Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Детство – уникальный период формирования и развития человека на протяжении всей жизни, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.
ФГОС ДО определил пять направлений развития ребенка, одно из которых социально-коммуникативное развитие. Социально — коммуникативное развитие — это процесс, который позволяет ребенку найти свое место в обществе. С помощью коммуникации формируются: бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, ребенок приобщается к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании
Социально-коммуникативное развитие детей является важной составляющей дошкольной педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей
В рамках реализации ФГОС ДО в образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Современное общество нуждается в активной, творческой личности, способной к взаимодействию и бесконфликтному общению
Решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования социальных навыков у детей.
Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, появился комплекс социально-психологических проблем: агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка. Задачей современного дошкольного образования является не столько получение детьми определенного запаса знаний, умений и навыков, а развитие познавательных процессов и формирование самостоятельности, мотивации к деятельности и нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни: этические нормы поведения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Опыт работы дошкольного образовательного учреждения показывает, как важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. С младшего дошкольного возраста педагоги начинают формировать у детей умение общаться
Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
С младшего дошкольного возраста педагоги начинают формировать у детей умение общаться. Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
Игра – лучший метод социально-коммуникативного развития детей
В своё время новатор и педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что через игру и сказку, неповторимое творчество ребёнка лежит кратчайший путь к его сердцу. Для родителей и воспитателей именно игра способна стать верным помощником в процессе детского социально-коммуникативного развития. Не только для малышей, но и для значительно более старших детей игра продолжает оставаться основным видом деятельности, при этом её неотъемлемой составляющей становится общение в процессе игры. Психолог Л.С. Рубинштейн также отводил значительную роль игровой деятельности, отмечал её значение в жизни ребёнка. Он говорил, что лишь в процессе игры ребёнок не просто имитирует чью-то личность и исполняет чужую роль, но вместе с этим обогащает, углубляет, расширяет и собственную. В результате он легче понимает окружающий мир и разбирается в происходящих в нём событиях. Но игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким, уже не привлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребёнок должен ощущать, что может управлять событиями в игре
Лишь тогда он не только поймёт важность и смысл взаимоотношений между людьми, но и определит в них своё место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на этом этапе развития, но и в будущем
Игры для самых маленьких
Для детей 2-3-летнего возраста полезны обычные сюжетно-ролевые игры на классические темы («дочки-матери», «игра в доктора», «игра в магазин»)
Но очень важно, чтобы и кто-то из взрослых (родители, бабушки, воспитатель) принимал в игре участие, ведь именно взрослые на своём примере должны показать малышу, как правильно вести беседу, здороваться, добиваться желаемого или от чего-то отказываться
«Эмоция»
Для детей среднего возраста интересной должна показаться игра «Эмоция». В ней ребёнок получает ценный опыт выражения эмоций, а также учится правильно их распознавать у других детей и соответственно им реагировать. Ребёнку можно предложить изобразить собственные эмоции, после чего другие участники игры, которыми могут быть не только дети, но и взрослые, должны отгадать, какое чувство он изобразил.
«Ситуация»
Игра «Ситуация» будет интересна для старших дошкольников. Взрослый её участник предлагает ребёнку смоделировать какую-нибудь ситуацию
Например, ребёнок пришёл в сад с десятком абрикосов, спрашивается, что он с ними будет делать: поделится с друзьями, съест сам или отдаст воспитателю? Важно, чтобы при этом ребёнок объяснял и мотивировал вслух собственные действия. Другой вариант – допустим, ребёнок выиграл в соревновании, а его друг проиграл и сильно расстроился
Что делать победителю? С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются к безболезненной социализации, когда ребёнку придётся самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Аргументы из народной мудрости
- «Что знаешь, того и знать не хочется», – гласит русская пословица. В ней говорится, что то, что человеку уже известно, понятно, становится для него неинтересным. Любознательному человеку не хочется останавливаться на достигнутом, а хочется идти вперед и узнавать что-то новое, до сих пор неизведанное, неоткрытое.
- «Красна птица перьями, а человек знанием», – говорится в русской народной пословице о пользе знаний. Любой человек прекрасен своим умом, мудростью, знаниями, как птица красивым оперением. Но к получению знаний нас подталкивает интерес, называемый любознательностью.
- «Знание приобретешь – не пропадешь», – так в русской пословице наш народ говорил о знаниях. Он издавна понимал, что знания помогают в жизни. Благодаря им можно получить достаток, новых друзей, интересную работу. В трудных условиях они помогают выжить.
- «Знайка бежит, а незнайка лежит», – говорится в русской пословице, в которой сравнивают знаек и незнаек. Знайки всегда бегут куда-то, у них всегда есть дело, они стремятся узнать что-то новое, проверить теоретические знания на практике. А незнайки лишены любознательности, поэтому они не стремятся к новым знаниям и открытиям.
- «Гляди в оба, да не разбей лоба», – гласит русская пословица, которая учит нас не предаваться чрезмерно любопытству. Глядя в оба глаза по сторонам, не нужно забывать и смотреть под ноги, иначе можно разбить лоб, упав или ударившись.
- «Брюхо можно насытить, любознательность никогда», – гласит монгольская пословица. Она подчеркивает свойство любознательности. По-настоящему любознательный человек никогда не сочтет свои знания достаточными, ему захочется узнать что-то новое, интересное. И если брюхо можно насытить пищей, то любознательность никогда.
- «Любознательность – путь к знаниям», – утверждал русский народ. Действительно, чтобы отправиться в поход за знаниями, нужно иметь хоть небольшой интерес. Именно любознательность становится той дорогой, по которой идут за новыми знаниями.
- «Один всего не узнает. Одному всей премудрости не пройти», – говорили наши предки в пословице. Они вкладывали в нее такой смысл: один человек не в силах узнать все, всей премудрости земной ему не постичь, потому что знания бесконечны, а любознательность безгранична.
Высказывания о любознательности
Любознательность — это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.
Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.
По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.
Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.
«Любопытство — двигатель прогресса!» — высказывание Андрея Белянина.
По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность — это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть «жаждой познаний».
Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.
- Любознательность обеспечивает внутренний стимул – для получения новых знаний.
- Любознательность дарит радость – больших и малых открытий.
- Любознательность освобождает – от апатии и безучастности.
- Любознательность даёт возможность – заглянуть за горизонт.
- Любознательность даёт силы – для активных действий.
Проявления любознательности в повседневной жизни
Наука. Любознательность движет вперед науку; только любознательные и при этом трудолюбивые люди способны к свершению научных открытий.
Образование. Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью.
Межличностное общение
Любознательный человек виден в общении: его отличает интерес и внимание к собеседнику.
Туризм и путешествия. Самый лучший отдых для любознательных людей.
Как научиться любознательности
- Обучение. Чем большими знаниями человек обладает – тем больше растет и его любознательность.
- Наблюдение. Подмечая детали и нюансы, легче разбудить в себе интерес и к целому; любознательность возрастает в прямой пропорциональности к наблюдательности.
- Информированность. Получая информацию о новостях, о событиях в жизни города, страны и миру – человек не только создает для себя целостную картину мира, но и «тренирует» свою любознательность.
- Профессиональная деятельность. Повышая свой профессиональный уровень – человек подстегивает и свою любознательность; без любознательности успех в профессии недостижим.
Безучастность, безразличность
Любознательность
Дотошность, чрезмерное любопытство
Крылатые выражения о любознательности
Происхождение. Роман-биография Чарльза ДарвинаПетр I
Чем же отличаются друг от друга любопытство и любознательность?
На самом деле, это разные качества личности. Причем, одно из них может плавно перейти в другое. Например, может быть так — человек, казалось бы, из праздного любопытствавыяснял информацию о чем либо, то в последующем она может оказаться для него интересной, полезной и нужной.
И напротив, любознательность незаметно для самого человека может перейти границы, вот тогда и рождается любопытство. То есть человек начинает выискивать ту информацию, которая ему совсем ни к чему. Здесь необходимо осознавать и понимать свои действия, чаще контролируя себя и задавая вопросы:
«Для чего именно мне нужно это знать? И нужно ли вообще?»
Давайте попробуем развести эти два понятия. Так как многие путают их и считают одинаковыми.
Развитие любознательности в дошкольном возрасте
У дошкольников любознательность основывается на наличии познавательного интереса. «Что это?» — незамысловатый вопрос, который отражает удивление малыша, когда он замечает новый предмет или явление в окружающей жизни. Вокруг все подвергается тщательному исследованию, кроха может ломать, кусать, делить предметы на части, чтобы понять, что в них кроется и для чего они предназначены.
Развитие интереса и любознательности у дошкольников проходит несколько этапов:
- Первый этап характеризуется интересом крохи к событиям и предметам вокруг;
- Второй этап — проявление любопытства для более глубокого анализа и познания, когда ребенка интересует предназначение предмета или суть явления;
- Третий и самый важный этап — познавательный интерес достигает такого уровня, что малыш не только постигает сущность окружающей действительности, но и может своими знаниями поделиться с другими.
Старший дошкольный возраст — период, когда активно развивается познавательная мотивация, которую можно обнаружить по следующим признакам:
- Появляются определенные действия по исследованию, которые основаны на широком кругозоре и задействовании логики;
- Формируется мотивация к получению знаний на основе многообразия увлечений и интересов;
- Тяга к познанию определяется желанием постичь свойства и качества предметов и явлений;
- Кроха задает массу вопросов, используя развернутые продуманные предложения и мысли.
Как правильно себя вести чтобы развивать познавательный интерес ребёнка?
К примеру, задает ребёнок вопрос: «Почему у паука 8 глаз?». Вы не знаете ответа на этот вопрос.
Найдите ответ но не сообщайте его ребёнку сразу
Набираете в поисковике вопрос. Знакомитесь с версией ответа. К примеру, на вышеуказанный запрос вы получили ответ: «У пауков нет шеи, голова срастается с грудью, образуя головогрудь. Паук либо вынужден поворачиваться, чтобы увидеть, что происходит сзади, либо приобрести глаза на затылке».
Визуализация вопроса
Подумайте, как можно это продемонстрировать ребёнку. Вариантов много. Используйте наблюдения за живыми объектами, видео, иллюстрации. Изготовьте модель, чтобы понять, как это работает.
На данном этапе, вы можете обнаружить вариативность возможного решения проблемы
Это очень важно, показать ребёнку, что любая проблема имеет более одного решения
В нашем случае можно пойти посмотреть на паука, и выяснить в процессе наблюдения, что у него нет шеи. Попросите ребёнка зажать шею ладонями, чтобы нельзя было ею поворачивать и пусть теперь ребёнок выяснит, а что твориться у него за спиной. Когда он повернется всем телом, сказать, что так приходится делать и паукам. Задайте вопрос: «А почему так многие пауки не делают?»
Сформулируйте противоречие.
Паук не может повернуть голову назад, но ему как-то надо знать, что происходит сзади. Напомните ему основной вопрос о глазах. Ребёнок имеет два факта — 8 глаз и паука, у которого нет шеи, но он не поворачивается, чтобы посмотреть, что происходит сзади, он каким-то образом знает об этом.
Помогайте наводящими вопросами.
Ребёнок должен почувствовать себя причиной успешного решения задачи. Так Вы формируете очень важный момент – уверенность в том, что он может справиться с задачей.
И ребёнок выводит САМ новое знание – что глаза у паука будут на затылке! И потому у паука много глаз, что он не может крутить головой, а глаза позволяют ему видеть всё вокруг, располагаясь не только впереди головы, но и сбоку и сзади.
Закрепляйте позитивные эмоции
Момент получения удовольствия от интеллектуальной деятельности очень важен. Вы работаете на следующую ступень развития исследователя — потребность изучать, познавать, и испытывать счастье от этого процесса.
Смотрите на реакцию
Внимательно наблюдайте, не породит ли этот поиск ответа на вопрос новых «Почему?». Если это случается, вы на верном пути. Каждое качественно законченное исследование ставит новые вопросы, новые проблемы, которые интересно решать. Продолжайте развивать тему, выходите на тематические занятия.
Особенности любознательности детского возраста: советы родителям
1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития.
2. Разрешайте малышу получать опыт. Исследовательская деятельность малыша с вашим участием может быть переведена в то русло, где её результат будет устраивать и родителя, и ребёнка: вместо испытания игрушек на прочность — лепка фигурок из глины, пластилина, теста; вместо разбрасывания песка — просеивание его сквозь сито; вместо рисования на обоях — растворение в воде пищевых красителей, и так далее.
Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде.
Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс.
3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, игровая площадка, музей, зоопарк, магазин, улица — любое место может стать познавательным пространством. Хорошо посещать выставки и концерты, спектакли, приглашать гостей. Задавайте ребёнку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересное для него.
4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, «быть взрослым», играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: «что было бы, если. «, «как жили бы герои?»
Телевизор — враг активного познания мира, даже самая изысканная передача включает пассивное ожидание. Ребёнок понимает, что любые вопросы решатся без его участия. Исключением может стать совместный просмотр познавательной передачи.
5. Включайте обучение в повседневность. Знакомьте ребёнка с числами, задавайте простые вопросы: «одна конфета или две?», «красный или синий?», «на что похоже?», «на какую букву?», и так далее. Задача такого общения — в пробуждении интереса, что сделает процесс обучения простым.
6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе.
7. Представьте обучение в виде игры. Критика, высмеивание, наказание за неудачи, принуждение против воли — всё это заставит ребёнка думать, что обучение — очень сложное дело, может вызвать замкнутость и опасение по отношению к учёбе.
8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь.
9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.
«Что это?» — главный вопрос любознательности
Психологи подчеркивают, что любознательность — это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос — удивление » что это?» ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: «познание начинается с удивления» (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:
- На начальном этапе развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»).
- На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»).
- Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только «что это?», но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.
Что такое
Социально коммуникативное развитие, это процесс развития у дошкольников навыков общения с окружающими людьми (знакомство, умение поддержать беседу, решение конфликтных ситуаций). Это определение является весьма условным, т.к. многие авторы формулируют его по-своему.
Развитие детей важно с раннего возраста
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Обратите внимание! Эта тема на сегодняшний день является крайне актуальной, потому что многие дети, несмотря на более младший или старший возраст, испытывают трудности во время коммуникации, как со сверстниками, так и со взрослыми. Со сверстниками им бывает трудно:
Со сверстниками им бывает трудно:
- установить контакт;
- включиться в игру;
- распределить роли в этой игре, часто возникают конфликты.
Со родителями проблема заключается в неумении малыша слышать взрослого, выполнять просьбы, часто встречается неуправляемость.
Разрешение конфликтов, тоже развитие
Задачи
Основной целью социально-коммуникативного развития дошколят является:
- привитие им навыков общения;
- знакомство их с традициями российской семьи;
- усвоение правил поведения в обществе;
- направление их на позитивное общение.
Основными задачами социально-коммуникативного развития малышей федеральный государственный образовательный стандарт определяет, как:
- Развитие самостоятельности в жизни и в принятии решений.
- Увеличение времени, которое дошкольник проводит, общаясь с ровесниками и взрослыми.
- Развитие эмпатии (чувства сопереживания), отзывчивости, готовности пойти на контакт.
- Освоение норм, существующих в обществе.
- Привитие трудолюбия, развитие творческого начала.
Шестой задачей специалисты часто называют развитие целеустремлённости, многозадачности, умении организовывать технологический процесс.
Значение
Коммуникация, это один из самых необходимых навыков для жизни в обществе. К сожалению, в настоящее время в силу определённых причин, у многих детей этот навык развит недостаточно.
К сведению! Одной из причин этого являются родители, которые не уделяют должного внимания ребёнку и не занимаются его воспитанием.
Также причиной могут быть проблемы со здоровьем, мешающие развитию навыков. В результате недостаточного развития коммуникативных навыков, у малыша возникают проблемы:
- он начинает испытывать трудности в общении;
- не может влиться в коллектив;
- не умеет работать в команде;
- не способен правильно выражать свои эмоции;
- не может сопереживать.
Необходимо прививать уважение к старшим
Диагностика
Перед началом занятий по развитию коммуникативных навыков, а также в последующем, педагогам важно осуществлять диагностику коммуникативного развития дошкольников. Она заключается в проведении с детьми беседы, наблюдения за ними в ходе выполнения задания, используя дошкольный дидактический материал
Коммуникативное развитие оценивается по трём критериям:
- Знание ребёнком правил общения с людьми.
- То, насколько охотно ребенок общается.
- То, насколько ребёнок умеет слушать, решать конфликтные ситуации, насколько он эмпатичен.
Каждый из этих трёх критериев оценивается по бальной системе, и в итоге коммуникативное развитие оценивается по одному из трёх уровней: высокий уровень, низкий или средний. Утверждает задания педсовет.
К сведению! Исходя из уровня коммуникативного развития, с дошкольником может быть проведена дополнительная работа по улучшению навыков общения, осуществлено планирование дальнейшей деятельности.
Недостатки
Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.
Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).
Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность — это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.