Дизартрия у детей что это?
Дизартрия – это расстройство речи, которое выражается в искаженном или затрудненном проговаривании звуков, слов, фраз. Патология вызывается повреждениями мозга или артикуляционной системы (чаще всего нервными нарушениями в области голосовых связок, мягкого неба, лицевой мускулатуры, отсутствием или искривлением зубов).
За речевой дизартрией следует письменная. Ребенок испытывает затруднения в обучении письму, поскольку неправильно произносит звуки и слова. При тяжелой форме заболевания речь настолько искажена, что понять ее окружающим практически невозможно. В итоге больной вынужден находиться в изоляции от общества, навык письма так и остается несформированным.
Лечимся
-
Кровь пуповины новорожденных очень «богата» стволовыми клетками. Чтобы можно было в случае серьезного заболевания использовать их в лечении, кровь собирают и сохраняют.
-
Тренировка женских интимных мышц — комплекс физических упражнений, позволяющий укрепить вагинальные мышцы как специальными тренажерами, так и простыми подручными средствами.
-
Фитотерапия — лечение, основанное на применении лекарственных растений. БАДы — вещества, полученные из сырья животного, минерального или растительного происхождения, или их синтезированные аналоги.
-
Vector – терапия – лечение ультразвуком воспалительных заболеваний десен с минимальным вмешательством.
-
Механотерапия — выполнение дозированных движений с помощью специальных аппаратов пассивного или активного действия.
Формы дизартрии
Неврологическая классификация патологии основана на синдромах и участке локализации поражения речевого аппарата. Выделяют следующие виды дизартрии:
- Бульбарная форма дизартрии. Обусловлена повреждением нервных ядер в продолговатом мозге. Патология проявляется отсутствием рефлексов и мимики, нарушением сосательной, глотательной, жевательной функции, слюнотечением. Артикуляция односложная и нечеткая: все согласные имеют щелевое звучание, типичны гнусавость, осиплость, хриплость голоса.
- Псевдобульбарная. Спровоцирована повреждением корково-бульбарного пути. Псевдобульбарная, проявляющаяся центральным параличом и гипертонусом мышц дизартрия вызывает затруднение перехода с одного артикуляционного движения на другое. Особенно сложно двигать языком: перемещать из стороны в сторону, поднимать кончик, удерживать в поднятом положении. Характерны нарушение глотательной функции, усиленный глоточный рефлекс, чрезмерное вытекание слюны. Речь растянутая, нечеткая, гнусавая, неправильно проговариваются сонорные, шипящие, свистящие фонемы.
- Подкорковая. Обусловлена повреждением подкорковых мозговых ядер. Характеризуется присутствием гиперкинеза – внезапных, непроизвольных, вызванных ошибочной командой мозга движений артикуляционных и мимических мышц. При попытке разговора гиперкинез провоцирует мышечный спазм. Нарушены тембр и сила голоса, пациент неправильно ставит ударения, периодически гортанно выкрикивает. Возможно возникновение заикания, нарушения темпа произношения.
- Мозжечковая. Вызвана повреждением мозжечка и окружающих нервных тканей. Характеристика патологии следующая: нарушение речевой координации (дрожание языка, неровная речь, выкрики), невнятность и замедленность произношения, неправильное проговаривание губных и переднеязычных фонем. Возможны двигательные проблемы: шаткая походка, неловкие телодвижения, плохая координация.
- Корковая. Спровоцирована точечными повреждениями коры мозга. Характеризуется полным или частичным нарушением речи, слабыми произвольными артикуляционными движениями. Речевое дыхание и голос в норме.
Существует также логопедическая классификация дизартрии, основанная на степени восприятия речи окружающими. Выделяются следующие виды патологии:
- I степень (или стертая дизартрия) – дефектность произношения заметна только логопеду;
- II степень – произношение в общем понятное, но окружающие замечают незначительное искажение;
- III степень – понимают пациента только близкие люди;
- IV степень – пациент немой, либо его разговор не понятен даже близким людям.
Причины дизартрии
По этиологии выделяют две формы дизартрии: первичную и вторичную. Первичная форма – детская. Она не является следствием искажения или потери речевой способности, а отмечается у детей с определенными врожденными заболеваниями, чаще всего с ДЦП.
Если ребенок не паралитик, то причинами, спровоцировавшими проблему, могут быть:
- патологические явления в период внутриутробного развития (скачки артериального давления, судороги, сильный токсикоз);
- гипоксия плода в материнской утробе;
- беременность с конфликтом резус-факторов;
- алкогольная или наркотическая зависимость беременной женщины;
- травмы или удушение плода при родовом процессе;
- гемолитическая анемия у младенца;
- билирубиновая энцефалопатия у новорожденного ребенка;
- инфекционные патологии, перенесенные матерью в начале беременности;
- олигофрения.
Дизартрия у детей бывает не только врожденным, но и приобретенным в возрасте до 2 лет заболеванием. Провокаторами нарушения речи могут стать:
- менингит;
- черепно-мозговая травма;
- тяжелое инфекционное кишечное заболевание;
- повышение внутричерепного давления.
Приобретенная форма – взрослая. У взрослых людей патология характеризуется резким проявлением симптомов, поэтому не заметить ее невозможно. Приобретенная форма отмечается при:
- инсульте;
- травмах мозга;
- энцефалите;
- рассеянном склерозе;
- болезни Лу Герига;
- сирингобульбии;
- паркинсонизме;
- токсоплазмозе;
- туберкулезе центральной нервной системы;
- нейросифилисе;
- миастении.
Причины возникновения
Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.
Во время беременности:
- Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
- Перенапряжение и стрессы.
- Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
- Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
- Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
- Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
- Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
- Недоношенность.
Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра
Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза
В момент родов:
- Застой в родовых путях
- Асфиксия
- Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
- Недоношенность
- Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.
Послеродовой период:
- Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
- Энцефалит
- Менингит
- Опухоли в голове
- Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
- ЧМТ
- ДЦП
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Библиография
словообразование дизартрия ребенок речевой
1. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку // Под ред. А.А. Леонтьева, — М., 1998.
2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования // Филологические науки. — 1960. — №2.
3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. -2004. — №1. — с. 25.
4. Винарская Е.М. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. — 141 с. — (Библиотека логопеда).
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи . — М., 1961.
6. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР // Логопед в детском саду. — 2005 — 1 (4).
— 9 -15с
7. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб — метод. пособие. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. — 74 с.
8. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование . — М., 1973.
9. Зорина В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста . М., 2000.
10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /под ред. Гаркуша Ю.Ф. — М.: Секачев В.Ю., 2000. — 93 с.
11. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование . — М., 1965.
12. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей /Р.Е. Левина. — М., 1998.
13. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : Учебное пособие/ под ред. Е.А. Логиновой. — СПб.: Изд-во «Союз», 2004.
14. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией /под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — С. 214 — 218.
15. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Академический проект, 2004. — 480 с.
16. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
17. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /Составитель проф. Чиркина Г.В. / Авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.
18. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР . — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 320 с.
19. Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // — СПб., 2006.
20. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики /Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. — 2004. — №4. — С. 15-18.
21. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. — М., 1978. — с. 35-52.
22. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду . — М., 1983. — 24 с.
23. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №6. — М., 2003. — с. 58
24. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 2001. — №4. с. 69.
Размещено на