Возрастные особенности учащихся как фактор формирования взаимоотношений между учащимися в классе

Характеристика возрастных особенностей младших подростков

Слайд 101. В раннем детстве девочки действительно более послушны.2. Пока не

установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе

больше склонны заботиться о больных и слабых. Разве что в возрасте 6–9 лет.3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.4. До 10–12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.7. До 10–13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эти способности у мальчиков и девочек одинаковы. Если и есть разница, то только индивидуальная.9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинает формироваться их личность.11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают.13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определенный период тоже требуют ласкового обращения.

Характеристика подросткового возраста

Определение 1

Подростковый возраст – это этап в развитии человека, переходная стадия между детством и взрослостью. Данный период – критический переходный период в жизненном цикле, он характеризуется быстрым ростом и изменениями, уступающими по силе только изменениями младенческого периода.

Подростковый возраст часто называется переходным, так как это этап перехода от детства к юности. В этом возрасте у учеников переплетаются черты детства с юностью, которая еще развивается и формируется. В это время, подросток, как взрослый испытывает возрастание физической силы и духовных потребностей, а как ребенок, еще ограничено в возможностях и опыте для удовлетворения запросов и потребностей.

Отрыв от детства и приближение к взрослости отчетливо проявляется такими чертами физического и духовного развития, которые отличаются подростов от младших школьников.

Во-первых, отличие затрагивает физическое развитие. В детском возрасте процессы роста протекают более спокойно и равномерно. В подростковом же возрасте этот процесс интенсивен, неравномерен и осложнен половым созреванием. В связи с этим в физическом развитии подростка выделяют три стадии:

  • предшествующая половому созреванию – усиливается активность гипофиза и щитовидки, что стимулирует рост и усиливает обменные процессы. Рост идет непропорционально: конечности растут с большей скоростью, туловище отстает. Поэтому руки и ноги подростка кажутся удлиненными, а движения угловатые и неуклюжие;
  • половое созревание – данную стадию характеризуют некоторые диспропорции сердечно-сосудистой системы. Сердце растет более интенсивно, а сосуды немного отстают, поэтому может отмечаться недостаток притока крови к отдельным органам и системам, повышаться кровяное давление и вызывать головные боли. Подростков отличает большая подвижность, повышенная резвость, стремление к деятельности и практическому приложению своей силы в труде;
  • половая зрелость.

Необходимо постоянно уделять внимание и создавать благоприятные условия для физического развития подростков, что обуславливает гиподинамия, то есть недостаток движения из-за учения, требующего усидчивости, что может вызывать в организме застойные явления, недостаточное кислородное питание и негативно сказываться на физическом развитии школьников. Развитие мозга и дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волоком формирует предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростка

Поступление в кровь гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции, вызывает периоды повышения и понижения жизненного тонуса, соответственно, скачки работоспособности и энергичности, что сопровождается сменой настроения

Развитие мозга и дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волоком формирует предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростка. Поступление в кровь гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции, вызывает периоды повышения и понижения жизненного тонуса, соответственно, скачки работоспособности и энергичности, что сопровождается сменой настроения.

Особенности обучения в начальных классах

Если педагогов обучают особенностям работы в начальных классах, то родителям на семейном обучении приходится всё постигать самостоятельно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут тем, кто решил заниматься с ребёнком самостоятельно.

Обязательно составляйте план занятий. Не нужно расписывать каждое слово, достаточно в общих чертах описать, что и в какой последовательности будете делать. 

В силу психологических особенностей учеников начальных классов важно делать упор на самостоятельность. Пусть ребёнок принимает активное участие в подготовке занятия, раскладывании предметов, выборе книги

В начале любого занятия ребёнок должен сам сформулировать проблему, то есть осознать, какого знания ему не хватает, и поставить цель. Если ему сложно, родители, разумеется, могут ему помочь. Например, тема «Подводный мир», проблема — нет знаний о подводных обитателях, кроме рыб, креветок и осьминогов, цель — познакомиться с подводными обитателями.

В конце занятия важно сделать выводы о том, что удалось и что нужно будет подтянуть в следующий раз. Вывод при изучении подводного мира может быть таким: изучили крабов и узнали, что дельфины и киты — это не рыбы, а млекопитающие

<<Форма курс 1-4>>

В процессе занятий младшим школьникам можно давать задания не только по школьной программе, но и на развитие психических функций. Особенно если с какими-то из них есть проблемы. Например, можно делать «пятиминутку чтения», во время которой ребёнок читает вслух любимую книгу. 

Важно помнить про возрастные особенности начальных классов. Ученик 1–4 классов — всё ещё ребёнок, который очень любит играть

По мере взросления в играх всё чаще появляются чёткие правила, делается упор на сюжет и распределение ролей. Здорово, если занятия по школьной программе время от времени проходят в игровой форме. Например, можно поставить спектакль по прочитанной книге или устроить семейный клуб дебатов по проблемам Мирового океана.

Особенность уроков в начальных классах: детям не ставятся оценки, но им нужно обязательно давать домашнее задание. Главное, чтобы его выполнение занимало меньше одного часа. Например, найти информацию о китах и нарисовать их. Задания должны быть: 

  • посильным,
  • по пройденной теме (чтобы закрепить её),
  • но с эффектом новизны (чтобы было не скучно его выполнять).

Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе «Фоксфорда» есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.

Характер

Многие дети в младшем школьном возрасте импульсивны — часто действуют необдуманно, не оценив всех обстоятельств. Это связано со слабой волевой регуляцией поведения и необходимостью внешней разрядки.

К возрастным особенностям характера младшего школьника относится недостаточность воли. У ребенка еще нет достаточного опыта борьбы за поставленную цель, он не привык преодолевать сложности. Поэтому в случае неудачи он может опускать руки, сомневаться в своих силах.

Многие дети проявляют упрямство, капризность, что обусловлено особенностями семейного воспитания. Если дома любые желания ребенка всегда выполнялись, то в школе он встречается с твердыми требованиями. Упрямство становится своего рода формой протеста.

Ребенок в младшем школьном возрасте, как правило, очень эмоционален. Все, что он наблюдает, то, что он делает, вызывает яркие эмоции. При этом дети еще не способны сдерживать, контролировать чувства. Им свойственна эмоциональная неустойчивость, частые перепады настроения, сильные проявления радости, гнева, страха и пр. Умение регулировать собственные чувства приходит с годами.

Особенности работы с подростковым коллективом

Работая с классом, педагог сталкивается с необходимостью решать так называемые организационные вопросы. Часто на это приходится отводить время на своем уроке. И чем меньше класс организован, тем труднее классному руководителю: приходится на себе тащить воз «дежурных» вопросов, распределения обязанностей, выяснения конфликтных ситуаций. А легче? Легче и классному руководителю, и школьникам, если класс растет как коллектив, если развивается система взаимодействий и создана благоприятная атмосфера. И классный час может этому помочь.

Классному руководителю надо представить, с чего начать развитие коллектива, задав себе вопросы: какой он, мой класс сегодня? Какого возраста дети и сколько их в классе? Что происходило в этом коллективе до встречи со мной? Умеют ли ребята дружить? Интересно ли им вместе? Есть ли в классе лидеры и «изгои»? Эти и другие вопросы помогут понять, над чем необходимо работать в первую очередь. Труд этот предстоит не только классному руководителю, но и самим ребятам

Педагогу важно научить свой класс осмысливать то, что происходит в коллективе, научить взаимодействию, соучастию и сопереживанию

А.Н. Лутошкин предлагал рассматривать логику развития коллектива как движение от горсти сыпучего песка (когда каждый сам по себе), преодолевая состояние мягкой глины и мерцающего маяка, к единению, которое, по его мнению, можно сравнить с такими яркими образами, как «алый парус» и «горящий факел». Это нелегкий путь, и, как показывает практика, немногие классы становятся сплоченными коллективами, где есть забота друг о друге, где легко учиться и интересно жить. Ребятам предстоит научиться совместно планировать работу, распределять поручения, откровенно и искренне обсуждать в классе любые проблемы, вместе строить программу роста.

Основными особенностями работы с подростковым коллективом являются:

• знание психологических особенностей коллектива класса;

• использование игровых форм внеклассной деятельности, ситуативных заданий с использованием индивидуальных особенностей каждого подростка;

• использование тем для обсуждения, интересующих ребят данного возраста;

• усиленная профилактическая работа среди подростков, но с использованием методик типа «не навязывай — убеждай, сопоставляй»;

• умение педагога незаметно разрешать любые возникающие конфликты в подростковом коллективе, при этом оставаясь авторитетом для подростков.

Осуществлять психологическую поддержку ребенка

Для этого необходимо:
• Опираться на его сильные стороны.
• Избегать подчеркивания промахов.
• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
• Уметь взаимодействовать с ребенком.
• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
• Принимать индивидуальность каждого ребенка.
• Проявлять эмпатию и веру в учеников.
• Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Школьный подростковый возраст

Средний школьный возраст совпадает с подростковым периодом, когда ребенок готовится к вступлению в юность и очередной смене социальной роли. Подростки становятся более самостоятельными, поэтому меняется их положение в семейной иерархии. Полученные знания, накопленный жизненный опыт и возросшие физические способности приводят к тому, что на подростка возлагаются определенные обязанности: такие, как помощь по дому, уход за домашними животными и т.д. Физическое воспитание детей школьного возраста в 5-9 классах приобретает все большую актуальность.

Активное развитие всех органов и систем организма приводит к еще одному скачку роста. Характерной особенностью является увеличение мышечной силы и появление вторичных половых признаков. Неравномерное развитие внутренних органов может привести к тому, что здоровье детей школьного возраста будет подвержено различным быстропроходящим нарушениям (учащенному дыханию, сердцебиению и др.).

Выход мыслительных способностей на новый уровень позволяет подростку формировать основы своего мировоззрения, определять собственную систему нравственных идеалов и моральных ценностей. Такая система не отличается устойчивостью, так как может быть легко разрушена мнением сверстников и других авторитетных для подростка лиц.

Школьный подростковый возраст – это период полового созревания, когда поведение ребенка контролируют гормональные всплески. Это не дает подростку адекватно оценивать свое поведение, поэтому четко организованное и продуманное воспитание на данном этапе является необходимым фактором для формирования полноценной личности.

Организация учебной работы с подростками

Подростки характеризуются значительными сдвигами в мышлении и познавательной деятельности. Их уже не удовлетворяет внешнее восприятие изучаемых предметов и явлений, они стремятся к пониманию их сущности и причинно-следственных связей. Часто подростки, желающие понять глубинные причины изучаемого явления, могут задавать много сложных вопросов учителю, что потребует большой аргументации каждого выдвигаемого положения и убедительных доказательств. На основании этого у подростков развивается абстрактное мышление и логическая память.

В связи с этим необходимо придавать процессу обучения проблемный характер, учить подростков самостоятельному нахождению и формулированию проблем, выработке у них аналитико-синтетических умений, способности делать теоретические обобщения

Не менее важно развивать навыки самостоятельной учебной работы, формировать умение работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход выполняя домашнее задание

Особая роль в организации обучения подростков отведена внутреннему стимулированию их познавательной активности, то есть развитию у подростков познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Необходимо помнить, что стимулы не могут возникать сами по себе

Они формируются, только если учитель обращает внимание на эту стороны работы

Нравственное воспитание также нельзя обойти стороной. Подростков не устраивает, когда их поведение определяют внешним регулированием. Они более охотно соблюдают правила поведения, если хорошо осознают их и принимают в качестве собственных моральных принципов. Именно поэтому глубокое разъяснение моральных норм и правил, а также формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно стать существенной особенностью нравственного воспитания. Вместе с этим, свое педагогическое значение не утрачивает и регламентация и контроль за поведением учеников, в качестве одной из мер предупреждения шалостей и необдуманных поступков.

Значимая возрастная черта – стремление утвердить свое достоинство и престиж среди сверстников. Основным путем к этому является хорошая учеба, общественная активность и проявление особенностей в определенных видах деятельности. Отдельно сюда можно отнести внешнее обаяние и прочие черты внешности. Если подростку не удается добиться желаемого места в коллективе, он тяжело это переживает. Все это отражается на отношениях с педагогами и близкими взрослыми.

Возрастание интеллектуальных способностей и общий духовный рост, расширение межличностных связей помогают развивать самосознание подростка, возбуждая мечты о своем призвании и будущем. Подростки сравнивают себя со сверстниками, оценивая свои достоинства и недостатки. Но если недостатки других они оценивают строго, то по отношению к себе менее требовательны. Этим обусловлена необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Существенная особенность образовательной работы в подростковом возрасте – профориентация. Проводя ее необходимо учитывать, что свое будущее в этом возрасте представляют романтично и в приподнятых тонах. Они мечтают о популярных профессиях, предпочитая быть моряками, геологами, блогерами, программистами. Производственными профессиями они интересуются меньше, поэтому, при поддержании стремления подростков к яркой и достойной жизни, нужно раскрыть перед ним героику и красоту повседневной деятельности в промышленности или сельском хозяйстве, с ориентировкой на работу в области материальных производств.

Типичные проявления начала подросткового периода

У учеников 5-6 классов часто отмечается склонность к поведенческим реакциям, характерным более младшему возрасту: отказ, оппозиция и протест. Но типичными для этого возраста выступают:

реакция эмансипации – предполагает стремление к самостоятельности и освобождению от опеки родителей. Она может основываться на побегах из дома, уходах из школы, эмоциональных вспышках, которые направляются на родителей и учителей, а также отдельных асоциальных поступках;
реакция группирования – ее объясняет стремление образовывать спонтанные группы, характеризующиеся некоторым типом поведения, а также системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. При этом состав групп и их занятия в свободное время не всегда несут пользу;
реакция увлечения (хобби-реакция) – предполагает увлечение спортом, стремление к лидерству, желание играть в азартные игры, коллекционировать, что преимущественно свойственно мальчикам

Занятия, мотив которых – стремиться привлекать к себе внимание, то есть участвовать в совместной деятельности, интересоваться модой, одеждой, косметикой и пр., характерны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения характерны обоим полам;
реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, проявляются самыми разнообразными методами

Основная опасность в этом случае – раннее начало половой жизни.

Из-за начала полового созревания, изменяется и познавательная сфера младшего подростка, отмечается замедление темпов их деятельности, выполнение определенной работы теперь занимает у них больше времени.

Дети начинают чаще отвлекаться, неадекватно реагировать на замечания, иногда вызывающе себя ведут, могут раздражаться и капризничать, их настроение часто меняется. Вся выступает причиной для замечаний, наказаний, вызывающих снижение успеваемости и конфликты во взаимоотношениях.

Младшие подростки характеризуются повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, они еще не всегда могут сдержать свои эмоции и управлять ими.

В 5-6 классе дети активно интересуются собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

Основные изменения, которые происходят с младшими подростками, затрагивают взросление как новообразование младшего подросткового периода, который проявляется в чувстве взрослости и овладении этическими поведенческими нормами, связанными с качествами хорошего, доброго товарища.

Важное новообразование рассматриваемого возрастного периода – чувство взрослости. Оно проявляется необходимостью равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезно и доверительно относиться от взрослых

Пренебрежительное отношение к этим требованиям и неудовлетворенная данная потребность обостряет отрицательные черты кризиса.

Основной вид деятельности младшего подростка – учебная, но содержание и характер имеют ряд отличий в сравнении с учебно деятельностью младшего школьника. Подросток начинает систематически овладевать основами наук. Обучение становится многопредметным, на смену одному учителю приходит коллектив педагогов. К ребенку начинают предъявлять повышенные требования, что вызывает в нем изменение отношения к учению. Ученики перестают выполнять упражнения сверх нормы, ограничиваясь только тем, что было задано на дом. Часто у них снижается успеваемость. Это связано с тем, что мотивы учения младшего школьника уже не имеют такого значения, а новые мотивы еще не оформились.

Учебные предметы в процессе обучения в школе начинают выступать для младшего подростка в качестве особой области теоретического знания. Они изучают ряд фактов, готовы о них рассказывать и даже могут выступить с коротким сообщением на уроке. При этом младший подросток интересуется не фактами сами по себе, а их сущностью, причинами их возникновения, но изучение этих фактов не всегда отличается глубиной, так как теперь ребенок не просто доверяет всем заданиям учителя и стремится их выполнять, а хочет понимать для чего ему это нужно.

Младший школьный возраст

Проблемы детей школьного возраста могут начинаться именно в этом периоде, так как поступление в школу является первой крупной жизненной переменой. Так, первоклассник чувствует серьезность своей новой социальной роли, что связано с изменением распорядка дня и необходимостью подготовки к урокам. Если в семье есть дети младше, то новоявленный школьник, как правило, чувствует свое превосходство, ведь он занимается важным делом, которое недоступно малышам.

К возрасту шести-семи лет скачок роста заканчивается. Увеличение роста и веса происходит постепенно, однако активно развивает мышечная масса, нервная система и головной мозг. Ведущая деятельность в школьном возрасте – школьное обучение и самообразование. Задачей программы 1-4 классов является развитие мыслительных процессов у ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей.

На формирование личности школьный возраст влияет посредством завязывания новых отношений с коллективом и учителями. На данном этапе развития у школьника существует множество возможностей для формирования позитивных черт характера и высоких нравственных качеств. Податливость и доверчивость младших школьников, для которых учитель становится новым авторитетом, является отличным основанием для становления положительного характера личности.

Общение

Чаще всего в 1-2 классах потребности детей в общении имеют личную направленность. В 3-4 классах начинает формироваться детский коллектив (у ребенка возникает понятие «мы» по отношению к одноклассникам), возникает резкий поворот к интересам сверстников.

У некоторых детей появляются сложности с социализацией в силу темперамента, семейного воспитания и пр. Помочь таким ребятам влиться в коллектив может учитель. Он должен создавать в классе благоприятный микроклимат, подталкивать детей к сближению. Полезны совместные игры, прогулки, иные мероприятия, организованные педагогом вне учебной деятельности. Все это раскрепощает менее общительных ребят, помогает детям лучше узнать друг друга.

Рекомендации школьного психолога классным руководителям 5-х классов

• Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга, и т. д.).
• Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на парту).
• Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.
• Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.

Какие новые возможности появляются в младшем школьном возрасте

Новообразования в психологии — это новые психические и поведенческие возможности, которых раньше у ребёнка не было. Какие же новообразования появляются у младших школьников?

Интеллектуализация психологических процессов

Это значит, что в возрасте семи-восьми лет на первый план выходит мышление, которое подчиняет себе все действия и реакции ребёнка:

Восприятие становится произвольным, то есть ребёнок учится самостоятельно выбирать, на что ему обратить внимание. Он перестаёт подчиняться словам родителей: «Посмотри туда, посмотри сюда».
Речь становится контекстной

Маленьких детей бывает довольно сложно понять, потому что они не умеют погружать собеседника в контекст и рассказывать предысторию увиденного ими. Но в младшем школьном возрасте ребёнок учится ставить себя на место собеседника и достраивать свой рассказ, уточнять его, обогащать деталями.
Память становится смысловой, то есть ребёнок учится запоминать или заучивать выбранную им информацию.

Все описываемые процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. И это хорошая новость: если у ребёнка есть трудности, скажем, в речи — её можно подтянуть через развитие памяти и внимания.

Способность анализировать

Ребёнок учится строить прогнозы и делать умозаключения: «Что будет, если…», «Почему так вышло?», «Кто виноват?» и так далее. Тренируя эти навыки в школе, на уроках математики, словесности, окружающего мира, в будущем с их помощью он сможет решать важные и трудные жизненные задачи.


Фото: KATTY ELIZAROVA / Shutterstock

Рефлексия

Ближе к концу младшего школьного возраста дети учатся рефлексии. Если анализ связан с осознанием взаимосвязей во внешнем мире, то рефлексия — это понимание себя самого, оснований своих действий и решений.

Рефлексия бывает формальной («Как это сделать?») и содержательной («Зачем это делать?»). Содержательная рефлексия появляется у детей скорее в подростковом возрасте, но её появление связано с развитием формальной рефлексии именно в младшем школьном возрасте. Если ребёнку восьми-девяти лет трудно ответить на вопрос «Как это сделать?» — это повод задуматься.

Планирование

Четвёртое важное новообразование — планирование своих действий. Оно напрямую связано с развитием анализа и рефлексии: «Если я сделаю это, что последует? Какова будет реакция других людей?» По-настоящему полное планирование, так же как и рефлексия, развивается ближе к подростковому возрасту, но частичное, пошаговое планирование появляется и в младших классах

Очень ценно, если взрослые могут увидеть и поддержать этот процесс.

Самооценка

Способность оценить себя появляется у детей гораздо раньше, но в младшем школьном возрасте она становится дифференцированной. Это значит, что ребёнок может не просто дать общую оценку («Я хороший»), а адекватно оценить себя по множеству разных параметров («В одном я хорош, а другое — не мой конёк»).

Именно поэтому некоторым родителям может показаться, что самооценка их ребёнка упала. Но на самом деле произошла скорее корректировка в сторону нормы. Для малышей характерна несколько завышенная самооценка, связанная с влиянием внимательного и любящего окружения. В школьной среде она не падает — скорее становится более адекватной.

Развитие дифференцированной самооценки делает ребёнка более психологически устойчивым: «Да, я не слишком хорош в спорте, зато отлично умею рисовать».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: