Этапы автоматизации звука [р], важные правила и особенности

Конспект индивидуального занятия в старшей группе «автоматизация звука [р] в прямых слогах». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Постановка звука Р поэтапно

Упражнения для губ

  • «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.
  • «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
    1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
    2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.
  • «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнения для языка

Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка.
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу

Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.

«Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.
Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук : «д-д-д». Сначала звук произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами

Произносить звуки или (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».

Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных

1. Игра «Назови предмет»Стечение согласных -ТР-

— Раскрути колесо. Что выпало?  Не забывай правильно произносить звук .

Словарь: трасса, трос, трубка, ватрушка, завтрак, костры, матрос, патрон, страус, тетрадь, утро, тройка, труба.

2. Игра «Живое — неживое»

— Помоги ребятам распределить слова на две группы: КТО? ЧТО? Чётко называй слова и произноси звук .

— Расскажи, что везёт Красный Трактор.  

4. Игра «Анаграмма»Стечение согласных -ДР-

— Составь из букв слово. Прочитай, что получилось.  Не забывай правильно произносить звук .

Словарь: ядро, дрова, выдра, ведро, дрозд, друзья, дровосек.

5. Игра «Викторина»Стечение согласных -ДР-

— Отгадай по фрагментам что это? Прочитай, все варианты.  Выбери правильный. Не забывай правильно произносить звук .

Словарь: ядро, дрова, выдра, ведро, дрозд, друзья, дровосек.

6. Игра «Сколько слогов»Стечение согласных -ДР-

— Что изображено на картинке? Сколько в этом слове слогов.  Выбери правильный. Не забывай правильно произносить звук .

Словарь: выдра, пудра, друзья, дровосек, дрозд, щедрый, драже.

7. Игра «Найди слово»

— Среди разбросанных букв в квадрате найди слова. Они могу быть по горизонтали и вертикали. Удерживая левую кнопку мыши, проводи по слову. Следи за произношением звука . 

Возможные сложности

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д…»).

Автоматизация звука [Р] в словах. Место звука [Р] в начале, середине и конце слова

2. Игра «Найди-ка и определи-ка»

— Назови игрушки, в названии которых есть звук . Определи место звука в слове (в начале, середине, конце). Для этого нажимай на булавочки и выбирай подходящую схему.

3. Игра «Помоги роботу Вини»

— Собери вместе с роботом Вини все слова со звуком . Управляй роботом стрелками — это движение вперёд, назад, для прыжков — пробел.

Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается

Словарь: червяк, карта, костёр, мартышка, персик, топор, перчатки, куртка, торт, самовар, арбуз, сыр.

4. Игра «Четвертый лишний»

— Назови предметы, чётко проговаривая звук . Найди лишнюю картинку.  Подсказка: лишняя картинка без звука .

Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается

Словарь игры «Четвёртый лишний» для  автоматизации звука в словах:

1.  Трава, трап, трамвай, чайник (лишнее слово чайник).2. Трамплин, трасса, трубач, пуговицы (лишнее слово пуговицы).3. Камыш, гетры,  костры, завтрак. (лишнее слово камыш).4. Патрон, матрас, матросы, ящик (лишнее слово ящик).5. Дрозд, сапоги, пудра, друзья (лишнее слово сапоги).6. Ведро, ножницы, ядро, дрова (лишнее слово ножницы).

5. Игра «Найди картинку»

— Определи место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

Словарь игры «Найди картинку» для  автоматизации звука в словах:

1. Найди картинку, в которой звук в начале слова. Помидор, радуга, гора, комар, крыша, краски (ответ: радуга).2. Найди картинку, в которой звук в середине слова. Костёр, перо, ружьё, ракета, ракушка, раковина (ответ: перо).3. Найди картинку, в которой звук находится в конце слова. Труба, сорока, рожок, гармошка, забор, куртка (ответ: забор).

4. Найди картинку, в которой звук находится в начале слова. Светофор, ведро, арбуз, рыбак, карандаш, повар  (ответ: рыбак).

5. Найди картинку, название которой заканчивается на звук . Фартук, коробка, сыр, куртка, термос, тетрадь (ответ: сыр).6. Найди картинку, в которой звук находится в середине слова. Ролики, самовар, бобр, барабан, роза, робот (ответ: барабан).

6. Игра «Самолёт»

— Управляя самолётом возьми картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.

Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.

7. Игра «Лабиринт»

— Собери в лабиринте картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.

Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.

8. Игра «Викторина»

— Подбери предметы по признаку. Не забывай  четко и правильно произносить звук .

Словарь: роза — ромашка, гранат — груша, горох — морковь, крыжовник — смородина, труба — гитара, комар — муравей, рубашка — куртка, сковорода — самовар, зебра — крот, страус — воробей.

Публикация «Конспект индивидуального занятия в старшей группе „Автоматизация звука [Р] в прямых слогах“» размещена в разделах

  • Буква Р и звуки , . Конспекты занятий
  • Дифференциация и автоматизация звуков
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Старшая группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014

• развивать логическое мышление, воображение;

• воспитывать умение выслушивать задание, формировать учебную мотивацию.

Методические приемы: игровой момент, объяснение заданий, проговаривание речевого материала, внесение пособий к играм, вопросы, корректировка ответов, сюрпризный момент.

Оборудование: «Кубик настроения», картинки для артикуляционной гимнастики, картинка с героем, формовые паззлы с рыбками, кубик с символами гласных звуков, схема для характеристики звуков, фишки для звукового анализа (синяя, красная, предметные картинки, озеро, рыбки с загадками, домики для определения места звука в слове, сюжетные картинки, удочка.

Ребенок входит в кабинет. Приветствие гостей.

I. Орг. момент:

— С каким настроением ты сегодня пришел в детский сад?

«Кубик настроения» — покажи лицом какие еще бывают эмоции.

(спокойствие, страх, злость, грусть, удивление, радость)

III. Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для звука :

«Лошадка»

«Грибок»

«Барабанщик»

«Заведи мотор» (тихо-громко)

IV. К нам на занятие пришел Рома. Он любит ловить рыбу. Сегодня мы вместе с ним отправимся на рыбалку. Будем играть, а в конце каждой игры ты будешь получать по одной рыбке.

1. Игра «Поймай звук».

Я буду произносит разные звуки, а ты когда услышишь звук хлопни в ладоши.

Звуки : М, Н, Р, Д, К, В, Р, Р, Н, В, Р.

2. Игра «Назови слог».

Перед тобой кубик с символами гласных звуков. Переворачивай кубик и произноси слоги со звуком .

Слоги : РА, РО, РУ, РО, РА, РУ, РО.

3. Игра «Выдели голосом».

Повтори за мной слоги, только будь внимательным!

РА – ра – ра РО – ро – ро

ра – ра – РА ро – РО – ро

4. Звуковой анализ слога РА.

— Какой первый слог ты пел? (ра)

— Сколько звуком в этом слоге? (два)

— Назови первый звук. (р)

Характеристика звука – согл., твердый, звонкий, синий квадрат.

— Назови второй звук. (а)

Характеристика звука – гласный, красный квадрат.

Выкладывание фишек у доски.

5. Физминутка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула

Быстро, быстро уплыла.

6. Игра «Отгадай загадки».

— Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки – отгадки.

За лугами, над водой Маленький мальчишка

Хлынул дождик проливной В сером армячишке

А потом повисло По дворам шныряет

В небе коромысло. Крохи подбирает,

Ребятишки радуются По полям кочует —

Золотая … Зернышки ворует.

(радуга) (воробей)

Рвать цветы легко и просто Плаваю под мостиком

Детям маленького роста. И виляю хвостиком.

Но тому, кто так высок, По земле не хожу,

Не легко сорвать цветок. Рот есть, да не говорю,

(жираф) Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

(рыба)

7. Игра «Где звук?»

— Определи где находится звук в этих словах и расставь их по домикам. (слова — отгадки)

8. Игра «1, 2, 5».

— В озере плавают рыбы и раки. Поймай их удочкой и скажи, сколько рыб у Ромы? Сколько раков у Ромы?

9. Составление рассказа.

Это Рома. Рома идет на озеро. Там рыбы. Рома ловит рыб.

Вопросы: — Кто это?

— Куда Рома идет?

— Кто в озере?

— Рома ловит рыб.

Повторение рассказа. Рассказ ребенка.

10. Мелкая моторика. Сосчитай сколько у тебя рыб. Найди их домики. (выкладывает рыбок в формы)

11. Итог.

— Какой звук мы учились произносить?

Поощрение ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: