Формирование письменной речи младших школьников на ранних этапах обучения в парадигме школы диалога культур панова роза сафаргалиевна

Письменная речь и особенности её формирования у детей - yourspeech.ru

Содержание

Слайд 1

МБОУ СОШ № 29

Слайд 2

Слайд 3
Процесс письма
речедвигательный
анализатор
зрительный
анализатор
общедвигательный
анализатор

речеслуховой анализатор

Слайд 4

Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностьюВПФ,учавствующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном пед.процессе.

Слайд 5

Слайд 6
Двигательный анализатор
При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
Дрожащие линии;
Колебание наклона и высоты букв;
Быстрое наступление мышечного утомления;
Небрежное выполнение письменных работ.

Слайд 7

Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его и на письме:
« Как говорю, так и пишу».

Слайд 8

Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у)
Зеркальность (с,е,э,з)
Трудность удержания строки, наклона

Слайд 9
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Вставь пропущенные буквы в слова (ви…ка, ди…ан, лу..а)
Составь как можно больше слов из букв одного слова (крапива –парк, ива, карп, пар, рак, Ира)
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка)
Выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков

Слайд 10
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар, парк, паром, паруса)
Преобразовать слова различными способами: — добавляя звук (рот-крот, осы-косы, мех-смех), изменяя один звук слова (сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон)
Переставляя звуки (пила-липа, палка-лапка)
Составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах рак, брови, сумка, трава, сыр – комар)

Слайд 11
Развитие языкового анализа и синтеза
Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
Придумать предложение с определенным количеством слов
Увеличить количество слов в предложении
Составить графическую схему данного предложения.
Придумать предложение, соответствующее схеме
Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово)
Поднять, цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.

Слайд 12

Игра «Отгадайте кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает встать детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-ре-жа, Ма-ри-на)
Игра «Цепочка»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова (ок-ноно-рара-ма)
Игра «Рассыпались слова» Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып,лё; точ,лас,ка)

Слайд 13

пальчиковая гимнастика за столом
Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки; обеих рук одновременно.
Имитация игры на пианино.

Слайд 14

Слайд 15
Для развития зрительной памяти
Используются игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Дети запоминают 4-6 картинок, букв, цифр, фигур, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
Запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно

Слайд 16
Спасибо
за внимание!

Посмотреть все слайды

Взаимосвязь письма и психики

Было замечено, что существует связь между сложностями развития письма у детей младшего школьного возраста и плохим развитием вербальных видов процессов психики, таких как представления о пространстве, звуке, моторных функций

Также на это влияет плохое развитие саморегуляции, то, что дети не могут осуществлять целенаправленную деятельность и у них не сформировано внимание. И это более существенные факторы по сравнению с недоразвитием устной речи

Согласно Л.С. Цветковой трудности в процессе письма, которые протекают при взаимодействии разных ВПФ, — это плохое восприятие разной речи, модальности, действий с предметами и внимания.

Все эти функции психики нужны для успешного письма, для различения звуков, для актуализации представлений о буквах и звуках, для перекодирования их в движения кистей рук. В процессе написания текста принимают участие эмоционально-волевые процессы, а также мотивы и поведение людей.

Формирование письменной речи и подготовка к ней должна начинаться еще до школы. Так, у детей наблюдается формирование так называемого предметного письма. Это происходит, когда они рисуют. Сам процесс рисования – это уже подготовка к письму. Также это жесты. Ведь жесты – это письмо в воздухе. Рисунок – это одна из важнейших стадий развития пиктографического письма.

Приобретение навыков письменной речи подразумевает изучение сложной системы символов и знаков. Поэтому письмо – это результат долгого формирования личности и поведения детей, а также его ВПФ.

Письмо состоит из перечня специальных операций:

  1. Слово, которое подлежит записи, проходит анализ звукового состава. Первым условием письма является определение последовательности звуков в слове. Далее происходит уточнение звуков, в результате чего слышимые в определённый момент звуковые варианты превращаются в чёткие обобщённые речевые звуки, т. е. фонемы. Изначально эти процессы имеют осознанный характер, в дальнейшем они автоматизируются. В акустическом анализе и синтезе особое место имеет артикуляция, которая является основой данных процессов;
  2. Формирование графем – зрительных схем графических знаков с учётом пространственного расположения элементов, происходит с помощью преобразования слышимых звуков (фонем);
  3. Перевод графем в кинемы – кинетическая система последовательных движений, необходимых для записи.

А.Р. Лурия считает, что на разных стадиях развития двигательного навыка значимость каждой из выше перечисленных операций не является постоянной

Первые этапы развития двигательного навыка характеризуются тем, что пишущий направляет своё внимание на звуковой анализ слова, а иногда и на поиск необходимой графемы. В процессе формирования навыков письма эти моменты обретают второстепенное значение

Плавные кинетические стереотипы образуются в случае записи качественно автоматизированных слов.

Понятие «письменная речь»

Согласно О.Г. Ашевой, письменная речь – это один из видов существования любого языка. Ее можно противопоставить устной речи. Ведь письменная речь вторична, она появилась уже после возникновения устной. При этом письменная речь, когда была новой функцией, повторила все этапы развития речи устной.

Согласно В.А. Ковшикову, все на самом деле иначе. Он считает, что письменная речь в наиболее значительных этапах своего формирования не повторяет особенности развития устной речи. Свойства развития письменной речи носят симптоматический характер. Это не просто перевод устной речи в знаки письма. Процесс изучения письма – это не просто усвоение какой-то техники.

С его точки зрения письменная речь – это иная речевая функция, которая подразумевает сформированность абстрактного мышления. Это речь, которая не имеет звукосодержащей стороны, это речь, свойственная нашему мышлению, она зарождается в нашем представлении и лишена самого главного признака устной речи – звука.

По мере того, как ребенок взрослеет, он с помощью устной речи развивает в себе абстрактное мышление по отношению к материальному миру.

И у него появляется новая задача: ему нужно абстрагироваться от чувственного речевого аспекта и перейти к речи отвлеченной, которая выражается не словами, а их представлениями. Поэтому письменная речь полностью отличается от устной и не может быть соответствующей для устной.

Согласно многочисленным исследованиям, письменная речь характеризуется своей отвлеченностью, она произносится в мыслях, но не устно. Поэтому для детей она является особенно сложной для развития.

Итак, подготовка детей к обучению письму – это довольно сложный процесс, который требует владение генезисом письма, его психических особенностей, а также точных знаний того, какие ВПФ развивают письмо. Необходимо разбираться в структуре письма, его предназначении, его месте и роли в деятельности психологии. Все это поможет правильно подобрать методику обучения письменной речи.

Факторы формирования письменной речи

Также нужно отметить, что фактором развития письменной речи считается формирование у детей мозговых структур – морфогенез – которые обеспечивают работу тех функций психики, которые принимают участие в процессах письма. Это области мозга, которые обладают особым строением и иначе работают. Чтобы такой сложный процесс психики, как письмо, протекал грамотно, необходима слаженная активность всех этих отделов мозга.

Левое полушарие у всех людей ведущее. Оно отвечает за мыслительные процессы и полноценную работу речи.

Правое же полушарие обычно подчинено левому. Исключение составляют левши, у них полушария мозга как бы меняются местами по своим функциям. Как мы уже отмечали, разные отделы головного мозга обладают разными функциями.

К примеру, область затылка – это центральный орган зрения, можно сказать главная приемная станция зрения.

За работу слуховых ощущений и анализа отвечает височная область в левом полушарии мозга.

Область темечка  — это корковый аппарат, который анализирует ощущения человека, возникающие в мышцах и коже. С ее помощью мы оцениваем положение собственного тела.

Лобные отделы отвечают за координирование движений тела во времени.

Чтобы разобраться в структуре письма особенностях психофизиологии этого процесса, то для определения недостатков развития в этой области нужно понимать, в каком именно отделе коры появились дефекты, какой уровень процесса работает неправильно и какие психофизиологические особенности приводят к тому или иному типу нарушений речи на письме.

Для этого нужно изучить структуру письма

Не менее важно освоить то, как этот процесс протекает на психологическом и физиологическом уровнях. Владение этой информацией позволит получить более ясное понимание методик коррекции письменной речи

1.1 Возрастная периодизация и возрастные особенности средних школьников

Для правильного управления
процессами развития педагоги уже в 
далеком прошлом делали попытки 
классифицировать периоды человеческой
жизни, знание которых несет важную
информацию для посвященных. Есть целый 
ряд разработок периодизации развития
.

Я.А. Коменский был первым, кто
настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной
работе возрастных особенностей детей.
Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности,
согласно которому обучение и воспитание
должны соответствовать возрастным этапам
развития .

Весь процесс обучения
в школе можно разделить на
переходные этапы образования (1 класс,
5-6 и 10 классы) и стабильные (2-4, 7-9 и 11 классы).
На этих этапах образования и учебный
план, и содержание учебных дисциплин
(или их отсутствие), и методы и формы организации
учебного процесса должны быть разными
.

Младший школьный возраст 
и есть период наиболее интенсивного
формирования учебной деятельности
. Психологические особенности младших
школьников дают им преимущества при изучении
иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают
иностранный язык как губка опосредованно
и подсознательно. Они понимают ситуацию
быстрее, чем высказывание на иностранном
языке по данной теме . Так, на начальном
этапе обучения основной задачей является
обучение письму, так как в этот период
происходит формирование умений каллиграфии
и умений, связанных со звукобуквенными
соответствиями .

С переходом из младших 
классов в средние классы школы 
изменяется положение детей в 
системе деловых и личных взаимоотношений 
с окружающими людьми. В подростковом
и юношеском возрасте активно идет процесс
познавательного развития . На среднем
этапе центр тяжести в работе над письмом
переносится на орфографию в связи с накоплением
нового языкового материала. Одновременно
с этим развивается письменная речь как
средство, способствующее формированию
умений и навыков устной речи. Подростки
и юноши уже могут мыслить логически, заниматься
теоретическими рассуждениями и самоанализом
.

К старшему школьному возрасту,
дети усваивают многие научные понятия,
обучаются пользоваться ими в 
процессе решения различных задач.
Это означает сформированность у 
них теоретического или словесно-логического 
мышления .

Подростковый возраст 
обычно называют переходным, так как в этот период происходит
переход от детства к юности. У учащихся
этого возрастного периода переплетаются
черты детства и черты юности, но еще находящиеся
в стадии становления и развития .

На современном этапе 
границы подросткового возраста
примерно с обучением детей в 
средних классах от 11 — 12 лет до
15 — 16 лет. Но надо отметить, что основным
критерием для периодов жизни 
являются анатомо-физиологические 
изменения в организме. Начало постепенного
увеличения секреции гормонов начинается
в семь лет. Интенсивный подъем секреции
сопровождается внезапными увеличениями
роста, возмужанием организма, развитием 
вторичных половых признаков . Характерной особенностью подросткового 
возраста является готовность и способность
ко многим различным видам обучения, причем
как в практическом плане (трудовые умения
и навыки), так и в теоретическом (умение
мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями)
.

Особое значение в организации 
учебной работы подростков имеет 
внутреннее стимулирование их познавательной
деятельности, то есть развитие у них 
познавательных потребностей, интересов 
и мотивов учения .

Архивы

  • Сентябрь 2022 (1)
  • Ноябрь 2020 (2)
  • Октябрь 2020 (1)
  • Май 2020 (1)
  • Апрель 2020 (3)
  • Март 2020 (2)
  • Январь 2020 (2)
  • Сентябрь 2019 (1)
  • Апрель 2019 (1)
  • Февраль 2019 (1)
  • Январь 2019 (1)
  • Сентябрь 2018 (10)
  • Август 2018 (1)
  • Июль 2018 (1)
  • Апрель 2018 (1)
  • Март 2018 (28)
  • Февраль 2018 (7)
  • Январь 2018 (14)
  • Декабрь 2017 (6)
  • Август 2017 (3)
  • Июль 2017 (1)
  • Июнь 2017 (1)
  • Май 2017 (1)
  • Январь 2017 (21)
  • Декабрь 2016 (16)
  • Ноябрь 2016 (20)
  • Октябрь 2016 (1)
  • Сентябрь 2016 (14)
  • Июль 2016 (20)
  • Июнь 2016 (30)
  • Май 2016 (6)
  • Апрель 2016 (13)
  • Январь 2016 (12)
  • Декабрь 2015 (11)
  • Ноябрь 2015 (8)
  • Октябрь 2015 (4)
  • Сентябрь 2015 (8)
  • Август 2015 (1)
  • Июль 2015 (4)
  • Июнь 2015 (7)
  • Май 2015 (21)
  • Апрель 2015 (2)
  • Март 2015 (4)
  • Февраль 2015 (3)
  • Январь 2015 (24)
  • Декабрь 2014 (31)
  • Ноябрь 2014 (30)
  • Октябрь 2014 (31)
  • Сентябрь 2014 (30)
  • Август 2014 (31)
  • Июль 2014 (31)
  • Июнь 2014 (30)
  • Май 2014 (31)
  • Апрель 2014 (30)
  • Март 2014 (31)
  • Февраль 2014 (28)
  • Январь 2014 (31)
  • Декабрь 2013 (31)
  • Ноябрь 2013 (30)
  • Октябрь 2013 (31)
  • Сентябрь 2013 (30)
  • Август 2013 (31)
  • Июль 2013 (31)
  • Июнь 2013 (30)
  • Май 2013 (31)
  • Апрель 2013 (30)
  • Март 2013 (32)
  • Февраль 2013 (28)
  • Январь 2013 (31)
  • Декабрь 2012 (33)
  • Ноябрь 2012 (30)
  • Октябрь 2012 (31)
  • Сентябрь 2012 (35)
  • Август 2012 (31)
  • Июль 2012 (58)
  • Июнь 2012 (30)
  • Май 2012 (33)
  • Апрель 2012 (34)
  • Март 2012 (59)
  • Февраль 2012 (30)
  • Январь 2012 (32)
  • Декабрь 2011 (17)

Уровни протекания процесса письма

Согласно Е.М. Саган, существует три уровня протекания письменных процессов.

Первый уровень – психологический. Он состоит из нескольких звеньев. Начинается он с появления мотивации к осуществлению письменной речи. Эта мотивация называется намерением. Затем это намерение превращается в замысел. Человек принимает решение, о чем писать. Затем на основе этого замысла создается общий смысл содержания текста. И кульминацией процесса является регуляция и контроль за процессом письма.

Исследователь также обращает внимание на то, что кроме психологического уровня существует уровень психолингвистический. Он отвечает за операционные аспекты реализации программы и включает в себя несколько этапов

Изначально этот процесс проявляется в звукоразличении, с помощью которого человек анализирует словесный звуковой состав, их кинетическую, кинестетическую и акустическую основы на фразовом уровне

Он отвечает за операционные аспекты реализации программы и включает в себя несколько этапов. Изначально этот процесс проявляется в звукоразличении, с помощью которого человек анализирует словесный звуковой состав, их кинетическую, кинестетическую и акустическую основы на фразовом уровне.

Это звено позволяет анализировать более крупные речевые единицы. Анализируется количество слов и то, как воспринимается звуковой абрис.

Еще одно звено – это объем восприятия акустики и слухоречевая память. Они отвечают за то, как человек воспринимает определенный информационный объем и сколько он может сохранить его в своей оперативной памяти.

Следующее звено – это актуализация образов и представлений графемы. Этот процесс осуществляется на основании звуковой информации, которая поступает в мозг человека, а также на основании ее перешифровки в буквенную форму.

Затем актуализируется моторный образ буквы, она перешифровывается в соответствующую систему движений мелкой моторики. Последнее звено этого уровня – начертание буквы, слова или фразы.

И, естественно, последний уровень, предложенный Л.С. Выготским – это психофизиологический. С его помощью можно реализовать все указанные выше действия и операции. В нем процесс различения звуков может быть обеспечен слаженной работой акустического и речедвигательного анализатора. Объем появления акустических сигналов речи может быть обеспечен анализатором акустики. В структуру восприятия этого анализатора входит звено памяти, которое позволяет кратковременно отбирать и удерживать нужную информацию, чтобы ее обработать, что и является ролью внимания.

Следующее звено – это перешифровка звука в букву, что подразумевает переключение с одного процесса психики на другой. Происходит перешифровка путем совместной работы зрительной, акустической и пространственной систем анализа, которые позволяют обеспечить работой заднюю зону мозга. Именно здесь в теменно-затылочном отделе актуализируются образы представлений знаков букв.

Таким образом, очевидно, что развитие письма и речи не может протекать без межанализаторных связей. Письмо – это результат работы не только одного анализатора, а целой системой анализаторов, действующих совместно друг с другом.

Актуальные проблемы современного русского языка

Определение 1

Проблемы языкового развития — это объективно существующие противоречия между устоявшимися нормами функционирования языка и новыми тенденциями, не соответствующими сложившимся традициям.

К основным проблемам современного русского языка можно отнести:

  1. Неконтролируемый приток заимствованной лексики, не всегда оправданной потребностями языковой системы. Заимствования необходимы только в том случае, когда они обогащают лексический состав языка, вводя в него новые номинации, которые отсутствуют в языке-доноре. Это касается тех слов, которые называют новые понятия и явления, ещё не получившие в нашем языке своего выражения: компьютерные и технические термины (ноутбук, сканер, девайс, блютуз), названия иноязычных национальных блюд, экзотических для русской кухни (гамбургер, чизкейк, маффин, мюсли), экономические понятия (маркетинг, менеджмент, франчайзинг, лизинг). В остальных же случаях, когда заимствование выступает семантическим дублетом исконно русских слов, его употребление неуместно и нарушает чистоту речи: фэшн лук — модный образ, фактчекинг — проверка фактов, фреш стайл — свежий стиль / образ. Частью этой проблемы выступает употребление иноязычных акронимов (аббревиатур) в молодежной речи (ИМХО, ЛОЛ, ОМГ и др.), семантически избыточных, обедняющих синонимический ряд русского языка и зачастую малопонятных без специальных пояснений.
  2. Обеднение словарного запаса, а также грамматического строя нашего языка из-за тенденции к языковому упрощению, появлению слов-клише, выражающих оценку (трэш, клёво, жесть), использованию «телеграфного стиля» переписки (Как дела? — Так себе. -??? — Норм. — Ок).
  3. Активные процессы образования новых слов, многие из которых остаются чуждыми речевой практике и ассоциируются с вычурной речью, стремлением ввести слушающего в заблуждение (пролонгация контракта, эмиссионный коллапс, стагнация экономики и проч.).
  4. Проникновение социолектов (жаргонов) в сферу разговорно-бытового общения и язык СМИ. Особенно широкое распространение получил молодёжный сленг, слова и обороты которого проникли не только в повседневное общение, но и в язык рекламы, интернета, телевидения. Практически общеупортебительными стали слова «тусовка» (политическая тусовка), «кайф», «кайфовать» (кайфую от отдыха), «заточить» (заточить бутерброд), «лук» (модный лук). Жаргонизация речи связана также с появлением в речевой практике слов и оборотов, характерных для уголовного арго (замочить, урыть — убить, загасить — избить, западло — что-то постыдное, неудобное для говорящего).
  5. Семантическое опустошение слов литературного языка и использование их в качестве универсальных дефиниций: прокачка (прокачка тела / интеллекта / навыков / машины), зачётный (зачётный гамбургер / фильм / отдых), адекватный (адекватный человек / прайс / район).
  6. Ослабление языковой нормы и требований культуры речи, что выражается в снижении уровня грамотности, появлении многочисленных ошибок в устной и письменной речи.
  7. Засилье матерной лексики, используемой часто в функции эмоциональных синонимов к словам литературного языка или слов-паразитов при крайне низком развитии речевой культуры.

Существование данных проблем является объективным следствием тех изменений, которым подвергся язык в период интенсивного общественного развития, и их решение возможно только при государственной поддержке и сознательном отношении каждого индивида к своей речи.

1.2 Психологическая организация письменной речи. Особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и волевые составляющие при изучении иноязычной письменной речи на среднем этапе

Процесс письма с полным основанием
относится психологией к наиболее
сложным, осознанным формам речевой 
деятельности . С психологической 
точки зрения протекание письменной
речи сложно и многообразно .

Психологическим содержанием 
обучения письму является формирование
графических и орфографических 
навыков и умения ими пользоваться
при выполнении письменных заданий
.

Статус письма как средства
обучения требует большего внимания
к себе, чем то, которое ему 
оказывают учителя и учащиеся.
Школьники пишут очень мало, зачастую
их не обучают приемам, облегчающим 
овладение графикой и орфографией 
изучаемого языка. Наблюдения показывают,
что формирование устной речи и чтения
могло бы происходить успешнее, если
бы письмо использовалось более рационально 
для каждого учащегося .

Обучение письменной речи
включает речевые упражнения для 
обучения составлению письменного 
сообщения, письменно-речевые упражнения
в работе с печатным текстом, письменно-речевые 
упражнения, обусловленные процессом 
чтения, аудирования и устного 
общения .

Процесс овладения иностранным 
языком совершается через посредство
внутреннего мира личности, при взаимодействии
целого комплекса психических факторов,
которые определяют успешность учебной 
деятельности

К ним относятся 
восприятие, память, внимание, мышление

Восприятие — это процесс 
отражения в сознании человека внешних 
признаков предметов и явлений,
совершающийся при помощи органов 
чувств и завершающийся сознанием 
образа воспринимаемого предмета и 
оперированием этих образов. Восприятие
у человека характеризуется целостностью,
структурностью, контрастностью, осмысленностью
и предметностью . Для того чтобы сделать
восприятие иноязычной речи быстрым и
качественным, необходимо сформировать
у учащихся оперативные единицы восприятия
разных уровней и умений свободно пользоваться
ими при аудировании и чтении.

Под памятью обычно понимается
запоминание, сохранение и последующее
воспроизведение обстоятельств жизни
и деятельности личности, ее прошлого
опыта .

В среднем школьном возрасте
сдвиги в развитии памяти наиболее
существенны. Именно подростковый возраст 
вносит качественные изменения в 
структуру памяти. «Средняя производительность»
памяти увеличивается до 14 лет. В 15 лет
начинается спад в развитии памяти: в этом
возрасте она ниже, чем у 14-летних .

Внимание — это психический процесс,
сущностью которого является направленность
и сосредоточенность сознания на определенном
предмете, действии, процессе или явлении

В процессе усвоения иностранного
языка внимание имеет большое 
значение, так как важно быть сосредоточенным,
правильно выделять слова и вычленять 
грамматические структуры, уметь переключать 
свое внимание с одного вида деятельности
на другой

В процессе усвоения иностранного
языка внимание имеет большое 
значение, так как важно быть сосредоточенным,
правильно выделять слова и вычленять 
грамматические структуры, уметь переключать 
свое внимание с одного вида деятельности
на другой. Процесс мышления — это прежде
всего анализ, синтез и обобщение. Важнейший
признак всякого мышления — умение выделять
существенное, самостоятельно приходить
к новым обобщениям

На протяжении речевой
деятельности обучаемый проверяет себя,
обнаруживает и исправляет ошибки

Важнейший
признак всякого мышления — умение выделять
существенное, самостоятельно приходить
к новым обобщениям. На протяжении речевой
деятельности обучаемый проверяет себя,
обнаруживает и исправляет ошибки

Процесс мышления — это прежде
всего анализ, синтез и обобщение. Важнейший
признак всякого мышления — умение выделять
существенное, самостоятельно приходить
к новым обобщениям. На протяжении речевой
деятельности обучаемый проверяет себя,
обнаруживает и исправляет ошибки

Одним из проявлений психики,
основанных на нервных мозговых процессах 
и имеющих важное значение для 
изучения иностранных языков, является
воля. Изучение иностранных языков
и использование их в профессиональных
нуждах человека связано с напряженным 
умственным трудом, который является чуть
ли не самым тяжелым трудом человека

Предпосылки формирования письма

Л.С. Цветкова исследовала и описала психологические предпосылки развития этого типа речевой деятельности. Если их не формировать и нарушать, это может привести к разным видам нарушений письма и к сложностям его развития.

Первая предпосылка – это развитие устной речи, изучение ее, а также способность к синтетической аналитической деятельности. Письмо очень связано с устной речью, и невозможно без высокого уровня ее сформированности.
Вторая предпосылка — это развитие разных типов восприятия, знаний и ощущений, а также их взаимодействия. Сюда же можно включить пространственные представления и восприятия.
Третья предпосылка – это сформированность сферы движений: тонких, предметных. Сюда включаются разные типы праксиса рук: переключаемость, подвижность и устойчивость.
Четвертая предпосылка – это развитие у детей абстрактных типов деятельности, что приводит к тому, что ребенок переходит от действий с предметами к абстрактным действиям.
Пятая предпосылка – это развитие общего поведения

Ребенок должен уметь регулировать самого себя, контролировать свои действия и мотивы, направлять внимание и удерживать его.

Состояние русского языка на рубеже XX-XXI вв.

Многие языковеды оценивают современное состояние литературного языка России как кризисное. Такое определение обусловлено теми проблемами, которые наиболее остро стоят в современной речевой практике: снижение грамотности, падение речевой культуры, неконтролируемые приток заимствований, проникновение жаргона в повседневную речь и язык СМИ.

Состояние русского языка на рубеже XX-XXI вв., действительно, можно определить как переломное. Язык является отражением тех трансформаций, которые произошли в общественной жизни нашей страны, затронув все сферы жизни — от политической и экономической до духовной.

Современное состояние русского языка определяют следующие тенденции:

  1. Демократизация речевой практики, освобождение языка СМИ от цензурных запретов и, как следствие этих процессов, снижение контроля за своей и чужой речью со стороны носителей языка.
  2. Освобождение языка от советских идеологических штампов, его раскрепощение и обращение к широкому диапазону тем.
  3. Возрастание роли межличностных форм коммуникации. На первый план выходит неформальное общение, свободное от условностей и строгих этикетных норм.
  4. Повышение доли устной, спонтанной и неподготовленной речи, свободно относящейся к языковой норме.
  5. Открытость языка внешним влияниям: заимствованиям, интернациональной лексике, неологизмам.
  6. Повышение роли интернет-коммуникации, активное развитие жанров естественной письменной речи (смс-переписка, комментарий, пост), которые близки к разговорной речи, менее требовательны к соблюдению норм.
  7. Возникновение текстов гибридной структуры (креолизованных текстов, гипертекстов), объединяющих разные типы информации: визуальную, аудиальную и текстовую (эмотиконы, гиф-картинки, демотиваторы, интернет-мемы и проч.).

Русский язык по-прежнему остаётся языком международного общения и входит в состав мировых языков. Сохраняет он свои позиции и на постсоветском пространстве, особенно в тех странах СНГ, которые поддерживают с Россией тесные экономические, образовательные и культурные отношения.

На территории Российской Федерации русский язык выступает и как государственный язык, язык официальных документов, образования, науки, культуры, и как инструмент межнационального взаимодействия между представителями этнических групп и национальных меньшинств.

Гарантированное всеобщее обязательное основное образование на русском языке обеспечивает усвоение гражданами литературной формы общенационального языка, овладение его нормами и правилами, формирование коммуникативных компетенций, востребованных современным рынком труда.

Но не все изменения, произошедшие с языком в последние десятилетия, имели благоприятное влияние на языковую систему. Часть тенденций носит негативный характер и воспринимается как факторы, угрожающие чистоте и нормативности языка.

Рубрики

  • А что дальше?!
  • Аннотированный каталог
  • Без рубрики
  • Вебинары
  • Воспитатели Оренбуржья
  • Диссеминация опыта
  • Дистанционное обучение
  • Желаю чтения доброго
  • Инновации в системе дошкольного образования
  • Образовательные области по ФГОС
    • Познавательное и речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • Статьи по дошкольному образованию
  • Страничка логопеда
  • Страничка психолога
  • Творчество наших воспитателей
    • Конспекты и сценарии
    • Консультации для родителей
    • Методические разработки
    • Презентации и видеозаписи
    • Программы
    • Публикации
  • Фильм, фильм, фильм
  • Что делать?
  • Это реклама
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: