуальному развитию, готовит к будущему профессиональному самоопределению. Деятельность может быть активной или пассивной. Развитие обеспечивает именно активная деятельность. Особый вид деятельности — общение. Активность ребенка в общении дает ей возможность приобрести нравственного опыта поведения, определить свое место в коллективе, учит ее подчиняться и руководить другими.

Движущей силой любой деятельности, проявления в ней активности являются потребности. Задача педагога — открыть воспитанникам разнообразие полезных для их развития видов деятельности и побуждать к полезных дел, сдерживая от вредных.

Возрастная ведущая деятельность:

— От рождения до 1 года — непосредственное эмоциональное общение со взрослыми;

— С 1 до 3 лет — предметно-манипулятивная деятельность; формируется речь и наглядно-действенное мышление;

— С 3 до 7 лет — игра, развитие представления и представления о человеческих отношениях;

— С 7 до 11 лет — учебная деятельность; формируются внимание, умения, навыки, наглядно-образное и понятийное мышление;

— С 11 до 15 лет — интимно-личностное общение; развиваются способности к пониманию индивидуальных различий между людьми;

— С 15 до 17 лет — учебно-профессиональная деятельность; формируются познавательные и профессиональные интересы, способности планировать жизнь, выдвигать идеи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: