Введение
Среди врожденных пороков развития одно
из первых мест занимают расщелины
верхней губы, твердого и мягкого неба.
Частота такой патологии составляет 1
случай на 600-700 рождений. Основной речевой
дефект у таких детей — открытая органическая
ринолалия.
В данном учебном пособии рассматриваются
причины и патогенетические механизмы
ринолалии, дается анализ структуры
дефекта, первичных и вторичных отклонений
развития у детей с данной патологией,
предлагается характеристика программы
диагностики и коррекции нарушений
звукопроизношения и тембра голоса при
данном нарушении.
Учебные материалы предназначены
студентам дефектологического факультета
специальности «Логопедия» и
направлены на дальнейшее совершенствование
подготовки логопедов — их профессиональных
практических умений и навыков по
коррекции первичного дефекта и вторичных
отклонений развития у детей с ринолалией.
Цель данного пособия: ознакомление
студентов с основными понятиями и
закономерностями общего, речевого и
психического развития детей с
челюстно-лицевой патологией, с
анатомо-физиологическими механизмами
речи при ринолалии, с методами диагностики
и коррекции голоса и речи при данном
нарушении.
Основные задачи данной дисциплины:
— ознакомление студентов с этиологией
и патогенезом ринолалии;
— ознакомление с приемами и методами
медико-психолого-педагогической
диагностики состояния детей с врожденными
расщелинами губы и неба;
— формирование теоретических и практических
представлений о комплексном подходе к
устранению данной речевой патологии;
— ознакомление студентов с методиками
коррекционного воздействия при ринолалии.
Студенты, изучившие дисциплину
«Ринолалия», должны знать:
— этиопатогенетические механизмы
ринолалии;
— клиническую и психолого-педагогическую
характеристику детей с ринолалией;
— основные методики коррекционного
воздействия при ринолалии.
Студенты должны уметь:
— проводить обследование детей с
ринолалией;
— определять первичные и вторичные
нарушения в структуре речевого дефекта;
— осуществлять выбор коррекционных
методик, планировать и проводить
коррекционную психолого-педагогическую
работу в до- и послеоперационный периоды
с детьми с врожденными расщелинами губы
и неба.
Студенты должны владеть навыками:
— составление протокола обследования,
анализ материалов обследования, отбор
речевого и дидактического материала
для логопедических занятий.
Открытая ринолалия
При открытой ринолалии воздух одновременно проходит через нос и рот. Данный тип недуга имеет еще одну классификацию:
- Функциональный тип. Врачи отмечают плохую артикуляцию неба. Если вовремя не справиться с проблемой, мышцы языка также ослабнут. Сложные звуки (например, «р») ребенок не сможет произносить.
- Органический тип. Можно выделить врожденную и приобретенную формы.
Причины открытой ринолалии
Они могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни.
Причины приобретенной формы следующие:
- паралич;
- неврит лицевого нерва;
- повреждение языкоглоточного нерва;
- травма неба.
Также ринолалия открытого типа может проявиться после операции по удалению аденоидов. Несколько занятий с логопедом исправят ситуацию.
Обследование при открытой ринолалии
Для диагностики открытой ринолалии логопед-дефектолог активно применяет методику Гутсцмана:
- Ребенок садится на стул, выравнивает спину.
- Врач просит произнести звуки «а», «и». Делать это нужно непрерывно, поочередно.
- В это время логопед открывает и закрывает носовые проходы ребенка.
Если есть дефекты, крылья носа будут давать вибрацию. Так быть не должно.
Причины врожденной ринолалии
Если деформации происходят у крохи, когда он находится в утробе мамы, это можно увидеть на УЗИ. В этом случае врачи здраво оценивают ситуации, могут предложить родителям оперативное вмешательство сразу после рождения малыша.
Такие ситуации в большинстве случаев дают положительный эффект. Проблему удается устранить еще до ее появления. Ребенок благополучно развивается, с его речевым аппаратом все в порядке.
Почему может возникнуть врожденная ринолалия:
- в 1 триместре беременности женщина перенесла серьезный недуг (ветрянка, корь, токсоплазмоз);
- вредные привычки мамы;
- контакт с токсическими элементами – если женщина работает с вредными веществами, сразу после зачатия ей лучше уволиться;
- нарушение работы щитовидной железы у мамы, гормональный дисбаланс.
Именно для того чтобы увидеть отклонения в развитии ребенка, врачи и настаивают на проведении УЗИ.
Хирургическое лечение детей с открытой ринолалией
Если у ребенка наблюдаются дефекты лица («заячья губа», искривление носовой перегородки, деформация губ и прочее), без помощи хирургов не обойтись.
Есть несколько типов операций, которые могут предложить специалисты:
- Хейлопластика. Врач восстанавливает губы ребенка.
- Уранопластика. Устраняет дефекты носоглотки.
Эти операции можно проводить даже новорожденным. Специалисты уверяют, что в этом случае они переносятся даже легче. У деток не остается психологической травмы.
В некоторых случаях ребенку могут понадобиться два типа операции. Проходят они в несколько этапов:
Все зависит от тяжести недуга и вида расщелины. В некоторых случаях врач вынужден ждать год, а то и больше, чтобы проведение операции было возможным. В это время малыш проходит все необходимые диагностические мероприятия.
Проведение хейлопластики. Операция сложная, выполняется под общим наркозом. Помимо устранения дефектов с губами, врач одновременно делает пластику, чтобы лицо ребенка выглядело эстетически.
Послеоперационный период длится 3-5 дней. В это время к работе подключается логопед. Его задача – постановка звуков, правильное формирование речевого дыхания.
Далее следует операция уранопластика. Врач работает с небом ребенка и носовыми проходами. Это нужно для того, чтобы звуки были четкими, восстановился тембр голоса
Это важно! Если родители ограничиваются проведением только хейлопластики, произношение носовых звуков так и будет затруднено.
Занятия с логопедом. Они начинаются прямо в стационаре. Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат
Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.
Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат. Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.
Причины возникновения ринолалии
Симптоматика
Помимо неспособности правильно произносить звуки и нарушений артикуляции у детей развиваются другие симптомы. Они в значительной степени зависят от характера повреждений ротовой полости и носа.
Открытые носовые ходы приводят к плохому очищению воздуха, он, не прогревшись до нужной температуры, проходит в бронхи и легкие. Этот вид ринолалии нередко сопровождают:
- отиты;
- бронхиты;
- пневмонии.
Открытая органическая ринолалия, кроме речевой симптоматики, сопровождается еще и целым комплексом неречевой:
- Болезни верхних дыхательных путей.
- Нарушения прикуса.
- Анемия. Недополучение питательных веществ приводит к изменению состава крови – нехватке гемоглобина.
Такие дети мало производят звуков в грудничковом возрасте, не говорят «агу», как большинство малышей. Часто просто беззвучно шевелят губами. Говорить они начинают поздно, после 2-х лет, при этом разобрать их речь невозможно. Нередко присутствуют и неврологические отклонения – гипертонус мышц, опущение века, непроизвольные движение глазных яблок.
Попытки высказаться и непонимание окружающих приводят к нарушениям мимики. Словарный запас детей значительно ниже нормы, так как произносить их трудно. В дальнейшем это приводит к затруднению в чтении и письме, ограничению обучаемости.
Даже при нормальном интеллекте, без патологических отклонений и задержки психического развития, дети становятся замкнутыми и неконтактными.
При закрытых формах ринолалии присутствует следующая речевая и неречевая симптоматика:
- изменение звучания голоса – интонации искусственности, неживого звука;
- невнятное произношение звуков, замена одних звуков на другие;
- постоянный насморк, большое количество слизи, скапливающейся в горле;
- дыхание ртом;
- развитие астении – синдрома усталости, апатии, безразличия к окружающему.
Нарушения проходов между ртом и носовыми ходами приводит к многочисленным осложнениям в приеме пищи, возможности нормально общаться с окружающими и требует своевременной коррекции, выполнения специальных упражнений.
Чем опасно
Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.
Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.
- При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
- Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.
Отмечены и другие неприятные симптомы:
- Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
- Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
- В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
- К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
- Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.