Публикация «Актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были эффективны в достижении поставленной цели.
В связи с этим особо остро встает вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала?»
На помощь приходит природное любопытство – качество, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Подобную деятельность Н. Н. Поддъяков — психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания, назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие показатели: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» .
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно — следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Экспериментальная деятельность, проводимая педагогом в игровой форме, ближе и доступнее ребенку и как следствие более эффективна. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
К сожалению возможности дошкольного детства, в решении этих задач еще недооцениваются. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности, его активное внедрение в практику работы педагога дошкольного образовательного учреждения.
Список использованной литературы
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М., 2001.
- Беловолов В.А. Психолого-педагогические аспекты внедрения активных методов в учебный процесс / В.А. Беловолов, С.П. Беловолова // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития школы: Сборник научных трудов. – Новосибирск, 1997.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. Дидактики: Учеб. Пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. Школ и в качестве учеб. Пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Н. Снаткина. – М., 1982.
- Каратаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М., 2003.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. – М., 2003.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М., 1991.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1982.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. Пособие для студ. Пед. институтов. – М., 1979.
- Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000.
1 Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М., 2001. (стр. 46)
2 Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. Дидактики: Учеб. Пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. Школ и в качестве учеб. Пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Н. Снаткина. – М., 1982. (стр. 181)
3 Каратаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М., 2003. (стр. 47)
4 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. – М.,
2003. (стр.169)
5 Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М., 1991. (стр. 48)
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Использование методов интерактивного обучения для активизации учебной деятельности учащихся
Данные методы основаны на сотрудничестве и взаимодействии учащихся. Обучение интерактивной направленности приобретает форму диалогового взаимодействия между участниками образовательной деятельности.
Такие методы обучения способствуют увлечению учащихся. Они интересуются происходящим на уроке, занимая активную позицию в образовательном процессе.
В учебном процессе применяются следующие методы интерактивного обучения, активизирующие учащихся на познание и развитие:
- Метод мозгового штурма. Он основан на постановке темы учебного занятия в виде проблемы. Учащиеся выдвигают варианты ее разрешения. Набирается совокупность идей, из которых выбирается рациональная;
- Метод кластеров. Он базируется на постановке темы и составлении учениками ключевых слов и ассоциаций по ней;
- Метод дискуссии. Он опирается на коллективное обсуждение проблемы и совместный поиск вариантов ее разрешения;
- Метод деловых игр. Он основывается на построении учебного занятия в виде игры. Каждый участник получает определенную роль, связанную с примериванием на себя разных профессий. Роль определяет функции и направления деятельности учащихся;
- Метод проектного обучения. Он основан на индивидуальных и групповых проектах по конкретной теме. Проекты реализуются посредством проведения исследовательской и аналитической деятельности;
- Метод древа решений. Он базируется на составлении дерева, ветки которого заполняются предложениями по разрешению конкретной ситуации.
Данные методы активизируют работу педагога и учащегося, побуждают на энергичные действия, ликвидируют традиционные формы взаимодействия участников образовательной деятельности.
Технология проблемного обучения как средство активизации учебной деятельности
Технология проблемного обучения – это способ организации образовательной деятельности, в основе которого лежит создание проблемной ситуации, требующей разрешения учащимися при совместной работе с педагогом для получения нового знания, совершения открытий.
Проблемное обучения основывается на проблемной ситуации, задаче, разрешение которой дает учащимся новые знаний и способы деятельности. Любая проблема приводит к возникновению у учащихся вопросов, затрагивающих варианты ее разрешения, причины возникновения и т. д. Это является импульсом, побуждающим к познанию, что является основой развития познавательной активности учащихся.
На уроках могут быть применены следующие виды проблемных ситуаций:
- Ситуация «выбор». Она основывается на совокупности готовых решений, которые предлагаются учащимся. Некоторые из них являются кардинально неверными, а некоторые не совсем подходящими. Учащимся необходимо выбрать оптимальное решение;
- Ситуация «предложение». Она основывается на предложении педагогом нестандартных решений поставленной задачи. От учащихся требуется проверка их целесообразности и возможности применения;
- Ситуация «неопределенность». Она связана с недостатком информации по проблеме, что приводит к необходимости ее поиска для нахождения однозначного решения;
- Ситуация «опровержение». Она основывается на необходимости доказать неактуальность, нецелесообразность какого-то способа действия, метода решения задачи, проекта;
- Ситуация «неожиданность». Она основывается на нестандартности ситуации, наличии у нее парадоксальных признаков. Это требует творческого подхода к ее разрешению, с использованием оригинальных решений;
- Ситуация «конфликт». Она основывается на наличие противостояния: единство и борьба противоположностей.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дмитриева Аделина Владимировна
Ключевые слова: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; УСПЕХ; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС; COGNITIVE ACTIVITY; SUCCESS; COGNITIVE INTEREST.
Аннотация: В статье рассматривается важность активного познания мира для развития детей. Статья подчеркивает, что активизация познавательной деятельности является основой успешного обучения и развития ребенка
Познавательная деятельность является важной составляющей развития ребенка. Она помогает формировать не только знания, но и умения решать задачи, развивает логическое и аналитическое мышление, способствует развитию творческого потенциала и саморазвитию ребенка в будущем
Активизация познавательной деятельности младших школьников является основой успешного обучения и развития ребенка.
В младшем школьном возрасте дети находятся на стадии активного познания мира. Они жаждут новых знаний и умений, а также стремятся разобраться во всем, что их окружает
Важно учить детей активно исследовать мир, задавать вопросы, искать ответы и решать задачи. Однако это требует от педагогов особого подхода к организации учебного процесса
Одним из методов активизации познавательной деятельности младших школьников является использование интерактивных и инновационных методик. Применение таких методов помогает вовлечь детей в процесс обучения, развить их интерес к предметам и повысить мотивацию к учебе. Например, проведение уроков в игровой форме, использование визуальных материалов и технологий, создание ситуаций, стимулирующих самостоятельное исследование и творчество.
Важной частью активизации познавательной деятельности является индивидуальный подход к каждому ребенку. У каждого ребенка есть свои особенности, интересы и потребности
Педагог должен уметь создать условия, при которых каждый ребенок сможет самостоятельно развиваться и обучаться. Это может быть достигнуто путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и предоставления ему возможностей для самореализации и раскрытия своих талантов.
Также активизация познавательной деятельности младших школьников требует создания стимулирующей обучающей среды. Школа должна быть местом, где дети чувствуют себя комфортно и мотивированными к обучению
Важно создать атмосферу, в которой дети смогут свободно выражать свои мысли и идеи, задавать вопросы и делать ошибки, так как это является важной частью процесса обучения и развития
Наконец, позволение младшим школьникам самостоятельно исследовать и творчески решать задачи — ключевой элемент активизации их познавательной деятельности. Дети должны учиться мыслить самостоятельно, принимать решения и решать проблемы. Это поможет им развить критическое мышление, логику и аналитические навыки, которые впоследствии понадобятся им в жизни.
Активизация познавательной деятельности младших школьников является важной задачей для педагогов и родителей. Она поможет детям развиваться, учиться и успешно адаптироваться в обществе
Педагоги, создавая условия для активного познания мира, смогут помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал и достичь успехов в учебе и развитии.