Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная работа обучающихся
как важная составляющая учебно–
познавательной деятельности | дополнительное образование  | современный урок

Нетрадиционные виды самостоятельной работы студентов

Современному человеку не подходит для учебы то, что применяли в прошлом веке. Ученые выявили некоторые новые способы качественного усвоения информации.

Таблица «З-Х-У»

Данный графический прием поможет собрать информацию в одном месте, расширить и систематизировать знания по проблематике.

Ее можно применять как для самостоятельного одиночного обучения, так и для работы в группах. 

Прием «Инсерт»

Речь идет о маркировке текста значками по мере прочтения:
«V» — уже знал
«+» — новое
«-» — думал иначе
«?» — не понял, есть вопросы

Эти значки можно проставлять на полях во время конспектирования, а затем составить полноценную табличку, в которой значки будут заглавиями граф.

Прием позволяет сделать процесс обучения зримым, обеспечивая более вдумчивое и внимательнее изучение материала. 

Прием «Верные и неверные утверждения»

Его хорошо использовать накануне экзамена, чтобы актуализировать знания по теме.

Чертим таблицу, первый столбец которой состоит из верных и неверных утверждений. Второй и третий столбик – до и после изучения вопроса. Там учащийся будет проставлять буквы В или Н, что соответствует утверждениям «верно» или «неверно».

Верные и неверные утверждения До слушания После слушания
  1.     
  2.     

Презентация по предмету «Математика» на тему: «Виды и формы самостоятельных работ на уроках математики.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Виды и формы самостоятельных работ на уроках математики.

2

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью.» Л.Н Толстой.

3

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовать на различных уровнях: от воспро- изведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до состав- ления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Несмотря на то,что вопрос о самостоятельных ра- ботах стоит перед школой давно,этот метод обучения не всегда находит должного применения. Анализируя работу,вы можете убедиться,что самостоятельная ра- бота занимает всего 13% времени урока,причем и это время на уроке мало эффективно.

4

Иногда мы ее рассматриваем как самоцель,не обращая внимания на то,способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика. Иногда только все по алгоритму,без всякой творческой деятельности. В математике самостоятельная работа должна быть не самоцелью,она необходима для перевода знаний «извне» во внутреннее достояние учащихся. Но злоупот- реблять тоже вредно. Бывает,что учитель включает само- стоятельную работу без необходимости,ради разнообра- зия. Он должен знать место, виды и формы самосто- ятельной работы.

5

В зависимости от целей,которые ставятся перед самостоятельными работами бывают следующие виды: -обучающие; -тренировочные; -закрепляющие; -повторительные; -развивающие; -контрольные; -творческие.

6

Формы самостоятельных работ: -работа с книгой; -упражнения; -практические и лабораторные работы; -контрольные работы; -подготовка докладов,рефератов; -домашние опыты,наблюдения,просто домашняя работа -задания с выбором ответов; -самостоятельная работа с последующей проверкой; -проектная деятельность; -работа по алгоритму; -самостоятельная работа с указаниями к решению; -самостоятельная работа промежуточными записями; -вариативная самостоятельная работа; -математический диктант и экспресс-диктант; -работа по инструкции.

7

По инструкции: -индивидуально-образовательный маршрут; Использование индивидуально-образовательного маршрута способствует формированию познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их для решения конкретных математических за- дач,в новых более сложных ситуациях.Ученик учится раб- тать с научной литературой: -выделять необходимые и достаточные условия; -выявлять причинно-следственные связи; -анализировать и обобщать информацию. Он также учится плодотворно работать и добиваться успеха.

8

Модульная технология Преследует достижение следующихцелей: -включение каждого школьника в осознанную учебную деятельность; -создание для каждого школьника режима наибольшего благоприятствования (представление ему возможности продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе). -формирование у каждого школьника навыков самообучения и самоконтроля.

9

Существуют различные подходы к классификации самостоятельных работ. -в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности различают: -реконструктивно-вариативные; -эврестические; -творческие; -в соответствии с возложенной на них задачей: -обучающие; -контролирующие; -в соответствии с формой проведения: -устные; -письменные; -в зависимости от места проведения: -классные; -домашние; -по способу организации класса: -коллективные; -индивидуальные; -групповые;

10

-по способу контроля: -взаимопроверка; -контроль учителя; -по виду деятельности: -работа с учебником и литературой; -решение упражнений; -математические диктанты и сочинения; -практические и лабораторные работы; -тестовой опрос; -опрос-эстафета ; опрос-игра; -экспресс-диктант; -домашние опыты наблюдения; -техническое моделирование и конструирование; -подготовка докладов и рефератов.

11

НЕ ПРЕДМЕТ МАТЕМАТИКИ СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, А ЧЕЛОВЕК ЕГО ПОСТИГАЮЩИЙ

Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся

Цель самостоятельной работы учащегося – это научить ученика самостоятельно и осмысленно выполнять задания путем подбора материала, использования своих знаний и т.д.

Общие задачи самостоятельной работы учащихся состоят в следующем:

  • научить учеников самостоятельной работе с источниками информации;
  • научить применять знания, полученные в процессе обучения, в ходе выполнения самостоятельных заданий;
  • формировать мышление, направленное на выполнение самостоятельных работ.

К частным задачам самостоятельной работы учащихся относят:

  • формирование умения составления плана (алгоритма) выполнения самостоятельного задания;
  • формирование навыка пользования собственными записями, конспектами и т.д.;
  • формирование знаний, которые позволят ученику решать типовые задания;
  • создание предпосылок для последующей творческой и исследовательской работы.

Функции самостоятельной работы учащихся:

  1. Образовательная (усвоение и закрепление учебного материала, систематизация знаний).
  2. Развивающая (развитие мышления, памяти, речи и т.д.)
  3. Воспитательная (формирование устойчивого мотива к процессу обучения и получению знаний, навыков самоорганизации и самоконтроля и т.п.).

Разновидности самостоятельной работы на уроках математики начальной школы

Самостоятельная работа может быть:

  • Обучающего характера. Такая работа связана с познанием учебного материала. Она ориентирована на активизацию математического познания и активную работу каждого учащегося на уроке. Такая работа способствует восприятию программного материала начального школьного курса и способствует всестороннему развитию учащихся;
  • Тренировочной направленности. Такая работа ориентирована на тренировку навыков совершения математических вычислений, решения задач. Задания тренировочного характера характеризуются однотипностью т.е. они направлены на закрепление навыков выполнения конкретных математических операций. В ходе данной самостоятельной работы, можно пользоваться алгоритмом выполнения различных математических операций;
  • Контрольного типа. Она ориентирована на проверку знаний учащихся. Они являются достоверным отражением уровня знаний учащихся и направлены на отработку основных математических навыков;
  • Закрепляющего характера. Она связана с закреплением учебного материала и оценкой уровня его усвоенности. Данные задания требуют использования разных математических правил и теорем для их решения. Они показывают пробелы в знаниях по конкретной теме;
  • Развивающей направленности. Она связана с проведением экспериментальной, исследовательской деятельности. Учащиеся учатся проводить анализ конкретной математической области, темы, процесса;
  • Творческого характера. Такая работа ориентирована на поиск нового знания, совершение открытий. Они требуют от учащихся не просто решения задачи по шаблону, а решение разными способами, применение нестандартных приемов.

Упражнения как вид самостоятельных работ

Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков. 

Виды упражнений
Направленность упражнений
Устные упражнения
— сокращают время на выполнение задания;
— развивают произвольное внимание;
— приучают работать
Письменные упражнения
— предназначены для более сложных видов работ;
— обеспечивают возможность многократного просмотра, анализа, исправления;
— развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление;
— повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность;
— развивают самостоятельность и инициативу
Воспроизводящие упражнения
— упражнения по закреплению ранее изученного (известного)
— языки – правописание, грамматические и лексические правила;
— трудовое обучение;
— решение задач (математика, физика, химия);
— упражнения по приобретению навыков работы с приборами, механизмами
Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные)
— осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных
Комментированные
Упражнения
— фронтальные письменные работы всего класса по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания)
Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению учащимися примеров и задач
— выполнение упражнений по составлению примеров и задач на применение правил (упражнения по образцу)
Проблемно — поисковые упражнения
— развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление
Творческие устные и письменные работы
— направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий
Устные сочинения
— выступают одним из видов творческих работ
Письменные сочинения
— направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера
Доклады    
— содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения
Графические работы
— предусматривают составление логико-структурных схем, графиков, диаграмм, чертежей, рисунков с целью углубленного осмысления и закрепления знаний, приобретения графических умений
Игровые упражнения (в настоящее время интенсивно развивающийся вид упражнения)
— вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость
Упражнения на обучающих машинах, компьютерах, вычислительной технике
— используются как для приобретения новых знаний, их закрепления, контроля успешности обучения, так и для выработки умений и навыков их практического использования
Упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием (учебно-трудовые упражнения)
— разрабатываются специальные упражнения, приучающие к работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оборудованием в столярных и слесарных мастерских, работе на станках и механизмах и т

п.
— обеспечивают применение теоретических знаний в практической деятельности

Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.

Условия формирования основ самостоятельной учебной деятельности

Определение 1

Самостоятельная учебная деятельность – это активная работа учащихся, ориентированная на теоретическое познание и практические действия в образовательном процессе с целью достижения конкретной дидактической цели.

Самостоятельная учебная деятельность – основа организации современного обучения. Она является фундаментом развития учащихся и основой эффективности реализации образовательной деятельности.

Рисунок 1. Самостоятельная работа учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Самостоятельная работа учащихся приводит к их утверждению в образовательном процессе в качестве его субъектов. Она способствует:

  1. Постановке учащихся на новый уровень развития, при котором они обретают навыки принятия решений;
  2. Формированию навыков постановки целей и задач собственной образовательной деятельности;
  3. Актуализации знаний и навыков для решения различных образовательных задач;
  4. Формированию навыков планирования и прогнозирования;
  5. Анализу итогов образовательной деятельности, т.е. связи результата с плановыми показателями.

На начальном этапе школьного обучения, ребенок не обладает такими навыками. Они требуют постепенного развития.

Чтобы развить самостоятельность, необходимо соблюдать следующие условия:

Непрерывное расширение сферы использования знаний учащихся. Они должны применяться в разных ситуациях, для решения различных задач. Для этого осуществляется постепенное внутрипредметных связей и их переход к межпредметным.
Включение регулярной самостоятельной работы в образовательный процесс начальной школы. Необходимо придать ей систематичный характер, расширяя познавательные возможности учащихся и их мыслительные навыки.
Освоение выполнения полноценного действия. Это реализуется через поэтапную работу, основанную на выполнении отдельных операций целостного действия.
Недопустимость представления готового действия, операции и его выполнения по шаблону. Необходимо учить ребенка самостоятельному поиску способов действия.
Развитие осознанного восприятия учебной деятельности и ее значимости

Важно, дать младшим школьникам понимание того, что отдельные знания и навыки не являются приоритетными. Необходимо овладеть целостной структурой учебной деятельности.
Творческая ориентация учебной деятельности

Предполагается выбор таких методов и средств обучения, которые способствуют развитию креативного мышления и проявлению творческих навыков решения учебных задач.
Следует отметить, что в основе развития самостоятельной учебной деятельности младших школьников лежит творческий тип образовательной работы. При этом, он находится в связи и зависимости от репродуктивной деятельности, лежащей в основе творчества.

Основные виды самостоятельных работ учащихся

Домашняя работа

Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.

Содержание домашнего задания:

  • усвоение изучаемого материала,
  • выполнение устных и письменных упражнений, творческих работ,
  • подготовка докладов по материалу (в старших классах и в вузах),
  • проведение наблюдений,
  • выполнение практических и лабораторных работ,
  • создание таблиц, схем, диаграмм по материалу.

Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.

Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося

Работа с книгой

Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.

В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:

  1. Составление сложного или простого плана.
  2. Ведение конспекта.
  3. Создание реферата.

Составление сложного или простого плана

При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов. 

Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.

Встречаются следующие типы планов:

  • вопросный,
  • назывной,
  • тезисный,
  • план-опорная схема.

Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:

  • прочитать текст для его осмысления,
  • повторно прочитать и определить смысловые границы – места, где одна мысль сменяется следующей,
  • дать название каждому смысловому фрагменту (это и станет в будущем пунктом плана),
  • пробежаться по тексту и убедиться, что смысловые границы установлены правильно.

Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.

Ведение конспекта

Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.

В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.

Типы конспектов:

  1. Плановый – пишут на основе плана книги/статьи. На одну часть конспекта составляется один пункт плана.
  2. Тематический – составляют на базе нескольких источников, чтобы предоставить максимально полный ответ на поставленный вопрос.
  3. Текстуальный – предоставляют в виде выписывания цитат из книг и статей.
  4. Свободный – состоит из выписок, цитат, тезисов.

Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.

Создание реферата

Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.

В зависимости от цели написания рефераты могут быть:

  • библиографические – бывают индикативные (реферат-резюме) и информативные (реферат-конспект), монографические (по одному произведению), обзорные (по нескольким произведениям одной тематики), общие (для широкого круга читателей), специализированные (для специалистов в отдельной области), реферативный журнал (периодическое издание, где печатают только рефераты);
  • учебные – пишут для глубокого изучения материала;
  • научно-популярные – пишут на основе научных статей для научно-популярных изданий с целью рассказать о научных открытиях.

Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:

  1. Выбрать тему.
  2. Подобрать и изучить основные источники по проблеме.
  3. Составить список литературы.
  4. Обработать и систематизировать информацию.
  5. Разработать план реферата.
  6. Написать реферат.

Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: