Консультация «дизартрия

Симптомы дизартрии у детей

Дизартрия у детей что это?

Дизартрия – это расстройство речи, которое выражается в искаженном или затрудненном проговаривании звуков, слов, фраз. Патология вызывается повреждениями мозга или артикуляционной системы (чаще всего нервными нарушениями в области голосовых связок, мягкого неба, лицевой мускулатуры, отсутствием или искривлением зубов).

За речевой дизартрией следует письменная. Ребенок испытывает затруднения в обучении письму, поскольку неправильно произносит звуки и слова. При тяжелой форме заболевания речь настолько искажена, что понять ее окружающим практически невозможно. В итоге больной вынужден находиться в изоляции от общества, навык письма так и остается несформированным.

Лечимся

  • Кровь пуповины новорожденных очень «богата» стволовыми клетками. Чтобы можно было в случае серьезного заболевания использовать их в лечении, кровь собирают и сохраняют.

  • Тренировка женских интимных мышц — комплекс физических упражнений, позволяющий укрепить вагинальные мышцы как специальными тренажерами, так и простыми подручными средствами.

  • Фитотерапия — лечение, основанное на применении лекарственных растений. БАДы — вещества, полученные из сырья животного, минерального или растительного происхождения, или их синтезированные аналоги.

  • Vector – терапия – лечение ультразвуком воспалительных заболеваний десен с минимальным вмешательством.

  • Механотерапия — выполнение дозированных движений с помощью специальных аппаратов пассивного или активного действия.

Формы дизартрии

Неврологическая классификация патологии основана на синдромах и участке локализации поражения речевого аппарата. Выделяют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная форма дизартрии. Обусловлена повреждением нервных ядер в продолговатом мозге. Патология проявляется отсутствием рефлексов и мимики, нарушением сосательной, глотательной, жевательной функции, слюнотечением. Артикуляция односложная и нечеткая: все согласные имеют щелевое звучание, типичны гнусавость, осиплость, хриплость голоса.
  2. Псевдобульбарная. Спровоцирована повреждением корково-бульбарного пути. Псевдобульбарная, проявляющаяся центральным параличом и гипертонусом мышц дизартрия вызывает затруднение перехода с одного артикуляционного движения на другое. Особенно сложно двигать языком: перемещать из стороны в сторону, поднимать кончик, удерживать в поднятом положении. Характерны нарушение глотательной функции, усиленный глоточный рефлекс, чрезмерное вытекание слюны. Речь растянутая, нечеткая, гнусавая, неправильно проговариваются сонорные, шипящие, свистящие фонемы.
  3. Подкорковая. Обусловлена повреждением подкорковых мозговых ядер. Характеризуется присутствием гиперкинеза – внезапных, непроизвольных, вызванных ошибочной командой мозга движений артикуляционных и мимических мышц. При попытке разговора гиперкинез провоцирует мышечный спазм. Нарушены тембр и сила голоса, пациент неправильно ставит ударения, периодически гортанно выкрикивает. Возможно возникновение заикания, нарушения темпа произношения.
  4. Мозжечковая. Вызвана повреждением мозжечка и окружающих нервных тканей. Характеристика патологии следующая: нарушение речевой координации (дрожание языка, неровная речь, выкрики), невнятность и замедленность произношения, неправильное проговаривание губных и переднеязычных фонем. Возможны двигательные проблемы: шаткая походка, неловкие телодвижения, плохая координация.
  5. Корковая. Спровоцирована точечными повреждениями коры мозга. Характеризуется полным или частичным нарушением речи, слабыми произвольными артикуляционными движениями. Речевое дыхание и голос в норме.

Существует также логопедическая классификация дизартрии, основанная на степени восприятия речи окружающими. Выделяются следующие виды патологии:

  • I степень (или стертая дизартрия) – дефектность произношения заметна только логопеду;
  • II степень – произношение в общем понятное, но окружающие замечают незначительное искажение;
  • III степень – понимают пациента только близкие люди;
  • IV степень – пациент немой, либо его разговор не понятен даже близким людям.

Причины дизартрии

По этиологии выделяют две формы дизартрии: первичную и вторичную. Первичная форма – детская. Она не является следствием искажения или потери речевой способности, а отмечается у детей с определенными врожденными заболеваниями, чаще всего с ДЦП.

Если ребенок не паралитик, то причинами, спровоцировавшими проблему, могут быть:

  • патологические явления в период внутриутробного развития (скачки артериального давления, судороги, сильный токсикоз);
  • гипоксия плода в материнской утробе;
  • беременность с конфликтом резус-факторов;
  • алкогольная или наркотическая зависимость беременной женщины;
  • травмы или удушение плода при родовом процессе;
  • гемолитическая анемия у младенца;
  • билирубиновая энцефалопатия у новорожденного ребенка;
  • инфекционные патологии, перенесенные матерью в начале беременности;
  • олигофрения.

Дизартрия у детей бывает не только врожденным, но и приобретенным в возрасте до 2 лет заболеванием. Провокаторами нарушения речи могут стать:

  • менингит;
  • черепно-мозговая травма;
  • тяжелое инфекционное кишечное заболевание;
  • повышение внутричерепного давления.

Приобретенная форма – взрослая. У взрослых людей патология характеризуется резким проявлением симптомов, поэтому не заметить ее невозможно. Приобретенная форма отмечается при:

  • инсульте;
  • травмах мозга;
  • энцефалите;
  • рассеянном склерозе;
  • болезни Лу Герига;
  • сирингобульбии;
  • паркинсонизме;
  • токсоплазмозе;
  • туберкулезе центральной нервной системы;
  • нейросифилисе;
  • миастении.

Причины возникновения

Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.

Во время беременности:

  1. Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
  2. Перенапряжение и стрессы.
  3. Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
  4. Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
  5. Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
  6. Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
  7. Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
  8. Недоношенность.

Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра

Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза

В момент родов:

  • Застой в родовых путях
  • Асфиксия
  • Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
  • Недоношенность
  • Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.

Послеродовой период:

  1. Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
  2. Энцефалит
  3. Менингит
  4. Опухоли в голове
  5. Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
  6. ЧМТ
  7. ДЦП

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Библиография

словообразование дизартрия ребенок речевой

1. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку // Под ред. А.А. Леонтьева, — М., 1998.

2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования // Филологические науки. — 1960. — №2.

3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. -2004. — №1. — с. 25.

4. Винарская Е.М. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. — 141 с. — (Библиотека логопеда).

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи . — М., 1961.

6. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР // Логопед в детском саду. — 2005 — 1 (4).

— 9 -15с

7. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб — метод. пособие. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. — 74 с.

8. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование . — М., 1973.

9. Зорина В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста . М., 2000.

10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /под ред. Гаркуша Ю.Ф. — М.: Секачев В.Ю., 2000. — 93 с.

11. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование . — М., 1965.

12. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей /Р.Е. Левина. — М., 1998.

13. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : Учебное пособие/ под ред. Е.А. Логиновой. — СПб.: Изд-во «Союз», 2004.

14. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией /под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — С. 214 — 218.

15. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Академический проект, 2004. — 480 с.

16. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с.

17. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /Составитель проф. Чиркина Г.В. / Авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.

18. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР . — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 320 с.

19. Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // — СПб., 2006.

20. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики /Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. — 2004. — №4. — С. 15-18.

21. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. — М., 1978. — с. 35-52.

22. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду . — М., 1983. — 24 с.

23. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №6. — М., 2003. — с. 58

24. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 2001. — №4. с. 69.

Размещено на

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: