Нетрадиционные виды самостоятельной работы студентов
Современному человеку не подходит для учебы то, что применяли в прошлом веке. Ученые выявили некоторые новые способы качественного усвоения информации.
Таблица «З-Х-У»
Данный графический прием поможет собрать информацию в одном месте, расширить и систематизировать знания по проблематике.
Ее можно применять как для самостоятельного одиночного обучения, так и для работы в группах.
Прием «Инсерт»
Речь идет о маркировке текста значками по мере прочтения:
«V» — уже знал
«+» — новое
«-» — думал иначе
«?» — не понял, есть вопросы
Эти значки можно проставлять на полях во время конспектирования, а затем составить полноценную табличку, в которой значки будут заглавиями граф.
Прием позволяет сделать процесс обучения зримым, обеспечивая более вдумчивое и внимательнее изучение материала.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Его хорошо использовать накануне экзамена, чтобы актуализировать знания по теме.
Чертим таблицу, первый столбец которой состоит из верных и неверных утверждений. Второй и третий столбик – до и после изучения вопроса. Там учащийся будет проставлять буквы В или Н, что соответствует утверждениям «верно» или «неверно».
№ | Верные и неверные утверждения | До слушания | После слушания |
1. | |||
2. |
Презентация по предмету «Математика» на тему: «Виды и формы самостоятельных работ на уроках математики.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Виды и формы самостоятельных работ на уроках математики.
2
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью.» Л.Н Толстой.
3
Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовать на различных уровнях: от воспро- изведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до состав- ления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Несмотря на то,что вопрос о самостоятельных ра- ботах стоит перед школой давно,этот метод обучения не всегда находит должного применения. Анализируя работу,вы можете убедиться,что самостоятельная ра- бота занимает всего 13% времени урока,причем и это время на уроке мало эффективно.
4
Иногда мы ее рассматриваем как самоцель,не обращая внимания на то,способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика. Иногда только все по алгоритму,без всякой творческой деятельности. В математике самостоятельная работа должна быть не самоцелью,она необходима для перевода знаний «извне» во внутреннее достояние учащихся. Но злоупот- реблять тоже вредно. Бывает,что учитель включает само- стоятельную работу без необходимости,ради разнообра- зия. Он должен знать место, виды и формы самосто- ятельной работы.
5
В зависимости от целей,которые ставятся перед самостоятельными работами бывают следующие виды: -обучающие; -тренировочные; -закрепляющие; -повторительные; -развивающие; -контрольные; -творческие.
6
Формы самостоятельных работ: -работа с книгой; -упражнения; -практические и лабораторные работы; -контрольные работы; -подготовка докладов,рефератов; -домашние опыты,наблюдения,просто домашняя работа -задания с выбором ответов; -самостоятельная работа с последующей проверкой; -проектная деятельность; -работа по алгоритму; -самостоятельная работа с указаниями к решению; -самостоятельная работа промежуточными записями; -вариативная самостоятельная работа; -математический диктант и экспресс-диктант; -работа по инструкции.
7
По инструкции: -индивидуально-образовательный маршрут; Использование индивидуально-образовательного маршрута способствует формированию познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их для решения конкретных математических за- дач,в новых более сложных ситуациях.Ученик учится раб- тать с научной литературой: -выделять необходимые и достаточные условия; -выявлять причинно-следственные связи; -анализировать и обобщать информацию. Он также учится плодотворно работать и добиваться успеха.
8
Модульная технология Преследует достижение следующихцелей: -включение каждого школьника в осознанную учебную деятельность; -создание для каждого школьника режима наибольшего благоприятствования (представление ему возможности продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе). -формирование у каждого школьника навыков самообучения и самоконтроля.
9
Существуют различные подходы к классификации самостоятельных работ. -в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности различают: -реконструктивно-вариативные; -эврестические; -творческие; -в соответствии с возложенной на них задачей: -обучающие; -контролирующие; -в соответствии с формой проведения: -устные; -письменные; -в зависимости от места проведения: -классные; -домашние; -по способу организации класса: -коллективные; -индивидуальные; -групповые;
10
-по способу контроля: -взаимопроверка; -контроль учителя; -по виду деятельности: -работа с учебником и литературой; -решение упражнений; -математические диктанты и сочинения; -практические и лабораторные работы; -тестовой опрос; -опрос-эстафета ; опрос-игра; -экспресс-диктант; -домашние опыты наблюдения; -техническое моделирование и конструирование; -подготовка докладов и рефератов.
11
НЕ ПРЕДМЕТ МАТЕМАТИКИ СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, А ЧЕЛОВЕК ЕГО ПОСТИГАЮЩИЙ
Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся
Цель самостоятельной работы учащегося – это научить ученика самостоятельно и осмысленно выполнять задания путем подбора материала, использования своих знаний и т.д.
Общие задачи самостоятельной работы учащихся состоят в следующем:
- научить учеников самостоятельной работе с источниками информации;
- научить применять знания, полученные в процессе обучения, в ходе выполнения самостоятельных заданий;
- формировать мышление, направленное на выполнение самостоятельных работ.
К частным задачам самостоятельной работы учащихся относят:
- формирование умения составления плана (алгоритма) выполнения самостоятельного задания;
- формирование навыка пользования собственными записями, конспектами и т.д.;
- формирование знаний, которые позволят ученику решать типовые задания;
- создание предпосылок для последующей творческой и исследовательской работы.
Функции самостоятельной работы учащихся:
- Образовательная (усвоение и закрепление учебного материала, систематизация знаний).
- Развивающая (развитие мышления, памяти, речи и т.д.)
- Воспитательная (формирование устойчивого мотива к процессу обучения и получению знаний, навыков самоорганизации и самоконтроля и т.п.).
Разновидности самостоятельной работы на уроках математики начальной школы
Самостоятельная работа может быть:
- Обучающего характера. Такая работа связана с познанием учебного материала. Она ориентирована на активизацию математического познания и активную работу каждого учащегося на уроке. Такая работа способствует восприятию программного материала начального школьного курса и способствует всестороннему развитию учащихся;
- Тренировочной направленности. Такая работа ориентирована на тренировку навыков совершения математических вычислений, решения задач. Задания тренировочного характера характеризуются однотипностью т.е. они направлены на закрепление навыков выполнения конкретных математических операций. В ходе данной самостоятельной работы, можно пользоваться алгоритмом выполнения различных математических операций;
- Контрольного типа. Она ориентирована на проверку знаний учащихся. Они являются достоверным отражением уровня знаний учащихся и направлены на отработку основных математических навыков;
- Закрепляющего характера. Она связана с закреплением учебного материала и оценкой уровня его усвоенности. Данные задания требуют использования разных математических правил и теорем для их решения. Они показывают пробелы в знаниях по конкретной теме;
- Развивающей направленности. Она связана с проведением экспериментальной, исследовательской деятельности. Учащиеся учатся проводить анализ конкретной математической области, темы, процесса;
- Творческого характера. Такая работа ориентирована на поиск нового знания, совершение открытий. Они требуют от учащихся не просто решения задачи по шаблону, а решение разными способами, применение нестандартных приемов.
Упражнения как вид самостоятельных работ
Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков.
Виды упражнений
Направленность упражнений
Устные упражнения
— сокращают время на выполнение задания;
— развивают произвольное внимание;
— приучают работать
Письменные упражнения
— предназначены для более сложных видов работ;
— обеспечивают возможность многократного просмотра, анализа, исправления;
— развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление;
— повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность;
— развивают самостоятельность и инициативу
Воспроизводящие упражнения
— упражнения по закреплению ранее изученного (известного)
— языки – правописание, грамматические и лексические правила;
— трудовое обучение;
— решение задач (математика, физика, химия);
— упражнения по приобретению навыков работы с приборами, механизмами
Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные)
— осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных
Комментированные
Упражнения
— фронтальные письменные работы всего класса по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания)
Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению учащимися примеров и задач
— выполнение упражнений по составлению примеров и задач на применение правил (упражнения по образцу)
Проблемно — поисковые упражнения
— развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление
Творческие устные и письменные работы
— направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий
Устные сочинения
— выступают одним из видов творческих работ
Письменные сочинения
— направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера
Доклады
— содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения
Графические работы
— предусматривают составление логико-структурных схем, графиков, диаграмм, чертежей, рисунков с целью углубленного осмысления и закрепления знаний, приобретения графических умений
Игровые упражнения (в настоящее время интенсивно развивающийся вид упражнения)
— вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость
Упражнения на обучающих машинах, компьютерах, вычислительной технике
— используются как для приобретения новых знаний, их закрепления, контроля успешности обучения, так и для выработки умений и навыков их практического использования
Упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием (учебно-трудовые упражнения)
— разрабатываются специальные упражнения, приучающие к работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оборудованием в столярных и слесарных мастерских, работе на станках и механизмах и т
п.
— обеспечивают применение теоретических знаний в практической деятельности
Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.
Условия формирования основ самостоятельной учебной деятельности
Определение 1
Самостоятельная учебная деятельность – это активная работа учащихся, ориентированная на теоретическое познание и практические действия в образовательном процессе с целью достижения конкретной дидактической цели.
Самостоятельная учебная деятельность – основа организации современного обучения. Она является фундаментом развития учащихся и основой эффективности реализации образовательной деятельности.
Рисунок 1. Самостоятельная работа учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самостоятельная работа учащихся приводит к их утверждению в образовательном процессе в качестве его субъектов. Она способствует:
- Постановке учащихся на новый уровень развития, при котором они обретают навыки принятия решений;
- Формированию навыков постановки целей и задач собственной образовательной деятельности;
- Актуализации знаний и навыков для решения различных образовательных задач;
- Формированию навыков планирования и прогнозирования;
- Анализу итогов образовательной деятельности, т.е. связи результата с плановыми показателями.
На начальном этапе школьного обучения, ребенок не обладает такими навыками. Они требуют постепенного развития.
Чтобы развить самостоятельность, необходимо соблюдать следующие условия:
Непрерывное расширение сферы использования знаний учащихся. Они должны применяться в разных ситуациях, для решения различных задач. Для этого осуществляется постепенное внутрипредметных связей и их переход к межпредметным.
Включение регулярной самостоятельной работы в образовательный процесс начальной школы. Необходимо придать ей систематичный характер, расширяя познавательные возможности учащихся и их мыслительные навыки.
Освоение выполнения полноценного действия. Это реализуется через поэтапную работу, основанную на выполнении отдельных операций целостного действия.
Недопустимость представления готового действия, операции и его выполнения по шаблону. Необходимо учить ребенка самостоятельному поиску способов действия.
Развитие осознанного восприятия учебной деятельности и ее значимости
Важно, дать младшим школьникам понимание того, что отдельные знания и навыки не являются приоритетными. Необходимо овладеть целостной структурой учебной деятельности.
Творческая ориентация учебной деятельности
Предполагается выбор таких методов и средств обучения, которые способствуют развитию креативного мышления и проявлению творческих навыков решения учебных задач.
Следует отметить, что в основе развития самостоятельной учебной деятельности младших школьников лежит творческий тип образовательной работы. При этом, он находится в связи и зависимости от репродуктивной деятельности, лежащей в основе творчества.
Основные виды самостоятельных работ учащихся
Домашняя работа
Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.
Содержание домашнего задания:
- усвоение изучаемого материала,
- выполнение устных и письменных упражнений, творческих работ,
- подготовка докладов по материалу (в старших классах и в вузах),
- проведение наблюдений,
- выполнение практических и лабораторных работ,
- создание таблиц, схем, диаграмм по материалу.
Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.
Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося
Работа с книгой
Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.
В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:
- Составление сложного или простого плана.
- Ведение конспекта.
- Создание реферата.
Составление сложного или простого плана
При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов.
Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.
Встречаются следующие типы планов:
- вопросный,
- назывной,
- тезисный,
- план-опорная схема.
Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:
- прочитать текст для его осмысления,
- повторно прочитать и определить смысловые границы – места, где одна мысль сменяется следующей,
- дать название каждому смысловому фрагменту (это и станет в будущем пунктом плана),
- пробежаться по тексту и убедиться, что смысловые границы установлены правильно.
Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.
Ведение конспекта
Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.
В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.
Типы конспектов:
- Плановый – пишут на основе плана книги/статьи. На одну часть конспекта составляется один пункт плана.
- Тематический – составляют на базе нескольких источников, чтобы предоставить максимально полный ответ на поставленный вопрос.
- Текстуальный – предоставляют в виде выписывания цитат из книг и статей.
- Свободный – состоит из выписок, цитат, тезисов.
Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.
Создание реферата
Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.
В зависимости от цели написания рефераты могут быть:
- библиографические – бывают индикативные (реферат-резюме) и информативные (реферат-конспект), монографические (по одному произведению), обзорные (по нескольким произведениям одной тематики), общие (для широкого круга читателей), специализированные (для специалистов в отдельной области), реферативный журнал (периодическое издание, где печатают только рефераты);
- учебные – пишут для глубокого изучения материала;
- научно-популярные – пишут на основе научных статей для научно-популярных изданий с целью рассказать о научных открытиях.
Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:
- Выбрать тему.
- Подобрать и изучить основные источники по проблеме.
- Составить список литературы.
- Обработать и систематизировать информацию.
- Разработать план реферата.
- Написать реферат.
Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.