Автоматизация свистящих звуков в связной речи

Постановка и автоматизация свистящих звуков: артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения

Освоим звуки, играючи!

Чтобы развить фонематический слух дошкольника, научить звуковому анализу и, конечно, автоматизировать, а также дифференцировать звуки, логопеды советуют и сами используют дидактические игры. Я подобрала забавы, подходящие для детей 5-6 лет, так как в этом возрасте ведется особенно упорная работа над правильным звукопроизношением и избавлением от дефектов дикции.

Атрибуты обычно самые простые в таких играх, наиболее распространенные – в картинках:

«Угости Зою сладостями» – нужна иллюстрация с изображением девочки (да кого угодно: мальчика, котика, рыбки), из картона вырезаем заготовки в виде конфет. На одну сторону «конфеты» наклеиваем изображение предмета, название которого начинается на тот звук, который необходимо автоматизировать, например . Предыстория: Зоя очень любит сладости. Давай ее угостим!

Ребенок должен выбрать те «конфеты», на которых изображен предмет на букву С. Произнес правильно слово, можно угостить Зою, нет – конфетку забирает взрослый.

«Ежику снится сон» – рисунок со спящим ежиком, а то, что ему снится, изображено на облачках, вырезанных из картона. Взрослый ставит задачу: ежик спит и ему снятся предметы, все на букву . Найди его сны!

«У Карлсона День рождения» – иллюстрация с Карлсоном, заготовки в виде упакованных подарков, на обратной стороне подарка – изображение предметов. Нужно выбрать в подарок те, названия которых начинаются на свистящий звук. В принципе, предыстория, картинки могут быть о чем угодно

Но важно, чтобы во время занятия присутствовал игровой, сюрпризный, наглядный моменты.
«Звуки в домиках» – модульная игра, основа которой – вырезанные или нарисованные домики. К домику добавляется звуковая схема, где обозначено положение слога с изучаемым звуком в слове

Еще нужны картинки с предметами, названия которых соответствуют звуковым схемам и такие, которые не соответствуют. Понятно, что задача – «поселить» в домик нужные картинки.

Игры на автоматизацию свистящих и [Ц] с разными атрибутами

  • Мне нравится такая развивающая игра «Ленты». Берутся ленты или бантики около 1 м в длину. Наносим печатью или рисуем вручную маркером изображения разных предметов, в названиях которых есть свистящие звуки, а также звук . Сматываем в рулончик ленту. Ребенок свободный конец сматывает в другой рулончик и «по пути» видит изображение, называет его, четко проговаривая слова.
  • Игры с мячиком, дартс и т.п. – сочетаем физическую активность и логопедические упражнения. Бросил мячик или дротик в цель, произнес звук, слог или слово. Это сочетание прекрасно закрепляет в памяти информацию.
  • Чашечки и блюдца. Здесь не обойтись без хорошего воображения: ставим три блюдца в ряд, а чашечка у нас одна. Взрослый называет слово, а ребенок определяет место положение слога, где есть заданный звук в словах. Если в начале слова – ставим чашку на первое блюдце, середина – на среднее, в конце – на последнее.
  • Хорошая игра на свистящие «Шкатулка с драгоценностями». Берем шкатулочку, отдельно много украшений и безделушек. Задание непростое: найти «драгоценности», в названиях которых есть свистящие, но это не все. Найдя такой предмет, перед тем, как положить его в шкатулку, нужно произнести: золотой или серебряный браслет, золотой шарик, серебряное кольцо.
  • Задания на добавление деталей к заготовке рисунка: чудесная игра, которую можно использовать не только на логопедических занятиях. Итак, на бумагу ставим отпечатки пальцев, измазанных негусто краской, в произвольном порядке. Предлагаем дальше дорисовать такие детали к отпечаткам, чтобы получились предметы или живые существа, в названиях которых есть нужные для автоматизации звуки.

Еще хорошая забава: делаем заготовку рыбки с отверстиями для чешуек. Нарезаем чешуйки двусторонние, их должно быть в два раза больше, чем отверстий. Половина чешуек с одной стороны золотая, на второй стороне – рисунок на букву З. Вторая половина чешуек серебряная, а с другой стороны картинки на С.

Если ребенок правильно выберет все чешуйки, то рыбка будет одного цвета – золотая или серебряная.

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный
    сигматизм, при котором кончик языка просовывается
    между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке,
    прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языка
    при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или
    длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, 
    З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ),
    гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит
    не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта
    и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий
    язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С,
    З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубного
    сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно
    смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной
    может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это
    происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по
    которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать:
    повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия

Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Особенности постановки звука у подростков и взрослых

Неправильное произношение у взрослых – следствие стереотипа, закрепившегося в детстве. Во взрослом состоянии требуется изменение навыка, который стал удобным, к тому же взрослым проще контролировать свою речь, так как это происходит сознательно.

Нарушенное произношение может быть обусловлено неправильным прикусом, не исправленным в детстве, укороченной подъязычной уздечкой, особенностями строения ротовой полости и др. Подробнее об этом можно узнать от врача ортодонта или стоматолога.

Можно попытаться исправить данный дефект самостоятельно, но гораздо эффективнее будет обратиться к квалифицированному логопеду. Необязательно постоянно ходить на занятия, достаточно 2-3, чтобы специалист объяснил и показал, как и что нужно делать, дал рекомендации и соответствующие упражнения. Затем можно запланировать контрольные встречи, на которых будут отслеживаться успехи и разбираться ошибки.

Этапность постановки звуков у детей и взрослых принципиально ничем не отличается, за исключением добавления дополнительного этапа – введения его в речь. Этому способствуют: заучивание стихотворений, пересказ различных произведений и составление собственных текстов, содержащих заданную букву.

Автоматизация в словах и фразовой речи

Отработку корректируемой фонемы на этом этапе нужно начинать после того, как в одном виде слогов (например, прямых) ребенок произносит ее правильно. Закрепление С проводят в начальной позиции, например: САМ, СОМ, СУМКА, СЫР и т. д. Логопед просит ученика повторить их за ним; затем он показывает картинку и просит сказать название предмета.

Логопед использует на занятиях другие задания по закреплению правильного произношения звука в этом речевом материале. На уроке можно использовать мяч, чтобы соединить подвижную и дидактическую игры. Взрослый кидает мяч и называет слово на букву С. Детям нужно сделать то же самое.

Кроме работы над координацией движений и закреплением произношения, включаются задания на развитие высших психических функций (ВПФ) – внимания, памяти, мышления. Еще одно задание, совмещающее сразу работу по исправлению звукопроизношения и ВПФ, – перечислить все предметы в комнате/кабинете, в названии которых есть С.

Когда в материал добавляют слова с автоматизируемой фонемой в конце (АНАНАС, НАСОС, НОС) и середине слова (ВКУСНЫЙ, ВЫСОКИЙ, КУСОК), задания усложняют – начинают автоматизацию во фразовой речи. Проговаривают фразы с автоматизируемыми слогами, словами. Примеры фраз: Сонина сумка, вкусный суп, высокая сосна, красные бусы и др.

Можно предложить ребенку закончить фразу. Взрослый предлагает следующую инструкцию: «Я говорю начало фразы – ты заканчиваешь ее словом, в котором есть звук С». Во время выполнения этого упражнения педагог обращает внимания на то, как он согласовывает слова во фразовой речи. Или ученику читают двустишие и ему надо подобрать подходящее слово:

«Брызги света всюду льют!

Это праздничный…(салют)»

Работая с детьми дошкольного возраста, такие задания дополняют подходящими иллюстрациями. Если логопед вводит новое для ребенка слово, то предварительно объясняет его значение. Дети дошкольного возраста любят отгадывать загадки, поэтому подбирают загадку со знакомым словом, затем предлагают ее отгадать:

«Ночью не спит,

Громко кричит,

Круглая голова.

Кто это?..(сова)»

Когда логопед замечает, что ребенок начал уверенно произносить С во фразах, он усложняет речевой материал. Приступают к введению фонемы в предложения, формируют связную речь.

Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь

Закрепление С в предложениях и связной речи

Сложнее всего на данном этапе коррекции – это ввести звук в обычную самостоятельную речь. Вначале в предложениях практически во всех словах должна быть С. Составлять их нужно только с теми слогами и словами, которые отрабатывали на занятиях, то есть речевой материал должен быть знаком ребенку.

Можно подбирать слова с одинаковыми слогами, можно чередовать. Главное условие – фонема должна занимать сильную позицию. На начальных занятиях по закреплению С в предложении этот звук должен быть в каждом слове.

Используют также дидактическую игру «Составь предложение». Перед ребенком кладут изображение предметов или явлений, в словах которых есть С. Он говорит названия и составляет из слов предложение. Такая логопедическая игра не только помогает автоматизировать звук в предложениях, но и корректирует грамматический строй, постепенно вводя фонему в самостоятельную связную речь.

На этом этапе можно заучивать небольшие стихотворные тексты:

«Днем сонные совы

На соснах сидят.

Когда все уснут –

На охоту летят».

Подбирать стихотворение нужно с учетом возрастных особенностей ребенка. Оно также должно совпадать с лексической темой занятия. Можно дополнить заданием на развитие фонематического слуха – назвать слова со звуком С.

Один из логопедических приемов, используемых на этапе автоматизации, – пересказ текста. Объем текста должен соответствовать возрасту, чтобы ребенок мог его воспринимать. Детям дошкольного возраста дополняют рассказ сюжетной картинкой. Текст читают, затем ребенок повторяет предложения. Взрослый еще раз читает текст, малыш его пересказывает. Примеры текстов:

  • Соня гуляла в лесу. В лесу растут высокие сосны. Соня собирает красные ягоды для бус.
  • В саду стоит скамейка. Перед скамейкой – стол. За столом Соня рисует самолет. Самолет летит над садом.
  • В саду сделали клумбу. На ней растут астры, ирисы. Рядом поставили скамейку. На скамейке отдыхает Соня. Она рисует астры и ирисы. Соня подарит рисунок маме.

Потом нужно подобрать тексты с небольшим количеством слов со звуком С. Это нужно для создания речевой обстановки максимально приближенной к разговорной речи.

Сложнее всего ввести звук в обыденную речь, поэтому на всех логопедических занятиях педагог формирует у детей навык самоконтроля. Сюда входит игра «Исправь слово». Взрослый называет слова, неправильно произнося звук, а ребенок должен его поправить. Но такое упражнение стоит использовать, если нет нарушений фонематического слуха.

Логопед показывает сюжетную картинку, предлагает составить по ней рассказ. Помогает наводящими вопросами, при этом следя за развернутостью ответов и правильностью произношения. Подбирать иллюстрацию нужно так, чтобы на ней было изображено много предметов со звуком С.

На этапе закрепления звука в самостоятельной связной речи можно предлагать творческие задания: придумать сказку про звук С или сочинить историю про приключения Сони и Бориса и т. д. Логопед уточняет, что нужно использовать как можно больше слов со звуком С. Также с детьми можно обыгрывать различные ситуации, в которых речь будет максимально приближена к разговорной.

Материал для автоматизации свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста.

Медведкова Н.Г., учитель-логопед, МБДОУ “Детский сад №1 “Пчелка”.

Материал объединен в удобные для работы карточки, которые могут быть

использованы на индивидуальном занятии по коррекции звукопроизношения, как

домашние задания для закрепления материала. Материал собран из различных

источников. Спасибо авторам.

ЗВУК С. (№1)

  1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
  2. Изолированное произнесение звука С. (чётко и медленно)
  3. Автоматизация звука С в слогах.Материал с сайта www.logoped.ru

СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ

СЫ-СА-СЫ

СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ

СА-СЫ-СА

СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ

СЫ-СА-СА

Автоматизация звука С в словах.

СА-СА-СА- сад, сам, сады, сало, сани, Саня, сапоги, салат, сайка, самокат,

салют, сабля, сальто, самолет, салфетка, колеса, оса, коса, лиса, досада, касса,

масса, писать, кусать, усатый, полоса, колбаса.

СЫ-СЫ-СЫ- сын, сыпь, сытый, сынок, сыпать, сыт, сыч, усы, осы, бусы, косы,

полосы, весы, носы, босые, косынка, посылка, посылать, выписывать.

Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

СА-СА-СА – вот летит оса.

СА-СА-СА – в кустах лиса.

СЫ-СЫ-СЫ – нет осы.

СЫ-СЫ-СЫ – вот автобусы.

6. Назови картинки, в названии которых слышится звук С.

«Картинки для автоматизации звука .»Нажмите на

рисунок, чтобы увеличить

ЗВУК С.

(№2)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).

  1. Изолированное произнесение звука С. (чётко и медленно)
  2. Автоматизация звука С в слогах.

СО-СО-СО СУ-СУ-СУ

СА-СО-СУ-СЫ

СО-СО-СО СУ-СУ-СУ

СО-СУ-СЫ-СА

СО-СО-СО СУ-СУ-СУ

СУ-СЫ-СА-СО

СЫ-СА-СО-СУ

Автоматизация звука С в словах.
Материал с сайта www.logoped.ru

СО-СО-СО – сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок,

лесок, носок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, песок, волосок.

СУ-СУ-СУ — суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, сумма, сукно, суметь, сундук,

несу, вынесу, досуг, косуля, пасу, посуда, несут, плясун.

Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

СО-СО-СО – вот колесо.

СО-СО-СО – у Сони колесо.

СУ-СУ-СУ – вижу я осу.

СУ-СУ-СУ – книгу я несу.

Домашнее задание:

— наклей картинки (или нарисуй) и назови их:

Лиса, коса, оса, самокат, сани.

Колесо, совы, соки, носок, кусок, сода.

Носы, весы, косы, автобусы.

Скачать все карточки для

автоматизации свистящих и шипящих звуков.

Список литературы.

  1. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с

    детьми: пособие для логопедов и родителей: в 9 вып.: вып.7. Звуки Ш, Ж — М.:

    Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А.

    Олексенко. — СПб.: Издательство “Лань”, 1999.— 112 с. — (Учебники для вузов.

    Специальная литература)

  3. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи

    дошкольника. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 64 с: ил. — (Программа “Я—человек”). —

    (“Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу “Воспитание школьников”;

    Вып. 134)

  4. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для

    студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.:

    Издательский центр “Академия”, 2003. — 240 с.

  5. Смирнова Л.Н. Логопедия.Играем со звуками: Речевой дидактический материал:

    пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей / Смирнова,Людмила Николаевна. —

    М. : Мозаика-синтез, 2004. — 56 с. — (Библиотека воспитателя)

  6. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. — М.:

    Просвещение, 1979. — 208 с.

  7. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: картотека заданий для

    автоматизации звуков , : логопедам-практикам и заботливым родителям. — СПб.

    : Каро, 2006. — 95 с

  8. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по

    коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.-М.:

    “Гном-Пресс”,1999.-136с.

  9. Косинова Е.М. Домашний логопед.-М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”,2009.-120с
  10. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД “Издательство Мир

    книги”, 2008. — 248 с.

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Как дифференцировать трудные звуки?

Игры на различение звуков сводятся к тому, чтобы дошкольник понял разницу в произношении сходных звуков и научился не путать их. Этот этап работы проводится после того, как ребенок автоматизировал звуки, например, свистящие и шипящие. А затем мы их сопоставим, поскольку чаще всего дети путают С-Ш, Ц-Ч и т.д.

Самое простое, что можно предложить ребенку: поупражняться на внимание. Читаем стишок:. Песня суслика – свистит,

Песня суслика – свистит,

У змеи она шипит.

Ты послушай и узнай,

Эти песни отгадай.

Теперь картинки отдельно суслика изображающие, отдельно – змею. Показываем по очереди то суслика, то змею. Ребенок должен на суслике длинно произносить звук , а на змее – . По такому же принципу дифференцируем другие сходные звуки. Хорошо помогают понять различия звуков стихи-путаницы:

Кошка ловит мышку на виду у детворы,

Мама моет миШку, крыСу красят маляры,

Пожарный носит каШку, Саша ела каСку,

Конфету дали МаСке.

Думаю, пока достаточно на эту тему. Если появятся вопросы – буду рада помочь разобраться. А сейчас традиционная просьба: делитесь материалом в соцсетях, а также подписывайтесь на новости.

Особенности автоматизации в слогах

После постановки звука, логопед сразу начинает его вводить в слоги. На первых занятиях фонему произносят изолированно, то есть не сочетая с другими. Это нужно для того, чтобы органы артикуляции запомнили правильное положение. Но, кроме отработки изолированного произношения фонемы, ее вводят в слоги.

Работа со слогами тоже имеет свои особенности. Главный принцип этапа автоматизации – закрепление строится на постепенном усложнении речевого материала. Самые простые слоги – прямые: СА, СО, СУ, СЫ. Детям предлагают проговаривать фонемы в разном порядке – для этого используют слоговые дорожки.

На этапе автоматизации используют чистоговорки. Логопед может попросить ребенка не только повторить ее за ним, но и придумать рифму. Такое задание дополнительно помогает сформировать самостоятельную связную речь. Примеры чистоговорок:

  • СА-СА-СА – прилетела к нам оСА;
  • СО-СО-СО – полетело колеСО;
  • СУ-СУ-СУ – пакетик я неСУ;
  • СЫ-СЫ-СЫ – у папы моего уСЫ.

К прямым слогам добавляют задания на отработку С на примере обратных слогов: АС, ОС, УС, ИС, ЫС. Логопед также использует слоговые дорожки в этом случае, добавляя уже отработанные. Включают задание «Подбери пару к слогу» или «Скажи наоборот»: ребенка просят сказать слог наоборот, например, СА-АС и т. д. Кроме этих заданий, проговаривают чистоговорки:

  • АС-АС-АС – конфеты есть у нАС;
  • ОС-ОС-ОС – у папы есть насоОС;
  • УС-УС-УС – у мамы много бУС;
  • ИС-ИС-ИС – в саду растет ирИС;
  • ЫС-ЫС-ЫС – кошка ловит крЫС.

После того как у ребенка появились успехи в произнесении С, добавляют слоги со стечением согласных (КСА, КСО, КСУ и др.). Когда логопед удовлетворен произношением С в одном виде слогов и собирается добавить другой, он начинает закрепление правильного произношения в словах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: