Причины рассеянного внимания

Синдром рассеянного внимания у детей с зпр, нарушением слуха и зрения

Симптомы и признаки

Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.

Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.

Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:

неспособность ребенка подолгу концентрировать внимание на выполнении какого-либо одного задания, причем это могут быть как занятия в школе, так и домашние обязанности;
ребенок не слушает то, что говорит ему собеседник, либо не понимает сказанных ему фраз;
неусидчивость;
сложность в соблюдении правил, инструкций, предписаний;
отсутствие самоорганизации и самоконтроля;
склонность к беспорядку, ребенок не убирает свои игрушки, не следит за порядком на своем письменном столе;
выполняя какое-либо задание, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
забывчивость, которая связана с нарушением внимания, а не памяти;
рассеянность, ребенок часто теряет свои вещи;
неспособность завершить начатое дело до конца;
сложности в общении с другими детьми, родителями, учителями;
нарушения поведения, ребенок непослушен, часто шумит, делает все наперекор родителям;
склонность к тревогам;
небрежность, неспособность уделять внимание мелким деталям;
чрезмерная двигательная активность, сидя на одном месте, ребенок постоянно крутится, двигает ногами и руками;

повышенная вербальная активность, ребенок весьма разговорчив, но не любит долго говорить на одну и ту же тему, нередко отвечает на вопрос, даже не дослушав его до конца, перебивает собеседника;
нетерпеливость, ребенок не может подолгу ждать какого-либо события, очереди;
навязчивость, которая граничит с невоспитанностью;
проблемы в обучении, ребенок не только не может воспринимать новую для него информацию в полном объеме (особенно, если она не вызывает у него интереса), но и испытывает сложности в письме.

Как повысить популярность ребенку: рекомендации родителям

Любящие родители всегда переживают, если видят, что их малыш отвергается сверстниками или не занимает должной позиции в коллективе. Они стараются всеми силами повлиять на это положение

Особенно это важно, когда идет адаптация ребенка в новом коллективе. Психологи советуют во избежание родительских ошибок использовать следующие правила:

Следует прислушаться к советам педагогов, чтобы помочь ребенку обрести авторитет в окружении

Помнить, что только в общении можно научить собственное чадо правильному восприятию ровесников.
Нужно избавиться от собственного страха, что дитя недооценивают, ведь именно это чувство переходит к ребенку и заставляет его самоутверждаться любыми доступными способами.
Обращать внимание на развитие ребенка во время коммуникаций с окружающими. Для этого можно устраивать совместные игры, учить говорить комплименты или хорошие слова друзьям, давать интересные прозвища, стремиться делать нечто хорошее для них

Можно предлагать чаду надевать «очки розового цвета» и стремиться рассмотреть хорошее в остальных малышах.
Важным правилом для переучивания малыша является наглядный пример ребят, которые показывают хорошее и положительное отношение к нему.
Специалисты утверждают, адаптация малыша в детском коллективе пойдет гораздо быстрее, когда непопулярного ребенка начинают хвалить за малейший успех, дарить подарки, поощрять, подчеркивать их достижения перед другими ребятами.
Дошколята нередко не видят конкретных высказываний и действий окружающих, а обращают внимание на них только во время угрозы или помехи его личным занятиям. Нужно научить выслушивать других, присматриваться к сверстникам. Лучше всего для этого подходят игры на воспроизведение. Пример: Можно поиграть в «Сломанный телефончик», «Как звучит эхо», «Что не так в зеркале». Популярной является игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем».

Важно! Малыш должен научиться все действия по коллективному общению совершать самостоятельно, без наставлений и указаний взрослых

Советы психологов

  1. Если родители заметили, что их ребенок не пользуется популярностью среди сверстников, то стоит воспринять это достаточно серьезно. Следует понаблюдать за его взаимоотношениями со сверстниками, определить, что происходит, может ребенок совершает неправильные действия или провоцирует остальных.
  2. Желательно пообщаться с родителями других ребят, которые смогут пояснить недовольство своих детей поведением ребенка. Если непопулярность или изоляция от общества слишком велика, то необходимо отправиться на консультацию психолога или невропатолога.
  3. Лучше поговорить с воспитателями или педагогами, рассказать о возникшей проблеме и постараться решить ее сообща. Необходимо уменьшить воздействие негатива и унижения других дошкольников до разумного предела, попросить родителей группы поговорить со своими детьми, пока отвегнутый ребенок не начнет меняться.
  4. Полезно пригласить в гости товарища из детского сада или взять его на совместную прогулку на детской площадке. Нужно пригласить только одного друга во избежание ситуации «третий лишний, запасной». Если поведение ребенка окажется агрессивным и неприемлемым, то следует в мягкой форме указать чаду на его минусы.
  5. Если ребенок сосредоточен на своей проблеме при становлении своего положения в коллективе, на первых порах необходим присмотр взрослых, которые могут ему указать на неподобающее поведение и остановить.
  6. Желательно отдать отвергаемого малыша в секцию или на другие массовые занятия. Многие дети находят товарищей по интересам впоследствии, что помогает налаживанию общения с детьми в своей детсадовской группе или классе.

Важно! Если у малыша происходит неприятная ситуация с ровесниками, то следует обязательно дать ребенку выговориться и посочувствовать ему, предложить варианты возможного выхода из непростой ситуации. Нельзя ругать и сыпать упреками!. Родителям нужно помнить, что понимание и безусловная любовь помочь непопулярному ребенку обрести всеобщее расположение

Родителям нужно помнить, что понимание и безусловная любовь помочь непопулярному ребенку обрести всеобщее расположение.

Проблемы младших школьников

stockfour/Shutterstock.com

Современные родители младших школьников могут столкнуться с рядом трудностей. Попробуем назвать основные из них.

Неготовность к школе

Эта проблема касается первоклассников. Родители, которые не учли психологические или физиологические возможности ребёнка, могут столкнуться с тем, что буквально через пару месяцев их школьник станет отказываться ходить в школу, у него пропадёт интерес, испортится поведение и т. д.

Если вы столкнулись с такой проблемой, рекомендуем почитать:

  1. Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?
  2. Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению?

«Переготовность» к школе

Обратная сторона — ребёнка «передержали» дома или в саду и ему скучно и неинтересно на уроках. В этом случае поможет индивидуальный подход учителя, например, более сложные задания, занятия в секциях и обучение с родителями дома.

Специфическое потребление информации

Gorodenkoff/Shutterstock.com

Это относительно новая проблема, с которой всё чаще сталкиваются педагоги. Такие дети привыкли получать информацию через экран ноутбука или планшета: быстро, ярко, интересно, с частой сменой картинок. Слушать учителя для них часто невыполнимая задача. Эту проблему можно решить, но это будет непростой путь ограничения экранного времени.

Отсутствие самостоятельности в обучении

Часто школьные программы строятся таким образом, что неотвратимо затягивают в учебный процесс родителей. И противится этому бывает достаточно сложно. Как итог — ребёнок не способен к самостоятельному выполнению домашних заданий, он не понимает, что это возможно.

Иногда это случается даже у выпускников начальной школы. Задача родителей — не учиться за ребёнка, а помогать ему организовать процесс выполнения домашних заданий.

Чрезмерная нагрузка

fizkes/Shutterstock.com

Часто родителям очень важно помимо школы записать ребёнка на ряд кружков и секций. Ни к чему хорошему, как правило, это не приводит

Переутомляемость, раздражительность и плохие отметки — таков итог сильной загруженности младшего школьника.

Важно не перегружать ребёнка и иметь запас времени не только для прогулок, но и для того, чтобы ребёнок мог заниматься «дуракавалянием» и не делать ничего

Тревожность

Большие перемены в жизни ребёнка дошкольного возраста — новый статус школьника, адаптация к школьной жизни, нагрузка учебной и внеучебной деятельности — способствуют развитию тревожности

Важно, чтобы в этот период в семье царила атмосфера покоя и доверия, родители должны быть рядом, помогать и поддерживать

Тревожность развивается и у родителей, когда ребёнок начинает ходить в школу — ведь теперь малыш будет больше времени проводить без их присмотра. Чтобы снизить тревожность за его безопасность и здоровье, и не превратиться в гиперопекающего родителя, купите ребёнку GPS-часы или установите приложение детской безопасности «Где мои дети»!

Кризис семи лет

fizkes/Shutterstock.com

Из самого названия кризиса несложно догадаться, что появляется он в жизни семилетнего ребёнка. Но границы кризиса могут быть сдвинуты как в одну сторону — к шести, а иногда даже пяти годам, так и в другую — к восьми годам.

По мнению известного отечественного психолога Божович Л. И., в период данного кризиса происходит рождение социального «Я» ребёнка. Именно в этот момент он осознаёт своё место в этом огромном мире различных общественных отношений.

Одним из ярких признаков данного кризиса является непреодолимое желание ребёнка подражать взрослому. Мы видим кривляние, ребёнок начинает манерничать. Он страстно хочет внимания, при этом пытается регулировать своё поведение, но у него не всегда это получается.

Кроме того, уходит непосредственность: ребёнок становится не таким «понятным» для окружающих. Между желанием и самим действием появляется переживание — что ждёт его после этого действия?!

В момент кризиса у младшего школьника происходит переоценка ценностей. То, что раньше было значимо, потеряло свою актуальность. На смену старым ценностям приходят новые. Игра ушла на второй план, а учебная деятельность заняла лидирующие позиции.

Подробнее про кризис читайте в статье «Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет?

Что такое психологические проблемы

В психологии под проблемой понимают такое внутреннее состояние, при котором человек испытывает некоторый психологический дискомфорт. Они бывают явными, скрытыми и глубинными. Многие из них действительно формируются в детстве. Однако на то, как мы относимся к ним, влияет и наш последующий опыт.

Выделяют следующие виды психологических проблем:

Вид

Описание

Личностные

К ним относятся проблемы с самооценкой, мотивацией, целями и смыслом жизни, профессиональной ориентацией и так далее.

Семейные

Они объединяют сложности в отношении старшего и младшего поколений, отношений между сиблингами и так далее.

Социальные

Это любые проблемы с общественным порядком и общественными нормами. Поведение, которое противоречит таким нормам, называется девиантным. К нему относится любое странное поведение.

Отношений

Они касаются личных (романтических, дружеских) и рабочих (в том числе во время учебы) взаимоотношений. Сюда входят абьюзивные, дисфункциональные, зависимые и другие типы нездоровых отношений.

К появлению психологических проблем приводят черты характера, отношения с родителями, травмирующие ситуации, особенности работы головного мозга и нервной системы. Психологическая проблема всегда индивидуальна как в проявлении, так и в последствиях, к которым она приводит.

Профилактика

Так как частыми причинами развития синдрома рассеянного внимания у ребенка является осложненное течение беременности и родов, будущей маме необходимо следить за состоянием своего здоровья в этот период, воздерживаться от вредных привычек.

После появления малыша на свет, необходимо защищать его от инфекционных заболеваний, травм, прочих негативных воздействий.

С самого раннего возраста необходимо проводить с малышом развивающие занятия. Грудничку можно показывать те или иные яркие предметы, рассказывая для чего они нужны

Конечно, малыш не поймет ваших слов, но яркий цвет и мамин голос привлекут внимание крохи

Для детей постарше рекомендуется использовать развивающие игры, например, пазлы, лото.

Синдром рассеянного внимания – частая проблема, актуальная для детей младшего школьного возраста. Ребенок, неспособный подолгу концентрироваться на одном занятии, испытывает проблемы в обучении и общении, и поэтому нуждается в квалифицированной помощи.

Как научить ребёнка быть внимательным? Узнайте из видео:

Дорогие читательницы! Этот ресурс станет настоящим спасением для всех заботливых мам, которые всегда хотят быть в курсе всех новостей о детском здоровье и воспитании. А еще здесь есть множество информационных статей, которые будут интересны каждой из нас.

Как не трудно догадаться из названия сайта, pediatrio.ru – это настоящий правочник по детским болезням. Здесь собрана огромное количество полезной информации – от симптомов и лечения до методов профилактики. А главное, что все материалы подготовлены настоящими специалистами, которые имеют обширный опыт работы.

Мы знаем, что каждая из вас бесконечно заботится о своих малышах и всегда хочет быть готовой к любым ситуациям. Именно поэтому этот сайт такой полезный. Теперь, когда у ребенка возникнут какие-то проблемы, вы всегда сможете быстро найти ответы на все свои вопросы. А также узнать о новых методах наблюдения за болезнью, которые помогут вам обезопасить своего малыша от многих недугов.

Но это еще не все! Pediatrio.ru – это не только правочник для мам, но и целый море полезной информации для всех женщин. Здесь вы найдете множество статей о различных аспектах жизни – от здоровья и красоты до воспитания и домашних хлопот. Вам больше не придется искать десятки различных сайтов, чтобы найти нужную информацию. Все, что вам нужно, собрано в одном месте!

Так что, дорогие читательницы, рекомендуем добавить pediatrio.ru в закладки и всегда быть в курсе всех новостей о детском здоровье и не только. Ведь самочувствие – это самое главное, и вы заслуживаете иметь всю необходимую информацию под рукой. Уверены, что этот сайт станет вашим надежным помощником и источником вдохновения!Убедительно просим не заниматься самолечением. Если есть вопросы по здоровью — запишитесь ко врачу!

Что делать, если у ребенка синдром рассеянного внимания

Ребенок с проблемами концентрации внимания должен пройти коррекционное лечение. Методов много, но обычно используется комплексный подход:

  • Упражнения с психологом. Занятия обязательны, они помогут научить малыша концентрироваться и быть более спокойным.
  • Прием лекарств. Назначают препараты при серьезных нарушениях.
  • Режим дня. Дисциплина поможет бороться с рассеянностью.
  • Общение с родителями. Взрослые должны помогать бороться с синдромом. Простые обязанности по дому для дошкольника помогут лечить рассеянность.

Рассеянность встречается у гиперативных детей

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

При формировании личности дошкольника внимание задействовано во всех процессах жизни. Начиная с младенчества, малыш овладевает непроизвольным вниманием

С 1 года внимание развивается под руководством взрослых, которые направляют его в нужное русло.

С 5 лет малыш может сам контролировать свое внимание. На него очень сильно влияет эмоциональное и психическое состояние

Усидчивость и сосредоточенность помогут устранить причины плохой памяти.

Важно! Следствием гиперактивности может быть рассеянное внимание

Возможные причины и симптоматика рассеянности

Рассеиваться внимание может из-за заболеваний, напряженной обстановки дома, проблем с нервной системой. Это может способствовать быстрому утомлению и переключению с одной деятельности на другую

Для определения, есть ли болезнь, нужно провести исследование или понаблюдать за малышом:

  • Не может усидеть на месте.
  • Меняет род занятий.
  • Нет концентрации при выполнении простых заданий.
  • Забывчивость.
  • Теряет вещи часто.
  • Бросает начатое.
  • На уроках справляется с заданиями позже всех.

Если симптомы постоянно проявляются, то следует задуматься о здоровье чада.

Проблемы диагностики СДВГ

СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Врачи и педагоги имеют мало информации о данном заболевании, поэтому диагностика усложняется. Часто этот диагноз ставят, имея характеристику других заболеваний. Квалифицированные специалисты находятся при институтах, которые занимаются изучением специфики данного заболевания.

Признаки СДВГ у детей

Основными признаками считаются:

  • Импульсивность.
  • Нарушение внимания.
  • Гиперактивность.
  • Недовольство при выполнении заданий, связанных с умственной деятельностью.
  • Забывчивость.
  • Беспокойство.
  • Активность без цели.
  • Болтливость.
  • Ощущение, словно малыш находится на подзарядке энергии.
  • Лезет без очереди.
  • Мешает окружающим.

Как диагностируется синдром рассеянного внимания

Диагностировать данное заболевание тяжело, ведь оно сопровождается психологическими расстройствами, неправильным воспитанием. Можно выделить способы диагностики:

  • Анкеты с вопросами для ребенка, родителей и педагогов.
  • Наблюдение.
  • Обследование психологом.
  • Обследование другими врачами для нахождения дополнительных заболеваний.

Диагноз подтвердят, если активность мешает малышу учиться, симптомы были замечены в младшем возрасте и в любом месте пребывания.

Оба родителя должны уделять время ребенку

Главный признак СДВГ — рассеянность и забывчивость

Для правильного развития личности необходима мотивация со стороны родителей. Постоянный контроль человека за своим поведением улучшает уровень концентрации.

Рассеянность и забывчивость – признаки СДВГ. За ребенком можно заметить состояние постоянно «витающего в облаках». Низкая концентрация и переключение внимания с одного занятия на другое являются симптомами заболевания.

Неврологические и другие нарушения

Различные нарушения концентрации могут быть следствием проблем со здоровьем:

  • Плохое кровообращение.
  • Остеохондроз.
  • Опухоли, проведенная химиотерапия.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Депрессия.
  • Эпилепсия.
  • Мигрени.
  • Анемия.
  • Бессонница.
  • Плохая наследственность.
  • Нехватка витаминов.
  • Плохой слух или зрение.

Как просто избавиться от рассеянности

Рассеянность – не такое уж безобидное свойство характера, поэтому изучением ее причин занимаются психологи. Ведь невнимательность людей, которые обслуживают, к примеру, опасное оборудование, может стать причиной катастрофы или техногенной аварии.

Рассеянность лечится или корректируется в зависимости от причины ее возникновения. При депрессиях или тревожности психотерапевт подбирает антидепрессанты. Если она вызвана переутомлением, то проблему решит отдых, смена обстановки и пр.

5 шагов

Если же рассеянность становится хронической и прочно поселяется в нашей жизни, можно проанализировать свой образ жизни и предпринять следующие шаги:

Определить приоритеты и сконцентрировать свое внимание на выполнении одной задачи или только на одном объекте. Большинство людей не умеют качественно делать два-три дела одновременно. Например, группе участников психологического эксперимента предложили понаблюдать за спортсменами на волейбольном матче и сосчитать количество мячей, заброшенных в корзину членами команды в синих футболках
Во время матча по полю прошел человек, переодетый в костюм гориллы, но его никто не заметил, поскольку все были заняты наблюдением за игроками и подсчетом заброшенных мячей

После повторного просмотра игры участники эксперимента были сильно удивлены, что не заметили такого явного факта;
Во время работы убрать все предметы, рассеивающие внимание и создающие хаос. Лишние предметы на рабочем столе – книги, журналы, не относящиеся к делу, фотографии, уводящие в мысли об отдыхе, тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания, лучше убрать подальше;

Пользоваться визуальными подсказками. Конечно, можно вести ежедневник, куда записывать предстоящие дела

Дополнительно можно воспользоваться каким-то предметом, который напомнит с утра о важном деле. Например, с вечера положить на пол посреди комнаты обычный лист бумаги или книгу. Один взгляд на них утром – и мы вспомним, что нужно сделать срочный звонок. Этот метод напоминает бабушкин «узелок на память»

Такие узелки завязывали на носовых платках наши бабушки, чтобы не забыть сделать что-то важное;

Один взгляд на них утром – и мы вспомним, что нужно сделать срочный звонок. Этот метод напоминает бабушкин «узелок на память»

Такие узелки завязывали на носовых платках наши бабушки, чтобы не забыть сделать что-то важное;

Делать паузы, чтобы собраться с мыслями и зафиксировать свое внимание на текущем моменте. Например, выходя из квартиры, думать не о том, успеваем ли мы на автобус, а сосредоточиться на мыслях о ее безопасности: проверить электроприборы, газ, воду и пр.;. Решать все проблемы по мере их поступления, не откладывая на потом

Нагромождение несделанных дел также приводит к хаосу в мыслях и рассеянности

Решать все проблемы по мере их поступления, не откладывая на потом. Нагромождение несделанных дел также приводит к хаосу в мыслях и рассеянности.

Тимошенко Елена, BBF.RU

Что такое расстройство учебных навыков у ребенка

Рассеянность внимания может быть одним из проявлений состояния под названием расстройство развития учебных навыков. Это не диагноз, а лишь синдром, объединяющий в себе несколько специфических нарушений:

  • Дислексия – нарушение чтения. Ребенок не узнает буквы и слова, не понимает написанные предложения. Ему сложно запоминать буквы и звуки, различать начало и конец предложения, выделять интонации в тексте и осознавать его.
  • Дисграфия – нарушение письма. Ребенку сложно писать слова. Он путает буквы, делает ошибки – в том числе, и в устной речи.
  • Дискалькулия – нарушение счета. Ребенку тяжело даются любые математические действия – сложение, вычитание, сравнение.
  • Смешанное расстройство учебных навыков – у ребенка выявляются различные сочетания всех трех видов нарушений.

При подозрении на любое из этих расстройств нужно обратиться к педиатру и психотерапевту. Специалисты проведут диагностику, при необходимости – отправят к другим врачам: неврологу, лору, офтальмологу, чтобы исключить различные заболевания, приводящие к появлению таких симптомов, и назначат препараты для лечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М. Какой он – современный первоклассник?// Школьный психолог.2013
  2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И А. Лыковой 2012
  3. Особенности современных детей  www.topmama.ru
  4. Современные дети. Какие они? www.klasnaocinka.com.ua
  5. Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб, 2012.
  6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2010.
  7. Битянова М.Р., Азарова Т. 8., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2013
  8. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 2010
  9. Брунер Дж. Психология познания. М., 2014.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2011
  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2, М., 2010\
  12. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., С. 78–86. 2014
  13. Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. // Возрастная и педагогическая психология. Сост. Шуаре Марта о. М., 2012, С. 109–118.
  14. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб, 2010.
  15. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб, 2013

ПРИЛОЖЕНИЕ А

  • Исследование готовности детей к школьному обучению (Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу)
  • Ценные бумаги (Понятие и роль государственных ценных бумаг)
  • Банкротство кредитных организаций (Акционерного кредитного банка Абсолют банк (ОАО))
  • Нотариальные действия (Виды нотариальных действий).
  • Содержание начального образования: состояние и перспективы.
  • Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школы
  • Домашняя учебная работа для учащихся начальных классов
  • Особенности общения взрослых с детьми раннего возраста
  • Методология исследования особенностей внимания (Физиологическая основа внимания, основные свойства внимания)
  • Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
  • Процессор персонального компьютера. Назначение,функции, классификация процессора.
  • «Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: