5.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ
Несколько советов и рекомендаций родителям:
- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
- Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
- В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
- Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
- В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
- Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
- Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
- Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
- Никогда не ругайте ребенка за ошибки
- Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи
Виды дисграфии
Дисграфия редко встречается в чистом виде. У разных детей возникающие нарушения зависят от повреждения определенных зон коры головного мозга. В зависимости от проявления проблемы в медицине различают несколько типов заболевания.
Артикуляторно-акустическая
При артикуляторно-акустической дисграфии у детей появляются ошибки на смешивание, пропуски и замены букв, которые обозначают звуки, близкие по акустическим, артикуляционным признакам. Основные симптомы данного вида дисграфии:
- неумение одновременно выговаривать звуки, правильно воспринимать их на слух;
- замена букв на фонетически близкие по звучанию;
- добавление лишних букв, слогов;
- неправильное обозначение мягкости на письме;
- изменение очертания букв.
Такие ошибки не поддаются корректировке, они возникают снова и снова, несмотря на замечания и объяснения преподавателей. Для преодоления данного вида необходимо работать над четкой слуховой дифференциацией звуков (особенно звонких-глухих и твердых-мягких согласных), правильным произношением.
Акустическая
Дисграфия на основе фонемного распознавания (акустическая) является следствием такого нарушения, когда ребенок неспособен точно различать слышимые звуки. Нарушение наиболее ярко проявляется, когда происходит обучение письменной речи. В чем выражается акустическая дисграфия:
- замена на письме похожих по звучанию букв (парных твердых и мягких, шипящих и свистящих, некоторых гласных);
- ошибки при письменном обозначении мягкости звуков;
- пропуски букв, перестановка слогов местами;
- объединение на письме нескольких слов в одно.
В качестве примера неправильного написания можно привести в пример такие ошибки как «мяшик» вместо «мячик», «телай» вместо «делай», пропуски мягкого знака «окун», «Васка», «лублу» вместо «люблю». При этом проблем с произношением и постановкой фонем у ребенка нет.
Аграмматическая
Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Проявления этого нарушения:
- трудность в установлении логических связей между предложениями;
- нарушение смысловых и грамматических связей в тексте;
- пропуски значимых членов предложения;
- нарушение логической последовательности слов;
- неразличение единственной и множественной форм слов;
- замена окончаний слов;
- нарушения словообразования (замена приставок и суффиксов);
- нарушение согласования слов между собой, некорректное употребление предлогов («за дома» вместо «за домом»).
Оптическая
Оптическая дисграфия развивается в результате нарушения зрительно-пространственных функций, их несформированности. Ребенок чаще всего заменяет между собой буквы, похожие по очертаниям. Письменная речь может быть нарушена разными способами:
- недописывание или отзеркаливание букв, добавление лишних элементов;
- смешение букв, которые отличаются одним элементом (п-т, л-м);
- неразличение букв, состоящих из похожих письменных элементов (п-н, м-ш).
Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза
Данный вид дисграфии является следствием нарушения различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Нарушение проявляется на письме разными способами:
- пропуски согласных букв при их стечении («дожи» вместо «дожди»);
- пропуски гласных букв («девчки» вместо «девочки»);
- перестановки и добавление букв («кулка» вместо «кукла»);
- пропуски, перестановки и добавление слогов («весная» вместо «весна»);
- слитное написание слов и их разрывы («весипед» вместо «велосипед»).
Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими и социально-психологическими факторами.
При всех видах нарушений ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Письменная речь – это сложный процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие которых обеспечивает необходимые навыки.
Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы
Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.
В занятия по коррекции дисграфии входят:
Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
Тренировка фонематического слуха.
Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.
Все логопедические занятия строятся с обязательным учётом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии
Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата
Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.
Игры и упражнения при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
I. Развитие языкового анализа и синтеза
Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
1. Придумать предложения по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложения с определенным количеством слов.
3. Распространив предложение, увеличив количество слов.
Например:
Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…
Игра «Увеличь предложение»
Цели:
— закреплять знания о частях речи
— совершенствовать связную речь
А) Наступил Новый год. Нет морозов. Дорога в лёгкой наледи. Дети просят у зимы снега. Сжалилась она. Подарила много снега. (19 слов)
Б) Под столом спал щенок. На его нос попала пылинка. Щенок чихнул и проснулся. Он подбежал к окну. Там на карнизе ходил голубь. Щенок залаял и завилял хвостом. Голубь поприветствовал щенка. (30 слов)
В) Летом Люся поехала на юг. Поезд мчался по рельсам. Мимо пролетали леса, поля, деревни и сёла. В купе Люсе было весело. Вместе с девочкой ехали её подруга и тётя с дочкой. (31 слово)
Г) Костя шёл по тропинке и набрёл на пруд. Вода в пруду была чистой. У берегов рос камыш. В его зарослях квакали лягушки. В воде Костя увидел тритонов и рыбку. Над водой кружили стрекозы. (33 слова)
4. Составь графическую схему предложения и придумай по ней предложение.
Например:
5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Работа с числовым рядом.
6. Выделить предложение из текста.
Дидактическая игра «Улитка»
Цели:
— Развивать умение анализировать предложение
— закреплять знания о правилах написания предложений
Дидактическая игра «Змейка»
Цели:
— совершенствовать умение записывать предложение
— развивать умение анализировать предложения и делить их на слова
7. Работа с деформированными предложениями.
Например:
с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.
«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.
8. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица.
Например:
распредели на два столбика словосочетания и предложения.
Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.
9. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).
Например (с опорой):
«В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»
Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»
10. Составление предложений, используя словосочетания.
Например:
высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и т. д.
Отличие дисграфии от орфографических ошибок
В настоящее время все больше родителей обращаются к специалистам за помощью, так как они подозревают у детей младшего школьного возраста дисграфию
Поэтому очень важно уметь самостоятельно отличать орфографические ошибки от дисграфии
Для того, чтобы понять какие ошибки являются орфографическими, а какие дисграфией, необходимо понять какие ошибки вообще может допустить ребенок в письме.
Ошибки в письма бывают:
- Орфографические – характеризуются неправильным написанием слов.
- Пунктуационные – характеризуются неверной расстановкой запятых.
- Грамматические – ошибки в падежах, числе или роде слова.
Таким образом, пунктуационные и орфографические ошибки не являются обязательным признаком дисграфии. Наличие таких ошибок является признаком того, что родителям необходимо как можно больше заниматься с ребенком или обратиться за помощью к репетитору. Если у ребенка встречаются грамматические ошибки, то необходимо поработать над лексико-грамматической стороной речи.
Дисграфию можно отличить от орфографических ошибок на основании следующих присущих ей характерных признаков:
- Слитное написание предлогов со словами.
- Раздельное написание приставок с глаголами.
- Слитное написание слов и союзов.
- Слитное написание целых предложений.
- Пропуски букв в словах.
- Замена букв на парные по глухости-звонкости.
- Перестановка слогов.
- Добавление лишних букв и слогов.
Замечание 2
Все вышеперечисленные ошибки являются признаками дисграфии и требуют немедленного обращения к логопеду.
Симптоматика дисграфии
Многие симптомы похожи на те, что выявляются при дислексии.
1. Замедленное овладение навыком письма.
2. Замедленный процесс письма.
3. Нарушения почерка у детей.
4. Обязательны специфические дисграфические ошибки.
Выделяются следующие группы ошибок.
1)Неусвоение букв
а) искажение зрительного образа буквы (зеркальное написание, недописывание какого-либо элемента, приписывание лишнего элемента, искажение какого-либо элемента буквы, искажения в пространственном расположении букв);
б) замены или смешения букв (смешения букв, которые отличаются пространственным расположением элементов (ш-т,в-д),
буквы, которые отличаются дополнением элементов(и-ш),
буквы, которые сходны по общему графическому образу (б-в)
Подобные ошибки могут проявляться в разной степени.
2) Искажение звуко-слоговой структуры слова.
Как и в процессе чтения, это самая распространённая группа ошибок. Она включает в себя пропуски согласных при стечениях, добавления гласных между стечениями, перестановки букв в стечениях согласных, персеверации (застревания на одном звуке), пропуски слогов, перестановки, добавления лишних слогов.
3) Нарушение структуры предложения.
Проявляются в слитном написании слов (часто слитно пишутся предлоги со словами), в ряде случаев часть слова пишут отдельно (отделяют приставки от корня), пишут слово по частям.
При таких ошибках предложение может выглядеть подобным образом (Корова жуёт сено. = Коро в а жу ётсено.) Но это наиболее грубый вариант.
4) Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки (С-Ш, Р-Л, П-Б и т.д.)
5) Аграмматизмы на письме
а) морфологические аграмматизмы (нарушение согласования, управления, неправильное словообразование на письме)
б) синтаксические аграмматизмы (неправильное воспроизведение структуры предложения, которое отражается в устной речи детей)
Пять видов дисграфии
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.
Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».
2. Акустическая форма дисграфии
Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.
4. Аграмматическая дисграфия
Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).
5. Оптическая дисграфия
Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.
Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Можно ли справиться с дисграфией?
Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить. Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей
Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста.
Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться
Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.
Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста
Важно также поддерживать ребенка в его занятиях. Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок
В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением. Миссия родителей в данном случае — оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.
Дизорфография
Дисграфические ошибки следует отличать от орфографических. При дисграфии нарушается фонетический принцип правописания (как слышим, так и пишем).
Стойкое нарушение использования орфографических правил называется дизорфографией. В этом случае ребёнок знает правила правописания, а употреблять их не может из-за недоразвития многих речевых функций.
Во Франции все нарушения письма (дисграфия и дизорфография) называются дизорфографией. А в США все нарушения письменной речи называются дислексиями. У нас же в России всё достаточно чётко дифференцируется.
Коррекцией дизорфографии также занимается логопед. Если ребёнок знает все правила, но совершенно не может их применять, не ищите репетитора по русскому языку. Скорее всего, он вам не поможет. Вам нужен логопед!
Причины появления орфографических ошибок и условия их предупреждения
Определение 2
Орфографические ошибки – это неверное написание слов.
Орфографические ошибки в письме у детей младшего школьного возраста встречаются достаточно часто, так как дети только учатся правописанию, правильному написанию слов, словосочетаний и приложений
Однако, в том случае, если учащийся хорошо знает правила орфографии, допускает ошибки, следует обратить на это пристальное внимание, так как одной из причин может быть дисграфия
С целью формирования у учащихся правильного письма, необходимо научить их не допускать ошибок, а также видеть и своевременно исправлять их. В этой связи следует знать первопричину допущения орфографических ошибок.
Все орфографические ошибки можно разделить на две основные группы:
- Осознанные орфографические ошибки (орфографические ошибки, в широком смысле их понимания) – появление данных ошибок учащийся может объяснить.
- Неосознанные орфографические ошибки (описки или ошибки невнимательности) – возникновению данных ошибок учащийся не может дать объяснения, при их допущении он не дает себе отчета.
Основными причинами возникновения орфографических ошибок у детей младшего школьного возраста являются:
- Невнимательность, поспешность и рассеянность.
- Отсутствие выработанного навыка орфографической зоркости, то есть ученик не видит орфограммы.
- Ученик видит орфограммы, но определяет их ошибочно.
- Ученик допускает ошибку на одном из этапов определения или проверки орфограммы.
- Ученик не может понять значение или смысл слова, словосочетания, предложения или всего текста в целом.
- Ученик медленно применяет свои знания в процессе письма.
Для того, чтобы избежать орфографических ошибок в письме, задачей педагога является создать следующие условия:
- Предоставлять учащимся возможность осмыслить слова или словосочетание. В том случае, если ребенок не способен сам понять смысл, то необходимо ему его разъяснить.
- Формирование навыка быстрого определения орфограммы.
- Формирование и развитие у учащихся орфографической зоркости.
- После освоение новой темы или правила, закрепление его достаточным количеством практических упражнений.
- Осуществление систематической работы над ошибками.
Что это такое?
Не вдаваясь в научные дебри, можно сказать, что дисграфия — это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто невозможно. Например, мы четко слышим звуки «д» и «м» в слове «дом», и вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с дисграфией масса вариантов: «том», «дон», «бом» и многое другое — в зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет «граза» — марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия тут ни при чем.
При дислексии малыш делает всевозможные «чудные» ошибки в чтении и к тому же не может научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют «специфическими нарушениями письменной речи».
Виды дисграфии
Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:
- Акустическая. Главным симптомом является замена на письме букв, сходных по звучанию. У ребенка нарушен процесс распознавания фонем, при этом со звукопроизношением проблем нет.
- Артикуляционно-акустическая. Ее можно описать очень просто «как слышится — так и пишется», то есть ребенок переносит на бумагу слова в том виде, как он их слышит сам от себя. При этой форме имеют место неправильное произнесение звуков, фонематическое восприятие. Для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо «поставить» ребенку звуки.
Форма нарушений в языковом синтезе и анализе. При этом типе дисграфии дети пропускают при написании буквы и слоги, путают раздельное и слитное написание приставок и предлогов, сращивают слова, не дописывают их до конца. Эта форма встречается чаще всего. - Аграмматическая. Текст при такой форме дисграфии пишется наперекор всем правилам грамматического согласования — и в предложениях, и в словосочетаниях. Слова не согласуются между собой, неправильно ставятся окончания и т. д.
- Оптическая форма проявляется в графическом написании букв. Ребенок может «забывать» лишнюю палочку при написании буквы или наоборот приписать еще одну-две, зеркалит их, путает при письме буквы, схожие по внешнему виду.
Лечение дисграфии
Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать
А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее
Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.
Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.
Нарушения письма
- Пропуски, вставки и перестановки букв: «пака», «палкта» или «пакла» вместо «палка».
- Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки.
Чаще всего дети путают:- глухие и звонкие звуки:
- «год» вместо «кот», «почка» вместо «бочка»;
- твердые и мягкие звуки: «лук» вместо «люк», «Мыша» вместо «Миша»;
- свистящие и щипящие звуки: «зук» вместо «жук», «чудеша» вместо «чудеса»;
- в основном с помощью голоса — м, н, р, л: «рампа» вместо «лампа», «дон» вместо «дом».
- «Моторные» ошибки, связанные с движениями руки:
- лишние элементы у букв (Ш с лишними «закорючками»);
- недописанные буквы (нехватка «закорючек» у Ш, И или М);
- «застревание», полный повтор предыдущей буквы: «арбуз» вместо «арбуз».
- Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и Ш; О и А и другие. Кроме того, ребята могут:
- писать несуществующие буквы; писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
- неправильно оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются;
- строчка неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается вниз.