Комплекс упражнений на свистящие звуки
Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким послушным.
Заборчик
Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.
Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.
Месим тесто
Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.
Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.
Блинчики
Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.
Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.
Трубочка
Цель: расслабить мышцы лица, губ.
Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.
Почистим зубы
Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.
Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.
Маляр
Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.
Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.
Качели
Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.
Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.
Маятник
Цель: развиваем умение контролировать язычок.
Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.
Хомяк
Цель: расслабление мышц щек.
Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.
Вкусное варенье
Цель: отработка движений язычком по кругу.
Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.
Горка
Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.
Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.
Ветерок дует с горки
Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.
Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.
Постановка звука [СЬ]
При произношении звука «СЬ», малыш улыбается, растягивая губы, язык касается нижней десны. Струя воздуха направляется на зубы. Эти теоретические сведения непонятны, а вот игра «Птенчики в гнезде», которая проходит в несколько этапов, понравится маленькому ученику.
Первый этап – развитее фонематического слуха, обучение произношению «СЬ»
Игровой прием заключается в инсценировании небольшого стихотворения: «Птенчики в гнезде сидят, маме дружно кричат» или же «Мама строго им кричит». Мама будет произносить «С-С-С», птенчики – «СЬ-СЬ-СЬ».
Обхватив пальцы одной руки, дошкольник шевелит ими, имитируя маленьких птичек, и приговаривает «СЬ-СЬ-СЬ», прилетает мама: произносится «С-С-С». Взрослый следит за артикуляцией малыша.
- Второй этап – составление слогов с гласными – и, е, ё, я.
- Третий – различение «СЬ» и «С».
Для того, чтобы упражнения проходили интересно, нужен раздаточный материал, который родитель может приготовить вместе с малышом. Ребенок подбирает слова к картинкам: лиса – лисята, гусак – гусята.
В этот момент можно предложить ему отгадать загадки, рассказать (повторить) скороговорки, пословицы:
- «Далеко, далеко, на лугу пасутся… Кто?» (козы, коровы);
- «Сладко спит зверек в степи, ты его не разбуди». (сурок);
- «Пятачок, крючок, щетинка. Ну, конечно, это… (свинка)
- «Идет с козой косой козел».
3 техники постановки звука «С»
Этап 3. Работа над постановкой шипящих
Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка. Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:
Для этого можно использовать разные способы:
Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:
- Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
- Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
- В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
- Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
- Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
- Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:
Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.
Аналогично придумываются фразы с другими слогами.
Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):
Дикция vs артикуляция
Чтобы начать работать над своей речью, необходимо знать эти два понятия и то, чем они отличаются.
- Артикуляция.
Это способ произнесения звуков и работа всего речевого аппарата, которая нужна для звучания слов. Проще говоря, артикуляция изучает, как сложить губы, чтобы получить звук «у», или куда направить язык, чтобы произнести «л».
- Дикция.
Это чистота и отчетливость произношения звуков. Проще говоря, дикция — это четкость артикуляции.
Если артикуляция определенных звуков в дошкольном возрасте сформировалась неверно, то неизбежно будет страдать и дикция. Исправить такие дефекты помогает логопед, причем обратиться к нему можно в любом возрасте.
К множеству логопедических проблем, которые сложно решить без помощи специалиста, относят:
- Дефективное произношение звуков (картавость, шепелявость и т.д.);
- Постоянное «проскакивание» звука;
- Замена одного звука другим;
- Смягчение твердых звуков и, наоборот, твердое произношение мягких;
- Нарушение скорости речи (слишком быстрая или чересчур медленная);
- Заикание;
- Запинки, спотыкания в речи и т.д.
Если же с артикуляцией всё в порядке, но дикция все равно страдает, педагог может заниматься самостоятельно, чтобы отточить четкость речи.
Какие логопедические проблемы можно исправить самостоятельно
Кристина Гортман выделяет несколько особенностей речи, которые при правильном подходе, поддаются коррекции в домашних условиях:
- Ощущение «каши во рту»;
- Сложности с произношением длинных, составных слов;
- Путаница в звуках на трудных словах со скоплением согласных или гласных звуков;
- Путаница в звуках на сложных стыках слов со скоплением согласных или гласных звуков;
- Общая вялость речи, как будто «ленивость» звуков.
В этих случаях помогут специальные упражнения и артикуляционная гимнастика, которые можно делать дома.
Автоматизация С в предложениях
Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.
- Суп несут в судке.
- Принесли сосну из леса.
- Лесоруб спилил сосну.
- На самом верху сосны спит сова.
- Сашины родители купят в субботу новую посуду.
- Люся рисовала красками самолет.
- На дереве засох сук.
- В сумке лежит судак.
- У сома есть усы.
- Саша купила весы.
- Тетя Соня принесла новые бусы.
- У Светы красивая косынка.
- У нас снова погас газ. А у вас?
- Кто несет поднос?
- Люся покупает ананас.
- Матрос поднимает парус.
- Настя любит ирис.
- Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
- Костя и Сережа идут в лес.
- Стул поставили у стола.
- В кустах сидели аисты.
- Настя пришла за кулисы в маске собаки.
- У нас сегодня будет много гостей.
- Степа любит свистеть в свисток.
- Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.
Этап постановки звука
Занятие 4
Автоматизация звука в слогах со стечением согласных звуков Развитие артикуляционной моторики Произнесение слоговых сочетаний с движением рук: сту-сту-сту (шагаем по ступенькам); ста-ста-ста (ставим стаканы на стол). Координация мимической гимнастики с дыханием, артикуляцией и фонацией: сто-сто-сто (сердито); сты-сты-сты (добродушно). Ты почему такой сердитый? Ста-сто-сту-сты (ласково). Давай помиримся. Развитие фонематического восприятия — Найди картинки, в названии которых есть звук , и положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки и . Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах. Чтение слогов ус, су, ос, со
Рекомендации для занятий
Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.
При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:
- Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
- Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
- Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
- Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
- Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
- Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
- Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.
Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.
Дальнейшие рекомендации детям, взрослым и родителям
Для того чтобы занятия были эффективными, необходимо помнить следующие правила:
Регулярность занятий и поэтапное выполнение необходимых упражнений.
Ежедневные занятия в домашних условиях 2 раза в день по 5-7 минут.
Начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным.
Гимнастику выполнять медленно, никуда не торопиться.
Если у малыша что-то не получается, не акцентировать свое внимание на этом, пытаться делать снова и ни в коем случае не реагировать отрицательным образом.
Если малыш устал, сделать небольшой перерыв и вернуться к заданиям.
Своевременно хвалить и поощрять за сделанные успехи.
Постановка звука С – творческое занятие, которое приносит не только пользу, но также может разнообразить ежедневные упражнения по формированию правильной речи.
Особенности постановки звуков
Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.
Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.
Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):
- чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
- чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.
Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.
Постановку звуков производят такими методами:
- По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
- По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке — В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
- От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию — Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
- Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).
Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:
- Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
- Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
- Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
- Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
- Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
- Предупреждение дисграфий.
С теорией немного разобрались, приступим к практике.
Буква С
Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:
- звук вообще отсутствует (сок — ок),
- он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
- ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).
Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.
Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.
Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.
Упражнения надо чередовать между собой и выполнять под размеренный счет.
- «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
- «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
- «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
- «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.
Игры с буквой С
- Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
- Песенки, стишки, потешки.
Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.
Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.
Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.
- Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
- Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
- Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.
Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)
У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)
Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)
- Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
- Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)
Скороговорки с буквой С
- Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- У Сени с Саней в сетях сом с усами.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
- Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
- У киски в миске сливки скисли.
- Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
- В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
- Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.
Звук “Щ”
При произнесении звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят до уровня верхних зубов, передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика.
“Дудочка”
С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Рекомендации по проведению
Артикуляционную гимнастику применяют не только на логопедических занятиях, но и дома. Чтобы она была эффективной, родителям нужно соблюдать следующие рекомендации:
- заниматься необходимо каждый день 2 раза по 5-10 минут;
- в основе занятий лежит принцип «от простого к сложному»;
- гимнастику делают перед зеркалом, сначала показывает взрослый – малыш повторяет;
- все упражнения выполняют в медленном спокойном темпе;
- нужно следить за состоянием ребенка, чтобы он не переутомился;
- не показывайте раздражение, если у малыша не получилось сразу повторить упражнение правильно;
- обязательно хвалите ребенка за успехи.
Если гимнастику делать каждый день, то органы артикуляции запоминают правильное положение. В результате в речи появляется звук С.
Постановка звука С от звука СЬ
Постановка звука от мягкого состоит в выработке правильной артикуляционной позы:
- губы в широкой улыбке;
- язычок упирается в нижние зубы и формирует горку;
- сильно направленная струя воздуха.
То есть ребёнок должен вдохнуть и выдохнуть на язык с этой артикуляционной позой. При этом ощущается холодная струя воздуха (проверить можно поставив перед лицом ладошку).
Автоматизация звука происходит изолированно в:
- слогах — лучше начинать с обратных слогов , , , и потом переходить к прямым , , ;
- коротких словах;
- словосочетаниях;
- предложениях и связной речи.
Упражнение «Заборчик»
Зубки нужно поставить ровно друг над дружкой и улыбнуться. Проверить правильно ли поставлены зубы можно пальчиком.
Теперь уточняем месторасположение языка. Язык должен лежать за нижними зубами, лежать плоско и никуда не подниматься.
Нужно попросить ребёнка приоткрыть рот и показать язычок, удостовериться, что он расположен правильно. Часто бывает, что у детей повышен тонус языка. И язык вылезает за передние зубы, не может успокоится и лечь ровно. В этом случае делается массаж специальным шпателем или массаж зубками или губами (просто помять язык). Второй вариант предпочтительнее, так как эффект разминки тот же, но ребёнок не ощущает страха и дискомфорта от посторонних предметов.
Нарушения в произношении свистящих звуков у детей
Недостаток произношения свистящих звуков до 4 лет считается физиологическим косноязычием, а после четырех диагностируется, как «сигматизм свистящих звуков». У детей выявляется:
- Межзубный сигматизм. При произнесении кончик языка не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Ребенок, как говорят в быту, начинает шепелявить.
- Губно-зубной сигматизм. Артикуляция комбинированная, произношение нечеткое, свистящие произносятся подобно губно-зубным звукам «ф» и «в».
- Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, и слышится звук с гнусавым оттенком. Это чаще всего зависит от поднятого корня языка так, что он касается мягкого неба. Звуки заменяются храпом в нос.
- Призубный сигматизм. Язык упирается в края верхних и нижних резцов. Образуется затвор, мешающий проходу воздуха через зубную щель, поэтому пропадает характерный свист и вместо «с», «з» слышатся «т», «д». Например, «зонт» –«донт»; «суслик» – «тутлик».
Основные проблемы находятся в компетенции специалистов: неправильный прикус, наличие аденоидов, дизартрия (слабая подвижность языка), недостаточный фонематический слух.
Однако нередко неправильное звучание порождается сторонними факторами – невнимательностью к произношению, малой речевой практикой дошкольника. Огромное значение имеет правильная речь взрослых, находящихся рядом с ребенком, их стремление помочь дошкольнику усвоить точное звукопроизношение свистящих.
При артикуляции звука [ ц ]
Исправление нарушений произношения звука /З/
Звук /З/ ставится обычно от звука /С/ включением голоса при его произнесении.
Исправление нарушений произношения звука /Ц/
Произносим вместе с ребенком «т-ссс», прикладывая указательный палец к губам.
Как только получится хорошее звучание «тс», учим ребенка произносить сочетание «тс»
быстро. Получится /Ц/.
В основном при постановке согласного звука «С» у детей не возникает никаких сложностей. Однако, бывают случаи, когда у ребенка наблюдается дефект при воспроизведении данной буквы. В этой ситуации необходимо немедленно принимать меры. Если вовремя поставить правильное произношение «С», то в дальнейшем у деток не будет проблем с воспроизведением звука «З» и «Ц». Помочь могут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для звука «С».
Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.
При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:
- Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
- Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
- Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
- Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
- Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
- Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
- Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.
Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.