Как поставить звук “р” в домашних условиях
Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.
Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:
Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей, в которой можно выделить три этапа:
- “р”, звучащий автономно;
- “р” в слогах и в словах;
- “р” в связной речи.
Ставим звук “р”, используя один из вариантов:
1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.
Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.
2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.
3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.
4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.
Подражание явлениям окружающего мира, например, рычанию тигра, шуму от работающего двигателя самолета или мотора трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.
Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).
Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..
Нормальная установка при произнесении звука.
- 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края
языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает
от нёба, а напряжённые края языка расслабляются. - 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
- 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
- 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой
ко рту, ощущается тёплый поток воздуха. - 5) Звук ч глухой и мягкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по
подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук
по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..
Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.
1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы
открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного
растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает
от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый
звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий
звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что
кончик языка упирается в верхние передние зубы.
Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя
воздуха, выходящая толчком.
Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при
этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения
не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.
2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных
зубах.
Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук
т.
1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края
языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно
упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу
вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко
вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет
слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться.
Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.
Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.
Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо
звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий
должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние
зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.
2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.
3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены,
губы выдвинуты вперёд и округлены.
Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием
пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком
ч.
При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и
в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к
альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы
рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится
ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет
этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить
его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем
в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию
этого звука и звуков с и ц.
Причины нарушения
Проблемы с речью возникают у ребенка по разным причинам. Если нарушена только произносительная сторона речи, то есть дошкольник не выговаривает один или несколько звуков, то это дислалия.
Появляется она из-за двух основных групп факторов. При первой не наблюдается отклонений в строении периферического речевого аппарата. Нарушение называют функциональной дислалией. Она появляется из-за биологических проблем:
- частые болезни;
- проблемы во время беременности и в родах;
- минимальные мозговые дисфункции.
Установить точно, что стало катализатором нарушения нельзя. Влияет на формирование речи социальное окружение. Родители могут нарочно коверкать речь, использовать примитивные лепетные слова и сюсюкать. Все это не способствует правильному звукопроизношению.
В неблагополучных семьях наблюдается ограниченность контактов. Ребенок не общается со сверстниками, взрослыми. Формирование речи происходит не только во время восприятия обращенных слов, но и умения их использовать. Без практики никогда не будет навыка звукопроизношения.
Механическая дислалия возникает из-за нарушений строения артикуляционного аппарата. Соноры (звуки «Р», «Л» и мягкие пары) требуют подъема кончика языка. Короткая подъязычная уздечка ограничивает подвижность органа.
В домашних условиях проверить длину связки легко: ребенка просят открыть рот и поднять язык. От дна ротовой полости к органу видна небольшая тонкая полоска – это и есть уздечка. Если она короткая, то язык не поднимется либо немного оторвется от нижней челюсти.
В редких случаях проблемы появляются из-за высокого нёба. Это врожденная аномалия. Проблемы с прикусом не влияют не произношение сонорных звуков.
Есть понятие возрастной дислалии. Группы звуков появляются в разные периоды — это нормальное развитие. Соноры формируются в пять лет. До этого момента можно не беспокоиться.
II этап работы
Тема
. Уточнение произношения звука р» или вызывание его по подражанию. Воспитание фонематического слуха.
Цель
. Добиваться умения правильно произносить звук р» в слогах; учить соотносить звукосочетания ри, ря, рё, рю с соответствующими рисунками.
Предшествующая работа
. Дети учились произносить звук р.
Подготовительная работа
. Подобрать 5 картинок с изображением разных труб (музыкальных инструментов), от большой до маленькой.
Игра
«Угадай, на какой трубе играем»
Краткое описание
Воспитатель говорит детям, что в военном оркестре играет много разных труб и все они звучат по-разному. Потом он последовательно выставляет на доске картинки (по одной) с изображением труб и воспроизводит их звучание:
«ра-ра-ра»; «ри-ри-ри»; «ря-ря-ря»; «рё-рё-рё»; «рю-рю-рю».
Дети повторяют за ним, как играет каждая труба. Потом воспитатель произносит звукосочетания ра, ри, ря, рё, рю, а дети показывают соответствующие картинки.
Методические указания
Обратить внимание детей на то, что большая труба звучит сурово, твердо, а трубы поменьше играют нежно, мягко
ЛОГОПЕД.РУ: Автоматизация звука [Р’] в слогах, словах и предложениях.
Прежде, чем приступить к автоматизации звука и введению его в повседневную речь ребенка, следует добиться правильного произношения изолированного звука. Мягкий звук рь обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука р. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку.
Добившись правильного произношения рь в слогах, его вводят в слова, а затем и в предложения.
Если поставить звук по подражанию не удалось, посмотрите рекомендации здесь.
Произносить слоги со звуком рь.
Звук рь произносится раскатисто.
арь — орь — урь
арь — орь — ырь
ёрь — ырь — ирь
юрь — урь — ерь
ря — ре — рё
рю — ря — ри
Произносить слова.
Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.
Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.
Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.
Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.
Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари.
Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.
Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.
Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.
Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.
Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.
Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.
Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.
Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.
Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.
Произносить предложения.
У Бори фонарик.Варя режет редиску.У Ларисы отец — токарь.Ваня потерял букварь.Эта дверь скрипит.Римма варит варенье.Мама принесет грецикие орехи.У Риты варежки дырявые.За рядом ряд идет отряд.На берегу реки пристань.На реке ныряют и загорают ребята.Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря.В мае цветут сирень и черемиуха.Рядом с деревней рисовые поля.На грядке растет репа, редька и редиска.У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.
Произносить тексты.
Загадки.Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостки крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.(Огурцы)
Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед — только задом наперед.(Рак)
***Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику — бросит корочки в корзинку.
Небылицы.Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.
(К. Чуковский)
Кормушка для птиц.
Проснулся Гриша утром.
Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!
Желаю удачи!
Автоматизация звука З
Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.
К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.
Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.
Звук «З» отрабатывается поэтапно:
- В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
- В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
- В загадках и скороговорках:
а-за-за, за-за-за.
За Зиной гонится коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу.
Поместим в загон козу.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Колокольчик у козы.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе.
Сено мы дадим козе. - В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
- В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.
Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:
- выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
- разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
- отделить картинки со звуками «С» и «З».
Слова со звуком «Ц»:
Автоматизация в начале слова:
ЦАЦап, цапать, цапаться, цапля, цап-царап, царапать, царапина, царевич, царевна, царь, царица, царский, царствие, царство, цаца.ЦОЦокать, цокот, цоколь.ЦУЦукат, цунами, цуцик, цукини.ЦЫЦигарка, цигейка, цикада, цикл, цикламен, циклон, циклоп, цикорий, цилиндр, цинга, цинизм, цинк, циновка, цирк, циркуль, цыгане, цыплёнок, цыганочка, цыкать, цыпки, цыплёнок, цыпочка, цып-цып, цирюльник, цистерна, цитата, цитрус, циферблат, цифра.ЦЕЦеликом, целый, целина, ценник, целитель, целый, цедить, цель, целится, цельный, цена, ценз, цензура, ценить, ценность, целлофан, целлулоид, целлюлоза, целовать, целоваться, целостный, центровой, цепь, цепкий, цеплять, цепной, цепочка, церковный, цент, центр, цесарка, цех, цеце, цедилка, цедить, цедра, цензура, цейтнот, целебный, целевой, цемент,
В середине слова:
ЦАПтица, водица, пуговица, курица, улица, больница, луковица, яйца, лица, синица, лестница, столица, страница, сестрица, половица, черепица, чечевица, крупица, пуговица, водица, темница, девица, единица, рукавица, гололедица, швейцар, двадцать.Граница, горница, зарница, здравница, зеница, конница, кузница, кожица, корица, лечебница, лужица, луковица, мельница, медуница, околица, палица, пицца, путаница, пшеница, пятница, разница, розница, таблица, теплица, умница, яичница, ящерица.Волчица, верблюдица, куница, медведица, тигрица, львица, крокодилица, ослица, буйволица, лисица.Сахарница, чайница, чернильница, карандашница, салфетница, вафельница, соусница, супница, молочница, перечница, калошница, визитница, хлебница, конфетница, сухарница, мыльница, пепельница, песочница, салатница, горчичница, пудреница, игольница, утятница,Ученица, школьница, озорница, баловница, лыжница, писательница, читательница, художница, певица, танцовщица, пленница, наследница, уборщица, учительница, воспитательница, отличница, коровница, телятница, гусятница, птичница.ЦОЯйцо, лицо, кольцо, крыльцо, письмецо, деревцо, танцор, ружьецо, пунцовый, перцовый, танцор.ЦУОтцу, бойцу, кузнецу, на плацу, молодцу, храбрецу, к концу, француз, уборщицу, птицу, по лицу, ученицу, по дворцу.ЦЫБойцы, братцы, беглецы, жнецы, жрецы, птицы, колодцы, кузнецы холодцы, храбрецы, молодцы, куницы, спецы, спицы, отцы, акация, агитация, вибрация, Греция, грация, интонация, инфекция, квитанция, коллекция, лекция, милиция, полиция, нация, рация, трапеция, революция, резолюция, цивилизация, порция, операция, авиация, Франция.ЦЕЗацепка, оценка, офицер, рецепт, в сахарнице, в мыльнице, в супнице, в песочнице, в перечнице, в горчичнице, в конфетнице, в салатнице, в соуснице, в сухарнице, в пудренице, в вафельнице, в селёдочнице, в игольнице, в чернильнице, в утятнице, в теплице, в больнице, в кузнице, в светлице,в темнице.
В конце слова:
- матрац, заяц, месяц, конец, боец, отец, певец, птенец, танец, китаец
- индеец, швейцарец, американец, дворец, леденец, колодец, молодец;
- молодец, огурец, зверинец, наглец, кузнец, венец, мудрец, плац;
- холодец, ранец, беглец, палец, певец, бац, борец, тунец, наконец;
- хитрец, гонец, удалец, песец, пловец, жилец, ранец, храбрец, жеребец;
- образец, продавец, рубец, дворец, иностранец, шприц, принц, глянец.
Слова со стечением согласных:
- цвет, цветник, семицветик, цвести, цветение, самоцветы, боцман;
- сцена, цветик, цветение, цветы, цвет, цветочек, цветочница;
- цветастый, цветик, цветник, цветной, цветовод, цветок;
- цветущий, клёцки, боцман, овца, кольца, мерцать;
- щупальца, мыльце, оконце, зеркальце, деревце, полотенце, рыльце;
- борцы, глупцы, гонцы, дельцы, жильцы, жеребцы, птенцы, концы;
- леденцы, мальцы, огурцы, образцы, танцы, зайцы, певцы, пловцы;
- продавцы, рубцы, удальцы, танцы, дворцы.
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема
. Воспитание правильного, четкого произношения звука р» в словах.
Цель
. Упражнять детей в правильном произношении звука р» в словах.
Предшествующая работа
. Отработан звук р» в слогах.
Подготовительная работа
. Для игры подбирают следующие предметы: фонарик, матрешку, пузырек, веревку, резинку, пряжку, гриб, варежку и др.
Игра
«Соблюдай порядок»Краткое описание
Дети сидят полукругом. В центре стоит стол воспитателя, на котором разложены в ряд 3 — 4 предмета, в названии которых имеется звук р». Вызванный ребенок показывает их детям, называет и ставит на место. Потом он поворачивается спиной к столу и на память называет стоящие на нем предметы по порядку. Если он ошибся, нужно еще раз дать ему посмотреть на стол. Потом воспитатель вызывает других детей и меняет порядок предметов (при повторении игры они по одному заменяются). Повторяя игру, можно давать для запоминания 5 — 6 предметов.
Методические указания
. Слова надо называть громко, четко; звук р» выделять, произнося его четко, протяжно, но не длительно.
Я рассказывала о том, как готовиться к постановке звука Р. После того, как артикуляционный аппарат готов, можно начинать ставить звук. Есть разные способы постановки Р, каждый из них хорош по-своему, поэтому можно пробовать всеми сразу, по очереди или одновременно.
Самый надежный — с «грибка». Язык присосать к небу и дуть на кончик языка, есть масса вариаций: дуть ТСС, ДЗЗ, ДЖЖ, ТШШ, просто Т или Д. Если язык падает придерживать его зондами или просто указательными пальцами в районе коренных зубов. Либо просто держать зонд между зубами, не давая сомкнуться челюстям. Способ очень простой и надежный. Хорош тем, что звук получится всегда идеальный и правильный.
Обычно в начале получается трещотка — ДРРР, которую легко обработать и превратить в Р. Но он и самый долгий по времени, потому что научиться делать грибок не всегда получается быстро, если у ребенка проблемы с тонусом или прикусом. Это единственный способ исправить неправильно артикулируемый звук: боковой, горловой, одноударный. Но нужно иметь в виду, если грибок выполняется неправильно, язык не присасывается к небу, а просто поднимается вверх или заворачивается назад, то звук не получится. Или малыш дует не на кончик языка, тоже не выходит.
Подготовительный этап
На данном этапе создаются условия для формирования правильной артикуляции звука. Родитель, который решил самостоятельно поставить звук своему малышу должен понимать значение данного этапа для эффективной постановки звука.
Главным условием правильной артикуляции звука является развитый речевой аппарат, поэтому необходимо выполнение специальных упражнений.
Упражнения должны выполняться регулярно в течении нескольких недель, до тех пор, пока ребенок не научиться их выполнять легко и без напряжения.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука включает такие упражнения, как:
- «Лопатка»,
- «Маляр»,
- «Ах, какое вкусное варенье»,
- «Барабан»,
- «Лошадка»,
- «Грибок»,
- «Гармошка»,
- «Качели»,
- «Фокусник»,
- «Комар».
Развитие фонематического восприятия является важным условием для правильного произношения любого звука, в том числе и для . Речевой материал для работы с упражнениями:
— «Верное слово»,
— «Найди лишнее!»,
— «Будь внимателен!» обязательно должен включать звук, с который ставиться ребенку.
/p/ (peace, price) — Звуки американского английского
Произношение: Звук /p/ — это глухой, двугубный, стоп согласная .
- Сожмите губы вместе
- Расширьте губы, выталкивая воздух коротким рывком.
- Ваши голосовые связки должны не вибрировать.
Примечание : /p/ в начале слова или слога следует произносить с более сильный взрыв воздуха , чем /p/ в конце слова или слога (или в группе согласных).
стремление
Скачать файл |
/пл/ («пл)» — пл легкость /пр/ («пр») — pr ay /sp/ («sp») — sp ell /spl/ («spl») — spl it 9″)048 /spr/ |
Скачать файл |
/ps/ («ps» / «pes» / «pes»/ «pps» / «ppes») — li ps , HO PES , A PPS , STE PPES / PT / («PT» / «PED» / «PPED» ) — SLE PT , HO PED 7, RI PT , HO PED 7, RI PT , HO PED 7, RI PT , HO . pped /mp/ («mp») — la mp /mps/ («mps») — pu mps /mpt/ ‘mpt»6 «mp ‘9006» — pro mpt , pu mped /lp/ («lp») — gu lp |
/лпс/ («лпс») — уе лпс /лпт/ («лпед») — он лпед /рп/ («рп») — ша 4 /rps/ («rps») — ha rps /rpt/ («rped») — wa rped /sp/ 7 («sp») — ra /sps/ («sps») — wa sps /spt/ («sped») — li sped |
Переписывание:
- «P» — P IE, TA P
- PE ” — GRA PE , RO PE
. pp le, ri pp ed
Основные причины плохого произношения звука Р и РЬ
Неправильное речевое дыхание
Наше речевое дыхание является основой правильного произношения любых звуков. Его нарушение чаще всего возникает вследствие болезни аденоидов, насморка, перешедшего в хроническую форму, а также сердечно-сосудистых заболеваний. Правильно разработать речевое дыхание поможет логопед. Только он, учитывая все особенности здоровья детей, может назначить требуемую гимнастику. Эта гимнастика включает в себя произношение слов вместе со специальными упражнениями.
Проблема в речевом слухе
Чаще всего нарушение речевого слуха происходит у детей в возрасте от трех лет. Это период становления речи и активного подражания взрослым. В этом возрасте дети пытаются повторить все фразы, которые слышат в своем окружении, коверкая их или путая буквы, особенно согласные, меняя звонкие на глухие или наоборот. Логопед здесь может не понадобиться. Постановка звука может не потребоваться, чаще всего речь наладится сама со временем.
Плохое развитие артикуляционного аппарата
Развить хорошую артикуляцию можно только выполняя активные лицевые упражнения. Они быстро укрепят мышцы лица ребенку, а также достаточно разовьют органы речи. Специальные артикуляционные упражнения можно представить в виде игры, так будет намного интереснее их выполнять.
Существует следующая артикуляционная гимнастика, которую может назначить логопед:
- Улыбнитесь и откройте немного рот, затем проведите языком от неба до горла как можно дальше;
- Начальное положение такое же, только высунутым языком двигайте назад вперед, от одного уголка рта к другому;
- Языком проведите по верхним и внутренним зубам начиная с левой стороны и двигаясь к правой стороне.
Индивидуальное строение уздечки
Иногда неправильное произношение звука может происходить вследствие физиологических особенностей у детей. Артикуляционная гимнастика в этом случае не поможет. Эту причину может выявить только логопед. Неразвитая подъязычная связка может мешать доставать языку до неба, из-за чего будет происходить плохое произношение некоторых звуков. Решить эту проблему у детей помогут специальные упражнения, а также массаж. Но есть случаи, когда логопед может принять решение немного подрезать языковую уздечку ребенку. В этом нет ничего страшного. Это необходимо для нормального движения языка в речи и правильной постановки звука.