Как учителю распознать дислексию у школьника

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Статистика и обратная связь

Существует возможность анализа коррекционного процесса и оценки результативности работы с программой. В личном кабинете формируются отчеты по следующим параметрам:

  • регулярность занятий;
  • коэффициент правильно выполненных заданий;
  • интенсивность нагрузки;
  • скорость реакции при ответах;
  • количество ошибок.

В чем заключается роль специалиста

Разумеется, для полноценной высокоэффективной работы желательна дополнительная помощь логопеда и психолог, но система упражнений SLOGY построена так, что позволяет работать и без участия специалистов.

Занятия на платформе SLOGY в сочетании с очными занятиями со специалистом даст больший эффект. Если это невозможно, то специалист, периодически консультируя, поможет оценить результативность работы на платформе. Кроме того, не редко именно специалист помогает родителям принять решение о начале занятий на платформе.

Когда лучше начать коррекцию дислексии?

Оптимальный период коррекции дислексии — начальные классы школы. Чем позже оказать помощь ребенку с дислексией, тем более серьёзные последствия и менее оптимистичный прогноз коррекции вы получите.

Если у ребенка уже диагностирована дислексия, то лучше всего начать коррекцию сегодня. Теперь это возможно из любой точки планеты, где есть интернет.

На какой возраст рассчитана программа

Начинать работу с программой можно с 6-летнего возраста (если ребенка начали обучать чтению с пяти лет), но в основном она ориентирована на школьников младших классов, освоивших букварный этап обучения.

Последняя версия программы поможет сформировать навыки чтения целым словом и адекватное понимание простых текстов. Для успешной работы в программе ребенок должен быть знаком с буквами. Таким образом, важен не класс и не возраст, а уровень владения навыком чтения. Есть немало детей с дислексией, которые учатся в пятом или шестом классе, у которых навык чтения находится на уровне 1-2 класса.

Рекомендуемая длительность обучения

В большинстве случаев, при ежедневных занятиях отмечается положительная динамика даже за такой короткий срок, как 2-3 месяца. Для полноценного эффекта коррекции дислексии требуется значительно более длительный курс: около 2 лет и более. Следует иметь в виду, что в случаях настоящей дислексии (а это стойкое, трудноустранимое нарушение) согласно мировой практике далеко не всегда удается полностью избавить ребенка от этого тяжелого недуга.

«К сожалению, очень часто некоторые недобросовестные фирмы или отдельные специалисты предлагают за несколько месяцев все изменить, все наладить так, что ребенок будет читать — за этим кроется обман. Если вам обещают быстрый успех, то скорее всего это маркетинговая ловушка. Вы потратите впустую время, деньги, а в проигрыше будет, в конечном счете, ребенок. Логопеды, в свою очередь, могут помогать родителям не попасть в такую ловушку, разъясняя, что невозможно так быстро все исправить. Всякие обещания фантастически быстрых результатов — это фактически мошенничество».
А.Н. Корнев

Важно!

Ключевым условием успеха является соблюдение регулярности занятий. Роль родителей в формировании у ребенка навыков чтения невозможно переоценить. Именно их психологическая поддержка, постоянное общение, терпеливое и методичная мотивация ребенка на ежедневные занятия в конечном итоге приводит к успеху логопедической коррекционной программы.

Трудности школьного обучения, вызванные дислексией

В первом классе дети с дислексией отстают от одноклассников по темпам освоения звукобуквенных связей, так как их букварный период длится около года, тогда как в норме он едва достигает шести месяцев.

Отсутствие формирования автоматизма звукобуквенных связей приводит к нарушениям слогослияния, что значительно ухудшает технику чтения и препятствует пониманию прочитанного. Этот феномен лежит в основе «отставания» ребенка по большинству предметов школьной программы, требующих реализации навыка чтения.

Чем дискретнее читает ребенок, тем больше нагрузка на оперативную память, изначально менее функциональную. Это снижает скорость и качество чтения.

Ребенку не удается своевременно укрупнять единицы чтения, воспринимаемые целостно, начиная от двухбуквенных слогов и заканчивая полностью словом. Именно этот процесс именуется магистральной линией чтения и его освоение является основной мишенью приложения усилий родителей, педагогов и логопеда.

Часть текстового материала обычно не прочитывается, а угадывается читателем, что является нормальным механизмом чтения. При этом читающий контролирует правильность таких догадок. Однако бедность словарного запаса и слабость самоконтроля у детей с дислексией снижает точность таких «угадываний», приводя к ошибкам, затрудняющим понимание текста. Догадка в норме происходит на уровне фраз и текста, но при дислексии угадывается слог, что препятствует нормальному чтению. Дети, не умея слить слог, пытаются его отгадать, допуская при этом множество ошибок. Программа коррекции ориентирована в этом случае на формирование контроля результата чтения, ориентируясь на смысловой контекст. В этом случае угадывание будет позитивным компонентом навыка чтения.

Последствия проявлений дислексии:

  • снижение успеваемости;
  • снижение самооценки ребенка;
  • формирование «фобии чтения» и «фобии школьного обучения»;
  • нарушение процесса социализации.

Своевременное оказание специализированной логопедической помощи способствует профилактике невротизации ребенка и его родителей, нормализации самооценки и достижению успеваемости по школьным предметам. Ошибочно базировать оценку ребенка на его успешности в школе, однако такая ошибка допускается родителями и педагогами повсеместно. Для детей с дислексией это имеет критическое значение. Поэтому для успешного освоения программы коррекции дислексии необходимо создавать и поддерживать высокую мотивацию к занятиям, не допуская жесткого принуждения.

Пути выявления

Диагностика не представляет больших сложностей при выявлении факта дислексии. Куда сложнее определить ее форму и причину развития.

Распознать расстройство можно с помощью специального опросника, который и использует доктор.

Кто ставит диагноз?

Диагностикой и лечением проблемы занимается логопед.

Задаются простейшие вопросы:

  • Умеет ли человек читать?
  • Насколько быстро читает, если умение присутствует?
  • Есть ли трудности с воспроизведением написанной информации, чтением вслух?
  • Приходится ли читать текст несколько раз, чтобы понять содержание? (в этом случае проблема может быть в недостаточной концентрации внимания или высокой сложностью читаемого текста, что вполне естественно).
  • Есть ли проблемы с письмом: пропуск букв, неправильное начертание символов?
  • Хорошо ли дается изучение иностранных языков, давалось ранее, в школьные годы?

Далее предлагается вслух, с выражением и соблюдением правил препинания прочесть короткий несложный текст. Опытный врач определяет проблемы практически сразу, но возможны варианты. Не всегда плохой навык чтения вслух говорит о диагнозе, возможно отсутствие опыта, в том числе читательского.

Тест на дислексию неприменим к детям. Для диагностики проводится устная беседа или предлагается прочесть небольшой фрагмент текста.

Как понять, что у тебя дислексия?

Самый очевидный ответ — есть трудности с чтением. Во всех остальных случаях рекомендуется обратиться к врачу для оценки состояния.

Меры профилактики

Предупредить патологию легче, чем корректировать. Развивайте зрительно-пространственное и речевое восприятие, мелкую моторику с раннего возраста. Активно используйте двигательные и развивающие игры.

Демонстрируйте картинки с животными, предметами, а позже — словами, буквами. Дети лучше воспринимают информацию именно визуально. Увиденное откладывается в памяти сразу вместе с лексической составляющей.

Профилактику важно начинать задолго до школы. Все задания начинайте от самых простых, усложняя только по мере полного освоения предыдущего этапа

Прогноз на выздоровление

При комплексном подходе — устранении сопутствующих речевых и психических нарушений и в случае, если соблюдается разумный баланс, эффективность коррекции и профилактики высокая

Важно соблюдать меру — проводить занятия регулярно, но не переусердствовать

Люди-дислексики нередко — талантливые и неординарные личности. Подчеркивайте уникальность, но делайте акцент на социальное, физическое и психологическое здоровье вашего чада. Успехов!

Мифы о дислексии[]

1. Я плохо произношу слова, потому что у меня дислексия

В определение дислексии часто включают проблемы с произношением слов по буквам. В результате выходит путаница, потому что чтение и произношение всё же разные навыки.

Иногда нужно применить оба навыка сразу — например, при чтении вслух. Конечно, у дислексиков это может вызвать трудности. Но если верить этому мифу, у них должны быть проблемы и с каждым навыком в отдельности. Тем не менее, согласно исследованию, люди могут хорошо читать и плохо произносить слова, и наоборт.

Чтобы не смешивать два разных отклонения, лучше пользоваться отдельными терминами. Сложности при произношении слов по буквам — это признак дисграфии, а проблемы при чтении — дислексии.

2. У меня проблемы с… (укажите проблему), потому что я дислексик

Проблемы с чтением касаются только процесса чтения — казалось бы, это очевидно. Но иногда нарушения в других областях вызывают настолько сильные ассоциации с дислексией, что это заболевание начинают считать причиной.

К примеру, у человека, страдающего дислексией, могут быть ещё и проблемы с памятью. И про него можно сказать: «Он часто забывает свой контейнер с завтраком, потому что у него дислексия». Но если бы плохая память была следствием дислексии, то каждый человек с этим расстройством был бы к тому же и забывчивым.

На одном ресурсе утверждают, что у Леонардо да Винчи была дислексия, потому что большая часть его заметок написана задом наперёд, будто в отражении. Это тоже явный пример необоснованного расширения понятия дислексии.

3. Дислексия проявляется у всех одинаково

Умение читать складывается из нескольких смежных навыков. В процессе чтения нужно распознавать буквы и выстраивать их в определённом порядке, соотносить знаки на бумаге со звуками, понимать смысл слов. Причиной нарушений в механизме чтения может быть проблема с любым из этих навыков.

Есть ли у человека проблемы с восприятием слов, которые он видит впервые? Часто ли по сравнению со сверстниками он совершает ошибки в похожих словах? Легко ли ему даётся понимание прочитанного? Эти вопросы помогают выявить разные виды дислексии, которые не всегда проявляются одновременно.

4. С дислексией можно бороться лишь одним способом

Так как дислексия бывает нескольких видов, способов лечения тоже несколько. Нужно сначала определить конкретную проблему, а потом уже подбирать методику, которая поможет развить недостающие навыки.

5. Вылечиться от дислексии можно с помощью гимнастики

Лечение с помощью физических упражнений, цветных линз или специальной окрашенной бумаги неэффективно. Во-первых, эти методы подразумевают, что дислексия всегда проявляется одинаково. Во-вторых, они не имеют ничего общего с чтением.

Таких методик очень много и некоторые из них применяются в школах, хотя их эффективность никак не доказана. Современные исследования подтверждают пользу методик, которые основаны на развитии навыков чтения.

Причины дислексии

Специалисты выделяют несколько причин возникновения дислексии, среди которых:

1. Биологические. 

Исследователи отмечают наличие воздействия патологических биофакторов, которые вызывают минимальное мозговое нарушение:

  • гипоксическое повреждение мозга. Может быть связано с неверной имплантацией плодного яйца, анемией, пороком сердца матери, врожденным пороком сердца плода, различными проблемами во время родов;

  • токсическое поражение центральной нервной системы. Проявляется, как правило, при алкогольном и медикаментозном отравлении, гемолитической болезни плода;

  • инфекции головного мозга плода, вызванные различными заболеваниями матери: краснуха, корь, желтуха, герпес и так далее;

  • механические повреждения, вызванные при родах: затяжная родовая деятельность, внутричерепное кровоизлияние и так далее.

2. Социальные. 

Нередко, дислексия вызвана рядом таких факторов, как недостаток речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, раннее начало обучения. 

Реже заболевание является следствием генетических факторов и наследственности.

Исследование нервных рефлексов, слуха, зрения и запись ЭЭГ у детей с дислексией, как правило, не выявляют грубых отклонений от нормы. Однако, изменения в неврологическом статусе могут свидетельствовать о задержке в моторном, психическом и интеллектуальном развитии детей с данным расстройством. Отмечается отсутствие точности или различие движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка не соответствует его возрасту, хотя при этом в ходе игр и неосознанных движений дети не отличаются ничем от других сверстников.

ЭЭЦ у детей с дислексией может показать замедление в созревании мозга при нормальном слухе. Но, исследование зрительных функций показало, что у детей дислексией имеются свои особенности. Если в норме рецепторы двух глаз отличаются между собой и передают разные картинки в мозг, который уже самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить картинку, то у детей с дислексией одинаковая зона восприятия картинки обоих глаз. При попадании сигналов в одну из зон восприятия мозгу сложно выбрать изображение, которое для него является зеркальным, отсюда и сложности при быстром распознании букв и слогов.

Дислексия у взрослых чаще всего возникает в результате ЧМТ либо инсульта (нарушения кровообращения), при которых поражаются участки коры головного мозга. Дислексия, также, может служить характерным признаком пациентов с инсультом левого полушария. У больных при этом наблюдаются тревожные расстройства, проблемы с координацией, депрессия. 

Расстройство дислексия может сопровождаться развитием объемных опухолей левого полушария головного мозга. Больные при этом испытывают мигрени, головокружение, потерю памяти, трудности в подборе слов.

Признаки предрасположенности к дислексии у детей 4-7 лет / Дошкольники

В России дошкольникам дислексию, дисграфию и дискалькулию не диагностируют, т.к.ребенок только делает первые шаги по усвоению навыков чтения, письма и счета, и достаточного количества данных для диагностики у специалистов еще нет.  Но понять, есть ли у ребенка предрасположенность к дислексии и другим трудностям в обучении можно уже в раннем возрасте.

Особое внимание к развитию ребенка следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия, дисграфия и другие трудности с чтением и письмом, сопровождающие их на протяжении всей жизни. Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др

Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др.

У ребенка возникают сложности при обучении чтению и письму:

  • имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
  • плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы)
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход)
  • возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий (делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме)
  • может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу
  • читает или пишет слова задом наперед
  • пропускает отдельные слова или места в тексте
  • поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
  • меняет буквенный порядок при чтении;
  • обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и дисграфии, необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться

Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально

В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики  дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: