Ринолалия. причины, классификация, особенности коррекции

Логопедическая работа при ринолалии

Введение

Среди врожденных пороков развития одно
из первых мест занимают расщелины
верхней губы, твердого и мягкого неба.
Частота такой патологии составляет 1
случай на 600-700 рождений. Основной речевой
дефект у таких детей — открытая органическая
ринолалия.

В данном учебном пособии рассматриваются
причины и патогенетические механизмы
ринолалии, дается анализ структуры
дефекта, первичных и вторичных отклонений
развития у детей с данной патологией,
предлагается характеристика программы
диагностики и коррекции нарушений
звукопроизношения и тембра голоса при
данном нарушении.

Учебные материалы предназначены
студентам дефектологического факультета
специальности «Логопедия» и
направлены на дальнейшее совершенствование
подготовки логопедов — их профессиональных
практических умений и навыков по
коррекции первичного дефекта и вторичных
отклонений развития у детей с ринолалией.

Цель данного пособия: ознакомление
студентов с основными понятиями и
закономерностями общего, речевого и
психического развития детей с
челюстно-лицевой патологией, с
анатомо-физиологическими механизмами
речи при ринолалии, с методами диагностики
и коррекции голоса и речи при данном
нарушении.

Основные задачи данной дисциплины:

ознакомление студентов с этиологией
и патогенезом ринолалии;

— ознакомление с приемами и методами
медико-психолого-педагогической
диагностики состояния детей с врожденными
расщелинами губы и неба;

— формирование теоретических и практических
представлений о комплексном подходе к
устранению данной речевой патологии;

— ознакомление студентов с методиками
коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты, изучившие дисциплину
«Ринолалия», должны знать:

— этиопатогенетические механизмы
ринолалии;

— клиническую и психолого-педагогическую
характеристику детей с ринолалией;

— основные методики коррекционного
воздействия при ринолалии.

Студенты должны уметь:

проводить обследование детей с
ринолалией;

— определять первичные и вторичные
нарушения в структуре речевого дефекта;

— осуществлять выбор коррекционных
методик, планировать и проводить
коррекционную психолого-педагогическую
работу в до- и послеоперационный периоды
с детьми с врожденными расщелинами губы
и неба.

Студенты должны владеть навыками:

— составление протокола обследования,
анализ материалов обследования, отбор
речевого и дидактического материала
для логопедических занятий.

Открытая ринолалия

При открытой ринолалии воздух одновременно проходит через нос и рот. Данный тип недуга имеет еще одну классификацию:

  1. Функциональный тип. Врачи отмечают плохую артикуляцию неба. Если вовремя не справиться с проблемой, мышцы языка также ослабнут. Сложные звуки (например, «р») ребенок не сможет произносить.
  2. Органический тип. Можно выделить врожденную и приобретенную формы.

Причины открытой ринолалии

Они могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни.

Причины приобретенной формы следующие:

  • паралич;
  • неврит лицевого нерва;
  • повреждение языкоглоточного нерва;
  • травма неба.

Также ринолалия открытого типа может проявиться после операции по удалению аденоидов. Несколько занятий с логопедом исправят ситуацию.

Обследование при открытой ринолалии

Для диагностики открытой ринолалии логопед-дефектолог активно применяет методику Гутсцмана:

  1. Ребенок садится на стул, выравнивает спину.
  2. Врач просит произнести звуки «а», «и». Делать это нужно непрерывно, поочередно.
  3. В это время логопед открывает и закрывает носовые проходы ребенка.

Если есть дефекты, крылья носа будут давать вибрацию. Так быть не должно.

Причины врожденной ринолалии

Если деформации происходят у крохи, когда он находится в утробе мамы, это можно увидеть на УЗИ. В этом случае врачи здраво оценивают ситуации, могут предложить родителям оперативное вмешательство сразу после рождения малыша.

Такие ситуации в большинстве случаев дают положительный эффект. Проблему удается устранить еще до ее появления. Ребенок благополучно развивается, с его речевым аппаратом все в порядке.

Почему может возникнуть врожденная ринолалия:

  • в 1 триместре беременности женщина перенесла серьезный недуг (ветрянка, корь, токсоплазмоз);
  • вредные привычки мамы;
  • контакт с токсическими элементами – если женщина работает с вредными веществами, сразу после зачатия ей лучше уволиться;
  • нарушение работы щитовидной железы у мамы, гормональный дисбаланс.

Именно для того чтобы увидеть отклонения в развитии ребенка, врачи и настаивают на проведении УЗИ.

Хирургическое лечение детей с открытой ринолалией

Если у ребенка наблюдаются дефекты лица («заячья губа», искривление носовой перегородки, деформация губ и прочее), без помощи хирургов не обойтись.

Есть несколько типов операций, которые могут предложить специалисты:

  1. Хейлопластика. Врач восстанавливает губы ребенка.
  2. Уранопластика. Устраняет дефекты носоглотки.

Эти операции можно проводить даже новорожденным. Специалисты уверяют, что в этом случае они переносятся даже легче. У деток не остается психологической травмы.

В некоторых случаях ребенку могут понадобиться два типа операции. Проходят они в несколько этапов:

Все зависит от тяжести недуга и вида расщелины. В некоторых случаях врач вынужден ждать год, а то и больше, чтобы проведение операции было возможным. В это время малыш проходит все необходимые диагностические мероприятия.
Проведение хейлопластики. Операция сложная, выполняется под общим наркозом. Помимо устранения дефектов с губами, врач одновременно делает пластику, чтобы лицо ребенка выглядело эстетически.
Послеоперационный период длится 3-5 дней. В это время к работе подключается логопед. Его задача – постановка звуков, правильное формирование речевого дыхания.
Далее следует операция уранопластика. Врач работает с небом ребенка и носовыми проходами. Это нужно для того, чтобы звуки были четкими, восстановился тембр голоса

Это важно! Если родители ограничиваются проведением только хейлопластики, произношение носовых звуков так и будет затруднено.
Занятия с логопедом. Они начинаются прямо в стационаре. Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат

Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.

Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат. Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.

Причины возникновения ринолалии

Симптоматика

Помимо неспособности правильно произносить звуки и нарушений артикуляции у детей развиваются другие симптомы. Они в значительной степени зависят от характера повреждений ротовой полости и носа.

Открытые носовые ходы приводят к плохому очищению воздуха, он, не прогревшись до нужной температуры, проходит в бронхи и легкие. Этот вид ринолалии нередко сопровождают:

  1. отиты;
  2. бронхиты;
  3. пневмонии.

Открытая органическая ринолалия, кроме речевой симптоматики, сопровождается еще и целым комплексом неречевой:

  • Болезни верхних дыхательных путей.
  • Нарушения прикуса.
  • Анемия. Недополучение питательных веществ приводит к изменению состава крови – нехватке гемоглобина.

Такие дети мало производят звуков в грудничковом возрасте, не говорят «агу», как большинство малышей. Часто просто беззвучно шевелят губами. Говорить они начинают поздно, после 2-х лет, при этом разобрать их речь невозможно. Нередко присутствуют и неврологические отклонения – гипертонус мышц, опущение века, непроизвольные движение глазных яблок.

Попытки высказаться и непонимание окружающих приводят к нарушениям мимики. Словарный запас детей значительно ниже нормы, так как произносить их трудно. В дальнейшем это приводит к затруднению в чтении и письме, ограничению обучаемости.

Даже при нормальном интеллекте, без патологических отклонений и задержки психического развития, дети становятся замкнутыми и неконтактными.

При закрытых формах ринолалии присутствует следующая речевая и неречевая симптоматика:

  1. изменение звучания голоса – интонации искусственности, неживого звука;
  2. невнятное произношение звуков, замена одних звуков на другие;
  3. постоянный насморк, большое количество слизи, скапливающейся в горле;
  4. дыхание ртом;
  5. развитие астении – синдрома усталости, апатии, безразличия к окружающему.

Нарушения проходов между ртом и носовыми ходами приводит к многочисленным осложнениям в приеме пищи, возможности нормально общаться с окружающими и требует своевременной коррекции, выполнения специальных упражнений.

Чем опасно

Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.

Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.

  • При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
  • Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.

Отмечены и другие неприятные симптомы:

  • Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
  • Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
  • В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
  • К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
  • Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: