Оценка задержки в развитии речи
Чтобы заподозрить (но не установить самим) задержки в развитии речи, родителям стоит обращать внимание на следующие признаки:
- К возрасту трех месяцев малыш никак не реагирует на громкие, новые звуки, голоса.
- К четырем месяцам не возникает первого лепета, имитации звуков.
- К 10 месяцам нет жестовой речи, слогов, которые можно соотнести с предметами или людьми.
- К этому же возрасту ребенок не реагирует жестами согласия либо отрицания.
- К возрасту 12-15 месяцев ребенок не использует хотя бы 5-10 простых слов – на, дай, ма, ба, нет и т.д.
- К возрасту двух лет ребенок не имеет в словарном запасе даже 20 слов, не говорит короткие фразы (например, дай биби).
- Ребенок не общается, только давая слова для удовлетворения потребностей (пить, уйди, дай).
Методы диагностики ЗРР у ребенка
Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.
Диагностика ЗРР проводится следующими специалистами: педиатром, логопедом, неврологом, психиатром, психологом. При этом могут потребоваться дополнительные исследования для выявления причин нарушения.
Диагностика ЗРР включает в себя следующие обязательные этапы:
- прием у педиатра, который изучает анамнез (в том числе матери в период беременности) и делает предварительные выводы о причинах ЗРР. Он же направляет к соответствующему специалисту;
- исследование мозга на возможные поражения (сканирование артерий, эхоэнцефалография и электроэнцефалограмма, МРТ);
- обследование ребенка с задержкой речевого развития у отоларинголога;
- логопедическая диагностика;
- психологическая диагностика.
Только после комплексного анализа, подтверждения диагноза и выявления причин, назначается курс терапии. На основании его дефектолог для детей с задержкой речевого развития разрабатывает индивидуальный план занятий по коррекции.
Коррекция состояния задержки речевого развития.
С целью развития речи ребенка логопеды применяют как медикаментозную терапию, так и психолого-воспитательные методы. При этом наилучших результатов можно достигнуть, если применять оба способа.
Для коррекции речевого развития врач может назначить ребенку препараты различного действия, помогающие восстановить речь. С этой целью могут применяться секционные витаминные комплексы и препараты, которые улучшают питание нейронов головного мозга. Обычно также выполняется магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Механизм их действия заключается в восстановлении работы областей мозга, которые отвечают за дикцию, речь, уровень интеллекта и словесную память. К сожалению, у электрорефлексотерапии существуют и противопоказания (такие, как психические расстройства, судорожные и эпилептические приступы).
Для усиления эффекта при медикаментозной терапии может применяться иппотерапия и дельфинотерапия.
Однако все эти методы не дадут нужного результата, если дополнительно не будет проводиться работа с педагогом. Работа с дефектологом поможет устранить или ослабить ухудшение течения болезни, предупредить появление вторичных патологий и сложностей. Во время сеансов врач может проводить игровые занятия, составленные индивидуально для каждого ребенка, использовать различные средства реабилитации.
Задержка речевого развития у детей лечится также с помощью лечебного массажа. Во время этой процедуры врач оказывает воздействие на определенные точки тела. Некоторым пациентам логопеды назначают зондовый массаж Новиковой.
Кроме того, дефектолог и родители в домашних условиях должны выполнять различные игровые упражнения, целью которых является укрепление мышц лица, улучшение подвижности языка и слухового аппарата. Для достижения эффекта можно выполнять гимнастику лица, учить скороговорки, выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Таких программ очень много. Их можно выбрать, проконсультировавшись с врачом, и постоянно заниматься с малышом.
Во время лечения родители должны всячески помогать специалистам, а не надеяться только на медиков. С подобным типом детей нужно работать не каждый день, а каждый час — что требует много времени и терпения.
Современная медицина успешно использует психотерапию и различные методики мягкого воздействия на психику больных детей с целью ее позитивной коррекции:
- Консультации у детского психолога в случаях прямой связи речевых проблем у ребенка с определенными стрессами, травмами психологического характера, неблагоприятным семейным климатом, отсутствием понимания со стороны взрослых и недостаточностью социальных контактов.
- Альтернативное лечение с использованием контактов с лошадями, дельфинами, музыкального сопровождения, танцев, упражнений и спорта, направленных на развитие и закрепления у ребенка моторики. К такой форме терапии могут быть широко привлечены родители. Это, например, собирание вместе с детьми пазлов, конструкторов, угадывание звуков и музыкальных инструментов, увлекательные подвижные игры.
- Остеопатия, как часть альтернативной медицины, призвана воздействовать на определенные телесные точки для формирования правильного баланса нервной системы, налаживания обмена веществ, стабилизации психического развития ребенка.
Какие отклонения в развитии бывают у детей?
Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одаренность детей.
Как понять есть ли у ребенка умственная отсталость?
Умственно отсталые дети. Олигофрения. — Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.
Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка. Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко.
Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.
В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.
Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка
Повторение чужих действий
Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.
Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме
Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Разновидности задержек психического развития
Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:
- конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
- соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
- психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
- церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.
Что может быть причиной незрелого поведения у детей
Существует множество причин, по которым дети могут вести себя незрело на фоне своих сверстников. Например, подумайте, в каком месяце родился ваш ребенок. Возможно ли, что ваш ребенок один из самых младших учеников в классе? Это может иметь значение.
Вот еще несколько причин, по которым дети могут казаться менее зрелыми, чем другие дети их возраста:
Гиперактивность: кажется ли вам, что ваш ребенок будто «моторчик», заряжен как кролик из рекламы Энерджайзер?
Проблема с концентрацией внимания: ваш ребенок часто витает в облаках? Часто ли Вам приходится повторять ему даже простое задание?
Расстройства обучения: есть ли у вашего ребенка проблемы с чтением, письмом или математикой? Иногда дети ведут себя незрело, потому что отстают в учебе.
Проблемы с восприятием: некоторые дети остро реагируют на сенсорную информацию. У них также может развиться страх или подавленность от громких звуков или от яркого света. То, что выглядит как истерика, на самом деле может быть сенсорной перегрузкой.
Тревожность или застенчивость: требуется ли вашему ребенку много времени, чтобы привыкнуть к другим детям? Тревога и застенчивость на удивление довольно распространенные переживания для детей.
Нарушения развития речи: есть ли у вашего ребенка проблемы с произношением слов или выражением мыслей? Это может расстраивать и заставлять детей нервничать. Их могут дразнить или игнорировать из-за проблем с речью.
Сон: многие дети регулярно спят менее шести часов в сутки. Из-за этого они могут стать раздражительными. Недостаток сна у ребенка также может повлиять на ваш сон. И это может повлиять на отношения между детьми и их семьей.
Причины детской задержки психического развития
Большинство исследователей детской ЗПР, в качестве основных причин, выделяют:
- патологии беременности и родов;
- недоношенность;
- постнатальные заболевания инфекционного и травматического характера;
- хронические заболевания, приводящие к астенизации;
- тяжелые психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.
- алкоголизм, наркомания родителей, их психические нарушения.
Стоит отметить, что стойкая задержка психического развития у детей всегда имеет органическую природу.
Методы диагностики, коррекции, лечения детей с ЗПР
Коррекционная программа для ребенка с задержкой психического развития будет формироваться с учетом следующих моментов: сколько лет было ребенку, когда родители обратились за помощью, в чем проявляются нарушения развития, насколько они стойки.
Стоит отдельно отметить, что при наличии у ребенка ЗПР, успех лечения зависит от:
качественно проведенной диагностики, в частности дифференциальной; очень часто ЗПР путают с умственной отсталостью, например; при этом коррекционный план этих двух диагнозов совершенно разный.
от согласованности действий нейропсихолога, логопеда или дефектолога, психотерапевта
То есть важно, чтобы воздействие было комплексным.. Нейропсихолог поможет развить основные психические функции ребенка с ЗПР, нейродинамические показатели, сформировать навыки самоконтроля, справиться с нарушениями в моторной сфере
Фактически, займется «созданием базы» для того, чтобы работа других специалистов (логопеда, дефектолога, психолога) была успешной, поскольку без качественной работы мозга невозможна коррекция речевых особенностей, познавательных процессов
Нейропсихолог поможет развить основные психические функции ребенка с ЗПР, нейродинамические показатели, сформировать навыки самоконтроля, справиться с нарушениями в моторной сфере. Фактически, займется «созданием базы» для того, чтобы работа других специалистов (логопеда, дефектолога, психолога) была успешной, поскольку без качественной работы мозга невозможна коррекция речевых особенностей, познавательных процессов.
Советы родителям
ЗПР возможно и необходимо преодолевать, т.к. недостаточная сформированность основных психических функций и проблемы эмoционально-волевой сферы ребенка с ЗПР, чаще всего, обратимы или могут быть хорошо скорректированы.
Психология детей с задержкой психического развития позволяет нам говорить о том, что развитие такого ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности, начать занятия по нейрокоррекции и, таким образом, обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. По этой причине, чем раньше родители ребенка заметят и признают существующие у него проблемы, признаки задержки психического развития, тем проще будет достигнуть результата в лечении, а прогноз будет — успешнее.
Типы задержки психического развития у детей
В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:
- Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
- Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
- Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
- Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.
Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют
Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:
- В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
- Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
- Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
- В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
- В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» — признак нарушений речи.
- Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
- У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
- Нарушение речи в дошкольном возрасте.
Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.
Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами
Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.
Примитивные, базовые неонатальные рефлексы у новорожденного
Таблица развития ребенка 1-го месяца жизни
Фото детей 1-го месяца жизни
Видео: Первый месяц жизни: сон, уход, развитие, кормление и частота стула, купание, рефлексы, транзиторные состояния
Таблица развития ребенка 2-го месяца жизни
Фото детей 2-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 3-го месяца жизни
Фото детей 3-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 4-го месяца жизни
Фото детей 4-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 5-го месяца жизни
Фото детей 5-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 6-го месяца жизни
Фото детей 6-го месяца жизни
Видео: Первый прикорм ребенка. Как вводить прикорм? Советы, правила, сроки.
Таблица развития ребенка 7-го месяца жизни
Фото детей 7-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 8-го месяца жизни
Фото детей 8-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 9-го месяца жизни
Фото детей 9-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 10-го месяца жизни
Фото детей 10-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 11-го месяца жизни
Фото детей 11-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 12-го месяца жизни
Фото детей 12-го месяца жизни
Мюнхенская система диагностики развития ребенка — 1 год жизни:
Ползанье (развитие умения ползать) Умение сидеть (развитие умения сидеть) Ходьба (развитие умения стоять и ходить) Удерживание (развитие умения брать руками и мануальных функций) Восприятие (развитие чувственного восприятия и понимания навыков) Речь (развитие произнесения звуков, разговорной речи) Понимание речи (развитие понимания речи) Социальное поведение (развитие социальных, общественных контактов).
Видео: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года
Таблица психомоторного развитие ребенка в первый год жизни
Оценка развития ребенка в 6 месяцев
Оценка развития ребенка в 9 месяцев с неврологическими нарушением моторики
Профиль развития ребенка в 11 месяцев с комплексом депривации
Профиль развития младенца в 11 месяцев с задержкой в психичичком развитии
Как ведет себя ребенок с ЗПР?
Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе.
Что происходит с ребенком когда на него кричат?
Семь веских причин, почему никогда не стоит кричать на своих детей. Если вы хотите быть хорошими родителями, никогда не совершайте подобных ошибок.
Из-за криков у ребёнка может возникнуть психологическая травма. Психологи пришли к выводу, что если родители часто кричали на ребёнка в детстве, то в подростковом возрасте у него может возникнуть глубокая депрессия. Из-за детской травмы у таких подростков есть сложности с самооценкой, они склонны лгать взрослым по любому поводу и не готовы рассказывать о своих проблемах даже в самых тяжёлых ситуациях. Крик показывает беспомощность родителей. Психологически устойчивый человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта вряд ли будет срываться на маленького ребёнка. Скорее он выйдет из комнаты, переведёт дух и только потом объяснит, что так делать нельзя. Крик же говорит только о том, что мама или папа не знает, что делать в данной ситуации и не может найти в себе силы, чтобы сдержаться. Крик не помогает воспитании. Он вызывает у ребёнка только чувство обиды и беспомощности. Добиться искренних слов извинения и признания ошибок после конфликта, который проходил на повышенных тонах, вряд ли удастся. Крик приводит к агрессии. Не секрет, что дети «зеркалят» поведение родителей. Но кричать или бить в ответ они не смогут из-за того, что их статус в семье ниже. Именно поэтому они начинают проявлять агрессию по-другому: драться на детских площадках, бить одноклассников и унижать учителей. Кстати, доказано точно, что подростки, устраивающие в школах травли одноклассников, обычно страдают от недостатка внимания в семье. Крик ничем не лучше физического насилия. Конечно, если твоему ребёнку уже 13-14 лет, он может дать тебе отпор и ответить тем же, то есть накричать и уйти, хлопнув дверью. Но маленькие дети не могут позволить себе так вести себя по отношению к взрослым. Выходит, что, когда ты кричишь на ребёнка, ты автоматически унижаешь его, ведь происходящее больше напоминает психологическое насилие над ребёнком, который не в силах защитить себя. Крик физически вредит здоровью ребёнка. Доказано, что ребёнок, на которого все кричат, обречён на проблемы со здоровьем. Учёные сделали вывод, что грубость родителей ухудшает работу мозга, сердечно-сосудистой системы и даже может привести к ожирению. А исследование психиатров показало, что словесные оскорбления, унижения или упрёки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга. Криком можно разрушить любовь. Дети всё воспринимают буквально. И когда самый дорогой человек на свете на него кричит, малыш думает, что родители его больше не любят, или ещё хуже — ненавидят. И какие бы слова не были сказаны позже, ситуация запоминается на уровне подсознания. Это может привести к тому, что ребёнок будет ощущать себя угнетённым и напуганным, станет во всём повиноваться, лишь бы только получить ту самую родительскую любовь.
Как определить отставание
В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии
Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза
Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
Отсутствует реакция на звуки.
Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
Карапуз старше трех месяцев не улыбается .
Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
У карапуза не получается учить буквы, .
У дошкольника фиксируется дисграфия , дискалькулия.