Примеры проблем в сочинении
Самое важное при работе с сочинением — это практика. Давайте посмотрим на демоверсию 2023 года и потренируемся определять проблему
В тексте много описаний, воссоздается образ родного края, нет вводных слов и четкой структуры, свойственной рассуждению. Мы видим автора в образе лирического героя, главного действующего лица. Следовательно, перед нами художественный текст.
Мы часто видим такие слова: родные места, родниться, родная земля, родина. Делаем вывод, что тема текста связана с природой, родиной.
В тексте 8 абзацев — значит, 8 микротем. Смотрим на каждый абзац и определяем его тему, даже если он состоит из одного предложения. Так мы находим содержание главной и второстепенной информации. Например, микротема первого абзаца — приезд лирического героя в родные места и первые воспоминания о былой жизни.
Теперь необходимо ответить на следующие вопросы:
Кто является героем или каковы обстоятельства?
Помните: автор ≠ рассказчик, даже если повествование ведется от первого лица. Это вымышленный автором лирический герой, который «похож» на него, отражает его жизнь.
Лирический герой приезжает на малую родину, смотрит вокруг, и обстановка погружает его в воспоминания, как всё было раньше.
Как происходящее характеризует героя или какую характеристику и оценку мы можем дать самим событиям?
События навевают приятную меланхолию о былом времени в родном краю. Герой чувствует связь с этим местом — это отражается в описании природы.
Эта характеристика и обстоятельства касаются только героев текста или другие люди могут оказаться в похожей ситуации, обладать похожими качествами?
Безусловно, это может случиться с каждым. Многие люди уезжают в большие города в поисках новой жизни. Однако, возвращаясь домой на каникулы или в отпуск, человек предается воспоминаниям, которые связаны с его домом, они греют душу. Природа родного края вдохновляет человека, помогает ему обрести гармонию и душевное спокойствие, дает надежду на будущее.
Зачем автор придумал именно этих героев и эти обстоятельства? Что он хотел донести до читателя?
Автор рассказывает нам эту историю, чтобы показать, что любовь к малой родине человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она дает ему жизненную силу, теплые воспоминания о годах в родном краю и навевает приятные воспоминания.
В чем заключается позиция автора?
Ценность воспоминаний о малой родине в том, что человек чувствует неразрывную связь с местом, где он родился и вырос, с природой, дающей ему силы и утешение, несмотря на тоску о прошлом.
Какие вопросы можно задать к позиции автора?
- В чем заключается ценность воспоминаний о малой родине?
- В чем проявляется любовь человека к малой родине?
- Какова роль малой родины в жизни человека?
Вопросов получилось несколько, а значит, и проблему мы можем сформулировать в нескольких вариантах. Выбирайте тот, что вам больше нравится и к которому будет проще подобрать примеры.
Как семья влияет на ребенка?
Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определённые функции:
- определять формирование личности ребёнка;
- обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;
- обучать;
- прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;
- закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.
Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи. Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье
Основы характера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти в школу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.
Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой. Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей.
Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть и негативным. Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семье окружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания. Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности. Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда малыш немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.
Как заслужить доверие ребенка?
Как уже было сказано, основой продуктивных семейных отношений между взрослыми и детьми является доверие. Если оно установлено, родители без труда смогут вовремя выявить и скорректировать начинающиеся проблемы, обеспечить ребенку чувство уверенности в себе, своих силах, подготовить его к жизни в социуме. Это значит также подготовить к всевозможным опасностям внешнего мира, таким как:
- дорога;
- общественные места;
- подозрительные незнакомцы или мошенники;
- «плохие компании», где подростка могут склонить к употреблению наркотиков, алкоголя, толкнуть на нарушение закона, даже на суицид;
- опасные интернет-ресурсы, пропагандирующие насилие, агрессию, и т. д.
Как же завоевать безусловное расположение своего чада? Во-первых, помнить, что его нужно любить, всеми силами демонстрируя ему свои чувства. Не стоит бояться «залюбить» ребенка: его можно только «заопекать». Во-вторых, стараться не разграничивать семейное пространство по принципу начальников и подчиненных. Ребенок должен понимать, что с ним общаются как с равным.
Также стоит воспользоваться следующими советами.
Всегда проявляйте интерес ко всем переживаниям ребенка, разделяйте его радость, удивление, восторг. Если ваш малыш будет расти уверенным, что его чувства не интересны, что на него самого вам плевать, он никогда не принесет вам свои горести-проблемы
Зачем – ведь вам это безразлично!
Всегда обращайте внимание на его вкусы, желания, начинайте душевную беседу при любой его фразе «мне нравится». Разделяйте его интересы, делитесь своими детскими воспоминаниями о похожих вещах
Это не только создает доверительную атмосферу, но и объединяет еще больше.
Поощряйте его интерес к периоду, когда он был очень маленьким: показывайте фото, его первые «каляки-маляки», рассказывайте, каким он был, как говорил, что любил делать. Такие воспоминания для детей очень дороги, и ваше участие при этом бесценно.
Никогда не осмеивайте, небрежно «задвигая» чувства подростка, который пришел поделиться с вами своей бедой. Возможно, вам эта проблема кажется незначительной или даже смешной, но для него первый прыщ или насмешка девочки – истинная катастрофа. Поэтому он никогда не будет доверять людям, которые его обижают насмешками над самым личным.
Дайте ребенку право на «свою территорию». У него должны быть личные секреты. Пытаться всеми правдами-неправдами их выведать – значит окончательно подорвать свой авторитет. Нельзя заставить ребенка быть откровенным насильно! Наоборот!
Рассказывайте подростку о своих подобных проблемах в этом возрасте: что вы чувствовали, как вышли из ситуации. Это не только сделает вас еще ближе, но и даст ему ощущение, что его случай не конец света: многие это проходили, из этого есть выход.
Не бойтесь признавать свою неправоту, просить за нее прощения у ребенка. Это даст ему правильный пример поведения, покажет, что вы общаетесь с ним на равных, вам можно доверять.
Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свои чувства к супругу, стараясь скрыть серьезные проблемы ваших отношений (решайте их вдвоем). Пример взаимной нежности, теплой привязанности, объятия, поцелуи не только создают позитивный пример родительской пары, но и делают семейные отношения более теплыми, доверительными.
Да, семья как первый институт в жизни человека – это сложно, ответственно. Но правильно построенные отношения между членами семьи способствуют становлению гармонично развитой, успешной личности. Поэтому осваивать эту «науку» нужно обязательно.
Не создавайте контент, ориентированный в первую очередь на поисковые системы
Чтобы ваши сайты занимали высокие позиции в наших результатах поиска, сосредоточьтесь на создании хорошего контента и не тратьте время на различные уловки, призванные обманным путем улучшить ваш рейтинг в Google.
Если вы отвечаете «да» на приведенные ниже вопросы, то вам стоит пересмотреть свой подход к созданию материалов сайта:
- Ваш контент ориентирован в первую очередь на привлечение посетителей из поисковых систем?
- Вы создаете много материалов на разные темы в надежде, что какая-то из ваших страниц окажется на первых местах в результатах поиска?
- Вы часто используете инструменты автоматизации для создания контента на разные темы?
- В своих публикациях вы преимущественно пересказываете чужие материалы, не добавляя в них ничего от себя?
- Вы пишете на определенные темы только потому, что они актуальны, а не потому, что могут заинтересовать вашу аудиторию?
- Может ли у посетителей сайта после знакомства с вашим контентом возникнуть ощущение, что им требуется дополнительная информация из других источников?
- Вы пишете статьи определенной длины, поскольку слышали или читали, что Google считает ее оптимальной? (Это не так.)
- Вы решили публиковать материалы о том, в чем плохо разбираетесь, только для привлечения поискового трафика?
- Ваш контент обещает дать ответ на вопрос, на который на самом деле нет ответа (например, он касается предполагаемой даты выпуска продукта, фильма или сериала, которая не была подтверждена)?
- Вы исправляете дату на страницах, контент которых сильно не менялся, чтобы они выглядели более актуальными?
- Вы добавляете много новых материалов или удаляете большие объемы устаревшего контента в первую очередь для того, чтобы ваш сайт казался более актуальным и поэтому чаще показывался в верхних строках результатов поиска? (На самом деле это не поможет.)
Но разве поисковая оптимизация не ориентирована в первую очередь на поисковые системы?
Вы можете принять определенные меры, чтобы поисковым системам было проще обнаруживать и распознавать контент на вашем сайте. Меры по адаптации ресурсов для поисковых систем называют поисковой оптимизацией или SEO (это сокращение от search engine optimization). Полезные советы вы можете найти в нашем руководстве по поисковой оптимизации. Они помогут вам продвигать контент, ориентированный на людей, а не на поисковые системы.
Задачи семьи
В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.
Основные задачи семьи:
- создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
- обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
- давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
- прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
- воспитывать чувство собственного достоинства;
- закладывать основы для успешной реализации личности;
- готовить к жизни в социуме.
При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими
Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой
Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными
Почему?
Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.
Варианты отношений родителей к ребёнку
Многие родители любят ребёнка ни за что, им неважно, красив ли он, умён ли, жалуются ли на него соседи. То есть, здесь действует безусловная любовь, которая заставляет воспринимать его таким, каков он есть.
Другие родители любят ребёнка лишь тогда, когда он соответствует их ожиданиям – отличается хорошим поведением и успеваемостью
Но стоит ему в чём-то «проколоться», выпасть из жёстких рамок требований, то родители его сразу же почти отвергают, резко меняя отношение к нему в худшую сторону. Это чревато большими неприятностями, ведь ребёнок не чувствует уверенности в родителях, у него отсутствует та эмоциональная «подушка безопасности», которая должна формироваться ещё в раннем детстве. Подобные отношения называются «обусловленной любовью».
Есть и такие родители, которые вовсе не воспринимают ребёнка, он им либо безразличен, либо даже активно отвергается ими (что случается у опустившихся алкоголиков). Впрочем, и в благополучных с виду семьях могут быть подобные отношения, если ребёнок был незапланированным или его появление вызвало большие неудобства. Сами родители могут не осознавать такого отношения. Например, подсознательно мама, глядя на дочку, может размышлять, что та не пошла в неё красотой или менее общительна. На фоне этих мыслей дочь начинает её постепенно раздражать.
Как понять, что нужно написать?
Каждый копирайтер должен представлять, о чем ему следует писать. Заказчики обычно предоставляют ключевые фразы (запросы, ключевики, ключевые слова), под которые нужно создавать статьи. Эти самые запросы необходимо обдумывать и анализировать. Сначала для того чтобы представлять, о чем следует писать, ключевое слово, указанное в задании, необходимо ввести в поисковую строку на главной странице поисковика.
В результатах поиска будут показаны тексты, которые отвечают на указанный вами запрос. Первые пять публикаций нужно изучить. А уже затем написать статью. Не стоит полагаться на удачу, если вам незнакома тема или вы попросту не поняли, каким должен быть развернутый ответ на запрос из задания.
К сожалению, далеко не все копирайтеры верно раскрывают темы, создавая статьи под поисковые запросы. Но благодаря правильной оптимизации, страницы с искаженной или бесполезной информацией могут попасть на первые места выдачи поисковой системы. Прочитав эти публикации, вы можете написать такие же тексты-пустышки. Чтобы не ошибиться при создании статьи под запрос из задания, предоставленного заказчиком, стоит проанализировать ключевик, задавшись вопросами:
— кто задает его в поисковой строке;
— что хочет узнать читатель;
— как полностью раскрыть тему.
Нравственность и коррекция культуры поведения
Под культурой поведения понимается совокупность норм и правил, которых должен придерживаться живущий в обществе человек. Поэтому родители с детства учат своих детей вести себя «правильно», делая при этом следующее:
- учат малыша правильно вести себя с окружающими: детьми, воспитателями, школьными учителями, друзьями по двору, родственниками и посторонними людьми;
- учат доброжелательному общению и объясняют правила этикета;
- учат новым словам и грамотной речи, прививают любовь к чтению;
- обучают приёмам личной гигиены.
В результате у малыша формируется культура речи и общения, деятельности, закрепляются навыки личной гигиены.
В семье также закладываются основы нравственного поведения, родители и ближайшие родственники первыми объясняют, что хорошо, а что плохо.
Лайфхаки для определения проблем текста
На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.
Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:
- Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
- Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
- Использование рецензии для нахождения проблемы.
- Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.
Подробное описание каждого приема смотрите ниже.
Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).
Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.
Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.
Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.
В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.
Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:
- Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
- Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
- У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
- Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
- Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.
Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.
Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.
Использование рецензии для нахождения проблемы
Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.
Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:
Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».
Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.
Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.
Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.
Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».
Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:
- Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
- Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?
Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.
Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.
Что такое семья для ребенка и для родителей
Семья для малыша является своего рода миром. Для каждой семьи характерны признаки отдельного мира, в котором есть свои правила, привычки, эмоции, проблемы. Семья дает возможность ощутить все тепло и любовь, которое можно почувствовать лишь воспитывая детей, продолжение жизни. Дети способны обогатить, сделать насыщенней, ярче, интересней жизнь двух любящих друг друга людей, которые готовы взять на себя ответственность за жизнь другого человека. Если все пункты соблюдены, то появление ребенка лишь укрепит и улучшит взаимоотношение партнеров.
Но, самым главным фактором для ребенка является полноценная семья. Ребенок нуждается в обоих родителях. Многие психологические проблемы ребенка идут именно из-за проблем во взаимоотношениях между мужем и женой, так как дети, лучше взрослых людей, чувствуют ссоры и конфликты. Также именно они могут и быть причиной проблем уже в более зрелом возрасте. Решить эти проблемы можно лишь тем, чтобы скорректировать отношения пары и понять, что теперь они несут ответственность не только за себя, но еще и за своего ребенка.
Работа, домашние дела, проблемы отодвигают проявление любви к родным и близким на второй план. Да, трудно отодвинуть на задний план свои интересы, переживания и переключаться лишь на свою семью, но это стоит делать, чтобы сохранить внутри семьи близость, понимание, домашний уют. Не стоит откладывать свою любовь на завтра, ведь самое главное в жизни – семья.
Семейные традиции
Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.
К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.
Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…
Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.
Важность семейных традиций сложно переоценить. Они дают ребенку:
- ощущение стабильности, порядка в мире;
- укрепление связи между поколениями;
- укрепление теплых отношений между родителями и взрослеющими детьми;
- ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом.