Автоматизация звука р в словах с помощью картинок

Звук р - практи­ческие советы родителям по развитию фонемати­ческого слуха

Автоматизация звука Рь в слогах, словах и предложениях.

Прежде, чем приступить к автоматизации звука и введению его в повседневную речь ребенка, следует добиться правильного произношения изолированного звука. Мягкий звук рь обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука р. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, его вводят в слова, а затем и в предложения.

Если поставить звук по подражанию не удалось, посмотрите рекомендации здесь.

Произносить слоги со звуком рь.

Звук рь произносится раскатисто.

арь — орь — урь
арь — орь — ырь
ёрь — ырь — ирь
юрь — урь — ерь
ря — ре — рё
рю — ря — ри

Произносить слова.

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.

Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари.

Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.

Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.

Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.

Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.

Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.

Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.

Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Произносить предложения.

У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец — токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесет грецикие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идет отряд. На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря. В мае цветут сирень и черемиуха. Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растет репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

Произносить тексты.

Загадки.Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостки крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед — только задом наперед. (Рак)

***Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику — бросит корочки в корзинку.

Небылицы.Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки. (К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Желаю удачи!

рифм | Rhymer.com

1. Окончание рифмы (синий/обувь)

Слова с окончанием рифмы имеют одинаковую конечную гласную и следующие за ней согласные звуки. Например, если вы введете слово смех под этой опцией, Rhymer извлечет список слов с окончанием звука er (например, поклонник, доктор, удовольствие, ученый, акварель и были).

  • шляпа/кошка
  • пластина/восемь
  • бархатцы/с петлей

Эта опция позволяет легко находить точные рифмы (слова, в которых конечные гласные и согласные звуки совпадают) и мужские рифмы (рифмующиеся слова с ударным конечным слогом).

2. Рифмы последнего слога (дерево/гавань)

Слова с рифмой последнего слога имеют одинаковые звуки после границы последнего слога (обычно согласная, гласная и другая согласная). Например, если вы введете слово , объясните , используя эту опцию, Rhymer

простой

  • гуманность/пикантность
  • бросок/прорыв
  • складка/комплект

Эта опция позволяет найти мужские рифмы и все другие слова с конечными слогами (ударными или безударными), которые рифмуются с введенным словом.

3. Двойные рифмы (убеждение/предсказание)

Слова с двойной рифмой имеют одинаковый гласный звук в предпоследнем слоге и во всех последующих звуках. Например, если вы введете слово , парящий , используя эту опцию, Rhymer извлечет список слов со звуком или (например, обожать, исследовать, наливать, оценивать, гастролировать и восстанавливать). Другие примеры двойной рифмы включают:

  • ходьба/говорение
  • напевает/приходит
  • штурман/официант

Эта опция позволяет найти женские рифмы (рифмующиеся слова с безударным конечным слогом). Слова, введенные с помощью этой опции, должны состоять как минимум из двух слогов.

4. Тройные рифмы (транспорт/диссертация)

Слова с тройной рифмой имеют одинаковый гласный звук в предпоследнем слоге и во всех последующих звуках. Например, если вы введете слово , комбинацию , используя эту опцию, Rhymer извлечет список слов со звуком anation (например, объяснение, коронация, пункт назначения и воображение).

  • антилопа/дыня
  • зелень/декорации
  • сильно/жизненно

Слова, введенные с помощью этой опции, должны состоять как минимум из трех слогов.

5. Начальная рифма (физика/шипение)

Слова с начальной рифмой имеют одинаковые начальные согласные звуки и одинаковые первые гласные звуки. Например, если вы введете слово

Rhymer pla

  • пейзаж/кедр
  • кошка/кенгуру
  • стол/портной

Эта опция позволяет найти слова с начальной аллитерацией (повторение начальных согласных звуков), исходным ассонансом (повторение начальных гласных звуков) и передней рифмой (последовательность начальных звуков слов).

6. Рифмы первого слога (морковь/забота)

Слова с рифмой первого слога имеют одинаковые звуки, предшествующие разрыву первого слога.

объяснение Rhymer ex

  • панталоны/пантомимы
  • подсветка/гидрант
  • тюльпан/двойка

Автоматизация звука [Рь] | Логопед по Скайпу

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука .

Материал для автоматизации сложного звука будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектологНаталья Игоревна Кулаковаведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук в прямых слогах:

РЯ – РЯ – РЯ     РИ – РИ – РИ     РЕ – РЕ – РЕ     РЁ – РЁ – РЁ     РЮ – РЮ – РЮ

ИРИ – ИРИ – ИРИ   ЕРЕ – ЕРЕ – ЕРЕ   ЯРЯ – ЯРЯ – ЯРЯ  ЁРЁ – ЁРЁ – ЁРЁ   ЮРЮ – ЮРЮ – ЮРЮ

Звук в начале слова и  в словах с прямым слогом:

* Ряд, рядом, рябчик, моря, горят, коряга, моряк, зарядка, нарядный, наряд, обряд, подряд, нырять, говорят, горячий, корявый, заря, неряха, порядок, репа, рейс, редька, резать, ребус, речь, речка, редкий, резвый, рельсы, резко, деревня, варенье, орех, деревья, берет, карета, сирень, гореть, борец, огурец, черешня, арена, порез, сирена, рис, Рига, Рим, Рита, риск, ритм, рифма, ритмика, дарить, сухари, фонари, пескари, снегири, пузыри, богатыри, Марина,  Борис, Арина, говорить, сорить, горит, буквари, фонари, Ирина, турист, старик, перина, варить, рёв, рёва, рёвушка, рёбра, козырёк, верёвка, Бурёнка, вперёд, берёза, берёт, варёный, пузырёк, черёмуха, зверёк, Ерёма, Серёжа, серёжки, хорёк, рюшка, говорю, горюет.

* Рябина, рядовой, рядить, буря, Боря, Варя, гиря, варят, жарят, парят, мерят, река, редис, ремонт, ремень, резинка, ребёнок, берег, вырезка, рисовать, рисунок, курица, двери, звери, шарик, варит, комарик, топорик, фонарик, рюкзак, бирюза, корюшка.

Повтори словосочетания и предложения:

* Вареная репа, берег реки, Баренцево море, карельская берёза, интересный рисунок, вареный рис, деревянная рейка, редкое решето, нарядные ребята, резной терем, рюкзак туриста, варенье из ревеня, жареные грибы.

* Рита рисует. У Риты на рисунке деревья. Хорёк — хищный зверёк. Марине подарили янтари. Марина подарила Вере свой рисунок. Ребята сеяли репу, редьку и редис. Валерий решает задачи. Моряк уходит в рейс. Римма варит курицу с рисом. Ребята высадили на пустыре берёзы и сирень. У Риммы решето черёмухи. Мама варит варенье из черёмухи. Арина нарезала редис. Борис будет токарем. Серёжа ударился о косяк двери. Ребята пускают пузыри. Марина ест орехи. Моряк уже рядом с берегом.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук :

Ри – ри – ри — горят ярко фонари

Ре – ре – ре — сидит лиса в своей норе.

Ри – ри – ри — на тарелке лежат сухари.

Ре – ре – ре — снег лежит на горе.

Ри – ри – ри — клюют рябину снегири.

Ря – ря – ря — вокруг синие моря.

Ри – ри – ри — за собой всё убери.

Ря – ря – ря — взошла красная заря.

Ре – ре – ре — в декабре (январе) все деревья в серебре.

Рю – рю – рю — я обед сама варю.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребенок входит в логопедический кабинет.

Логопед : Здравствуй Аня! Присаживайся. Какое у тебя настроение? Покажи (показ на карточке настроения)

Я вижу, у тебя хорошее настроение. Очень хорошо, потому, что на занятии нам предстоит много работать и у нас будет много разных интересных творческих заданий.

— Аня, скажи, какой звук в моей речи прозвучал чаще, чем другие звуки? (звук ).

Выбери пожалуйста букву, которая обозначает этот звук. Назови ее. (буква ). Как ты думаешь, на что похожа эта буква? (на флажок).

2. Сообщение темы и цели занятия :

— Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука в слогах, словах и предложениях.

3. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас предлагаю тебе пересесть к столику с зеркалом, потому что работать над звуком мы начнем с разминки язычка. Приготовься. Выполняй движения язычком и смотри в зеркало, чтобы язычок четко выполнял зарядку:

— Язычок проснулся, сладко потянулся

Зубки быстро посчитал,

Щечки нежно потолкал,

В барабан язык играет т-т-т д-д-д, (руку приложить к гортани)

Наших белок вспоминает т-т-т д-д-д (руку приложить к гортани)

Как лошадка поскакал («поцокать» язычком)

Быстро в домик убежал.

4. Развитие фонематического восприятия

Логопед : Повторяй за мной цепочки слогов : (громко – тихо) :

Ша-ша-ша; та-да-да; ва-ва-ва; ла-ла-ла; ли-лу-ло; ти-ту-то.

Повтори за мной (ритмический рисунок) :

та-та, та-та-та;

та-та-та, та-та;

та-та-та-та-та, та-та;

5. Звуковой анализ.

Логопед : Сейчас поиграем в игру: «Аня, не зевай, звук не теряй»

Правила игры: Когда услышишь звук хлопни в ладоши, будь внимательна.

Изолированное произношение звука в звукоряде : ;

В словах : Парта, морковь, стол, туфли, крыжовник, тетрадь, улица, цветок.

В предложении : У Вовы на парте лежат книги. У Наташи новое платье.

— Молодец! Ты была внимательна и хорошо справилась с заданием.

Послушай стихотворение, и скажи, какой звук чаще других слышится в тексте стихотворения?

Дни и ночи кое — как роет нору хмурый рак

Рак бы рад ее не рыть, но ведь где-то надо жить… (звук ).

6. Автоматизация звука в контекстной речи (в чистоговорках).

Логопед : А теперь будем произносить звук в чистоговорках. Повторяй за мной. Следи, чтобы язычок работал четко, произносил звук правильно, красиво.

Ра-Ра-Ра — во дворе у нас гора;

Ру-Ру-Ру — заберусь я на гору;

Ры-Ры-Ры — прокачусь с крутой горы.

Ро-Ро-Ро — купим новое ведро

Ар- Ар-Ар — какой красивый шар;

Ор-Ор-Ор — подметаю чисто двор;

Ур-Ур- Ур — прогоню я с грядки кур

Ыр- Ыр –Ыр — очень вкусный сыр.

7. Физминутка

А сейчас мы отдохнем (выполняем движения из положения стоя)

— раз — подняться, потянуться,

— два — нагнуться, разогнуться,

— три — в ладоши три хлопка,

— на четыре — руки шире,

— пять и шесть — тихо сесть.

Присаживайся за стол и продолжим работать дальше.

8. «Зрительный диктант»

Логопед : Аня, сейчас у нас будет новое интересное задание: Это задание называется «Наблюдательный фотограф».

Посмотри внимательно и «сфотографируй» все картинки на экране, затем постарайся их вспомнить, и назвать. А теперь выбери картинки, в названии которых есть звук . Назови их. Молодец. Ты очень наблюдательный фотограф. Продолжаем работать.

9. Звуковой анализ слов.

Аня, на столе лежат несколько карточек. Ты сейчас выберешь любую из них, которая тебе нравится и отметишь фишками те предметы на карточке, в названии которых есть звук и назовешь их. Задание понятно? Выполняй.

Молодец, ты очень хорошо справилась с этим заданием. Но сейчас я задание усложню. Ты будешь работать с карточками – схемами. Нужно определить место звука в слове : в начале слова, в середине или в конце слова и отмечать это на карточке – схеме. Слушай. Я называю тебе слово, ты его за мной повторяй и отмечай на карточке место звука. Тебе понятно задание? Начали:

Шар, Рома, карандаш, крокодил, пила, радуга, комар.

Молодец. Задание было сложное, но ты с ним справилась.

Логопед показывает красивую коробочку со словами : «Коробочку открывай и сюрприз доставай». Что это? Назови одним словом (цветы). Да, правильно, это садовые и полевые цветы. Назови их.

В названии одного из этих цветов есть звук ? Какой это цветок? (ромашка).

10. Графический диктант.

Логопед : Я предлагаю тебе нарисовать ромашку в тетради. Приготовься. Слушай внимательно. Начали. (ребенок выполняет задание под диктовку логопеда)

Посмотри, какой красивый цветок у тебя получился.

Окончание занятия.

Логопед : Аня, что ты делала сегодня на занятии? Какие задания тебе особенно понравились?

Сегодня ты занималась очень хорошо. Все задания по закреплению звука ты выполняла правильно. Я тебя много хвалила и мне было приятно с тобой работать. Продолжай работать над звуком и произносить его в речи правильно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: