Коррекция дисграфии – что нужно знать?
Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме – это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С»
Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.
Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо – сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.
Определение болезни. Причины заболевания
Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.
Выделяется три группы специфических ошибок:
Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.
К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:
Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):
Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.
Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.
Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).
Диагностика
Вопрос
о необходимости обследования ребенка
чаще всего возникает при подготовке к
первому классу либо в начальной школе.
За первичной консультацией родители
обращаются к педагогам. Профессиональная
диагностика и подтверждение диагноза
осуществляются врачом-психиатром. Он
проводит беседу, собирает анамнестические
данные и уточняет жалобы
Специалист
уделяет внимание условиям проживания
и воспитания, наличию неврологических
и психических болезней у пациента,
дислексии и дискалькулии у матери или
отца
С
целью дифференциальной диагностики
исследуется общий уровень интеллекта,
степень развития речи и мнестических
функций. Полученные данные
позволяют различить дискалькулию с
олигофренией, , ЗПР,
.
Ключевым
диагностическим признаком является
изолированное снижение арифметических
навыков при относительно нормальном
развитии памяти, интеллекта, внимания,
эмоционально-волевых качеств.
Заболевание одно, а виды у него разные
Узнав, какие бывают признаки дисграфии, самое время рассмотреть ее виды. Рассмотрим 5 видов, из числа основных:
артикулярно-акустический. Это когда у ребенка нарушен сам процесс правильного произношения звука. Естественно, что и слова он начинает писать неправильно. Получается, что свое произношение он пытается передать в письме: «Что слышу, то и пишу». Понятно, что коррекция дисграфии данной формы будет заключаться в том, что врач подберет специальные упражнения, чтобы исправить звукопроизношение;
акустический. Малыш школьного возраста старается заменить правильные буквы на те, что близки по звучанию — Ж-Ш, В-Ф, Ш-С. Интересно, что произношение слов у ребенка будет правильным, неправильно он их будет записывать;
аграмматический. Дисграфия вызвана тем, что недоразвитым является сам грамматический строй речи
Дети совершают постоянные ошибки, не обращая внимание на то, что существуют грамматические правила. В этом случае диагностика формы возможна только у тех, кто ходит в 3-й класс
Раньше заболевание не проявляется;
оптический. У ребенка нарушен пространственный и зрительный анализ. Он не в состоянии уловить различия, между всеми этими палочками и крючочками, из которых состоят буквы. При таком виде дисграфии, сколько бы школьник не пытался правильно списывать упражнения из учебника, у него ничего не выходит;
моторный. Нарушена гармония между движением руки и зрительным образом звука.
Есть еще виды дисграфии, но они на практике встречаются редко.
Симптомы дисграфии
Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).
Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: «снки-санки» или «кичат-кричат».
Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: «и дут», «по дкроватью», «светилалуна».
У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.
Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.
Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи
Лечение дисграфии
При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.
Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.
Из медикаментозной терапии показаны препараты:
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.
Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не “пройдет само”. Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.
Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.
Обращайтесь по тел.: +74999400734 или +79150066186 — WhatsApp
На правах рекламы
К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
Что делать учителю и родителям?
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.
Не нужно забывать, что “дисграфик” очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.
УПРАЖНЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Чтобы избавиться от дисграфии и предотвратить психологические комплексы, нужно выполнять коррекционные упражнения:
• Дайте ребенку незнакомую книгу, в которой текст напечатан средним шрифтом. Он должен найти и подчеркнуть одну букву, например, «с». Ищите скучный текст, чтобы школьник не отвлекся на содержание;
• Потом задание можно немного усложнить: пусть школьник ищет конкретную букву, подчеркивает ее, а соседнюю обводит кружком или зачеркивает;
• Предложите ребенку искать похожие по звучанию парные буквы, например, з-с, ж-ш, к-х, р-л;
• Проведите диктант, попросите ребенка писать и проговаривать вслух слова, как он их слышит. Потом он должен подчеркнуть слабые звуки, которым не уделяется внимания при произношении, например, мы проговариваем «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Именно эти участки нужно подчеркнуть. Это касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов;
• Для развития внимания и крупной моторики применяются сборные рисунки, узловые точки, отмеченные порядковыми номерами для соединения. Суть задания в том, чтобы ребенок провел непрерывную линию, не меняя положения руки и листа;
• Объясните ребенку, чем отличаются мягкие, глухие и звонкие звуки. Предложите ему подобрать слова на каждый звук, помогите провести анализ (буквы, слоги, звуки). Для наглядности можно использовать разные предметы.
Также нужно тренировать почерк, для этого используют тетрадь в клеточку. Буквы располагают в отдельных клетках и следят, чтобы они заполняли все пространство клетки.
НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
К нарушениям письменной речи относится дисграфия – это патология, для которой характерно частичное или полное нарушение письменной функции. Это расстройство связано с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письменной деятельности.
В большинстве случаев родители узнают о том, что у ребенка нарушение письменной речи именно в первом классе, когда проводится обучение этому навыку. В диктантах детей с дисграфией много ошибок: замена похожих букв («з» вместо «с» или «ж» вместо «ш»), добавление лишних букв, пропуск нужных, зеркальное или слитное написание слов, неправильное построение слогов и т. д.
По мере взросления проблема не решается, поэтому нужно корректировать расстройство под руководством логопеда или дефектолога. Если этого не сделать, то отрицательные эмоции будут накапливаться, снижать самооценку ребенка, приводить к комплексам и стрессам.
Как утверждают логопеды, нередко дисграфия сочетается с дислексией – нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Устная и письменная речь тесно связаны, ведь чтобы правильно написать слово, школьник должен отчетливо услышать все звуки, проанализировать их и выбрать нужную букву.
При нарушении фонематического слуха, которое сопутствует разным речевым расстройствам, ребенок не может грамотно писать текст. Он неправильно произносит звуки, а значит не понимает их смысла и неверно анализирует. При более серьезом нарушении слуха ребенку поможет сурдопедагог (специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих). Чтобы писать без ошибок школьник должен иметь одинаково развитый фонематический слух, речь и зрительное восприятие букв.
На формирование письменной речи влияют и другие аспекты. Как известно, речь контролирует левое полушарие мозга, а за предметные символы, изображения отвечает правое полушарие
Важно развивать межполушарные связи, чтобы активизировать работу мозга и ускорить развитие письменной речи
По каким признакам определяется дисграфия
Какая-то ранняя диагностика заболевания отсутствует. Пока не начнешь учить ребенка письму, дисграфию не выявишь. Различные тесты, проверочные упражнения на ранних этапах мало что дадут. Проблема проявляется чаще всего во 1-2-м классе. Вот признаки, по которым можно определить склонность к заболеванию:
- малыш записывает речь с постоянными фонетическими ляпами. Вместо «б» он постоянно пишет «п», а «д» у него превращается обязательно в «т»;
- слоги формируются неправильно;
- в словах все время присутствуют лишние буквы;
- нужные слова регулярно пропускаются;
- слова пишутся слитно;
- почерк ребенка неровный и неразборчивый;
- школьник старается, пыхтит, а пишет все равно крайне медленно;
- малыш молчалив, а если говорит, то, боясь ошибок, делает это кратко и односложно;
- «дисграфик», понимая, что он не такой, как все, старается уйти от общения с детьми своего возраста.
Читайте вслух
Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.
Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям
Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание
Какие факторы способствуют появлению детской дисграфии
Причин у заболевания очень много. Выделим основные:
- малыш дошкольного возраста воспитывается в двуязычной или в многоязычной семье;
- с раннего детства у ребенка ощущается постоянный дефицит общения, на фоне отсутствия постоянного речевого контакта;
- развитие детей происходит на фоне постоянной неправильной речи людей, которые их окружают;
- взрослые имеют привычку говорить с малышом, нечетко произнося большинство слов;
- родители совершают ошибку, пытаясь учить грамоте свое чадо тогда, когда он умственно и, что самое главное, в психологическом плане никак не готов к этой деятельности.
Нередко заболевание появляется у детей, если они пережили серьезную родовую травму, асфиксию, например, во время родов или перенесли энцефалит.
Когда впервые родители поймут что у ребенка имеются проблемы с письменной речью
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка дисграфия. Дети с таким диагнозом совершают много грубых ошибок при написании текста, пишут очень медленно, имеют неаккуратный почерк. При этом они умеют логически мыслить, хорошо разбираются в точных науках, имеют неплохую успеваемость по другим предметам.
Дисграфия имеет специфические симптомы, однако точный диагноз может установить только опытный врач. Родители должны знать, как проявляется расстройство, чтобы вовремя посетить специалиста и провести коррекционные занятия. В противном случае ребенок не сможет освоить базовую школьную программу, а его успеваемость снизится.
Осложнения
Уровень
развития математических способностей
у детей имеет практическую значимость.
В повседневной жизни людям приходится
ежедневно оперировать математическими
навыками, анализировать количество
объектов, их размер и удаленность.
Счетная деятельность важна при дошкольной
подготовке и в течение всей учебы в
средней школе, профессиональных
учреждениях образования. Отсутствие
психолого-педагогической поддержки
детей приводит к неуспеваемости по
математике, физике, химии, черчению,
информатике и по некоторым другим
предметам.
Трудности освоения школьных программ
способствуют снижению познавательного
интереса ребенка, прогулам занятий, а
в дальнейшем – к отказу от получения
профессионального образования,
трудоустройства.
Лечение дисграфии
Чтобы диагностировать дисграфию, достаточно просто провести несколько различных тестов на диктанты и переписывание текстов. Это позволяет определить степень расстройства у ребенка.
Дети, страдающие дисграфией, теряют уверенность в себе, плохо учатся, так как не могут писать правильно. Некоторые дети вообще отказываются писать и даже испытывают страх ходить в школу. Чаще всего учителя не знают о том, что ребенок страдает дисграфией, и не заботятся о таком ребенке, считая, что тот просто ленив.
Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.
Однако если родители заметили симптомы данного нарушения у своего ребенка, им нужно незамедлительно начать лечение дисграфии. Для этого следует обратиться к детскому логопеду (который разработает план лечения заболевания) и детскому психологу (он поможет наладить отношения в семье и школе). Необходимо улучшить память ребенка и развить у него способность к концентрации внимания.
Чтобы избавить ребенка от данного нарушения, потребуется терпение, время и своевременная коррекция дисграфии. Лечение будет слишком утомительным для ребенка, поэтому во время лечения он особенно нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых.
Диагностика дисграфии
Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.
Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:
Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.
Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.
Дизорфография
Есть и еще одна проблема письменной речи. Дизорфография – это устойчивая неспособность применять на практике правила орфографии. Признаком этого состояния являются частые орфографические ошибки у школьников, обладающих нормальным уровнем интеллектуальных способностей. Даже выучив наизусть правило, ребенок не может применить его на практике, поэтому ошибки повторяются вновь и вновь.
Причиной дизорграфии специалисты считают недостаточно развитые знания словообразовательного анализа, сниженную мотивацию к обучению, запоздалое развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, способности к анализу и синтезу).
Для решения всех этих проблем следует обратиться к специалистам. Логопедические занятия, построенные с учетом особенностей ребенка, помогут справиться с нарушениями, и в конечном итоге ваш школьник станет более успешным.
Кроме того, важно понимать тот факт, что сложности в освоении письменной речи значительно проще предотвратить, а не исправлять. Работу нужно начинать в дошкольном возрасте, до начала обучения письму
Хорошо развитая устная речь, своевременные консультации и занятия с логопедом помогут ребенку избежать многих трудностей во время учебы в школе.
Что такое дисграфия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Панкратова И. В., невролога со стажем в 25 лет.
Обеспечьте ребенку моральную поддержку
При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.
В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий)
Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи
По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.
Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими
Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат
Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.
Видео с YouTube по теме статьи:
Аффективные расстройства
Это расстройства настроения, то есть различные нарушения психоэмоционального состояния. Их связь с дислексией тщательно изучала Обри-Рудинеско, которая даже установила новый патогенетический тип дислексии. Его особенность в том, что ведущими как раз являются аффективные расстройства.
И это абсолютно верное утверждение, так как аффективность (от аффекта – эмоционального процесса взрывного характера, который характеризуется кратковременностью и высокой интенсивностью) является одним из ключевых двигателей всей психической жизни ребёнка
Поэтому при дислексии крайне важно обеспечить нормальное психоэмоциональное состояние ребёнка, создать для него хотя бы дома спокойную атмосферу.. Следует помнить, что дети-дислексики способны «взорваться» из-за любой мелочи
А любое нарушение их психоэмоционального состояния всегда негативно сказывается на обучении и, в частности, на освоении навыков чтения и письма.
Следует помнить, что дети-дислексики способны «взорваться» из-за любой мелочи. А любое нарушение их психоэмоционального состояния всегда негативно сказывается на обучении и, в частности, на освоении навыков чтения и письма.
Классификация и стадии развития дисграфии
Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.
Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов :
Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций :
Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:
Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:
У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)
Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:
Дисграфия
Постоянные, не связанные со знанием орфографических правил, ошибки при письме, являются характерной особенностью дисграфии. Ошибки эти отличаются нелогичностью и даже неожиданностью для учителей и родителей. «Корова» может превратиться в «крову», «апрель» в «атрель», буквы переворачиваются, а слова в отдельном предложении не связываются между собой.
Назидания, традиционные занятия с ребенком и даже наказания не могут привести к результату. Все дело заключается в том, что дисграфия возникает не от непослушания ребенка, а в связи с недостаточной сформированностью высших психических функций, нарушениями различных составляющих речи.
Устраняем дисграфию с помощью упражнений
Конечно, ребенка, страдающего дисграфией, необходимо показать специалисту. Нужна правильная диагностика заболевания, которая позволит подобрать необходимые упражнения. Родители также могут помочь своему малышу, занимаясь с ним дополнительно. Вот некоторые упражнения для таких занятий:
исправь текст. Берем текст и размещаем в нем лишние буквы. Ребенок должен найти их и вычеркнуть;
вставь пропущенную букву. Готовим текс с пропущенными буквами в словах. Вначале это может быть всего несколько слов. Потом текст можно увеличить, когда навык поиска пропущенных букв будет у ребенка развит хорошо. Такая игра — великолепная профилактика дисграфии;
лабиринт. Задача данного упражнения научиться проводить линию достаточной длины, не отрывая ручку от бумаги. Великолепно тренируется крупная моторика у детей разного возраста;
напишем диктант. Начинайте диктовать текст, состоящий из самых простых слов. Постепенно усложняйте задание
Важно работать систематически и регулярно. Тогда у ребенка навык правильного письма будет постоянно совершенствоваться;
поиграем в буквы
Готовим магнитные буквы. Составляем их них слова. Потом можно эти слова записать в тетрадь.
ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ
Это расстройство возникает вследствие недостаточности работы речевого, зрительного или слухового анализаторов. То есть, школьник не способен проводить анализ и синтез речи. Точные причины этого явления до сих пор неизвестны, а механизм его развития до конца не изучен. Большинство ученых сходятся во мнении, что основная причина дисграфии – это генетическая предрасположенность, когда происходит задержка формирования определенных отделов головного мозга и развития психических функций.
Нарушение письменной речи у школьников могут спровоцировать и другие факторы:
• Тяжелые соматические болезни, которые вызвали функциональное недоразвитие мозга, а точнее отделов, отвечающие за письмо и чтение;
• Повреждение коры полушарий мозга в период внутриутробного развития или раннем детстве, вызванные такими проблемами гипоксией плода (кислородное голодание), хроническими заболеваниями матери в период вынашивания плода, родовыми травмами, тяжелыми инфекциями;
• Черепно-мозговые травмы, перенесенные в детстве;
• Социальные и психологические причины: неправильная речь родителей, использование двух языков в семье, неправильно подобранные темпы и методы обучения ребенка грамоте, синдром госпитализма (психические и соматические нарушения, обусловленные длительным пребыванием ребенка в стационаре), недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность;
• Состояние после нейрохирургических операций.
Человек осваивает навык письма при одновременном развитии всех составляющих устной речи (звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи). По этой причине нарушение письменной речи часто диагностируют у детей с ЗПР (задержка психического развития) и ОНР (общее недоразвитие речи)
Поэтому очень важно перед поступлением в первый класс посетить логопеда, который проведет диагностику и при необходимости скорректирует имеющиеся нарушения