Педагогический процесс

Сущность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Содержание педагогического процесса ДОУ

По своему содержанию педагогический процесс ДОУ представляет собой совокупность нескольких образовательных областей. К ним относятся:

Социально-коммуникативное развитие. Оно связано с включением ребенка в социальное пространство и освоение основ поведения в нем. Происходит формирование навыков общения и социального взаимодействия, познаются его нормы;
Познавательное развитие. Оно ориентировано на активизацию познавательных процессов дошкольников. Познавательную сферу ребенка необходимо развивать, для этого применяются различные мотивирующие методики;
Речевое развитие

Оно включает в себя формирование связной речи ребенка, для этого уделяется внимание развитию всех сторон речи и активизации речевых функций организма;
Художественно-эстетическое развитие. Оно формирует творческие основы деятельности ребенка, развивает его креативное мышление и закладывает основы творческого подхода к решению разнородных задач;

Физическое развитие

Оно направлено на поддержание физического здоровья детского организма и развитие различных двигательных навыков. Также, происходит воспитание привычки регулярного выполнения физических упражнений.

Все образовательные области, входящие в состав педагогического процесса ДОУ, ориентированы на полноценное развитие детской личности, активизацию всех ее сторон, с учетом индивидуальности конкретного ребенка.

Содержание занятий ДОУ включает в себя объем знаний и навыков, представлений, которые должны быть сформированы у ребенка о конкретном объекте или процессе окружающего мира. Объем представлений, формируемых на каждом занятии характеризуется небольшим размером. Постепенно, все представления, сформированные на каждом занятии, складываются в целостную картину мировосприятия дошкольника. Объем содержания занятий увеличивается по мере перехода детей на новый этап обучения – в новую, более старшую, возрастную группу.

Основные компоненты

Принципы

Это точки опоры процесса. Вот обобщенный список основных:

  • гуманизм;
  • подтверждение любой теории практикой;
  • научность;
  • параллельное развитие знаний и умений;
  • коллективизм (взаимосвязь индивидуальных, групповых и коллективных методов);
  • систематичность, преемственность, последовательность;
  • наглядность;
  • эстетизация;
  • взаимосвязь педагогов и воспитанников при управлении процессом;
  • сознательность воспитанников;
  • разумность в отношении к воспитанникам;
  • уважение в совокупности с требовательностью к себе;
  • доступность и ориентация на возможности;
  • учет индивидуальных особенностей учеников (программа должна меняться с изменением возраста детей);
  • эффективность итогов обучения и воспитания.

Этот компонент отвечает на вопрос «чему учить». Это образовательно-воспитательная программа, в рамках которой будет обучаться и воспитываться ребенок. В идеальной ситуации любая программа должна учитывать все грани: и образование, и обучение, и воспитание.

Методы

Это шаги, способствующие усвоению знаний и навыков воспитанниками или учениками.

Классификация методов:

1. В основе — источник познания:

  • словесные (беседа, рассказ, инструкция);
  • практические (тренировки, упражнения, опыты);
  • наглядные (иллюстрации, слайды, фильмы и др.).

2. В основе — структура личности:

  • формирование поведения (игра, инсценировка);
  • формирование чувств (похвала, контроль, самоконтроль, порицание и др.);
  • формирование сознания (беседа, инструкция и др.).

Средства

В широком понимании: все виды деятельности, микросреда (семья, школа и т.д.), все методы, способы, предметы, с помощью которых можно вести педагогический процесс.

В узком понимании: материальные объекты и предметы, служащие для организации процесса обучения и воспитания.

Формы взаимодействия

Способы донесения объекта усвоения или способы сотрудничества между субъектами процесса. Выделяются формы:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Основная единица педагогического процесса

Динамика педагогического процесса обуславливается взаимодействием учителя и учащихся, поэтому проследить переход этого процесса из одного состояния в другое можно при определении его основной единицы.

Основная единица педагогического процесса развивается во времени и по ней можно судить о течении процесса.

Единица педагогического процесса должна быть общей при реализации педагогических целей и наблюдаться в любом реальном процессе – данным условиям соответствует педагогическая задача. Органично выстроенный их ряд позволяет решить тактические и стратегические задачи.

Объединяются они на основе алгоритма, предполагающего анализ ситуации и постановку педагогической задачи, варианты решений и выбор наиболее оптимального для конкретных условий, реализацию плана решения задачи на практике и общий анализ результатов решения.

В ходе взаимодействия учителя и учеников могут возникнуть разнообразные ситуации, если в те или иные педагогические ситуации привнести цели, то взаимодействие будет целенаправленное, поэтому педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями её реализации, и будет педагогической задачей.

Движение педагогического процесса к более сложным и ответственным задачам происходит тогда, когда объективные педагогические противоречия имеют научно-обоснованное разрешение, а субъективные педагогические противоречия своевременно устраняются, как следствие ошибочных решений.

Объективные внутренние противоречия возникают тогда, когда реальные возможности обучаемых не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны общества. Завышенные или заниженные требования тормозят движение обучаемого к намеченной цели, а значит и движение всей педагогической системы. Интерес и потребность решения вызывают задачи, ориентированные на завтрашний день развития.

Главное противоречие имеет ряд частных противоречий – это, прежде всего, общественные интересы и интересы личности, противоречие между коллективом и личностью, между сложной общественной жизнью и недостатком детского опыта для их понимания.

Сложным частным противоречием является огромный поток информации и возможность учебно-воспитательного процесса.

Субъективные противоречия возникают между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию. Возникают они между отставанием интеграции знаний и умений и необходимостью применения обобщенных знаний и умений, а также между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на словесное воспитание.

К субъективным относятся противоречия между необходимостью духовного развития и ограниченностью школьных возможностей, а также огромным воспитательным потенциалом содержания образования с одной стороны и неэффективным его использованием, с другой.

Основные характеристики педагогического процесса ДОУ

Основными свойствами организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении являются:

  1. Целенаправленность педагогического процесса. Она отражает ориентацию деятельность всех субъектов образования на достижение его целевого назначения. Цели образования дошкольников сводятся к развитию природного потенциала личности, реализации ее творческих задатков развития, гуманистическому и всестороннему развитию подрастающего поколения и обеспечению условий для реализации единства процессов обучения, воспитания и развития дошкольников. Цели образовательной деятельности ДОУ зависят от социальных потребностей общества и личностных потребностей воспитанников.
  2. Ценностная позиция педагога ДОУ. Педагогу необходимо ставить личность воспитанника на приоритетную позицию воспитательной и образовательной деятельности. признание ценности детской личности – основа достижения целей и задач дошкольного образования.
  3. Ориентация деятельности на выполнение социального заказа. Требования общества к системе дошкольного образования отражаются в ФГОС ДО, приписываются в концепции дошкольного образования и в уставе деятельности дошкольной образовательной организации.
  4. Целостность педагогического процесса. Она отражает единую направленность функционирования всех составных частей образовательной деятельности ДОУ и их непротиворечивость. В ходе образовательной деятельности требуется сочетание социального и личностного развития воспитанников, с сохранением их природной индивидуальности, обеспечение целостности жизнедеятельности каждого ребенка и его взаимодействия со взрослыми. Кроме того, в ДОУ формируется целостное образовательное пространство. Оно дает возможность выбора содержания детской деятельности, исходя и интересов, потребностей, возможностей и способностей воспитанников.
  5. Характер связей между субъектами педагогического процесса. В ходе учебно-воспитательной деятельности ДОУ реализуется процесс взаимодействия всех его субъектов. Оно предполагает установление разных типов отношений, в зависимости от стиля педагогического общения и реализуемого педагогом подхода к обучению и воспитанию детей. Педагог может реализовать межсубъектное взаимодействие, сопровождение воспитанников и особое отношение к ним.
  6. Системность и процессуальность педагогического процесса ДОУ. Педагогический процесс ДОУ представляет собой систему, состоящую из совокупности взаимозависимых и взаимообусловленных объектов. Образовательная деятельность представляет собой процесс, который носит деятельностную направленность. В его ходе решаются стратегические цели, тактические и оперативные задачи.

Рисунок 1. Специфика организации педагогического процесса в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Слайд 11В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с

ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе взаимодействия.Субъектную позицию педагога можно определить как особое развивающееся качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений, с готовностью к выбору, решению и оценке разнообразных жизненных и профессиональных задач.Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:

Слайд 3ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру,

где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:Образовательная деятельность в режимных моментах;Организованная образовательная деятельность;Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):Социально-коммуникативное развитие;Познавательное развитие;Речевое развитие;Художественно-эстетическое развитие;Физическое развитие.

Слайд 6Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.Трансформируемость пространства

предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.Полифункциональность материалов предполагает:возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;4) Вариативность среды предполагает:наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;5) Доступность среды предполагает:доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Принцип природосообразности

Суть:

Образование человека должно быть сообразно природе.

Человек — часть природы, поэтому его воспитание, обучение и развитие подчиняются законам природы. Эта идея знакома человечеству с древности — со времён, когда природные явления и стихии были объектами поклонения.

Сам принцип природосообразности в середине XVII века сформулировал чешский гуманист и основоположник педагогики Ян Амос Коменский

В своём труде «Великая дидактика» он обосновывал важность естественного развития ребёнка и критиковал современные ему школы за то, что они «не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями»

Андрей Хуторской называет правила, по которым реализуется принцип природосообразности:

Этапы процесса и их свойства

Подготовительный

Подразумевает постановку целей, анализ необходимых условий для успешного проведения процесса обучения и воспитания, прогноз достижений, составление плана проведения всего процесса.

Основной

Предполагает осуществление самого процесса. Обособленная система процессов внутри основного включает:

  • создание условий;
  • использование запланированных средств и методов для достижения целей и задач;
  • обеспечение взаимодействия учителей и учеников;
  • реализация мер поощрения и наказания;
  • обеспечение связи с другими процессами;
  • выход на запланированный уровень достижений.

Заключительный

Представляет собой мониторинг процесса, контроль полученных знаний, выявление ошибок и выработку плана на дальнейшее их исправление. Например, проведение экзаменов, контрольных и самостоятельных работ, зачетов, сессий у студентов и др. Затем — педсоветов и подобных мероприятий между педагогами, которые помогают выявить слабые места в процессе по результатам проверочных работ.

Принцип культуросообразности

Суть:

Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и традициях национальных культур.

Этот принцип ввёл в педагогику немецкий учёный Адольф Дистервег в XIX веке. Он утверждал, что основа развития нового поколения людей — состояние культуры народа

Поэтому при воспитании человека важно максимально использовать культурные особенности среды, в которой он находится

Принцип культуросообразности реализуется с помощью таких правил:

  • Первичным в воспитании должно быть освоение культуры региона, нации, общества, страны ученика. Изучение культур других стран и народов происходит при дальнейшем образовании.
  • Культура присутствует в образовании не только как предмет изучения, но и как деятельность — учащиеся сами участвуют в культурных процессах, получают установку на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
  • Результат образования — осознанное владение ценностями и нормами культуры.

Структура педагогического процесса

По методике Н.В. Кузьмина педагогический процесс состоит из пяти элементов:

  1. для чего учить;
  2. чему учить;
  3. как учить;
  4. преподаватель;
  5. ученик.

Характерной чертой этой большой системы является наличие горизонтальных и вертикальных связей. В. Я. Свирский, например, говорит о педагогической системе как интеллектуальном взаимодействии с результатом процесса, а также собственной деятельности преподавателя и ученика.

Е.Л. Белкин считает, что педагогическая система является частью социальной системы и состоит из шести элементов:

  1. цель воспитания и обучения;
  2. содержание воспитания и обучения;
  3. методы, формы и приемы обучения и воспитания;
  4. организационные формы;
  5. педагог;
  6. учащийся.

Замечание 2

Структура педагогического процесса одна – цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Цель – это конечный результат педагогического взаимодействия, а содержание является частью опыта поколений, передаваемого учащимся для достижения цели.

Однако каждый учащийся имеет свою цель обучения, свои методы и средства. В течение даже одного занятия цель учителя и цели учеников могут расходиться. Педагогические цели имеют самые разные виды – это и нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся, методические цели, организационные цели.

Содержание передается учащимся и воспринимается ими с помощью методов, которыми пользуется педагог.

В тесном единстве с методами используются средства, как предметные способы работы с содержанием, а формы организации придают педагогическому процессу логическую завершенность.

При взаимодействии педагогической, методической, психологической структур достигается динамичность педагогического процесса.

Педагогический процесс имеет и свою методическую структуру, для создания которой цель разбивается на ряд задач.

Поставленные задачи определяют последовательность этапов деятельности учителя и учащихся.

Методическая и педагогическая структура педагогического процесса взаимосвязаны. Более сложной структурой педагогического процесса является психологическая структура, которая включает такие процессы, как восприятие, мышление, осмысление, запоминание, усвоение полученной информации. Проявленный интерес учащихся к данной информации, их склонности, мотивация учения и динамика эмоционального настроя. Также к психологической структуре относится подъем и спад физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

Замечание 3

В результате психологическая структура урока будет состоять из трех психологических подструктур – познавательных процессов, мотивации, напряжения.

Слайд 15В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и

содержанию: — социальные (социально-ценностные); — познавательные; — профессионально-ценностные; — эстетические; — коммуникационные; — статусно-позиционные; — традиционно-исторические; — утилитарно-практические (меркантильные).Установлено: а) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения учащихся, б) группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величина которой определяются суммарным действием мотивов.

Слайд 16Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:1 Предоставление свободы выбора. 2 Максимально

возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.3 Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений учащегося. Результаты обучения должны соответствовать потребностям обучаемого и быть значимыми для него. По мере взросления формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего.4 Занятие следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с преподавателем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.5 Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Личные стандарты вырабатывает для себя сам учащийся. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и учитель. 6 Личность преподавателя и характер его отношения к ребенку. Сам преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.

Слайд 10Педагог воспитатель как один из субъектов педагогического процессаНаучные подходы к рассмотрению

профессионально-педагогической деятельности педагога.1. Традиционный структурно-функциональный подход, когда учеными в структуре профессиональной деятельности учителя выделяютсясоответствующие функции и умения (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.И. Щербаков).2. Профессиографический подход в исследовании деятельности учителя, в результате которого получается обобщенный портрет профессионала (Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин).3. Подход, при котором профессионально-педагогическую деятельность анализируют с точки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Л.М. Митина, М.И. Станкин).4. Культурологический подход, предполагающий анализ профессионально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.П. Раченко).

Принцип целостности

Суть:

Все компоненты педагогического процесса находятся в единстве и взаимосвязи.

Педагогический процесс — сложная система, и, как уже упоминалось выше, между её составляющими существует множество взаимосвязей. Педагогу следует понимать их и выстраивать сбалансированный, согласованный образовательный процесс, где знания, умения и навыки, а также нормы, идеалы и ценностные ориентации складываются в единую систему представлений о мире.

Валентина Безрукова отмечает, что «реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса», и формулирует следующие правила:

Публикация «Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении: понятие, принципы организации, современные подходы» размещена в разделах

— динамику возрастного развития.

Педагогический процесс как систему характеризуют следующие компоненты: целевой (разнообразие целей, задач педагогической деятельности, содержательный (содержание обучения, воспитания, деятельностный (взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организация и управление педагогическим процессом); результативный (характеризует достигнутые результаты, отражает эффективность протекания педагогического процесса).

(И. Т. Подласый).

Педагогический процесс характеризуется целостностью, все компоненты находятся в единстве.

Педагогический процесс в дошкольных образовательных учреждениях тесно связан с понятиями :

1) организация жизни детей, что включает в себя научно обоснованное сочетание основных видов деятельности, общения детей (детей с педагогом) в индивидуальных, подгрупповых и общегрупповых формах;

2) возрастная специфика детей (раннее детство, младший, средний и старший дошкольный возраст);

3) развивающая предметно-игровая среда;

4) индивидуальный подход и индивидуальные особенности личности.

Принципы организации педагогического процесса в ДОУ :

1) учет ценностей дошкольного возраста, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

2) комплексного использования разных видов деятельности;

3) эстетизации всей жизни детей;

4) совместный образ жизни;

5) гуманности;

6) демократичности;

7) личностно-ориентированного подхода;

8) системности и целостности;

9) учет этнокультурных условий жизни.

Создание гибкой, вариативной системы дошкольного образования доказало правомерность различных подходов к организации педагогического процесса. В современных условиях он строится, опираясь на определенные концепции, программно-методические материалы («От рождения до школы», «Детство», «Истоки», «Радуга», «Развитие» и др.).

Большой популярностью пользуется трехблочная система организации педагогического процесса Н. Я. Михайленко и Н. А Коротковой: 1 блок – организованное обучение на занятиях, 2 блок – совместная деятельность педагога с детьми, 3 блок – свободная, самостоятельная деятельность детей. С. Н. Ткачев

выделяет в рамках гуманной педагогики 4-й блок – наблюдение за детьми и анализ их развития. Этот блок, по мнению С. Н. Ткачева, может осуществляться как особая деятельность, занимающая определенное время в течение рабочего дня педагога, а может быть включена в другие блоки педагогического процесса.

Современные подходы к организации педагогического процесса :

• открытое планирование педагогической работы;

• отсутствие жесткой регламентации режимных моментов;

• использование гуманных методов воспитания;

• сочетание совместных и автономных видов деятельности;

• бережное отношение к деятельности детей;

• ориентация на ценности дошкольного возраста : развитие любознательности, воображения, эмоционально-чувственного мировосприятия и др.

Основные понятия : педагогический процесс, принципы его организации; современные подходы к педагогическому процессу.

Слайд 8И.П. Подласый сформулировал закономерности педагогического процесса:1. Закономерность динамики (чем выше промежуточные

достижения ребенка, тем весомее конечный результат).2. Закономерность развития личности (уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды).3. Закономерность управления процессом.4. Закономерность стимулирования (продуктивность педагогического труда зависит как от внутренних стимулов — мотивов учебно-воспитательной деятельности, так и от внешних — общественных, педагогических, моральных стимулов).5. Закономерности единства чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения осмысленного.6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.7. Закономерность обусловленности (результат обусловлен потребностями и возможностями общества и личности).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: