Распространенные признаки дефекта
- Нарушение письменной и устной речи. В дошкольном возрасте у таких детей нередко можно отметить дизартрию и дислалию, а при поступлении в школу у ребенка недоразвитая речь.
- Тяжелый соматический статус. У таких детей можно выявить поражение центральной нервной системы, что провоцирует трудности в процессе обучения. Также в группу риска входят постоянно болеющие дети дошкольного возраста.
- Незрелость. Она проявляется в самом начале обучения в возрасте 6,5 лет. Мозг в этом возрасте еще не успел подготовиться и созреть до освоения школьной программы. Также спровоцировать проблему может психосоматическая ослабленность или педагогическая запущенность.
Патогенез и классификация дизорфографии
Основой дизорфографии являются трудности овладения морфологическими и традиционными принципами письма. Морфемный принцип основан на одинаковом написании частей слова в сильной и слабой позиции. Традиционным принципом орфографии предполагается запоминание словарных слов с опорой на проговаривание, речедвигательную и кинестетическую память. В начальной школе трудности при овладении навыками орфографии можно объяснить:
- несформированными языковыми функциями – уровню речевого развития детей с дизорфографией характерен ограниченный набор лексических единиц, недостаточное владение навыками словообразования и единиц, недостаточное владение навыками словообразования и словоизменения;
- несформированной ВПФ – неоконченная латерализация речевых функций, дефицит произвольного внимания и нарушения речеслуховой памяти могут выступать в качестве предпосылок для возникновения орфографических ошибок.
Неоднородное проявление и тяжесть дизорфографии привели к тому, что ее оценивают с разных точек зрения. В связи с чем выделено несколько оснований для ее классификации, но наиболее распространена классификация на основании нарушения грамматических категорий и степени выраженности. В соответствии с лингвистическим подходом, принято выделять три типа дизорфографии:
- морфологическую – стойкие и множественные ошибки, проявляющиеся во время написания орфографически сложных слов. Ученик не может на письме выделить нужную орфограмму и применить к ней изученное правило;
- синтаксическую – часто ошибки возникают при определении и обозначении связей в предложении. Обычно это проявляется в неумении правильно расставлять знаки препинания между частями и отдельными членами предложения;
- смешанную – состоит из систематических грамматических и пунктуационных ошибок, которые не исчезают самостоятельно.
Учитывая количество ошибок в пересчете на 100 орфограмм, и способность решать учебные задачи, выделяют три степени дизорфографии:
- легкая – 15-20% орфографических ошибок в письменных работах. Большинство заданий и упражнений ученик выполняет на оценку выше средней. а остальные – на среднем и высоком уровне;
- средняя – 20-30% ошибок в письменной речи, большая часть заданий выполняется на среднем уровне;
- тяжелая – 30-50% и более ошибок, более половины заданий оцениваются ниже среднего.
Симптомы и диагностика дизорфографии
Грамматические ошибки у учеников с дизорфографией полиморфны, повторяемы и стойки. Ошибки проявляются на втором году обучения, их количество и разнообразие постоянно растет, что связано с плохим знанием предыдущего учебного материала, усложнением видов письменной речи, например, появлением сочинений и изложений, а также изучением более сложных правил орфографии. Дети затрудняются в усвоении школьной программы по русскому языку.
Ученики, с дизорфографией могут заучивать правила, но не могут повторить их своими словами и применить на письме. Не обладая морфемным анализом, дети испытывают трудности при различении и написании предлогов и приставок и не могут выделить корень, суффикс и окончание в слове. Так как лексический запас у таких детей ограничен, они затрудняются с подбором однокоренных слов, чтобы проверить орфограммы.
Выявлять детей с дизорфографией должен школьный логопед. В начале учебного года специалист должен проводить обследование каждого ученика начальной школы, а для учащихся 2-4 классов, должен проводиться анализ также письменных работ. В процессе логопедической диагностики оценивают:
- степень понимания речи;
- владение связной речью и грамматическими нормами;
- сформированность звукопроизношения и звукослоговой структуры слова;
- объем словаря.
Изучая письменные работы логопеду необходимо обратить внимание на наличие и преобладающий тип грамматических ошибок, определить степень тяжести нарушения и его характер. Дизорфографию следует дифференцировать от дисграфии, основа которой – нарушения фонематических принципов письма
Также, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть следствием частых заболеваний ребенка и пропусков школы, педагогической запущенности, перевода ребенка на обучение к другому учителю или на другую программу. В таком случае грамматические пробелы носят нестойкий характер и могут преодолеваться при объяснении и усвоении орфографических правил
Дизорфографию следует дифференцировать от дисграфии, основа которой – нарушения фонематических принципов письма. Также, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть следствием частых заболеваний ребенка и пропусков школы, педагогической запущенности, перевода ребенка на обучение к другому учителю или на другую программу. В таком случае грамматические пробелы носят нестойкий характер и могут преодолеваться при объяснении и усвоении орфографических правил.