Профилактика дисграфии в системе комплексной коррекционной работы по преодолению онр у дошкольников

Дисграфия как научное явление и её предупреждение у детей старшего дошкольного возраста с онр | статья в журнале «молодой ученый»

Правила профилактики дисграфии

Главное условие успешности превентивных занятий – ранее выявление симптоматики нарушения речи. Коррекционная работа организовывается в зависимости от механизма и причин расстройства.

С дошкольниками отрабатывают правильную артикуляцию сложных фонем, предупреждая подмену звуков другими из схожих фонетических групп, формируют образное восприятие чужой речи. Если малыш пропускает слоги или меняет их местами, это свидетельствует о предпосылках развития дислексии и дисграфии в более старшем возрасте.

Логопед в детском саду проводит углубленное исследование свободной речи дошкольников. Коррекционные упражнения направлены на создание четких стереотипов произношения слов. Это помогает малышу овладеть не только устной, но и письменной речью. Воспитатель проводит занятия по развитию способностей пространственного и образного мышления. По окончании коррекционной работы малышей повторно тестируют для определения уровня сформированности речи.

Как и любое нарушение, дисграфию легче предупредить, чем затем скорректировать. Поскольку обычного школьного обучения грамоте недостаточно для устранения расстройства речи. Логопедическая работа направлена на формирование высших психических функций, которые требуются для овладения навыками чтения и письма. Для этого проводят коррекционные занятия, включающие дидактические игры и выполнение специальных упражнений. Направлены логопедические занятия на развитие у дошкольников:

  • понятий о геометрической форме предмета, его цвете и размере;
  • зрительной памяти (для этого ребенка просят назвать, какой предмет пропал или нарисовать увиденную картинку по памяти).

Для развития ориентации в пространстве, а также способностей выразить словами пространственные отношения, малышей учат использовать предлоги, а также понимать их смысловое значение (вверх, вниз, слева, справа, за или перед (чем-то)).

Характеристика нарушения

Дисграфия основывается на недоразвитии способностей различать и сопоставлять предметы, ориентироваться в пространстве, проводить анализ и синтез. В результате ребенок подменяет буквы или пишет их неправильно.  Таким образом, причина дисграфического расстройства – нарушение зрительного гнозиса или его несформированность.

Русские буквы содержат общий набор элементов, включающий палочки, крючки и круги, а также несколько особенных. Комбинация этих элементов формирует различные буквенные символы.

Чаще всего при написании букв наблюдаются такие ошибки:

  • Пропуск составных элементов буквенного символа (недостающее количество крючков или палочек). Например, «и» вместо «ш» или «п» вместо «т».
  • Прибавление несуществующих элементов. В результате ребенок путает «ж» и «х», «щ» и «ш», «м» и «л».
  • Пропуск соединительного звена в буквах «ю», «а».
  • Зеркальное написание букв. Особенно страдают «з» и «э».

Если сложности с письмом и чтением своевременно не выявлены, а родители не могут или не хотят помочь ребенку, это вызывает трудности с дальнейшим школьным обучением и приводит к эмоциональным переживаниям. У детей появляется немотивированная агрессия (вербальная или физическая), они не хотят делать уроки или выполняют задания только под угрозой наказания.

Состояние аффекта – результат скрываемой тревожности и снижения самооценки. Такие изменения характера могут стать необратимыми. Вот почему предупреждение дисграфии стоит начинать не после поступления в школу, а в дошкольном возрасте до начала обучения грамоте.

Предупреждение дисграфии у дошкольников с ОНР

Определение 1

ОНР (общее недоразвитие речи) — это одно из нарушений формирования всех сторон речи, то есть звуковой, лексико-грамматической и семантической, проявляющееся в наличии разных сложных речевых расстройств у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом.

Дети с ОНР имеют неполноценное развитие речевых и неречевых предпосылок и наиболее подвержены риску возникновению дисграфии. Известен ряд методик коррекции и профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста.

Одним из авторов, занимающихся этим направлением работы, является Парамонова Л.Г., предложившая осуществлять меры профилактики, начиная с раннего детства. В этот период Парамонова считает необходимым как можно более полно реализовывать профилактических меры медицинского характера, и уже на их фоне приступать к реализации психолого-педагогической части комплекса

Особое внимание необходимо уделять полноценному развитию устной речи детей. В среднем и старшем дошкольном возрасте основным содержанием профилактической работы должно быть устранение у детей возможных предпосылок дисграфии

В таком случае работу нужно направлять на реализацию следующих задач:

  • формировать навыки слуховой дифференциации звуков речи;
  • формировать навыки элементарного фонематического анализа слов;
  • развивать оптико-пространственные представления, а также навыки зрительного анализа и синтеза;
  • формировать навыки словоизменения и словообразования;
  • обогащать словарный запас.

Корнев А.Н. подразделял профилактику дисграфии на первичную и вторичную.

Первичная профилактика предполагает устранение основных этиологических факторов, которые имеют непосредственное отношение к дисграфии, то есть проведение следующих мероприятий:

  • предупреждение возможных патологий плода и новорожденного через охрану здоровья будущей матери и беременной, профилактика осложнений беременности и родового травматизма.
  • снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  • ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  • ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений у детей.
  • подбор адекватных методов обучения грамоте у детей-билингвов.
  • работа с неблагополучными семьями, в которых дети не посещают детский сад.

Основой вторичной профилактики выступают:

Своевременное выявление детей групп риска и проведение с ними коррекционно-профилактических работ.
Исправление фонетико-фонематических нарушение и формирование функционального базиса письма, то есть развитие необходимых речевых функций и навыков, а именно звуковой стороны речи, слухового внимания, фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза.
Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, а также формирование изобразительно-графических способностей, например, штриховки, обводки и пр.
Развитие сукцессивных способностей посредством упражнений, которые развивают способности к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений

Развитие умения концентрироваться, распределять и переключать внимание.

Коноваленко С.В. разработала несколько мер, направленных на профилактику дисграфии у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте

Она предложила проводить работу по следующим направлениям: учить различать группы звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, а также проводить звуковой анализ и кодирование слов и слогов, развивать мелкую моторику и увеличивать скорость письма, развивать зрительное и слуховое внимание, общую координацию движений, моторную, зрительную и слуховую память

Проблема подготовки детей к обучению в школе

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, осложняется и затягивается период адаптации к школе, у них значительно чаще проявляются трудности в усвоении материала; среди них гораздо больше неуспевающих, и именно у них в большинстве случаев отмечается ухудшение состояния здоровья и частые болезни.

Известно, что значительное число не готовых к школе детей имеют сниженную успеваемость, а, следовательно, можно говорить о том, что определение готовности может выступать одной из мер профилактики неуспеваемости.

Только в 2019 году в школы России поступили 1,8 млн. первоклассников , этот факт нам говорит о том, что огромное количество детей ежегодно нуждаются в развитии компонентов психологической готовности к школе.

Многие новые концепции и методики в содержании образования и обучения, основываются в настоящее время на создании гуманной окружающей ребенка среды, в которой личность ребенка развивается наиболее полно и свободно на благо общества. Но далеко не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль ученика, которую предлагает ему школьный социум.

В современном научном знании признанно, что готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Проблема формирования компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к школе рассматривается в отечественной и зарубежной психологии. Но мнения на эту проблемы различны, например, зарубежные ученые (С. Штрембел , А. Анастази и т. д.) рассматривали проблему с точки зрения школьной зрелости. Что касается отечественных психологов (Д. Б. Эльконин , Л.И. Божович , Л.С. Выготский , и т. д.) то они основывались на теоретическом обосновании данной проблемы.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что психологическая готовность ребенка 6-7 лет к школьному обучению развивается в течение всего дошкольного детства и считается комплексным и многокомпонентным образованием, содержащим в себе личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность.

Таким образом, можно выделить следующие теоретические и практические противоречия:

– между потребностью психологической отрасли в наличии исследований по проблемам развития компонентов психологической готовности к школе и отсутствием системы знаний по этим вопросам;

– между возрастающим количеством требований к школьному процессу обучения, увеличивающим требования к поступающим в школу первоклассникам, и недостаточной разработанностью основ деятельности психолога для сопровождения детей 6-7 лет в развитии компонентов психологической готовности к школе.

Принципы логопедического воздействия

При разработке и проведении профилактической работы с детьми, имеющими ОНР, за основу были положены следующие принципы:

1. Принцип комплексности реализовывался путем осуществления коррекционной работы направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у детей с онр.

2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи, на компоненты:

3. Онтогенетический — последовательность логопедической работы определяется появлением тех или иных форм в гипотезе.

4. Патогенетический — в основе всех нарушений определяется механизм, нарушение какой-то психической функции.

5. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий.

Коррекция нарушений письма — целостная единая система, но в этой системе выделяются определенные этапы, каждый этап выделяется своими целями, задачами, методами работы.

Необходимо учитывать теорию формирования умственных действий (по П.Я. Гамперину). Согласно этой теории всякое умственное действие проходит несколько этапов своего формирования: ориентацию, реализацию, контроль.

6. Принцип развития — постоянный переход от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития (по Выготскому).

7

Принцип деятельного подхода — необходимо учитывать структуру деятельности, важно создавать мотив, заинтересовать ребенка

8. Принцип максимального использования наглядности, особенно на начальных этапах работы.

9. Учет особенностей высших психических функций, обеспечивающих овладение письмом, у детей с ОНР.

Одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом является сформированность комплекса речевых и не речевых психических функций и процессов. Профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам с ОНТ перед поступлением в школу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: