Методы диагностики дисграфии
Если вы сами обратили внимание на «смешные» ошибки на письме, которые делает ребенок при выполнении школьных заданий, или вам указал на них классный руководитель, необходимо обратиться для консультации к логопеду. Заключение врача будет наиболее ценным и достоверным, если на прием вы принесете несколько школьных тетрадей.. Необходимость комплексного подхода
Необходимость комплексного подхода
Каждое речевое нарушение состоит из комплекса симптомов. Поэтому и обследование ребенка должно быть комплексным. Невролог осматривает на предмет неврологических заболеваний, которые могут мешать правильному формированию письменной речи (такие как гиперактивность, СДВГ, неврозоподобные состояния и т.п.)
Детский психолог поможет выявить эмоциональные аспекты, мешающие ребенку полноценно овладевать письмом, проблемы с памятью и вниманием. А детский психотерапевт подтвердит отсутствие умственной отсталости, аутистического спектра и психических заболеваний. Дополнительно обследуется состояние зрения и слуха
Логопед установит уровень сформированности грамматического строя речи, развитие моторных функций, состояние фонематического анализа, состоятельность словарного запаса, отклонения в формировании звукопроизношения.
Чтобы точно продиагностировать заболевание, запишитесь на прием к специалистам сети «Семейный доктор».
Какой врач лечит
Акустическая дисграфия обычно лечится и помогается специалистами в области психологии, речевой терапии или образования. Вот некоторые из специалистов, которые могут быть вовлечены в лечение акустической дисграфии:
-
Речевой терапевт: Речевой терапевт является ключевым специалистом при лечении акустической дисграфии. Он проводит оценку речевых и письменных навыков человека, разрабатывает индивидуальный план терапии и проводит сеансы речевой терапии, направленные на улучшение навыков письма, фонологического осознания и аудитивной обработки звуков речи.
-
Психолог: Психолог может помочь в оценке психологических факторов, влияющих на развитие акустической дисграфии, и провести необходимое консультирование и поддержку. Он может помочь развить стратегии управления стрессом, повысить мотивацию и самооценку у человека с акустической дисграфией.
-
Специалист по образованию: Специалист по образованию, такой как учитель-логопед или специалист по инклюзивному образованию, может быть вовлечен в помощь учащимся с акустической дисграфией в образовательной среде. Он может разработать индивидуальные образовательные планы и применять адаптивные стратегии, чтобы поддержать академический прогресс и развитие навыков письма.
Конкретный состав команды специалистов, занимающихся лечением акустической дисграфии, может варьироваться в зависимости от места и доступности ресурсов
Важно обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, которые имеют опыт работы с акустической дисграфией и могут предоставить соответствующую помощь и поддержку
Оглушение звонких согласных в конце слова
Оглушение
— это замена звонких парных согласных
в абсолютном конце слова на глухие
согласные. Надо отметить, что, в отличие
от ассимиляции и диссимиляции, оглушение
парных звонких согласных в конце слова
не вызывается никакими объективными
причинами (например, приспособлением
органов речи к произнесению двух соседних
звуков). Мы хорошо знаем, что любой
русский человек при изучении иностранных
языков (например, английского) свободно
перестраивается и перестает оглушать
конечные согласные. Значит, процесс
оглушения можно считать традиционным
для русского языка фонетическим явлением.
Примеры оглушения: столб
– стол, луг – лу, грязь – гря
.
Задание
№ 25.
Разбейте слова на две группы: 1) слова,
в которых происходит ассимиляция по
звонкости-глухости; 2) слова, в которых
ассимиляции нет.
Ковкий,
жезл, отговорить, отбить, арбитр, приятный,
укладка, ложка, гвалт, сбить, жизнь,
привезли, с другом, кворум.
Задание
№ 26
.
Определите, в каких словах происходит
ассимиляция по звонкости, в каких — по
глухости. Затранскрибируйте эти слова.
Резьба,
косьба, с боями, пробка, просьба, повозка,
отголосок, плуг, разжечь, расшуметься,
подписать, отбить.
Задание
№ 27.
Затранскрибируйте предложения,
подчеркните слова, в которых происходит
ассимиляция по звонкости-глухости.
Ты
— как отзвук забытого гимна В моей черной
и дикой судьбе (А.Блок).
И
веют древними поверьями Ее упругие
шелка, И шляпа с траурными перьями, И в
кольцах узкая рука (А.Блок).
Приди
сюда хоть русский царь, Мы от бокалов
не привстанем. (Н.Языков).
4.
За окнами давка, толпится листва, И палое
небо с дорог не подобрано. Все стихло.
Но что это было сперва! Теперь разговор
уж не тот и по-доброму. (Б.Паст.)
Задание
№ 28.
Распределите слова на три группы, где
а) ассимиляция по мягкости происходит
регулярно; б) носит факультативный
характер; в) не происходит. В случае
затруднения обращайтесь к «Орфоэпическому
словарю русского языка».
Вьюнок,
сплетни, надменные, распятье, вязание,
перекресток, сохли, блестели, свечи,
кантик, банщик, гнездо, глиняный, гвозди,
кисти, ветки, разве, сделать, ладья,
медведь, яркий, полдень.
Задание
№ 29.
Затранскрибируйте слова. Отметьте
наличие или отсутствие ассимиляции по
мягкости (ассимилятивного смягчения).
Вонзить,
кончик, тончайший, сверху, тмин, при
лампе, съежился, кегли, реквием, жалость,
фонтанчик, каменщик, бедняжка.
Задание
№ 30.
Выпишите и затранскрибируйте слова, в
которых встречается разные виды
ассимиляции (по звонкости-глухости, по
твердости-мягкости, полная), а также
слова с оглушением согласных в конце
слова.
Слепой
осел с дороги сбился (он в дальний путь
было пустился), но к ночи в чащу так
забрел мой сумасброд, что двинуться не
мог ни взад он, ни вперед (Крылов).
Здравствуй,
князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как
день ненастный? (Пушкин).
С
башни князь Гвидон сбегает, дорогих
гостей встречает. (Пушкин)
Неслышно
ходили по дому, не ждали уже ничего.
Меня привели к больному, А я не узнала
его. (Ахм.)
Потряхивая
карбованцами И медленно пуская дым,
Торжественными чужестранцами Идем мы
городом родным (Цветаева)
Напрасно
в дни великого совета, Где высшей страсти
отданы места, Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста. (Паст.)
И
мгновенно житейской канет, словно в
темную пропасть без дна… И над пропастью
медленно встанет Семицветной дугой
тишина. (Блок)
Все
наденут сегодня пальто И заденут за
поросли капель, Но из них не заметит
никто, Что опять я ненастьями запил.
(Б.Паст.)
Задание
№ 31.
Установите, какие действующие в
современном языке законы привели к
появлению следующих омофонов:
Рот
— род, съезд — съест, из сказки — и сказки,
от оков — а таков, возка — воска, освещу
— освящу, свезти — свести, вязом —
вязам, а дед — одет.
Когда-то давно на уроках русского языка в школе, еще в младших классах, все мы старательно артикулировали под бдительным руководством учительницы: округляли или сжимали губы, приставляли язычок к небу или толкали им зубы… Мы учились различные звуки. А потом нам объясняли и другие правила из раздела фонетики. Мы выросли, правила забылись. Кто помнит сейчас примеры озвончения согласных и как оно вообще происходит?
Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии
Организация: ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Населенный пункт: Владимирская область, г. Вязники
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).
Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающих те или иные звуки.
Методика проведения занятий по дифференциации сходных по артикуляционно-акустическим признакам звуков и букв.
- Чистая речь.
Прежде чем начинать работу над устранением замен или смешения букв, надо проверить, умеет ли ребёнок правильно произносить каждый из пары соответствующих звуков. Если имеются нарушения звукопроизношения, то вначале надо исправить этот дефект в устной речи и только потом переходить к дифференциации соответствующих букв на письме.
- Анализ письменных работ.
Чтобы эффективно помочь ребёнку, уточните, просмотрев его письменные работы, смешивает или заменяет он буквы. При заменах букв всегда вместо одной буквы будет писаться другая. Например, ребёнок, заменяющий «б» на «п» предложение «Папа принёс большой арбуз» напишет так: «Папа принёс польшой арпуз».
Если же ученик смешивает буквы «б» и «п», то возможны разнообразные варианты написания этой фразы, например, такой: «Папа бринёс польшой арбуз».
Работу при заменах букв надо начинать с заменяемой буквы. В приведенном примере следует 2-5 занятий посвятить звуку и букве «б», потом 1-2 занятие отвести звуку и букве «п» и только потом приступать к дифференцивции.
При смешении букв каждой из них отводится по 1-2 занятии, а потом проводится дифференциация.
- Не надо спешить.
Дифференциация букв проводится постепенно. Вначале надо научиться различать на слух отдельные звуки, читать и записывать соответствующие буквы.
Затем переходить к дифференциации звуков и букв в слогах и словах. Если все получается — переходить к дифференциации в предложениях.
- Учение с увлечением.
Формирование у ребёнка положительного отношения к занятиям. Использование похвали, даже при незначительных успехах ребёнка благоприятно влияет на дальнейшее отношение к занятиям. Использование игровых приемов: сказки, стихи, загадки.
- Самопроверка.
Развивайте навык самоконтроля. Ребёнок должен сам найти свои ошибки. Можно дать детям небольшую инструкцию, например: «В первой строчке у тебя три ошибки, во второй две. Найди ошибки и исправь их карандашом». Ошибки обязательно надо исправить. После исправления ошибок ученик должен объяснить, почему надо писать именно так.
- Слышим, видим, чувствуем.
Старайтесь включать в работу над проблемными буквами как можно большее количество анализаторов. Если ученик заменяет буквы, звуки которых сходны акустически, т.е. на слух, обязательно перед зеркалом уточните артикуляцию звуков. Пусть ребёнок увидит, что делает язычок, в каком положении губы, почувствует, дрожит ли горлышко. Задавайте вопросы: «Чем похожи звуки по артикуляции? Чем отличаются?» тем самым, к работе подключаются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы. Можно показывать буквы с помощью пальцев и телесных поз, выкладывать из верёвочки, лепить из пластилина, собирать из палочек и т.д.
Приложения:
-
file0.docx.. 14,3 КБ
Опубликовано: 27.01.2022
Оглушение согласных: примеры
Как и в случае с озвончением, оглушение происходит только при наличии парных звуков. В такой ситуации звонкий согласный должен стоять впереди глухого.
Обычно такое случается в финале слова, если оканчивается оно на согласный: хлеб («хлеп»), мед («мет»), принести много стульев («стульеф») и так далее. Также оглушение происходит, если в середине слова (как правило, это соединение корня и суффикса) встречается сочетание «звонкий плюс глухой». Например: похлебка («хлеб» — корень, оканчивается на звонкую «б», «к» — глухой суффикс, на выходе произносим слово «похлепка»), сказка (корень «каз» оканчивается на звонкую «з», «к» — глухой суффикс, в сумме получаем «скаска»).
Третий вариант, когда встречается звука — также на стыке слова и предлога: под потолком (потпотолком), над тобой (наттобой) и прочие. Это свойство русского языка особенно тяжко дается школьникам, которые действуют по методу «как слышим, так и пишем».
Краткое подведение итогов
Оглушение согласного звука — процесс неизбежный и естественный. В некоторых случаях оно является частью произносительной нормы русского языка, в других — это ошибка, над исправлением которой следует усердно работать. Кроме того, в силу ряда причин некоторые люди непроизвольно оглушают звуки в неправильном месте. Но даже такие случаи поддаются коррекции. Работа над правильным произношением звуков необходима, в том числе и для того, чтобы речь говорящего соответствовала стандартам языка, была понятна его собеседнику. Более того, правильная речь является залогом хорошего первого впечатления о человеке. А первое впечатление, как известно, способно повлиять на многое, но исправить его бывает очень сложно.
Диссимиляция
(от лат. dissimilis-
несходный) – это расподобление двух
или более согласных звуков, находящихся
в пределах одного слова, по каким-либо
акустико-артикуляционным признакам.
«Если для ассимиляции характерно
взаимодействие двух соседних звуков,
то диссимилируются очень часто и звуки,
находящиеся в одном слове не в
непосредственном соседстве друг с
другом» 13 .
Диссимиляция
может быть прогрессивной (например,
просторечное произношение пролубь
вместо
прорубь
или
современное литературное февраль
на
месте старого
феврарь
14
).
Однако
чаще встречаются случаи регрессивной
диссимиляции, когда первый согласный
«отталкивается» от второго, диссимилируется
с ним по какому-либо признаку, как,
например, в просторечном произношении
бомба
как бонба.
Согласные
могут диссимилироваться по разным
признакам, в соответствии с этим различают
два наиболее часто встречающихся вида
диссимиляции.
а)
Диссимиляция
по способу образования.
Например:
мягко
—
мяо
,
но
мягок – мя
.
Труднопроизносимое
сочетание двух взрывных согласных –
+ – заменяется сочетанием щелевого
с взрывным . Или такой пример:
скучно
– скуо
.
Аффриката
, т.е. смычно-щелевой звук, должна в
этом слове сочетаться со смычно-проходным
звуком , т.е. в артикуляции обоих звуков
наличествует связка. Такое сочетание
считается труднопроизносимым, поэтому
смычно-щелевой звук заменяется
щелевым звуком .
б)
Диссимиляция
по месту образования
(встречается в основном в просторечии
и представляет собой нарушение
орфоэпической нормы, например:
бомба
— боа.
Труднопроизносимое
сочетание двух губно-губных согласных
звуков и заменяется сочетанием
губно-губного с переднеязычным
согласным .