Особенности эмоционально-волевой регуляции у детей с зпр

ᐉ эмоционально волевая сфера детей с диагнозом зпр

ЗПР психогенного происхождения

Данный тип обусловлен неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют формированию личности ребенка в правильном русле.

Он наблюдается, в первую очередь, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, часто обусловленной гипоопекой (условия безнадзорности, когда у ребенка не воспитывают чувства долга и ответственности), формами поведения, связанными с активным торможением аффекта. Нет стимулирования развитию познавательной деятельности, установок и интеллектуальных интересов. В связи с этим черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы (аффективная лабильность, повышенная внушаемость, импульсивность) у таких детей сочетаемы с недостаточностью уровня знаний и представлений, требуемых для усвоения предметов школьной программы.

Вариант развития по типу ”кумира семьи” обусловливается гиперопекой (изнеженное воспитание, характеризующееся не привитием черт самостоятельности, ответственности, инициативности). Для него характерны черты эгоцентризма и эгоизма, установка на постоянную помощь и опеку, нелюбовь к труду.

Такой ребенок при нормальном интеллектуальном развитии учится неровно, поскольку не приучен трудиться и не желает самостоятельно выполнять задания. Адаптация в коллективе таких детей затруднена, так как они эгоистичны, противопоставляют себя классу.

Замечание 2

Вариант патологического развития личности по невротическому типу, как правило, наблюдается у детей, по отношению к которым родителями проявляются жестокость, грубость, агрессия к ребенку и другим членам семьи, деспотичность. В подобной ситуации ребенок становится робким, боязливым, эмоционально незрелым. Неблагоприятными условиями воспитания обусловливается замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей.

Дети в неблагополучных семьях испытывают дефицит общения. Поэтому в школе при сохранном интеллекте они не способны самостоятельно организовать свою деятельность (не могут адекватно оценить результаты, испытывают трудности при планировании).

Для подобных детей характерны импульсивность, выраженное нарушение внимания, отсутствие заинтересованности в повышении своих показателей.

Эмоционально-волевая сфера психики

Определение 1

Эмоционально-волевая сфера психики — это интегральная система функционирования эмоций и воли, которая выражается в психических состояниях, регулирующих деятельность и поведение человека.

Причина, по которой эмоции и воля объединены, состоит в том, что оба эти компонента психики человека участвуют в сознательной регуляции поведения.

  • Эмоции — отражают значимость объекта или явления окружающей среды для человека, его способность удовлетворить актуальные потребности, что в свою очередь влияет на формирование определенных действий для реализации этого удовлетворения. Эмоциональная сфера человека многообразна, и в ней выделяют несколько уровней эмоциональных процессов: эмоциональный тон (это уровень реакции на внешние раздражители: нравится/не нравится), собственно эмоции (субъективное отношение в целом к ситуации: приятно/неприятно), чувства (устойчивые отношения к определенному предмету или явлению), эмоциональные состояния (общий фон протекания психических процессов, формирующийся на основе доминирующей эмоции, органического самочувствия человека и актуальных жизненных событий), эмоциональные свойства (устойчиво проявляющиеся свойства эмоциональной сферы человека: возбудимость, пластичность, чувствительность, экспрессивность, устойчивость).

  • Воля — это процесс поведенческой саморегуляции, способность человека действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, преодолевая внутренние препятствия (непосредственные желания и стремления).Волевая саморегуляция также имеет несколько уровней сложности: волевой акт (произвольные действия, которые не требуют преодоления трудностей), волевое усилие (проявляются в специфических ситуациях, требующих преодоления трудностей), волевые свойства личности (особенности волевой регуляции, которые стабильно проявляются в конкретной ситуации).

Замечание 1

Так или иначе, эмоции и воля непосредственно связаны с реализацией конкретного поведения человека: эмоциональная сфера отражает индивидуальную значимость объектов или явлений внешней среды, таким образом повышая уровень волевых усилий, а воля в свою очередь снижает степень деструктивных эмоций в периоды преодоления трудностей.

Взаимодействие эмоций и воли выражается в форме психических состояний человека — это общий фон протекания всех психических процессов, целостная характеристика психической деятельности за определенный временной промежуток. Выделяют несколько видов психических состояний: активационные (стимулируют уровень психических процессов:), тензионные (возникают в условиях повышенного напряжения), тонические (ресурсно заряженные состояния).

Таким образом, психические состояния выполняют регулятивную функцию, интегративную, адаптивную и организующую (организуют процесс реализации деятельности).

Высшие психические функции и речь

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.

Восприятие

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

Внимание

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Мышление

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Речь

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.

Особенности отношений в семье

Сложности в воспитании сына или дочери с ЗПР связаны с тем, что он менее самостоятелен и ответственен, чем его сверстники, медленнее осваивает необходимые навыки. Например, он знает, как обращаться с предметами обихода, знает правила самообслуживания, но может забывать о них, если взрослые не напомнят. Малыш с задержкой психического развития затрудняется в выполнении действий, связанных с точными и мелкими движениями: умывание, гигиена полости рта, застегивание и расстегивание одежды и обуви (работа с пуговицами, крючками, шнурками, другими застежками).

Другая особенность ребенка с ЗПР – нежелание заниматься «учебными» делами (долго слушать чтение взрослого или читать самостоятельно, упражняться в написании элементов букв, выполнять сложную работу с аппликацией и др.).

В отношениях с родителями дошкольник или младший школьник с ЗПР также имеет особенности: часто капризен, непослушен, негативно реагирует на просьбы и предложения, поэтому нужно выработать правильный стиль, избегая гипер-опекающего отношения, предъявления завышенных требований, безразличного отношения. Необходимо предъявлять четкие и понятные, несложные единые требования, строго организовывать режим, основанный на чередовании занятий и активного отдыха

Малышу с задержкой психического развития необходима поддержка родителей и родственников, усиленное внимание к его речевому развитию. Особенность в том, что с ним нужно много разговаривать, читать ему, выстраивать беседу-диалог

Родители должны понимать, что для коррекции задержки в развитии потребуется специальная систематическая и длительная работа. Коррекция задержки психического развития ребенка отличается комплексностью: усилия педагогов, психологов, медицинских работников, дефектолога и логопеда скоординированы в соответствии с индивидуальной программой работы. В программу коррекции задержки темпа развития могут включаться курсы массажа, физиотерапевтические процедуры, занятия лечебной физической культурой, прием лекарственных препаратов.

Проблемы задержки психического развития детей остаются актуальными по причине увеличения количества дошкольников и младших школьников, у которых диагностируется это расстройство. Известно, что за последнее десятилетие их количество выросло в два раза, а 60 % случаев низкой успеваемости связано именно с тем, что ЗПР не была своевременно диагностирована и к ребенку предъявлялись те же требования, что и к его сверстникам без нарушений

Задача родителей – проявлять к своему малышу постоянное внимание, создавать условия для его гармоничного роста и своевременно обращаться к специалистам в случае обнаружения тревожных симптомов и особенностей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: