Используйте методы обучения, поддерживаемые научными доказательствами
Как только вы определили цели обучения и потенциальных ровесников для совместных игр, то пора начинать! Однако важно не забывать о том, что обучение социальным навыкам, как и любым другим, должно опираться на методы, поддерживаемые научными доказательствами. Эти методы могут выглядеть по-разному в зависимости от структуры встречи и индивидуальных потребностей ребенка
Но в целом они обязательно должны включать:
Эти методы могут выглядеть по-разному в зависимости от структуры встречи и индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом они обязательно должны включать:
- систему мотивации. Например, доску с жетонами, которые потом можно обменять на желанный «приз»;
- систематические подсказки, которые будут постепенно уменьшаться, чтобы ребенок стал самостоятельным. Например, сначала вы будете использовать вербальную подсказку «Привет», а потом, когда вы убедитесь, что он каждый раз приветствует ровесника по вашей подсказке, вы начнете делать паузу и задерживать подсказку, чтобы дать ребенку возможность сказать «Привет» самому;
- записи объективных данных о поведении ребенка во время встреч, чтобы оценить его прогресс.
Если то, что написано выше, вызывает у вас растерянность и кажется непонятным и сложным, то вам нужно проконсультироваться с поведенческим аналитиком или другим специалистом, хорошо знакомым с прикладным анализом поведения. Также желательно поискать в сети видео, на которых другие используют подобные техники для обучения социальным навыкам с ровесниками. Это поможет вам лучше представить, как выглядит такое обучение на практике, и поможет повысить эффективность вашей программы обучения.
Попробуйте использовать систему наград
Системы наград могут принимать много разных форм (жетоны, стикеры, баллы). Подумайте о том, что мотивировало вашего ребенка в прошлом. Вы можете объединить маленькие кусочки его любимых лакомств с получением жетонов. А когда ребенок соберет все жетоны на плашке, он сможет получить что-то очень желанное, например доступ к любимой игрушке.
Вы можете придумать разные системы награды для двух детей. Например, один ребенок собирает жетоны, которые можно обменять на приз, а другой получает красивую наклейку за желательное поведение.
С другой стороны, вы можете использовать общую систему наград для всех детей: каждый ребенок может получить жетон или баллы за общение и желательное социальное поведение (ожидание своей очереди, комплименты, умение делиться и так далее), а когда все жетоны будут собраны, они оба получат общую награду.
Лучше всего, если какие-то лакомства или игры станут «особыми» и их можно будет получить только во время встреч с ровесником. В этом случае у ребенка будет выше мотивация их заработать.
Награда не обязательно должна быть чем-то съедобным или ощутимым. Это может быть перерыв на своих условиях (перерыв в месте, которое выбрал ребенок, или какое-то занятие в одиночестве на несколько минут, чтобы сбросить эмоциональное напряжение от общения).
Общение с ровесником, особенно поначалу, в принципе может требовать многого от ребенка, так что лучше всего запланировать, как ребенок сможет «взять паузу» во время встречи и как он сможет отдохнуть после нее. Например, это могут быть расслабляющие «сенсорные» занятия, упражнения на глубокое дыхание и так далее.
Помните, что поначалу само общение может не быть мотивирующим для детей, так что подключение дополнительных наград совершенно нормально. Это поможет обоим детям быть вовлеченными в совместные занятия и лучше сотрудничать, а со временем само общение может стать для них поощрением.
Начинайте с минимальных требований
Следите за тем, чтобы занятия по социальным навыкам были позитивным опытом для ребенка. Ни у вас, ни у нейротипичного ровесника, ни у аутичного ребенка план не должен вызывать стресса. Работа над парой простых целей лучше, чем попытки освоить целый список социальных навыков сразу же.
Сделайте первые встречи с ровесником очень короткими. Попробуйте как можно больше и сразу же подсказывать ребенку, чтобы он чувствовал себя более уверенно рядом с ровесником.
Поначалу придерживайтесь очень высокого уровня поощрений. Только когда аутичному ребенку и его ровеснику будет комфортно рядом друг с другом, а их встречи будут проходить успешно, можно увеличивать требования, за которыми будут следовать поощрения.
Обязательно придерживайтесь правила «Самое приятное в конце»
Важно, чтобы оба ребенка расставались на позитивной ноте. Запланируйте что-то очень приятное для обоих детей на конец встречи, например компьютерную игру или мороженое
Собирайте данные, чтобы оценить прогресс
Сбор данных о целевых навыках вашего ребенка (которые вы определили вначале) во время занятий по социальным навыкам играет ключевую роль для дальнейшего прогресса (Barton & Pavilanis, 2012). Это поможет вам ставить новые цели, объективно оценивать изменения и менять методы обучения, если прогресс застопорился. Например, если ребенок не говорит «Привет» ровеснику после нескольких встреч, то, возможно, вам нужно увеличить награды, увеличить подсказки (например, предоставлять вербальную модель для приветствия) или проконсультироваться со специалистом о том, что еще можно сделать.
Ниже приводится пример того, как может выглядеть сбор данных для оценки прогресса ребенка во время одного занятия по социальным навыкам. Навыки, которым вы будете учить, и данные, которые вы будете собирать, могут сильно варьироваться в зависимости от индивидуальных потребностей и способностей вашего ребенка (Lostan, 2022).
Данные о встрече для игр Лео
Дата: 25.01.2020
Ровесник: Картер
Цель «Приветствие ровесника»: Лео будет говорить «Привет, (имя ровесника)» в течение 5 секунд после того, как он увидит ровесника.
+ 1/1 = 100%
Цель «Отвечать, когда ровесник зовет его по имени»: Лео будет поворачиваться и смотреть на ровесника в течении 5 секунд после того, как ровесник позвал его по имени.
+ – – + – 2/5 = 40%
Цель «Играть с ровесником на планшете по очереди»: Лео будет устанавливать таймер на 2 минуты; играть на планшете пока не прозвучит сигнал таймера; говорить «Твоя очередь» и отдавать планшет ровеснику; сидеть и ждать 2 минуты, не мешая ровеснику; говорить «Моя очередь», когда прозвучит таймер; ждать, когда ровесник отдаст ему планшет.
1. Установил таймер +
2. Играл на планшете +
3. Остановил таймер +
4. Сказал «Твоя очередь» –
5. Отдал планшет в течение 5 секунд –
6. Ждал, пока играет ровесник +
7. Сказал «Моя очередь» +
8. Подождал, пока ровесник отдаст ему планшет +
6/8 = 75%
Цель «Играть в „Угадай кто“ с ровесником с использованием визуального руководства / расписания»: Лео будет выбирать карточки со знакомыми персонажами и помещать их на доску, не раскрывая, кто это. Затем он будет по очереди задавать вопросы, чтобы исключить потенциальных персонажей, в зависимости от ответа ровесника. Когда персонажей не останется, то он спросит: «Это (имя)?»
1. Выбрать персонажа +
2. Поместить на доску, не раскрывая личность +
3. Задать вопрос –
4. Правильно убирать исключенных персонажей +
5. Правильно отвечать на вопрос ровесника +
6. Если остался один персонаж, спросить: «Это (имя)?» +
5/6 = 83%
Цель «Взаимодействовать с ровесником в течение 20 минут без проблемного поведения (плач без боли/травмы или бросание предметов на пол)»
+ + + + + + + + + + – – – – – + + + + +
15/20 минут = 75%
Сначала обучайте целевым навыкам с другим взрослым
Убедитесь, что у ребенка было множество возможностей освоить целевые социальные навыки со взрослым. Только потом можно организовать для него встречу с ровесником, с которым он сможет попробовать те же навыки
Как правило, обучение социальным навыкам всегда начинается с «проигрыша» со взрослым человеком, который знает программу обучения ребенка и понимает, на что обратить внимание. Взрослый человек будет более предсказуемым при взаимодействии, он будет поощрять желательные реакции ребенка и будет больше подстраиваться под него, чем ровесник
Рекомендуется, чтобы взрослый, который учит ребенка, не проигрывал социальные ситуации с ребенком сам, а, по возможности, привлек второго взрослого. Например, один из родителей учит ребенка, как играть с другим родителем. Второй родитель выполняет роль ровесника и старается вести себя во время игры так, как будет вести себя ровесник.
В этом случае «обучающий» взрослый будет предоставлять подсказки и поощрения. А второму «заменяющему ровесника» взрослому будет достаточно моделировать поведение, характерное для других детей. Обучение командой из двух взрослых будет более эффективным для ребенка, так как он будет ожидать более естественного поведения от партнеров по общению.
Более того, вы можете привлечь к «тренировочным» играм и общению разных взрослых. Это будет способствовать поддержанию и обобщению навыков, так как ребенок привыкнет проявлять их с разными людьми.
Очень важно, чтобы аутичный ребенок добился мастерства в базовых социальных навыках. От этого зависит, насколько комфортно и уверенно он будет чувствовать себя с ровесниками
Это также уменьшит его негативные эмоции и позволит вам работать над более продвинутыми социальными и игровыми навыками с ровесниками. Это также увеличит вероятность того, что организованная встреча с ровесником станет для ребенка поощрением, и его мотивация играть с другими детьми повысится.
Планируйте, как вы будете повышать независимость ребенка: уменьшение подсказок, уменьшение наград, использование визуальных расписаний
В первую очередь определите (совместно с поведенческим аналитиком или другим специалистом, если это возможно), как вы будете уменьшать свою помощь, когда навыки ребенка станут лучше. Поначалу сразу предоставляйте ребенку запланированную подсказку и каждый раз, когда ребенок демонстрирует целевой навык, хвалите его и предоставляйте награду. Но если ребенок стабильно справляется с навыком при определенном уровне помощи, то нужно уменьшить эту помощь, чтобы помочь ему стать самостоятельнее. Точно так же, если ребенок начал с легкостью демонстрировать навык, то можно предоставлять награду лишь время от времени, а не каждый раз. Ведь конечная цель в том, чтобы наградой для ребенка стали игры и беседы с другом, а вовсе не ваша похвала и награды.
Четкая структура встречи по социальным навыкам поможет ребенку успешнее и эффективнее справляться с ней. Желательно, чтобы оба ребенка заранее знали, что их ожидает, что произойдет сначала и потом, в каком порядке. Так что желательно сделать расписание занятий с картинками или текстом (Hampshire & Hourcade, 2014).
Возможно, аутичному ребенку также помогут текстовые подсказки, включенные в расписание. Или же вы можете разработать полноценный сценарий, по которому ребенок может потренироваться общаться с ровесником. По мере обучения ребенка можно постепенно уменьшать и упрощать расписание, чтобы встречи и общение становились более естественными.
Другие статьи
Поддержание психологического благополучия семьи
Читать далее
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Читать далее
Внимание?! Внимание!
Читать далее
Подсказываем правильно
Читать далее
Игры для школьников — тренируем математические навыки
Читать далее
Тренируем рабочую память
Читать далее
Тренируем долгосрочную память
Читать далее
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Читать далее
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Читать далее
Ориентируемся в пространстве
Читать далее
Психическое благополучие
Читать далее
Зачем нужны здоровые привычки?
Читать далее
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Читать далее
Забота о себе. Советы психолога
Читать далее
Важные навыки в периоды стресса
Читать далее
Ключ к здоровью в ваших руках?
Читать далее
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Читать далее
Меня все бесит!
Читать далее
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Читать далее
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Читать далее
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Читать далее
Рисуем круги
Читать далее
«Подводные камни орторексии»
Читать далее
Сон у детей с РАС
Читать далее
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Читать далее
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
Читать далее
Режим дня
Читать далее
Как это – быть мамой?
Читать далее
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Читать далее
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Читать далее
Травли НЕТ!
Читать далее
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Читать далее
Стресс и как с ним совладать
Читать далее
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Читать далее
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Читать далее
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Читать далее
Детский травматизм
Читать далее
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Читать далее
Синдром Ретта
Читать далее
Умственная отсталость
Читать далее
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Читать далее
Альтернативная коммуникация
Читать далее
Адаптация родителей школьников
Читать далее
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Читать далее
Математика, с чего начать занятия?
Читать далее
День психического здоровья
Читать далее
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Читать далее
Психологическая диагностика
Читать далее
Тест Векслера
Читать далее
Патопсихологическая диагностика
Читать далее
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Читать далее
Макатон: жесты, символы, речь
Читать далее
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Читать далее
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Читать далее
Панические атаки
Читать далее
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Читать далее
Масленичные игры для детей
Читать далее
Игры с песком — психологическая разгрузка и развитие ребенка
Читать далее
Игры для которых ничего покупать не надо
Читать далее
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Читать далее
Любовь к книгам с детства
Читать далее
Игры с гиперактивным ребенком
Читать далее
А ваш ребенок готов к школе?
Читать далее
Как провести лето с пользой?
Читать далее
С заботой о себе
Читать далее
Как обучать детей с РАС
Какие факторы влияют на возникновение проблем с социальными навыками?
- Задержка речевого развития.
- Неспособность считывать невербальные сигналы.
- Трудности с пониманием речи.
- Неумение выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.
- Непонимание шуток.
- Неумение строить беседу.
- Эхолалия.
- Сложность с понимание причинно-следственных связей в отношениях.
В отличие от нейротипичных сверстников, ребёнка с аутизмом приходится целенаправленно обучать социальным навыкам и усердно тренировать их. Он не может “нахвататься”, просто наблюдая за другими людьми.
Поэтому не надо ждать, когда ребенок созреет или дорастет сам. Надо включать обучающие стратегии, которые соответствуют возрасту ребенка и уровню его понимания, как только вы отследили наличие проблемы. Обычно это происходит на детской площадке, куда ребенок стремится всей душой, но подбежав к детям, вместо социально ожидаемого поведения, он начинает толкаться, отнимать игрушки или просто стимить.
Разработайте план на случай проблемного поведения
Если у аутичного ребенка есть виды поведения, которые могут помешать успешному занятию по социальным навыкам, то запланируйте, как вы будете реагировать на такое поведение, и обязательно придерживайтесь своего плана. Возможно, это поведенческий план, который уже был разработан для ребенка в других условиях
Очень важно обсудить с вашей командой, членами семьи и консультантом и всеми, кто может принимать участие в обучении, выполнение плана. Важно, чтобы все вокруг ребенка одинаково реагировали на проблемное поведение
План может включать стратегии профилактики проблемного поведения, например ограничение продолжительности встречи с ровесником, использование визуальной поддержки (например, визуального расписания, о котором шла речь выше), регулярные короткие перерывы, частое поощрение, минимизацию занятий, которые могут вызвать фрустрацию.